Извлекать пользу из ошибок
Не ошибается, как известно, тот, кто ничего не делает. Верно и обратное: кто что-то делает, ошибается. По крайней мере, иногда. - Приучайте ребенка анализировать причины неудачи - так вы научите его ясно понимать, что именно привело к ошибке, – советует возрастной психолог Андрей Подольский. - Уточняйте, что осталось непонятым, просите переделать дома упражнение, пересказать плохо усвоенный урок. Будьте готовы и сами заново объяснить суть недавно пройденного материала. Но никогда не делайте задание вместо него - делайте вместе с ребенком. - Хорошо, когда совместное творчество касается сложных и творческих заданий, - уточняет школьный психолог Тамара Гордеева, - проекта по биологии, отзыва о книге или сочинения на свободную тему. Обсуждайте с ним новые идеи, вместе ищите литературу, информацию в интернете. Такой («деловой») опыт общения с родителями, новые навыки помогут ребенку стать увереннее в себе, пробовать, ошибаться и самому искать новые решения. - Нет ничего более успокаивающего и восстанавливающего, чем моменты совместных занятий в кругу семьи, – добавляет Татьяна Бедник. - Вместе готовить, мастерить, устраивать игры, смотреть и комментировать передачу или фильм - столько невидимых, но фундаментальных способов обучения! Обменяться мнениями, сравнить себя с другими, иногда выступить друг против друга - все это помогает развивать критический ум, который, в свою очередь, поможет взглянуть на ситуацию со стороны и держать стресс на расстоянии. - Я думаю, основная задача родителя – создавать своему ребенку умеренно благоприятные условия. Потому что в абсолютно благоприятных человек деградирует - так же как и в абсолютно неблагоприятных, - комментирует психолог Андрей Кончаловский. - То есть не должно быть слишком холодно или жарко.
Нельзя иметь все. Нельзя, чтобы можно было ездить, куда угодно или есть все, что захочется. Нельзя, чтобы можно было все, – есть вещи, которые нельзя! И есть вещи, которые возможны, но их надо заработать. А есть вещи, которые необходимо делать, хотя не хочется. Родитель не должен быть только другом. Жизнь состоит из бесконечного количества ограничений, потому что мы всегда хотим того, чего у нас нет. Вместо того чтобы любить то, что имеем, мы хотим иметь то, что мы любим. И возникает масса ненужных потребностей. А жизнь не совпадает с тем, чего мы желаем. Нужно что-то заработать, а что-то осознать как то, чего мы никогда иметь не будем. И задача родителя - сделать так, чтобы ребенок усвоил эту идею. Это, конечно, борьба. Но без этого человек не станет человеком.
Планировать вместе - В какое время лучше делать уроки; взяться сначала за самое легкое или самое сложное; как правильно организовать рабочее место - именно родители должны научить ребенка планировать свою ежедневную жизнь, – говорит школьный психолог Наталья Евсикова. – Это поможет ему легче принимать решения, стать спокойнее - он перестанет садиться за письменный стол в последнюю минуту перед сном. Обсуждайте с ним его работу, объясняйте, что и для чего нужно, почему это стоит организовать именно так. Со временем ребенок научится самостоятельно планировать свое время и организовывать пространство. Но сначала родители должны показать, как это делается, и делать это вместе с ним. Создавать мотивацию Ребенку интересно, если он хорошо понимает, зачем он учится. - Разговаривайте с ним обо всем, что его увлекает,– советует Тамара Гордеева. – Напоминайте: успех приходит, если мы любим то, чем занимаемся, получаем от этого удовольствие, видим в этом смысл. Это поможет ребенку разобраться в своих желаниях, лучше понять свои интересы. Не требуйте многого, если вам самим учиться, читать, узнавать новое не очень-то и интересно. И наоборот, активно демонстрируйте свое любопытство к новому, если вы учитесь всю жизнь.
