Проблемы свободного предпринимательства, рынка и конкуренции, рамок государственного регулирования
Неолиберализм Неолиберализм - это экономическая теория, согласно которой, лучшей экономической системой является система, гарантирующая свободу личной инициативы хозяйствующих субъектов, направленной на обеспечение максимального удовлетворения потребностей при минимуме затрат. Либерализм провозглашает три основных условия функционирования рыночной системы: наличие частной собственности как юридической основы экономической жизни; свободного предпринимательства как генератора технических нововведений и экономического прогресса; свободной конкуренции как важнейшего механизма координации экономических отношений. Общие принципы неолиберализма были продекларированы в 1938 г. в международном масштабе на конференции в Париже, которая была названа "коллоквиумом Липпмана", где собрались крупнейшие представители этого направления для разработки единой научно-практической платформы. Суть одобренных в Париже общих принципов неолиберального движения сводилась к следующим положениям: 1 рынок признавался наиболее эффективной формой хозяйствования, создающей наилучшие условия для экономического роста; 2 отстаивалось приоритетное значение свободы участников экономической деятельности; 3 провозглашалась необходимость государственной поддержки условий свободной конкуренции; 4 предполагалось создание государством законодательного порядка, гарантирующего свободу личной инициативы в рамках рыночной экономики. Современный неолиберализм не является однородным течением. Под названием неолиберализма выступает несколько школ, объединенных общей методологией анализа экономических процессов. Среди них: чикагская (М. Фридмен), лондонская (Ф. Хайек), фрайбургская (В. Ойкен) школы.
Специфика неолиберализма обусловлена различными формами участия государства в экономическом развитии, т.е. национальными особенностями хозяйствования, исходными теоретико-методологическими позициями. Неолиберализм получил наибольшее распространение и влияние, систематизированную разработку в Германии. В связи с этим в послевоенный период термин "неолиберализм" стал употребляться применительно к западногерманскому варианту данного течения. Вначале немецкий неолиберализм сформировался в конце 20-х - начале 30-х годов как альтернатива фашистскому режиму, вводившему государственный контроль за экономической деятельностью, регулирование цен и доходов, централизованное распределение материальных и финансовых ресурсов. В связи с этим неолибералам пришлось, с одной стороны, разрабатывать новую либеральную стратегию и тактику государственного воздействия на хозяйственные процессы, с другой - активно защищать основы рыночной экономики от силового вмешательства в нее. Основоположником неолиберализма в Германии стал Вальтер Ойкен (1891-1950), заведовавший в начале 30-х годов кафедрой политэкономии во Фрайбургском университете, в честь которого школа получила название "фрайбургской". К числу видных неолибералов первого поколения относятся также Ф. Бём, X. Гроссман-Дерт, А. Рюстов, В. Репке, Л. Микш, К. Гестрих, Ф. Лутц и др. В настоящее время во Фрайбурге действует научно-исследовательский институт имени В. Ойкена, продолжающий разработки и популяризацию неолиберальной концепции. Главной теоретической трибуной немецких неолибералов являются сборники под программным названием "Порядок экономики"("Огdо"), издающиеся ежегодно с 1937 г. Латинское слово "Ордо" превратилось в собирательное понятие, символизирующее строй экономики или организацию хозяйства, поэтому западногерманская доктрина стала также называться ордолиберализмом, который признавал свободу индивидуальной деятельности только в рамках определенного социально-экономического порядка, позволяющего осуществлять целенаправленную координацию всех видов деятельности и обеспечивать работоспособность хозяйственной системы.
