Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовки к практическому занятию




Изучая творческое наследие великих мыслителей – И.Канта и Г.Гегеля, следует иметь в виду, что их заслуга состоит в познании общенаучных методологий, имеющих значение для всех современных отраслей знания, а не только для политико-правовой науки. Высказанные ими суждения по политически и правовым вопросам имеют несравненно меньшее, можно сказать более частное значение.

В учении И.Кантавыделите следующие методологически важные аспекты:

- агностицизм, вывод об относительности и неполноте любого знания

- положение о высших безусловных принципах (императивах), которые определяет разумное поведение человека: условных императивах (гипотетических) и безусловных (категорических).

- определение категорического императива как единой основы права и морали.

Наряду с этими проблемами Кант рассматривал в своих трудах вопросы:

- происхождения государства (в традициях школы общественного договора),

- форм государства (на основе классической традиции выделяя три формы государства, но при этом вводя в научный оборот понятие «автократия»),

- разделения властей (но считает, что оно должно быть основано не на их равновесии, а на четкой субординации),

- отношений государства и граждан (аргументирует принципы гражданской свободы и равенства граждан)

- классификации права.

Вклад вГ.Гегеляв научную методологию заключается, прежде всего, в следующем:

- вывод о единстве мира, основанном на самодвижении Абсолютной идеи

- создание диалектической логики, раскрывающей закономерности бытия и мышления (вспомните основные законы диалектики, сформулированные Гегелем).

В числе собственно научных аспектов изучения государства и права имеют значение следующие положения Гегеля:

- изучение им гражданского общества как эмпирического объединения людей, его структуры

- концепция государства (его значение, формы, взаимодействие властей,

- определение философского понятия права и его общего принципа и прикладного (позитивного) права.

Новая методология познания государства и права была связана не только с новыми философскими идеями Канта и Гегеля.

Успехи естествознания в XIX в. привели к появлению новой мировоззренческой парадигмы: позитивными были определены лишь знания «истинно доступные нашему уму и полезные для нас». Философская школа позитивизма утверждала, что необходимо сосредоточиться на изучении реальных фактов и явлений, не посягая на раскрытие причин и сущностей, недоступных человеческому разуму. Позитивизм заявил о стремлении создать

систему «положительного» знания, опирающегося исключительно на факты.

Применительно к юриспруденции и государству новая методология применялась в следующих направлениях.

1) Этатический позитивизмрассматривал государство как единственный источник права, единственную политическую реальность современного мира. Этатический позитивизм был стихийно присущ большинству политиков Европы и Востока, хотя и не имел в тот период значительных теоретиков. Наиболее ярко он был представлен в России. В связи с этим следует обратить внимание на абсолютистскую идеологию Ф.Грибоедова, учение о "совершенном самовладстве" в "Политике" Ю.Крижанича, учение об идеальном правителе С.Полоцкого,

этатические взгляды Петра 1 и работу "Правда воли монаршей" Ф.Прокоповича. Данное направление имело скорее политико-идеологическое, чем научное значение.

2) В середине XIX в. возник социологический позитивизм, в рамках которого государство и право рассматривались как элементы многоплановой жизни общества, находящиеся во взаимосвязи со всеми другими компонентами социальной структуры. При этом отмечалась обусловленность государства и права социальными неполитическими факторами — моралью, традициями, психологией, потребностями, интересами, формой собственности и др. Внимание акцентировалось на несамостоятельности государственных и правовых институтов. Исходя из этого делался вывод, что государство и право должны изучаться в рамках единой новой для того времени науки социологии.

Основоположником социологического подхода был О.Конт. Именно сформулированный им методологический подход является наиболее важной частью его творческого наследия. Наряду с осмыслением общетеоретических вопросов обратите внимание на следующие аспекты учения Конта:

- концепция социократии на основе общественной солидарности

- учение о позитивной политике.

Представителем позитивизма был также Г.Спенсер. Он был основоположником теории, которая по аналогии между природой и обществом, применяла к анализу общества принцип борьбы за существование и вывод о естест­венном отборе. Комбинация двух идей, модных в середине XIX в., породила т.н. «социаль­ный дарвинизм». Рассмотрите теорию Спенсера по плану:

- представления об общем законе эволюции

- «органическая школа» в понимании государства

- эволюция государств,

- основные типы государств

Теория Спенсера была выходом за рамки узко-политического подхода. Спенсер показал, что переход общества в новое состояние меняет систему власти, способы управления, характер отношений государства и гражданина, облик личности. Государство стало пониматься как социальный феномен во всей его полноте, а не только как механизм власти и управления.

Своеобразным развитием подходов социологического позитивизма стало возникновение «Исторической школы права», представленной трудами Г.Гуго, К.Ф.Савиньи, Г.Пухта. Их постулаты можно характеризовать по следующим позициям:

- праворазвивается естественным образом и складывается само по себе, без чьих-либо соглашений и приказов, оно формируется с течением времени, от случая к случаю, по мере необходимости

- право образуется не только в результате законотворческой деятельности,

но и помимо воли законодателя.

- право развивается непрерывно и закономернокак продукт действия внутренних, исподволь действующих сил.

- право, как язык и нравы, определяется своеобразием, свойственным каждому народу, оно является выражением народного сознания, результатом деятельности народа, продуктом «народного духа».

- обычай – это основной источник права

- задача учёных-юристов состоит в изучении той системы права, которая де-факто сложилась в истории каждого из народов, они оказывают заметное влияние на развитие права, оформляя выработанные народом правовые нормы.

3) Почти одновременно с социологическим позитивизмом О.Конта возник юридический позитивизм, появление которого отразило превращение юриспруденции в самостоятельную науку. Теоретиком этого направления являлся Д.Остин.

