Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ценообразование на различных типах рынков

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Пензенский Государственный Университет

Кафедра «Экономика и финансы»

 

Е.И.Кисина

Ценообразование

Рабочая тетрадь

 

Пенза, 2017

 

МЕСТО И РОЛЬ ЦЕНЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Цены в условиях рынка являются инструментом конкуренции, перераспределением ресурсов и капитала.

Во всех экономических теориях вопросы формирования и регулирования цен рассматривались как центральные. Цены ресурсов, товаров, цены труда, тарифы на услуги – являются мерилом затрат и результатов, одновременно они выражают экономические отношения между людьми.

Существуют 2 основных теории цены

 

1.Затратная

 

2.Маржинальная

 

Исходя из существующих теорий цен, существуют два подхода к ценообразованию: затратный и ценностный.

 

ЗАДАЧИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Основными задачами принято считать:

1)

 

2)

 

 

1)

 

2)

 

3)

 

4)

 

5)

 

ВИДЫ ЦЕН И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

 

Цены мировые, цены международных региональных рынков, внутренние, внешнеторговые цены формируют группу видов цен в зависимости от масштабов обслуживания рынка. По сфере обслуживания национальной экономики дифференциация цен строится на основе учета особенностей различных сфер экономики.

В зависимости от того, какой признак взят для классификации, все виды цен можно разделить на различные группы:

1) По характеру обслуживаемого оборота:

· отпускная цена предприятия

 

· оптовая цена промышленности

 

· розничная цена

 

 

2) В зависимости от порядка возмещения потребителями транспортных расходов:

· цена в месте производства продукции

 

· единая цена с включением расходов по доставке

 

· зональная цена

 

· цена. определяемая на основе базисного пункта

 

 

3) По степени свободы от воздействия государства:

· свободная цена

 

· регулируемая цена

 

· фиксированная цена

 

4) По способу установления:

· твердая цена

 

· подвижная цена

 

· скользящая цена

 

5) Внутрифирменные цены

Трансфертная цена

Пример расчета трансфертной цены

Один из цехов предприятия, выпускающего электродвигатели, специализируется на выпуске подшипников, причем 50% своих мощностей отводит под производство специальных подшипников для внешнего заказчика. В текущем году предполагается реализовать на сторону 450 тыс.ед. подшипников по цене 15 д.е. за штуку при переменных издержках 8 д.е. На оставшихся мощностях можно произвести 650000 ед. подшипников для внутренних потребностей предприятия. Поскольку их делать проще и быстрее, то переменные затраты на единицу составят 3 д.е.

Какова должна быть трансфертная цена, если цех способен всю свою продукцию продать на сторону.

 

 

6) Цены, используемые в учете и статистике

ЦЕНООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ

Цена, являясь элементом рыночного механизма, оказывает влияние на формирование экономической конъюнктуры. Одновременно цена испытывает на себе влияние экономической конъюнктуры и является результатом ее развития. Цена товара формируется под воздействием множества факторов, определяющих состояние соответствующего рынка. Основные ценообразующие факторы представлены на схеме.

Система ценообразующих факторов

ИП - издержки производства; СП - средняя прибыль; ПСД - покупательная способность денег; ВК -валютные курсы; С - спрос; П - предложение; Ц - ценовая; НЦ - неценовая конкуренция; ПР - прямое; КР -косвенное регулирование; КТ - качество товара; ОП - объем поставок; ВПП - взаимоотношения продавца и покупателя; УП - условия поставок; ФЦ - франкирована цены.

 

 

 


СОСТАВ И СТРУКТУРА ЦЕНЫ

Элементы цен
Себестои­мость про­изводства и реализа­ции това­ров При­быль изгото­вителя Косвен­ные налоги (акциз НДС Снабженческо-сбытовая надбавка Розничная надбавка
Оптовая цена предприятия без НДС        
Отпускная цена предприятия без НДС
Отпускная цена предприятия с НДС
Продажная цена оптового посредника
Цена розничная
             

 

Пример 1.

Себестоимость изделия - 120 д.е. Ставка акциза - 30%. НДС - 18%. Отпускная цена предприятия (с НДС) - 350 д.е. Оптовая надбавка - 6%. Торговая наценка - 25%.

Определить: 1) Розничную цену изделия. 2) Прибыль промышленного предприятия от реализации изделия.

Пример 2.

Себестоимость изделия - 220 д.е. НДС - 18%. Отпускная цена предприятия (с НДС) -390д.е. Оптовая надбавка - 8%. Торговая наценка - 20%.

Определить: 1) Розничную цену изделия. 2) Рентабельность производства. 3) Составить структуру розничной цены изделия

 

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ РЫНКОВ

Роль цены в достижении предприятием поставленных целей зависит от структуры рынка, на котором предприятие продает свой товар. В основе понятия "структура рынка" лежит степень влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену. Известны четыре типа рыночных структур и для каждого из них роль цены разная.

Рынок чистой конкуренции:

Рынок чистой монополии:

 

Монополистическая конкуренция:

 

Олигополистический рынок:


 

Ценовая политика –

Ценовая стратегия –

 

Ценовая тактика -

 

На ранних этапах развития рыночной экономики цена была главным средством обеспечения рыночного успеха продавца. В настоящее время наряду с ценовыми стратегиями предприятия вырабатывают и неценовые стратегии, роль которых часто выше ценовых стратегий.

 

Чтобы правильно сформулировать ценовую политику, предприятие должно четко представлять цели, которых оно хотело бы достичь посредством продажи конкретного товара. В обычной хозяйственной практике с помощью ценовой политики возможно достижение большого количества целей. В реализацию ценовой политики на практике включено большое количество исполнителей.

Цели ценовой политики

1.Рост прибыли за счет максимизации объемов продаж

 

2. Рост прибыли за счет максимизации цены

 

3 .Рост прибыли за счет сохранения стабильного положения

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...