Неолибералы предприняли попытку создать собственное учение о национальном хозяйстве на базе синтеза новой (молодой) исторической школы, неоклассики и традиционного либерализма. Важнейшим объектом исследования стали институциональные основы рыночного механизма. Так, экономические системы рассматриваются как постоянно развивающиеся организмы, отличающиеся друг от друга под воздействием социальных, исторических, технологических условий. Государство изучается как организующее начало, а экономическая деятельность индивидов, семей, групп, государства характеризуется интеграцией и взаимозависимостью. Ойкен в своей книге "Основы национальной экономики" (1940), выдержавшей 9 изданий, осуществил фундаментальную проработку проблематики типологии основных форм рыночной экономики и разработал теорию экономического порядка. Для того, чтобы выбраться из хаоса исторического разнообразия экономических систем и выявить закономерности их исторической изменчивости, Ойкен предложил использовать методы научной морфологии - науки о формах и строении организмов, изучающей их внутреннюю дифференциацию, эволюцию. По мнению ученого, чтобы определить строение экономики, необходимо выяснить происхождение и первооснову всех хозяйственных явлений - хозяйственных планов субъектов, которые они составляют для преодоления нехватки имеющихся благ для удовлетворения потребностей. В рамках страны согласование между планами может осуществляться двояко: либо на основе конкуренции и рынка, либо на основе централизованных приказов и планирования. Следовательно, все формы реального экономического строя, которые когда-либо существовали в истории человеческого общества, могут быть сведены к двум абстрактным или "идеальным" типам экономической организации: "центрально-управляемой" и "меновой" (рыночной)экономике.
Это - "чистые" типы или логические конструкции, инструменты анализа, при помощи которых разнообразный исторический материал систематизируется на базе единого критерия - управления или координации экономической деятельности. "Идеальные" типы не существуют в реальности. В конкретных исторических системах элементы обоих "чистых" типов переплетаются, определяя специфику строя. Поэтому Ойкен сравнивал морфологию с алфавитом, в котором идеальные типы, как буквы, служат для составления слов. Он отмечал, что всякое конкретное хозяйство состоит из одного и того же набора элементов (разделения труда, денег, цен, прибыли, зарплаты, кредита и др.), но эти элементы сочетаются всякий раз по-новому, в зависимости от господствующего принципа организации (децентрализации или централизации). Любая реальная система является смешанной: в условиях реального центрально-управляемого хозяйства, выступавшего в формах натурального, социалистического или корпоративного строя, допускается децентрализация потребительского выбора, места работы, учебы; в рамках реальной децентрализованной рыночной системы возможна централизация отдельных хозяйственных функций (госбюджета, банков, страхования) и отдельных отраслей (транспорта, связи и др.). Наиболее эффективной экономической системой, по мнению Ойкена, является свободное рыночное хозяйство, основанное на конкуренции и гибком ценообразовании, которые, в свою очередь, являются лучшим механизмом стимулирования индивидуальной деятельности, технического прогресса, экономического роста. Ойкен подчеркивал, что эффективная децентрализованная экономика возникает не стихийно, а должна формироваться под сознательным руководством государства. Государство должно проводить специальную "политику порядка", выбирая доминирующие хозяйственные формы, определяя тип организации системы. Экономический порядок - это совокупность правил, норм и учреждений, увязанных со структурной организацией и регулирующих отношения между элементами экономической системы.
