Предмет и круг проблем философии техники
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3 1. Предмет и круг проблем философии техники 4 2. Сущность, виды и функции техники 8 3. Техническая и инженерная деятельность, их специфика и функции 13 4. Гуманитарная культура против сциентизма и техницизма 29 5. Гуманизация науки, техники и инженерии. Этика ученого и инженера 35 Заключение 44 Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки 45 Литература 46
ВВЕДЕНИЕ Главная цель данного коллоквиума – приобщить студентов к размышлениям над сложными философскими, мировоззренческими, методологическими и антропологическими проблемами техники и инженерной деятельности. Преподаватели нашей кафедры исходят из концепции гуманитаризации и гуманизации высшей технической школы и инженерного образования как веление времени, из того, что ныне гуманитарная подготовка специалиста приобретает большой профессиональный смысл. Гуманитарная, в том числе и философская культура специалистов является сегодня важнейшим показателем (критерием) их профессионализма и компетентности. В этой связи следует понять, что профессиональная культура инженера, характеризующая способ и меру овладения им инженерным делом, представляет собой своеобразный «сплав», синтез естественнонаучного, технического и социальногуманитарного знания.
Словом, самостоятельное изучение студентами философских проблем техники и инженерной деятельности повышает уровень их культуры и самосознания, приобретает не только теоретико-методологическую и мировоззренческую, но и профессиональную значимость. Для понимания и обсуждения темы коллоквиума можно выделить следующие основные вопросы: 1. Предмет и круг проблем философии техники. 2. Сущность, виды и функции техники. 3. Техническая и инженерная деятельности, их специфика и функции. 4. Гуманитарная культура против сциентизма и техницизма. 5. Гуманизауия науки, техники и инженерии. Этика ученого и инженера.
Философские проблемы техники и инженерной деятельности: ПЛАН КОЛЛОКВИУМА 1. Предмет и круг проблем философии техники. 2. Сущность, виды и функции техники. 3. Техническая и инженерная деятельности, их специфика и функции. 4. Гуманитарная культура против сциентизма и техницизма. 5. Гуманизауия науки, техники и инженерии. Этика ученого и инженера. Предмет и круг проблем философии техники Техника как общественный феномен стала в должной мере изучаться лишь последние 100 лет. Сам термин "философия техники" ввел в научный оборот Э.Капп в книге "Основания философии техники" (1877 г.) Историки считают, что философия техники как относительного самостоятельная область исследования зародилась в Германии и России в конце ХIХ-начале XХ вв. Уже в 1903 г. русский инженер и философ техники П.К.Энгельмейер сделал попытку создать библиографию философии техники. В ней он выделяет работы "философствующих инженеров" (Э.Гартик, Фр.Рело и А.Ридлер) и публикации философов (Э.Капп, А. Эстинас, Ф.Бон). Были, конечно и другие исследователи, но эти, по мнению самого Энгельмейера, главные.