Центральным для его концепции права являлось понятие суверена как высшей власти. Остин исходил из понимания того, что в государстве не все члены общества причастны к осуществлению власти, что суверен- это группа, осуществляющая власть. На основе этого он рассмотрел отношения властвующих и подвластных. Правовая концепция Остина была основана на стремлении разделить философское понимание права (право в широком смысле) от понимания права в узком (строгом) смысле. Именно учение о праве в узком смысле – о позитивном праве – стало основным вкладом Остина в юриспруденцию.

Юридический позитивизм интерпретирует позитивное право как волевое отношение: "Всякое право есть команда, приказ".

Остин определял источники позитивного права:

- законодательство суверена.

- решения судей, если они признаются сувереном, т.е. как бы выносятся с его молчаливого согласия

- обычай, который приобретает силу закона в случае, когда законодатель или судья придает ему силу правовых норм.

- это же правило относится к мнению ученых и к практике частных юристов.

Таким образом, в качестве права юридический позитивизм рассматривает правила, формально закрепленные в официальных актах государства, придающих им обязательную силу.

Типология права, предложенная Остином, не имела существенного научного значения. Но им были высказаны методологически ценные идеи о необходимости изучать право как относительно самостоятельное и цельное явление, о задачах разработки ясного категориального аппарата с целью придания действующему праву четкости и выявления общих принципов, на основе которых происходило бы толкование отдельных источников или решение частных правовых случаев.

Концепция юридического позитивизма была развита К.Бергбомом. Обратите внимание на то, что именно Бергбом четко определил предмет юриспруденции как науки: "право в собственном смысле", т.е. реальное, объективно действующее право, формально закрепленное в официальных актах государства (законах, декретах и т. д.).

Юридический позитивизм Бергбома отвергал «оценочные суждения» о праве и признавал доктрину "естественного права" лишь как категорию, необходимую для мо­льной оценки действующего позитивного права.

Методами изучения права он считал наблюдение, опыт, эксперимент.

Основной категорией (родовым понятием) правоведения Бергбом считал понятие нормы, трактуя их как «абстрактные приказы, суждения законодателя». Таким образом, право отождествлялось с законом, изданным государством.

Попыткой соединить юридическую концепцию государства и права с социологией была плюралистическая (дуалистическая) теория государства Г. Еллинека. Смысл этой теории заключался в стремлении изучать государство и как социальное образование (социальную действительность, влияющую на личность), и как правовое явление (субъективное по своим корням).

Анализируя государство, Еллинек полагал, что

- с одной стороны, государство есть социальный факт (сущность государства видел в интеграции «многообразия воль и субъективных сознаний... в целевое единство»)

- с другой стороны, в юридическом смысле, государство – это «юридическое целое» ("юридическая личность") народа. Оно является основным субъектом права и в этом качестве определяет сферу должного, создавая набор юридических правил и абстрактных нормативных суждений типа "должно быть так… ".

Еллинек одним из первых поставил вопросы об обосновании правомерности властных решений государства, о нормативном сознании граждан, о легитимности власти (подчеркивая, что только признание власти подвластными придает ей правовой характер).

Изучая право, Еллинек также выделял две стороны:

- социологическое понятие права как отражения отношений между индивидами в обществе, как «функцию человеческого общения».

- в юридическом смыслекак «совокупность исходящих от внешнего авторитета и гарантированных внешними средства­ми норм взаимного отношения лиц друг к другу».

Составной частью концепции Еллинека являлась теория правового самоограниче­ния государства, утверждавшая:

- границами государственной власти выступает, прежде всего, система субъективных публичных прав индивида

- государство связано создаваемым им правом и нормами международного права

Концепция Еллинека связывала прогресс государства с его правовым характером и его дальнейшей социализацией, что стало в дальнейшем основой политической доктрины солидаризма.

Преодоление односторонности социологического и формально-юридического подходов к изучению государства и права стало генеральным направлением развития современного правоведения.

Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература

Основнаялитература

1. Сырых, В. М. История и методология юридической науки: учебник по программам магистерской ступени образования/ В. М. Сырых. - М.: Норма-Инфра-М, 2012. – 464 с.

2. Димитров, Н. Н. История и методология юридической науки: курс лекций/ Н. Н. Димитров. - М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2013. - 148с.

Дополнительная литература:

1. Тульская, С. А. Московское Юридическое Общество 1865-1899 гг.. Из истории развития права и правовой науки в России второй половины XIX века [Электронный ресурс]: монография / С. А. Тульская. — М.: Прометей, Московский педагогический государственный университет, 2011. — 144 c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8409.

2. Томсинов, В. А. Юридическое образование и юриспруденция в России в XVIII столетии [Электронный ресурс]: учеб. пособие / В. А. Томсинов. — М.: Зерцало-М, 2012. - 232 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/4074.

3. Томсинов, В. А. Юридическое образование и юриспруденция в России в первой трети XIX века [Электронный ресурс]: учеб. пособие / В. А. Томсинов. — М.: Зерцало-М, 2011. - 280 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/4105.

4. Нерсесянц, В. С. История политических и правовых учений: учебник. – М.: Норма-Инфра-М, 2014. – 703 с.

 

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Какое значение имеют выводы И.Канта для понимания сущности права?

2. Какие выводы Г.Гегеля имеют наиболее существенное значение для современного правопонимания?

3. Определите наиболее существенные черты социологического позитивизма.

4. Какие черты позволяют отнести «Историческую школу права» к социологическому позитивизму?

5. В чём суть концепции этатического позитивизма?

6. В чём состоят достоинства и недостатки классического юридического позитивизма?

7. Охарактеризуйте вклад Г.Еллинека в понимание права.

8. Каковы общие черты новоевропейской классической науки о праве?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...