Таким образом, неолиберализм кардинально отличается от традиционного либерализма и неоклассики осознанием того, что эффективная рыночная экономика, основанная на конкуренции, - это не продукт стихийной игры экономических сил, что нередко ведет к различным деформациям системы. Капитализм, по мнению Ойкена, - это историческая форма менового хозяйства, соответствующая тому периоду, когда государство было "ночным сторожем" и проповедовало принципы невмешательства. Пассивность государства обусловила подрыв условий конкуренции, спровоцировала развитие таких явлений, как монополизм, социальное неравенство, безработица, кризисы. Так, подрыв структур свободной конкуренции монополизацией экономики основоположники неолиберализма расценивают как непосредственный источник всех бед. Рост крупных корпораций, государственный контроль - как признак разложения системы, основанной на принципах свободной конкуренции. Конкуренция, по мнению либералов, в ходе стихийной эволюции самовырождается, так как конкурентная борьба способствует уничтожению соперников и появлению монополистов. Крупные компании воздействуют на характер, темпы, условия конкуренции, на рыночные отношения спроса и конкуренции. Это нарушает действия стихийных регуляторов - гибких цен, и ведет экономику к кризису. В связи с этим неолибералы выдвинули тезис о необходимости спасения рыночной системы путем создания "организованного" рынка и определили главной задачей государства реанимацию рыночной экономики, поддержание базисных элементов конкурентной системы. Основными конституирующими определяющими принципами формирования высокоэффективной рыночной системы, впервые сформулированными Ойкеном в его концепции "строя конкуренции" и развитыми в трудах его последователей, являются: незыблемость частной собственности, свободное ценообразование, стабильное денежное обращение, экономическая самостоятельность и ответственность предпринимателей, конкуренция без монополий, принцип открытых рынков и постоянства экономической политики. Право частной собственности Ойкен называет предпосылкой нормального функционирования рыночной экономики, так как только на этой основе возникают самостоятельные и независимые субъекты на рынке, несущие полную ответственность за результаты своей деятельности, могут быть обеспечены принципы свободы принятия решений, свободы выбора, свободы сделок и договоров. В связи с этим, по мнению неолибералов, формирование рынка должно сопровождаться процессами разгосударствления и приватизации в экономике.
Сердцевиной рыночного механизма является свободное ценообразование, которое позволяет одновременно решать две ключевые задачи: направлять производство выпускаемых товаров максимально соответствующего (качественного и количественного) общественным потребностям; стимулировать поиск наиболее эффективных путей развития производства. Основой создания эффективно действующей системы цен выступает система совершенной конкуренции, что позволяет оптимальным образом распределять ограниченные ресурсы в экономике. Принцип открытых рынков означает отказ от всех протекционистских мер (ограничение ввоза, монополия на экспорт, субсидирование экспорта, ограничения по проникновению на отдельные рынки и пр.) и барьеров для конкуренции (картели, монополии и пр.). Постоянство экономической политики является важнейшей предпосылкой экономического роста и высокого уровня занятости, поскольку при наличии гибкой системы цен и заработной платы слишком частые изменения в экономической политике вызывают у предпринимателей уменьшен и с- склонности к инвестированию, рост безработицы. При одновременном комплексном выполнении всех перечисленных принципов, по мнению неолибералов, возможно обеспечение "оптимального" хозяйственного порядка в условиях рыночной системы. Вместе с тем неолибералы признают необходимость государственного участия в обеспечении сохранности и улучшении рыночного порядка. Поэтому они к конституирующим принципам дополняют регулирующие принципы, среди которых: контроль за деятельностью монополий, поддержание стабильной денежной единицы, политика доходов. Однако неолибералы считают, что государственное вмешательство должно быть "конформным", т.