В 60-80-х годах нашего столетия философия техники получила широкое распространение в странах Западной Европы, Северной Америки, а также в Японии. В ХХ веке философскими проблемами техники активно занимались Ф.Дессуэр, Л.Мэмфорд, Х.Ортега-и-Гассет, М.Хайдеггер, О.Шпенглер, Ж.Эллюль, К.Ясперс и многие другие западные философы. Из отечественных можно назвать В.И.Белозерцева, Г.Н.Волкова, В.Г.Горохова, В.В.Чешева, Г.И.Шеменева и др. Однако до сих пор существуют различные трактовки философии техники и её проблем. "Философия техники - направление философских исследований, в центре которого - всесторонний, философско-методологический и социокультурный анализ техники как сложного, целостного, динамического и противоречивого феномена современной цивилизации, тесно связана с философией и социологией науки, философской антропологией и другими современными течениями философской мысли". Очевидно, что это самое общее определение философии техники. К сожалению, в данной статье не названа её основная проблематика. Понятно, что технику изучает не только философия. Поэтому надо показать специфику именно философского анализа техники. Некоторые авторы полагают, что философия техники, "во-первых, исследует феномен техники в целом, во-вторых, не только её имманетное развитие, но и место в общественном развитии в целом, а также, в-третьих, принимает во внимание широкую историческую перспективу". Другие исследователи особо подчеркивают философско-методологический, мировоззренческий и аксиологический характер философии техники. Порой указывается на то, что философия техники решает две центральные задачи: осмысление природы и сущности техники, а также поиски путей и способов выхода из кризиса, порожденного техникой и техногенной цивилизацией. Заслуживает особого внимания позиция В.И.Белозерцева и Я.В.Сазонова, согласно которой при изучении философских проблем техники и технических наук следует выделять такие аспекты, как социальный, онтологический, гносеологический и методологический. В "Программе кандидатских экзаменов по философии для аспирантов и соискателей нефилософских специальностей" (М., 1997) выделяются следующие разделы: онтология и гносеология техники, социология и культурология техники, антропология техники, философские проблемы технического знания и инженерной деятельности, техника в системе культуры. Иными словами, в ней содержание философии техники как области современной философии представлено в относительно полном виде, определены основные её проблемы и аспекты.
Хочется специально подчеркнуть, что современный философский анализ техники должен носить рефлексивный, критический и гуманистический характер. Технику следует изучать как социокультурное явление. Философия техники осмысливает прежде всего самые общие, фундаментальные, наиболее принципиальные проблемы техники, исследует этот феномен в целом, как социокультурное образование, выясняет сущность, место и роль в мире, в общественном развитии. Однако анализ литературы свидетельствует о том, что фактически философия техники охватывает также вопросы технологии, технического знания, технической и инженерной деятельности. Думается, что ныне наиболее актуальными являются онтологические, социокультурные и антропологические проблемы техники. Имеет смысл здесь их назвать. Онтологические вопросы философии техники. Мир естественный и мир искусственный. Техносфера как особая форма бытия. Феномен виртуальной реальности и её философская интерпретация. Природа, сущность и виды техники. Понятие технологии. Генезис и развитие техники. Технические и технологические революции в истории человечества. Современная компьютерная революция. Новые информационные технологии. Особенности технической и инженерной деятельности. Техника как "овеществленное знание". Значение технических наук для развития данного феномена. Техника, социальное пространство и социальное время. Техника и космос. Пределы расширения техносферы. Социокультурные вопросы философии техники. Техника как социокультурный феномен. Место и роль техники в обществе и культуре. Социокультурные функции техники. Социокультурные доминанты развития техники, технологии и инженерии.
Техника как фактор цивилизации. Технологический детерминизм и технократия. Техницизм и антитехницизм. Связь техники с другими феноменами культуры (наукой, искусством, моралью, религией и др.). Научно-техническая революция и её социокультурные последствия. Новые проблемы в культуре ХХ - рубежа ХХI века, порожденное современной техникой. Кризис техногенной цивилизации. Взаимоотношения естественного и искусственного миров как глобальная проблема современности. Техника и будущее человечества. Технические утопии и антиутопии. Место и роль научно-технической интеллигенции в современном мире. Техническая и инженерная культура личности. Социокультурные основания технической и инженерной деятельности. Социотехническое проектирование. Оценочные критерии новой техники и технологии. Необходимость их гуманистической экспертизы. Современная техника и проблема социально-исторической ответственности научно-технической интеллигенции. Вопросы инженерной деятельности. Проблема гуманизации техники, технологии, высшей технической школы и инженерного образования. Антропологические вопросы философии техники. Биоантропологические основы происхождения техники. Философский смысл проблемы "человек-техника". Формы и границы воздействия техники на человеческое бытие. Техника, этика и эстетика. Дизайн, техническая эстетика, инженерная психология и эргономика, их антропологический смысл. Техническое и инженерное творчество как способ и мера реализации сущностных сил человека, его самореализации, самоутверждения. Пути и средства развития творческого потенциала студентов технического вуза. Некоторые названные здесь вопросы будут специально рассмотрены ниже.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|