Технологические основы социально-культурной деятельности
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Введение в технологический комплекс Примером первых в практике социально-культурной деятельности технологий могут служить наполненные глубоким социальным смыслом и содержанием национальные традиционные обрядово-ритуальные формы. Структура и функции социально-культурных технологий. Три основные группы 1. традиционные технологии, 2. элитарные технологии, которые создаются, хранятся, используются и тиражируются культурной элитой 3.массовые технологии, рассчитанные на массовые социально-культурные общности, на присущие им проявления массового менталитета. Основным функции - социализирующая, которая наиболее полно проявляется в педагогических технологиях воспитания образования, просвещения; творческая функцию, реализуемая главным образом с помощью технологий духовного производства, инновации, индивидуального и группового творческого труда; коммуникативная в первую очередь для информационных и информационно-поисковых технологий, технологий общения; рекреативную функцию. Методы и методика общей социально-культурной технологии. Общая технология охватывает основные закономерности разработки и использования средств, форм и методов в целом, наиболее типичные условия и универсальные способы социально-культурной деятельности. К ним относятся экономические, правовые, организационные, педагогические, психологические и социально-психологические методы. В основе социально-культурных технологий лежит программно-целевой принцип. Формирование и реализация этих технологий определяется социальным заказом. Принципиальное теоретическое и практическое значение имеют средства, формы и методы. Методы - путь познания и преобразования мира и человека, в нем живущего. Методы - совокупность приемов (технологических частей) и способов (своеобразия воздействия) организации воспитывающей жизни, воспитывающей деятельности, воспитывающих отношений.
В социально-культурных институтах используются: - просветительные методы (изложение материала, демонстрация предметов или явлений, упражнения, направленные на закрепление знаний, отработку умений и навыков); - воспитательные методы (убеждение, пример, поощрение и его антипод - порицание), - методы организации творческой деятельности (выдвижение творческой задачи, тренаж, организация творческого содружества и распределения творческих обязанностей, налаживание творческого соревнования); - методы рекреации (вовлечение в развлекательное занятие, вытеснение малоценных развлечений полезными, организация игрового соревнования). -- метод убеждения - организация равноправного духовного контакта;- создание воспитывающих ситуаций и опора на импровизацию.
1. Педагогические основы технологий. Условия - Диагностика, прогнозирование и проектирование социально-культурных процессов. 2. Педагогические игровые технологии - Методы игры и игрового тренинга. «Игровое» правило распространяется на самые распространенные житейские ситуации - рыночные отношения, учебу, спортивные состязания, отношения в семье и т.д. - - Методы театрализации. Досуг детей имеет бесконечное множество сюжетов и социальных ролей. 3. Сущность и классификация социально-культурных технологий. Технологии социального прогнозирования, программирования, проектирования, творческого моделирования. Социально-демографический, «субкультурный» признак. Индивидуально ориентированные технологии (авторские, частные и др.) в социально-культурной среде. Специализированные или групповые технологии: семейные, возрастные и разновозрастные, социальные, профессиональные, конфессиональные и этнические технологии малых групп и общностей. Массовые, общедоступные технологии социально-культурной деятельности.
4. Культуротворческие и культуроохранные технологии. Практическое освоение этих технологий начинается в период ранней социализации, когда ребенок стоит перед необходимостью приобретения социально обязательных общекультурных знаний, умений и навыков. Способности - личностные умения и навыки, которые формируются на базе врожденных задатков. Одарённость - высокий уровень развития интеллекта, качественно своеобразное сочетание способностей. Талант - сочетание способностей, дающее возможность самостоятельно и оригинально осуществить какую-либо сложную, требующую высокого уровня мастерства деятельность. Культуротворческие технологии сопровождают человека и в период его профессиональной адаптации, включения в систему общественного разделения труда. Технологии творческого развития детей, подростков и взрослых, создания и обогащения культурных ценностей непосредственным образом связаны и взаимодействуют с технологиями изучения, сохранения, восстановления этих ценностей, освоения и использования культурного наследия в современном обществе Технологии художественно-творческой деятельности. Художественно-развивающие технологии. Культуроохранные технологии. Получают развитие коллекционно-собирательская, аналитическая и научно-исследовательская работа в области культуры и искусства. Возрастает интерес к творчеству, в первую очередь к авторскому. Самодеятельное творчество всех видов. Принцип художественного плюрализма. Сохранение культурно-исторической среды с помощью современных охранно-реставрационных мероприятий. 5. Рекреативные технологии Анимационные социокультурные технологии. Современные рекреативные методики основаны на психолого-педагогических закономерностях развлекательно-игровой, физкультурно-оздоровительной, художественно-зрелищной деятельности. Цель анимационных технологий - («оживления» и «одухотворения» отношений между людьми, обладает ярко выраженной гуманитарной направленностью) - предотвратить отчуждение личности в культуре общества, в структуре общественных отношений.