е. оно должно приспосабливаться к рыночной системе и поддерживать ее, но в то же время должно быть ограничено жесткими рамками. По этому поводу Р. Репке в 1942 г., определяя роль государства в рыночной экономике, писал, что государство должно выступать в роли опытного футбольного судьи, задача которого состоит в том, чтобы беспрепятственно гарантировать соблюдение всех правил, но при этом не вмешиваться в игру. В связи с этим неолибералы допускают спорадическое государственное вмешательство в хозяйственные процессы, необходимость которого диктуется исключительными случаями, связанными главным образом с действием экзогенных факторов; признают наилучшим антициклическим средством институциональное регулирование, позволяющее создать "рамки" для протекания экономических процессов. Главную опасность для экономики, наряду с монополизмом, неолибералы видели в инфляции. Они критиковали кейнсианские теории регулирования экономики посредством дефицитного финансирования, отвергали инвестиционную деятельность государства, как противоречащую принципам свободного рыночного хозяйства. Экономическое равновесие либералы связывали с обеспечением условий свободной конкуренции, устойчивостью денежного обращения, сбалансированностью государственного бюджета и платежного баланса. Смысл ордолиберализма сводился к тому, что государство должно ограничиваться формированием экономического строя, в рамках которого регулирование и хозяйственные процессы происходят спонтанно. Это нашло выражение в так называемом фрайбургском императиве, который гласит: "Государственному планированию хозяйственных форм - да, государственному планированию и регулированию государственных процессов - нет ". Однако идеалом Ойкена является не просто рынок, а рынок организованный, социально ответственный, противостоящий политическому и экономическому подавлению личности, обеспечивающий достойное существование человека. Такое понимание рынка предопределяет специфическую особенность неолиберальной теории: требование дополнить политику экономического порядка системой социальных амортизаторов. Так, Ойкен предлагал устанавливать гарантированный минимум заработной платы, ограничивать женский и детский труд на вредных производствах, развивать сеть благотворительных учреждений. Социальное рыночное хозяйство". Экономическая программа Л. Эрхарда Впервые термин "социальное рыночное хозяйство" появился в 1947 г. в работе госсекретаря Федерального министерства экономики профессора Альфреда Мюллера-Армака. Разработки в этом направлении были продолжены В. Рёпке, Л. Эрхардом и др. О создании модели "социального рыночного хозяйства" как главной задачи экономической политики было заявлено канцлером К. Адэнауэром. "Социальное рыночное хозяйство", по характеристике В. Репке, - это путь к "экономическому гуманизму". Это тип хозяйства, который противопоставляет концентрации власти - свободу, централизму - децентрализм, организации - самоуправление и пр. Авторы концепции приспособили идеи фрайбургской школы к конкретным условиям социально-экономического развития Западной Германии начального периода после второй мировой войны. В дополнение к положению об ответственности государства за длительную дееспособность конкурентной экономики они обосновали необходимость формирования и проведения активной социальной политики. С их точки зрения, цель деятельности национальной экономики должна состоять в том, чтобы на базе высокоэффективной и гибкой экономической системы, основанной на конкуренции, добиваться социального прогресса. Концепция социального рыночного хозяйства - это попытка синтезировать гарантированную государством экономическую свободу в рыночной экономике с идеалами социального государства, связанными с социальной защищенностью и социальной справедливостью. Рыночное хозяйство олицетворяет хозяйственную свободу, которая заключается в свободе потребителя/покупать товары, в свободе предпринимателя производить и продавать товары по собственному усмотрению. Благодаря этому рыночная система стимулирует экономический рост, технический прогресс, повышает производительность труда, снижает издержки производства и цены. Термин "социальный" понимается авторами концепции двояко. С одной стороны, они утверждают, что рыночное хозяйство носит социальный характер, так как в силу своей эффективности создает экономические предпосылки для повышения доходов в обществе, с другой стороны, считают, что рыночная деятельность, которая приводит к социально нежелательным результатам, должна ограничиваться, что результаты свободного экономического процесса, которые не являются достаточно гуманными, должны корректироваться. Так, А. Мюллер-Армак предлагал сократить разрыв между высокими и низкими доходами посредством прогрессивного налогообложения, позволяющего перераспределить средства в пользу малоимущих в виде дотаций на содержание детей, расходов на квартплату, строительство жилья, социальных выплат. К другим формам социальной политики относились также разветвленные системы социального страхования (по болезни, безработицы и т.