- Можно обратить его внимание на те знания и умения, которые понадобятся ему для осуществления детской мечты, – уточняет Андрей Подольский. – Ты хочешь быть кинорежиссером или врачом? На режиссерском факультете изучают историю изобразительного искусства и литературы. А врачу надо обязательно знать биологию и химию… Когда есть перспектива, у ребенка возникает сильное желание поскорее добраться до своей мечты. Страх исчезает, и учиться становится интереснее. Воспитывать, не подавляя Не раздражаться из-за неудач и избегать чрезмерной опеки – так можно было бы сформулировать двойное правило педагогики. Наталья Евсикова предлагает метафору: - Ребенок учится ездить на велосипеде. Когда он падает, разве мы сердимся? Конечно, нет. Мы успокаиваем и подбадриваем его. А потом бежим рядом, поддерживая велосипед, – и так до тех пор, пока он не поедет сам. Так же стоит поступать и в отношении школьных дел наших детей: объяснять то, что непонятно, рассказывать о том, что интересно. Делать вместе с ними что-то увлекательное или трудное для них. И, почувствовав встречную активность ребенка, постепенно ослаблять собственную – так мы освободим ему пространство для самостоятельного развития. Памятка выживателя для школьника (повесить на стену рядом с расписанием уроков) Что надо делать? 1. Быть коммуникабельным и дружелюбным. Большое количество друзей и приятелей - гарантия от происков врагов. 2. Стараться хорошо учиться - это спасает если не от большинства, то от многих проблем. 3. Не принимать неудачи слишком уж близко к сердцу. 4. Постараться как можно раньше определить главное занятие в жизни - и станет легче. 5. Надо беречь здоровье, оно еще пригодится.
Чего не надо делать? 1. Нельзя «стучать». Информировать учителей и других представителей администрации о школьной жизни. Последствия самые печальные. 2. Нельзя позволять над собой по-злому смеяться - затравят. Рано или поздно.
3. Не стоит стесняться самого себя при посторонних. Стыдно за себя любимого - стыдись перед зеркалом, это полезно. 4. Не нужно прогуливать школу больше пары дней подряд - войдет в привычку, избавиться будет трудно. 5. Не надо отчаиваться. Все пройдет. Так что учитесь, девочки и мальчики! Скорее всего, все ваши неприятности растают одновременно с окончанием учебы. Выйдете за школьный порог под звуки нестареющего вальса, в одной руке - аттестат, в другой - красная гвоздика, обернетесь и плюнете через левое плечо - это чтобы больше туда не возвращаться. И начнется новая жизнь.
Есть вопрос? 1. Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Строгино», т. (495) 753 1353, http://centr-strogino.ru 2. Психологический центр ИГРА, т. (495) 629 4629, www.igra-msk.ru 3. Центр помощи подросткам «Перекресток», т. (495) 609 1772,www.perekrestok.info 4. Центр психологического консультирования и психотерапии «Генезис», т. (495) 775
Литература: 1. Асмолов А. Чем нас пугает реформа школы?/ Александр Асмолов// PSYCHOLOGIES. - 2011.- № 61 (май). 2. Веркин Э. Для мальчиков и девочек: книга советов по выживанию в школе/ Эдуард Веркин.- М.: Эксмо, 2008.- 320с. - (Настольная книга для девочек и мальчиков) 3. Загорская Н. Как помочь учиться без стресса/ Наталья Загорская //PSYCHOLOGIES. - 2010. - № 53. 4. Цукерман Г. Введение в школьную жизнь/Галина Цукерман. - М.: Генезис, 2003. 5. Цукерман Г. Как младшие школьники учатся учиться/ Галина Цукерман. - М.: ПЦ "Эксперимент», 2000. 6. Цукерман Г. Мастеровой Б. Психология саморазвития/ Галина Цукерман, Борис Мастеровой. - М.: Генезис, 2003. 7. Шевченко Е. Поможет ли школа стать умнее?/ Елена Шевченко// PSYCHOLOGIES. – 2009.- № 41(сентябрь)
28.08.17 Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Тольяттинская библиотечная корпорация» e-mail: rossinskiye@gmail.com
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|