По своей направленности содержание досуга в здравницах и туристических учреждениях включает в себя концертно-зредищное и кинообслуживание; библиотечную работу; театрализованные и спортивные праздники; организацию вечеров вопросов и ответов, устных журналов, тематических вечеров, дискотек, игровых конкурсов и т. д. Среди досуговых форм наибольшим информационно-развивающим содержанием обладают экскурсии - большое разнообразие тематики и содержания экскурсии по исторической тематике, природоведческие (ландшафтные, ботанические, геологические, гидрогеологические и др.), литературные и искусствоведческие, по архитектурно-градостроительной тематике, обзорные (многоплановые) деловые, коммерческие, которые знакомят представителей деловых кругов с деятельностью промышленных, сельскохозяйственных, торговых предприятий. В обиход входят специально оборудованные комнаты психологической разгрузки, включающие в содержание своих сеансов аутогенные тренировки, интерперсональные тренинги, суггестию, отдых-гипноз, оздоровительные психокоррекции Реализуются специфические возможности музыкально-медиативных и театрально-оздоровительных программ, разговорной психотерапии библиотерапии, психогимнастики 6. Образовательные технологии Благодаря социально-культурной парадигме существенно расширились границы самого понятия образовательной технологии на любом из уровней общепедагогическом (общедидактическом), частнопредметном (дисциплинарном) и локальном (технологически микроструктурном). Источниками и составными частями образовательных технологий, как технологий социально-культурных, служат синтез достижений различных наук и практического отечественного и зарубежного опыта, сочетание традиционных элементов народной педагогики и культуры, педагогических и социально-культурных инноваций, опыта авторских школ, единство философских, социальных, психологических, культурологических факторов образовательного процесса. Источниками и составными частями социально-культурных, образовательных технологий служат преобразования в социально-экономической и духовной жизни общества.
Типология образовательных технологий - по характеру содержания и структуры - Обучающие и воспитывающие, светские и религиозные технологии. Технологии дошкольные, школьные (общеобразовательные), профессионально ориентированные. Технологии дополнительного образования. Гуманитарные и технократические образовательные технологии. – Типология по используемым способам, методам, средствам. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, креативные (творческие) технологии. ---- Технологии программированного и проблемного обучения. ---- Технологии развивающего и саморазвивающего обучения Диалогические, коммуникативные, игровые технологии Проблемно-поисковые и информационные (компьютерные) технологии Типология по функционально-организационному признаку. Массовые, групповые и индивидуальные технологии Технологии коллективного и дифференцированного обучения. Классно-урочные, академические и клубные технологии. Технологии продвинутого уровня (лицейского, гимназического, специального образования) Технологии компенсирующего, коррекционного обучения. Технологии сотрудничества и авторитарные технологии. Альтернативные технологии. Образовательные технологии работы с трудными и одаренными детьми. 7. Классификация и типология социально-защитных, реабилитационных технологий. О здоровительные (медико-биологические, валеологиче- 8. Управленческие технологии (социокультурный мнеджмент) - совокупность управленческих отношений и способов управленческой деятельности в социально-культурной сфере, как особый вид взаимодействий и взаимосвязей между коллективами и отдельными людьми - субъектами эгой деятельности. Предметом технологий этого менеджмента служат театр, кинопроизводство, цирк, хореография, музыкально-хоровое и оркестровое исполнительство, изобразительное искусство, средства массовой информации, индустрия развлечений, эстрада, игорный и шоу-бизнес, артбиз-нес, спортивно-оздоровительный бизнес и туризм, книгоиздание и книготорговля, сервисные услуги ресторанного и гостиничного бизнеса и многие другие отрасли. Изначальными для процесса управления являются технологии анализа, или маркетинговые технологии.