д.) и социальной инфраструктуры (просвещение, здравоохранение и т.д.). В связи с этим в данной концепции социальные компоненты воспринимаются как необходимое дополнение к экономической системе рыночной экономики, которая до этого в качестве цели не ставила достижение социально справедливых результатов. Социальное рыночное хозяйство рассматривается как "третий путь", пролегающий между капитализмом (XIX - началом XX вв.) и тоталитарной административной экономикой, как путь, ведущий к свободному, экономически эффективному строю в экономике и обществе. По мнению ее авторов, модель социального рыночного хозяйства обладает огромным научным потенциалом, так как это не статичная, а динамичная теория, способная к адаптации по мере изменения экономической ситуации и соотношения между функциями рынка и государства. Данная концепция использовалась в качестве официальной доктрины ФРГ, теоретической основы "немецкого экономического чуда". Главным архитектором хозяйственных реформ, базирующихся на концепции социального рыночного хозяйства, являлся профессор Людвиг Эрхард (1897-1977), сочетающий в себе теоретические знания и опыт крупного государственного деятеля, который являлся директором правления хозяйства объединенных западных зон оккупации в 1948 г., министром экономики ФРГ (1949-1963), заместителем федерального канцлера (с 1957 г.) и канцлером республики (1963- 1966). Под руководством Эрхарда группой экономистов был разработан гамбургский план, реализация которого позволила в конце 40-х годов вывести Западную Германию из кризисного состояния. Послевоенное состояние экономики Германии было удручающим. Две трети производственных мощностей бездействовали, цены непрерывно росли, в стране господствовал "черный рынок". Денежные средства на руках населения почти в десять раз превосходили размеры национального продукта. Многие товары распределялись по карточкам, процветал натуральный обмен. Наиболее надежной валютой считались сигареты. В соответствии с идеей о социальном рыночном хозяйстве, рычагами экономического возрождения стали свободная частная инициатива и конкуренция в сочетании с активной ролью государства. В 1948 г. была проведена денежная реформа, которая стала важнейшей предпосылкой дальнейшей либерализации экономики. Новая марка обменивалась на десять старых рейхмарок, изымавшихся из обращения. Часть денег, оставшихся после обмена, была заморожена на спецсчетах, а затем обменивалась по курсу 1: 20. Пенсии и зарплата подлежали выплате в новых дойчмарках в соотношении 1: 1. В результате размеры денежной массы были сокращены более чем в 14 раз, что позволило значительно снизить инфляцию, сбалансировав товарную и денежную массы. Реформа цен была реализована в законе о принципах хозяйственной структуры и политике цен, по которому отменялись предписания по регулированию экономической жизни, упразднялось административное распределение ресурсов и контроль над ценами. Дерегулирование цен и заработной платы проводилось постепенно. Основные продукты питания, цены в аграрном секторе, квартплата, большинство видов сырья нормировались государством в условиях твердых цен. В отношении других важных предметов потребления (текстиль, обувь) были сняты ограничения на цены, но регулирование сохранялось до начала 1950 г. В 1951 г. было отпущено большинство цен. Этого оказалось достаточным, чтобы радикально изменить хозяйственный климат, стимулировать быстрый рост производства. Чтобы сохранить стабильность денег и избежать гиперинфляции осуществлялись: закон против произвольного завышения цен; периодическая публикация каталогов местных цен, соответствующих средним условиям производств; "Программа широкого потребления", по которой товары реализовались по средним ценам. Наряду с этим проводилась рестриктивная денежная политика. Эти мероприятия позволяли приспособить уровень цен к наличной покупательской способности потребителей и увеличить производство. Предпосылками для снижения издержек выступали ограничения роста заработной платы темпами прироста производительности труда и снижение налогов. Налоговая политика поощряла самофинансирование за счет высоких амортизационных норм и низких ставок налога на капитализируемую прибыль. Модернизация производства во многом осуществлялось за счет плана Маршалла, что позволило в традиционных отраслях значительно повысить