Договорная и естественно-правовая теории
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Академия Государственной службы и управления Кафедра истории и теории государства и права
Реферат ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Исполнитель: Шошгнашгищшо-щль
Научный руководитель: грзщолхздбхщшипе
Сыктывкар 2006
Содержание
Введение 1. Теории происхождения государства и права не связанные с материалистическим пониманием истории 1.1 Теологическая теория 1.2 Патриархальная теория 1.3 Договорная и естественно-правовая теории 2. Историческая школа права 2.1 Психологическая теория 3. Материалистические теории происхождения государства и права 3.1 Органическая теория 3.2 Теория насилия 3.3 Историко-материалистическая (марксистская) теория 3.4 Историко-материалистическая (немарксистская) теория 3.5 Ирригационная теория Заключение Библиографический список
Введение
Теория государства и права, как следует из ее предмета, - наука политическая. Политика– это искусство управлять государством и она по определению не может быть беспристрастной, так как является сферой деятельности, связанной с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, смыслом, которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. Поэтому неудивительно, что разными исследователями, казалось бы, одни и те же признаваемые факты оцениваются и истолковываются по-разному. Так в строго теоретическую проблему о происхождении государства и права вносится чисто политический момент. Что создаёт еще одну сложность в изучении теории государства и права, вытекающую из множественности точек зрения различных авторов по вопросам происхождения государства и права. Ведь точек зрения и мнений может быть сколько угодно, а истина только одна. Очевидно, в данном случае нужны, не просто ссылки на различные точки зрения, а выделение тех из них, которые в силу своей верности и доказательности полнее всего соответствуют истинному положению вещей.
Поэтому объектом исследования в данной работе станут - основные теории происхождения государства и права. Предметом исследования – социально-правовые положения и политические особенности теорий происхождения государства и права. Цель работы – изучение мнений сторонников тех или иных теорий происхождения государства и права, усвоение характерных отличий и общностей теорий, взглядов, позиций. Задачи: достижение понимания исторической и практической мотивации авторов теорий государства и права. Актуальность данной темы обусловлена тем, что изучение теорий происхождения государства и права, их характерных особенностей не завершёно и не исчерпано. Так как процесс исчезновения одних государств и появления других продолжается и в наши дни, равно как и смена политических режимов. Например, такие памятные события как объединение Германии, развал СССР, Югославии, Чехословакии, «революция роз» в Грузии, «оранжевая» революция на Украине и в Киргизии, пока не получили каких-либо оценок, характеристик с точки зрения происхождения государства и права, то есть дают новую почву для размышлений.
Теории происхождения государства и права, не связанные с материалистическим пониманием истории Теологическая теория Рассматриваемая теория не является научной, поскольку заведомо опирается не на знания в их обычном понимании, а на веру в бога. Её нельзя ни доказать, ни опровергнуть без решения вопроса о существовании бога. Первоначальные религиозно-мифические представления о божественном происхождении государства и права характеризуются крайне широким многообразием. Это вполне объясняется особыми историческими условиями существования религий и ранних государственных образований, как Древнего Востока, так и Древнего Запада, Месопотамии или Африки. Только впоследствии эти воззрения были переработаны на почве различных течений христианства в относительно цельную теологическую доктрину, выделились доктрины иудаизма, мусульманства (ислама), буддизма и других. В теологической теории - учении богослова Фомы Аквинского (1225- 1274), которая в более позднее время, именовалось как «томизм», процесс возникновения государства и права рассматривался аналогично сотворению Богом мира. Религия, по учению Ф. Аквинского, должна обосновывать необходимость возникновения и существования государства от Бога. В свою очередь государство обязано защищать религию. Освящение (монарх - помазанник божий) государственной власти божественным ореолом придавало такой власти и авторитет, и безусловную обязательность неограниченной власти монарха. В древней Греции ученик Сократа (469-399 до н.э.), потомок знаменитого законодателя Солона, - Аристокл, под прозвищем Платон (427-347 до н.э.), основал в пригороде Афин школу, где учил, что источником происхождения государства и права является божество. Ученик Платона и воспитатель Александра Македонского - Аристотель (384-322 до н.э.) – также является сторонником божественного происхождения государства и права. Сократ, Платон и Аристотель выражали позицию, заключающуюся в том, что наряду с законами, порожденными людьми, существуют вечные, неписанные законы, "вложенные в сердца людей самим божественным разумом". В основе этих законов лежит вечный, незыблемый божественный порядок, который господствует не только в человеческих ощущениях, но и "во всем строе мироздания". Однако наряду с ним на возникновение и развитие государства и права решающее влияние оказали жажда денег и власти, алчность, честолюбие, высокомерие, жестокость и другие отрицательные человеческие черты.