Организационно-распорядительные методы. 1) директивные методы (распоряжения, приказы, постановления, указания, консультации, инструкции, советы и другие), которые могут носить обязательный, согласительный или рекомендательный характер. 2) экономические методы (метод коммерческого, хозяйственного расчета, ценовая политика, финансовое планирование, бюджетная деятельность, экономический анатиз и тд). 3) социально-психологические методы (методы повышения социальной активности, обмен опытом, критика и самокритика, внушение, личный пример руководителя, соблюдение деловой, управленческой и профессиональной этики и тд). Методы мотивации и стимуляции в социально-культурной деятельности - методы материальной, экономической мотивации (заработная плата, премия, льготы, проценты, участие в прибылях, доплата и др); - методы нематериальной, социальной, психологической, морально-этической мотивации (делегирование полномочий, прав и ответственности, предоставление более содержательной, социально значимой работы с перспективой должностного и профессионального роста, общественное признание, благодарности, улучшение условий труда, создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе и тл.). 9. Исследовательские технологии - различаются по следующим параметрам: - по срокам и продолжительности проведения: плановые (в Виды исследовательских технологий. Технология контент-анализа предусматривает исследование совокупности информационных материалов СМИ (главным образом, текстовых) по отдельным темам и направлениям социально-культурной деятельности. --- Технологии опроса К технологиям опроса примыкают технологии рейтингов и тестов, в частности технологии социометрии. Дискуссии. Система рейтингов. --- Технология наблюдения.---Экспериментальные технологии - формирующие (преобразующие) технологии. - диагностирующие (констатирующие) технологии. - - поисковые (разведывательные) технологии. 10. Проектные технологи. Начинаются с поиска и оформления проектной идеи. В основе генерации проектной идеи лежит предложенный психологами так называемый «принцип антиканонов» - чтобы проектировщик научился выходить за пределы стереотипов, формирование у проектировщиков способности к инициированию нестандартньгх решений, к пробе творческих сил на опережающих моделях, умению личности в любой ситуации отстоять свою авторскую позицию. - технологии современного дизайна; - технологии общественных связей («пиар-технологий»); экологонаправленных технологии. 11. Альтернативные инновационные технологии. Примерная схема кодировки механизма осуществления инновационной технологии включает в себя следующую последовательность действий - появление инновационной идеи, ее формализация, предполагающая обозначение ее названия, краткой сути и указание возможной области ее распространения и реализации в социально-культурной среде. Метод мозгового штурма, или мозговой атаки, ориентирован на коллективную выработку творческих идей. Метод «записной книжки». К числу существенных проблем относится социальная защита инновационных технологий против механизма отрицания и охрана авторского права. 12. Технологии коммуникации и общественных связей - сконцентрированы на формировании, приеме, переработке, хранении и распространении различных по масштабам и содержанию объемов информации. Технологии общественных связей. 13. Информационно-просветительные и рекламные технологии - диалог. обсуждение, обмен и производство новой информации. Массмедийные технологии. Рекламно-информационное обеспечение. Р екламные кампании. Технологии избирательных кампаний -изготовление аудио- и видеороликов для радио и ТВ, сайта для Интернет-сети, пресс-релизов, статей и листовок для печати, пресс-конференций, интервью, брифингов. 14. Технологии межнационального и межкультурного обмена и сотрудничества. - Через национальное к интернациональному. Сеть не только образовательных, но и культурно-досуговых центров (клубов, библиотек, парков, музеев и др) формируется с учетом национального состава населения региона, специфического типа расселения национальных групп в границах территории. Обеспечение возможности для реального полилога культур и равноправного культурного диалога. Культурный обмен. Двусторонние и многосторонние международные договоры и соглашения. Реализация Доктрины культуры мира - возможности самоидентификации, самовыражения, - создание условий для вступления в равноправный диалог с инокультурным окружением. - обеспечение включенности личности в современные мировые (евразийские) общецивилизационные процессы. Основа - изучение национальных культурно-исторических традиций, целенаправленное интеллектуальное, нравственное и эмоциональное развитие личности в контексте национальной культуры и диалога культур, - формирование понимания многообразия и взаимовлияния культур, необходимости перехода к диалогу и партнерству; перенесение акцентов с рассмотрения исторических конфликтов на изучение примеров ненасильственных социально-политических перемен и взаимообогащения различных культур; - усвоение ценностей, взглядов и норм поведения, свойственных
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|