конкурентоспособность экономики. Из средств Фонда европейской программы восстановления на льготных условиях предоставлялись кредиты. В 1952 г. был принят Закон об инвестиционной помощи производству, обязывающий отрасли второго подразделения производить целевые инвестиционные отчисления в пользу горно-металлургического, энергетического секторов, водного хозяйства, федеральной железной дороги. Структурные инвестиции явились доказательством использования планирования и управления со стороны государства. Борьба с монополизацией экономики нашла выражение в проведенной в 1945 г. принудительной декартелизации экономики; в принятии в 1957 г. Закона о защите ограничений конкуренции, в соответствии с которым вводились запрет договоренностей, направленных на ограничение конкуренции; надзор за злоупотреблениями предприятий, господствующих на рынке; контроль за объединением предприятий. В 50-е годы Эрхард, развивая концепцию "социального рыночного хозяйства", выдвинул проекты "преобразования собственности" в виде участия рабочих в прибылях предпринимателей, "образования имущества" и пр. Эрхард предложил соединить рыночный механизм с ориентацией на "социальное партнерство", разработал модели "соучастия" представителей трудящихся в руководящих органах компаний. Основные положения этого периода были конкретизированы в лозунгах "Благосостояние для всех" и "Собственность для всех". К началу 60-х годов ФРГ становится передовой страной Западной Европы. Реформа, проведенная Эрхардом и его коллегами, создала предпосылки для экономического возрождения Германии. Успех экономической реформы был обусловлен не только правильной экономической политикой, но и наличием ряда благоприятных факторов, среди которых: сохранившаяся материальная база, сравнительно дешевая рабочая сила, активно воздействующий на производство неудовлетворительный спрос населения. В 1965 г. Эрхард на партийном съезде ХДС заявил о завершении создания в ФРГ программы "социального рыночного хозяйства", превратившей эту страну в "сформированное общество". В середине 60-х годов данная идея была подхвачена сторонниками концепции "сформированного общества" (Т. Брифсом, Э. Фогелином, Р. Альтманом и др.). "Сформированное общество" рассматривалось как определенный этап, фаза в развитии общества. Авторы концепции отмечали, что западногерманское общество прошло уже в своем развитии два этапа: фазу "классового общества", которой была присуща борьба за изменение общественного строя; этап "плюралистического общества", для которого типичным было столкновение "организованных союзов" между собой и государством за установление различных привилегий и за присвоение более высокой доли общественного продукта. После этого оно вступило в третью фазу развития - этап "сформированного общества", где главным должны быть интересы "общего блага". Исходя из этого они утверждали, что в "сформированном обществе" не может быть места для классовой борьбы, его основой должно стать классовое сотрудничество, кооперация всех социальных групп. Для этого в сформированном обществе предлагалось провести ряд соответствующих реформ в области финансовой и кредитно-денежной политики. В 70-е годы усилились позиции неокейнсианского направления, специализирующегося на комплексном исследовании проблем экономического роста. На базе "неоклассического синтеза" были объединены кейнсианские концепции производства и распределения. В этих условиях неолибералы подчеркивали, что частнопредпринимательская деятельность на микроуровне должна строиться на принципах саморегулирования, а на макроуровне - осуществлять "глобальное регулирование", включающее проведение активной антициклической политики, направленной на обеспечение устойчивого экономического роста, высокого уровня занятости, стабильности денежного обращения. В рамках этой теории был разработан такой рычаг управления социальными отношениями, как "согласованная акция" ("концентрированная акция"), в рамках которого предполагалось добиться полного согласования интересов профсоюзов, предпринимателей, государства по всем социально-экономическим вопросам для обеспечения устойчивого и сбалансированного роста. Новым в доктрине явилась попытка сочетать стимулирование экономического роста как на стороне предложения, т.е. путем оптимального подбора производственных факторов и имеющихся ресурсов (микроуровень), так и за счет создания условий для расширения эффективного спроса (макроуровень). Этот этап в развитии социального рыночного хозяйства связан прежде всего с именами К. Шиллера (премьер-министра от СПГ) и Ф.