Своего рассвета теологическая теория достигла в эпоху средневековья. На стадии перехода народов к феодализму и в феодальный период на рубеже XII-XIII веков в Западной Европе получила развитие теория «двух мечей». Основной смысл её состоял в том, чтобы утвердить верховенство церковной власти над светской (государством) и доказать, что нет государства и права "не от бога".
1.2 Патриархальная теория Эта теория берет начало из недр теологии. Уже в античное время Платоном и Аристотелем была выдвинута идея о том, что человеческое обществе изначально было патриархальным. Более определенно по этому поводу высказывался Аристотель. По Аристотелю, государство является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения. В XVII веке с тех же позиций обосновывалось существование абсолютизма в Англии в сочинениях английского социолога Р. Фильмера "Патриархия, или защита естественного права королей" (1642), "Патриарх" (1680). Так происхождение государства и теория "божественного права королей" выводились из изначального патриархата. Средневековые светские феодалы также прибегали к патриархальной теории происхождения государства и права для обоснования неограниченной власти монарха - отца своих подданных и всей нации. Позднее эта теория получила свое отражение в высказываниях одного из теоретиков народничества в России, социолога Н.К. Михайловского (1842-1904), а на Западе - английского историка права Г. Мэна и других.
Государственная власть, по мнению сторонников патриархальной теории, есть ничто иное, как продолжение отцовской власти. Власть государя, монарха - это патриархальная власть главы семьи. Патриархальная теория служила в средние века обоснованием абсолютной («отеческой») власти монарха. Как и отец в семье, так и монарх в государстве не выбирается. Характерно, что не существует ни одного исторически достоверного свидетельства подобного способа возникновения государства и права. Напротив, считается установленным, что патриархальная семья как исторически закономерное явление возникает в процессе разложения первобытнообщинного строя, вместес государством.
Договорная и естественно-правовая теории Эта теория содержит чрезвычайно много аспектов, противоречива и непоследовательна на различных исторических этапах развития. Она вобрала в себя разноречивые взгляды крупнейших мыслителей всех времен, стоящих порой на диаметрально противоположных политико-правовых и философских позициях. Ряд авторов выделяет договорную - как теорию происхождения государства, а теорию естественного права рассматривает с позиций происхождения права. Рассматриваемая теория как договорная, основанная на естественных правах человека, базируется примерно на следующих общих положениях: 1) Возникновению государства предшествует естественное состояние 2) Государство возникло и основано на общественном договоре, уставших от борьбы с природой и друг с другом людей. Государство и право представляются продуктом разума и воли (людей и Бога). Решив выйти из "естественного" (догосударственного) состояния, люди объединились в государство на определенных условиях, и они добровольно передают государству часть своих врожденных (естественных) прав и свобод. А государство обеспечивает охрану частной собственности и личной безопасности, заключивших договор.