Й. Штрауса (министра финансов от партии ХСС), которые основными целями развития экономики провозгласили сбалансированный рост и полную занятость. Однако стимулирование эффективного спроса создало ряд новых проблем в немецкой экономике: инфляцию, дефицит госбюджета. Это привело к тому, что в середине 80-х годов широкое признание в рамках концепции "социального рыночного хозяйства" получает монетаризм. В этот же период под лозунгом укрепления рыночных сил, возвращения рынку былого значения, освобождения населения от бремени налогов, вызванное чрезвычайно активной социальной политикой в стране, был начат ввод новой стратегии фискальной политики, известной как концентрация предложения и дерегулирования (ограничения экономической роли государства). Основными компонентами концепции предложения в ФРГ, взятыми на вооружение обновленной на основе неоконсервативных рецептов концепцией "социального рыночного хозяйства", являются: уменьшение издержек производства вследствие замораживания зарплаты, сокращение социальных выплат, снижение налогов на прибыль, приватизация общественного сектора производства. Одновременно происходит возрождение идеи ордолиберализма о необходимости институционального регулирования хозяйственных форм. Основными принципами современного рыночного хозяйства являются: саморегулирование экономики на основе государственной поддержки функционирования рынка за счет сохранения условий эффективной конкуренции, стабильности денег, социальных амортизаторов. Идея "организованного рынка", требующего целенаправленного государственного вмешательства, остается центральной идеей в рамках неолиберализма. Вместе с тем, с учетом напутствия Эрхарда: "конкуренция - везде, где возможно, регулирование - там, где необходимо", представители неолиберальной концепции постоянно изыскивают оптимальные границы функционирования рынка и государства в экономике.
Мы завершаем наш исторический обзор изложением современных версий экономического либерализма. Основные фигуры неолиберализма — Л. Мизес и его ученик Ф. Хайек. Людвиг фон Мизес (1881 — 1973) — профессор Венского университета, в 1940 г. эмигрировал в США. Он стал лидером второй волны австрийской школы, представители которой отвергали теорию общего равновесия, математическую экономику и эконометрику. Их интересовали главным образом приспособительные процессы в экономике и конкуренция в изменяющихся экономических условиях. В 1922 г. Мизес выпускает книгу “Социализм”, в которой утверждает, что централизованно устанавливаемые цены делают невозможным достижение экономического равновесия в плановой экономике. Бели цена не уравнивает спрос и предложение, то ее нельзя использовать для выбора эффективных комбинаций факторов производства. Поэтому централизованная экономика, не управляемая свободно меняющимися ценами, управляется произволом чиновников, которые даже в случае их абсолютной честности и компетентности не имеют в своем распоряжении инструментов эффективного планирования. Системы плановой государственной экономики — это “планируемый хаос”. Социалистическое общество никогда не сможет достичь рационального использования ресурсов, поскольку оно не может иметь настоящей системы цен. Свободные цены играют ключевую роль в эффективном функционировании рыночной экономики. Однако для этого они должны управляться спросом, а не обесценением денег. Отсюда интерес Мизеса к проблемам инфляции. В статическом или почти статическом состоянии экономики относительные цены не изменяются или меняются в незначительной степени. Напротив, в состоянии неравновесия “взаимные меновые отношения” испытывают сильные изменения. Все продавцы (включая продавцов рабочей силы) начинают искать новые, приемлемые для них цены. В период подъема каждый согласен платить за покупаемый товар несколько большую цену, ибо и он, со своей стороны, рассчитывает на большие денежные поступления от продажи своего товара. В результате все экономические субъекты “считаются с падением покупательной силы денег, к которой и приводит фактически их образ действий”. Конечно, если бы покупательная сила денег сокращалась равномерно, то в экономике не происходило бы ничего важного за исключением того, что при обесценении денег “выигрывают должники и теряют заимодавцы”. Но на самом деле этот процесс неравномерен. “Вздорожание наступает сначала только в одном каком-нибудь пункте народного хозяйства и для одних каких-нибудь товаров, и шаг за шагом распространяется дальше”, “пока оно не охватывает всех товаров”. А это ведет к далеко идущим последствиям. Те социальные группы, к которым раньше всего “приливает” новый денежный поток, окажутся в выигрыше, а все остальные — в проигрыше. “Пока обесценение денег еще не распространилось по всему народному хозяйству, те, которые уже получают более высокий доход, соответствующий будущему уменьшению ценности денег, в состоянии будут платить за все предметы своих надобностей... такие цены, в которых еще не учтено уменьшение ценности денег. Одновременно те, денежный доход которых не соответствует еще новым условиям, уже уплачивает более высокие цены”. Результатом является перераспределение имущества и доходов в пользу тех, кто “умеет опережать других повышением цен на товары и труд.... Рядом с наилучше организованными картелями выступают наилучше организованные рабочие союзы. В проигрыше же окажутся трудно организуемые классы”. Деловой цикл возникает в результате неконтролируемой экспансии банковского кредита. Мизес, и вместе с ним Хайек, взгляды которого мы сейчас рассмотрим, выступали против контроля над ценами и заработной платой, против низких темпов прироста денежной массы как основы антиинфляционной политики. Все дело в том, полагают они, что при инфляционном разогреве экономики производители и инвесторы получают неверные сигналы от банков в виде заниженной процентной ставки. В результате происходит неоправданное перераспределение ресурсов между отраслями. Вперед вырываются обрабатывающие отрасли. Доходы их работников растут, но этот рост не подкрепляется соответствующим ростом потребительских товаров. Это ведет к росту цен. Причина инфляции, таким образом, состоит в негибкости относительных цен, а эффективная борьба с ней предполагает структурные изменения в экономике, восстанавливающие чувствительность относительных цен к изменениям экономической конъюнктуры. Фридрих фон Хайек (1899— 1992). Он родился в Вене в 1931 г. переехал в Англию, затем в США. Был постоянным оппонентом Кейнсу, в 1974г. получил Нобелевскую премию по экономике. Мы уже анализировали взгляды Хайека на природу конкуренции в рыночной экономике. Теперь пришло время рассмотреть экономические взгляды Хайека в целом. По мнению Хайека, экономические проблемы должны решаться через накопление и распространение информации (знаний). Если информация распространяется беспрепятственно, то конкурентные экономические действия и конкурентные цены переводят экономику в оптимальное состояние. Эффективное распределение ресурсов, соответствующее оптимуму, есть результат эффективной координации знаний. Отсюда, по его мнению, следует, что высшей человеческой ценностью является свобода (когда ни один человек не подчинен воле другого). Только она гарантирует, что человек может самостоятельно распоряжаться своим неявным знанием. В условиях конкуренции это ведет к эффективному использованию знаний и тем самым к высокому уровню экономического благосостояния. Экономическая свобода у Хайека — это прежде всего индивидуальная свобода каждого отдельного человека автономно распоряжаться всеми присущими ему ресурсами с тем единственным ограничением, которое не позволяет ему ограничивать индивидуальную свободу других людей. Свобода является понятием, которое по своей внутренней сути приложимо только к индивидууму. Основа экономической свободы состоит не в более или менее равномерном распределении материальных благ, осуществляемом государством и подчиняющим этим распределением отдельных индивидов, а в праве каждого отдельного человека свободно распоряжаться своим капиталом и своими способностями, что порождает риск и ответственность распорядителя. Выбор между этими противоположностями — это “выбор между системой, при которой решать, кому что причитается, будут несколько человек, и системой, при которой это зависит, хотя бы частично, от способностей и предприимчивости самого человека, а частично — от непредсказуемых обстоятельств”. Система частной собственности — основная гарантия свободы. Дока контроль над собственностью распределен между множеством независимых друг от друга людей, никто не имеет над нами абсолютной власти. Напротив, в обществе, где все планируется сверху, благосостояние каждого будет зависеть не от его умения и везения, а от решения высшего органа. Поэтому лучше жить будут не те, кто больше даст обществу, а кто скорее и лучше сможет добиться расположения властей. Кроме того, чтобы осуществлять государственное планирование, необходимо всеобщее согласие в вопросах: что, кому и сколько <
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|