Позитивное право - это существующее, действующее в данный момент право. Естественное право, исходящее от «всеобщего разума», стало как пожелания и рекомендации того, каким должно быть в идеале реальное, то есть положительное право. Вершины своего развития договорная и естественно-правовая теории достигают когда становятся теоретической основой идеологии антифеодальных буржуазных революций XVII-XVIII веков. В это время и формируется школа естественного права, оказавшая большое влияние на развитие буржуазного национального права и международного права: Г. Гроций и Б. Спиноза в Голландии; Т. Гоббс и Д. Локк в Англии; во Франции - Ж.Ж. Руссо, П. Гольбах, Д. Дидро, Ш. Монтескье; в России - П.И. Пестель, а также А.Н. Радищев (1749-1802). Последний полагал, что государство возникает как следствие молчаливого договорачленов общества в целях совместной защиты от произвола сильных. Считается, что первым предпринял попытку приспособить теорию естественного права к интересам буржуазии Г. Гроций (1583-1645). Теоретической основой и идеологическим обоснованием буржуазного революционного движения во Франции послужили идеи Ж.Ж. Руссо (1712-1778). Рассматривая государство как продукт Общественного договора, он считал, что каждый человек передает в общее достояние свою личность и все свои силы. В результате образуется коллективное целое, которое раньше именовалось "гражданскою общиною", позднее - "республикою или политическим организмом...". В Декларации прав человека и гражданина (1789), программном документе Великой Французской революции (1789-1794), записано: "Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. В принятой, по проекту Т. Джефферсона (1743-1826), Декларации независимости США (1776) говорится: "Мы считаем самоочевидными истины, что все люди созданы равными и наделены неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью". Для официальной государственной доктрины это было абсолютное новшество. С конца XIX в. и вплоть до настоящего времени наблюдается период так называемого возрожденного естественного права. Но некоторые авторы полагают, что наибольшее распространение современные теории естественного права имели в середине прошлого столетия. С принятием Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. влияние естественно-правовых учений пошло на убыль. Политики и юристы, аргументируя свои позиции по правам человека, предпочитают ссылаться на международные пакты как на нормативные документы. Во многих странах снижается интерес к теориям естественных прав личности.
Историческая школа права В XVIII веке договорную и естественно-правовую теории стала теснить историческая школа права, стоявшая на позициях историзма в объяснении возникновения государства и права. По мнению английского парламентского деятеля Э. Бёрка: «Государственная жизнь определяется не абстрактными схемами и договором, а историей и традициями. Поэтому революция неправомерна. Реформа, основанная на началах национальной традиции, - вот правильный путь. Политическая свобода - не абсолютное, а относительное понятие. Равенство граждан – фикция». Представитель исторической школы права Ф. Савиньи (1779-1861), и другие ее сторонники (основоположник исторической школы права Г. Гуго (1764-1844), Г. Пухта (1798-1846) и др.) утверждали, что право появляется самопроизвольно в результате исторического выражения народного духа. Оно не создается законодателем, который всего лишь фиксирует состояние народного духа. Право исторически возникает, растет и умирает вместе с данным народом, аналогично развитию народных нравов, обычаев, языка. Государство, по мнению Савиньи, представляет собой "естественное целое, телесное выражение духовной общности народа, органическое проявление народа, продукт закономерного исторического развития".
2.1 Психологическая теория Эта теория получила распространение в начале XX столетия в Германии, Франции, России. Представители этой теории: Цицерон, Н.М. Коркунов, 3. Фрейд, Дж.Ф.Мейтленд-Джонс. Одним из её основоположников является российский правовед Л.И. Петражицкий (1867-1931). Согласно его представлениям, право подразделяется на: интуитивное – это внутренне присущие человеку, правовые представления, убеждения, переживания, взгляды. И позитивное - совокупность официальных правовых норм. Цицерон же полагал, что государство есть достояние народа. Народ не любое соединение людей, собранных каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных с собой в вопросах права и общности интересов. Из психологической потребности индивида повелевать или повиноваться выводил необходимость создания государства и права австрийский психиатр 3игмунд Фрейд (1856-1939). Он исходил из существования первоначальной патриархальной орды, деспотический глава которой еще на заре истории будто бы был убит своими взбунтовавшимися сыновьями, движимыми особыми биопсихологическими, сексуальными инстинктами («Эдипов комплекс»). Для подавления в дальнейшем агрессивных влечений человека и понадобилось, по Фрейду, создать государство, право, всю систему социальных норм и вообще цивилизацию. В противовес подобным воззрениям сторонники социально-психологическогонаправления этой школы (французский философ Э. Дюркгейм (1858-1917) и др.) развивает в традициях Аристотеля взгляд на человека как на существо, прежде всего общественное по своей природе,а не психобиологическое. В государстве отдельная личность естественно поглощается коллективом, а законы - суть коллективных представлений людей о должном. Высоко оценивая концепцию естественного права, видный дореволюционный российский государствовед Н.М. Коркунов возводил государство и право к "психологическому единению людей". Государство, по его мнению, возникает в результате осознания людьми своей зависимости от внешней власти. Государство и право получают в глазах людей значение некоего объективного порядка, "не зависящего от человеческой воли, стоящего выше человеческого произвола".
Материалистические теории
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|