Практическое занятие № 8 «Избирательная система. Типы избирательных систем»
Цель: систематизировать и структурировать знания о понятии избирательной системы, ее типах. Задания: 1. Выпишите определения избирательной системы, право, процесс. 2. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные стадии избирательного процесса. 3. На основе ниже изложенного материала, выделите и опишите типы избирательных систем (кратко). Выборы, как вы знаете, являются одним из существенных признаков демократии. Через выборы народ (в лице избирателей) вручает своим представителям право на осуществление власти. Тем самым реализуется представительная форма участия граждан в политике. А это во многом зависит от избирательной системы. Избирательная система — порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определения результатов голосования. Она включает два взаимосвязанных компонента: 1) избирательное право — комплекс правовых норм о порядке выборов; 2) избирательный процесс — комплекс действий в процессе выборов. Избирательное право является частью конституционного права и рассматривается в узком и широком смысле. Напомним, что в узком смысле избирательное право — это политическое право гражданина избирать (активное право) и быть избранным (пассивное право) в органы государственной власти и местного самоуправления. Так, в России право избирать имеют граждане с 18 лет; право быть избранным в представительный орган — с 21 года, главой администрации субъекта РФ — по достижении 30 лет, а Президентом страны — с 35 лет. Российские граждане участвуют в формировании избирательных органов на принципах всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.
На основе избирательного права реализуется избирательный процесс. Не случайно его называют избирательным законом в действии. Для избирательного процесса характерны следующие стадии: 1) подготовительная (назначение даты выборов, регистрация и учет избирателей); 2) выдвижение и регистрация кандидатов; 3) предвыборная агитация и финансирование выборов; 4) голосование и подведение итогов выборов. Каждая из стадий отражает динамику действий на основе установленных правил. Например, согласно закону выдвижение кандидатов проводится партиями, что позволяет обеспечить альтернативность кандидатур. После регистрации кандидатов начинается стадия предвыборной агитации. Партии, избирательные блоки и кандидаты стремятся расширить свой электорат, т. е. контингент голосующих за них избирателей. К ведущим принципам предвыборной агитации относятся: состязательность и конкурентность претендентов на власть, а также равенство их возможностей. Сегодня в связи с возрастанием в избирательном процессе роли СМИ, и прежде всего телевидения, этот принцип приобретает особую значимость. Борьба претендентов за власть стала схожа с традиционным рынком: каждый из них, стремясь «продать» свою кандидатуру дороже (т. е. завоевать симпатии наибольшего числа избирателей), обращается к специалистам в области политического маркетинга (от англ. market — рынок). Они создают с помощью рекламы (в первую очередь телевизионной) привлекательный для избирателей имидж (от англ. image — облик) «товара». К сожалению, созданный имидж и сущность кандидата (либо партии) не всегда совпадают (приведите примеры), что в значительной мере осложняет задачу избирателей, в том числе при голосовании. Подчеркнем, что предвыборная агитация, по существу, выражает суть избирательной кампании (от фр. cam-pagne — поход). Поэтому многие ученые рассматривают ее как часть избирательного процесса. Другие — отождествляют понятия «избирательный процесс» и «избирательная кампания».
Избирательные системы прошли длительный путь развития. В итоге выработалось два основных типа формирования гражданами органов государственной власти и местного самоуправления: мажоритарный и пропорциональный. На основе их сочетания сложился мажоритарно-пропорциональный (смешанный) тип избирательной системы. В соответствии с мажоритарной избирательной системой вся территория страны разбивается на избирательные округа. От каждого округа избирается чаще всего только один депутат (одномандатные округа), но иногда два депутата и более (многомандатные округа). Принципиальную роль играют размеры избирательных округов. Они должны насчитывать по возможности одинаковое число избирателей. В противном случае нарушается принцип равенства избирательных прав граждан. В самом деле, представьте, что в двух избирательных округах выбирается по одному депутату, но в первом округе насчитывается 60 тыс. избирателей, а во втором — 120 тыс. Следовательно, голоса избирателей в первом округе оказываются вдвое весомее, чем во втором. Еще одна характерная черта мажоритарной системы — избиратели голосуют за личность того или иного кандидата, а не за партию. Мажоритарная система основана на таком порядке определения результатов голосования, при котором избранным считается кандидат, получивший по данному округу большинство голосов. Отсюда и название системы — мажоритарная (от лат. majorite — большинство). Положительная сторона мажоритарной избирательной системы в том, что обычно возникают и упрочиваются связи между кандидатом и избирателями. Недостаток мажоритарной системы в том, что голоса избирателей, отданные за непобедивших кандидатов, пропадают, а победитель имеет поддержку иногда явного меньшинства избирателей. Предположим, что в одном из избирательных округов происходит политическое соперничество между тремя кандидатами (А, Б, В). Голоса избирателей распределились следующим образом: А — 25%, Б — 38%, В — 35%, При мажоритарной системе относительного большинства победит, конечно же, кандидат Б. Голоса, отданные за кандидатов А и В, пропадут, хотя в сумме они составляют 60% (подавляющее большинство избирателей). Тем не менее победитель (Б) становится во властных органах единственным полномочным представителем социальных интересов всех без исключения жителей данного избирательного округа.
Пропорциональная избирательная система распространена в современном мире более широко. Суть ее состоит в следующем. Территория страны чаще всего объявляется единым избирательным округом. Политические партии выдвигают списки своих кандидатов. Избирателям предлагается проголосовать только за один из таких списков. По существу, они голосуют не за личность от той или иной партии, а за собственно партии. После подсчета голосов партии получают число мест в представительные органы четко пропорционально числу отданных за них голосов. Например, если первая партия собрала 40% всех голосов, вторая — 20%, а третья — 10%, то каждая из партий получит соответственно 40, 20 и 10% мест в парламенте. Иными словами, депутаты первой партии будут иметь численное превосходство в два и четыре раза по сравнению с другими партиями. Пропорциональная система обеспечивает более справедливое, чем мажоритарная, соотношение между полученными голосами и местами в парламенте. С ее помощью в органах власти представлена реальная картина противоборства и расстановки политических сил. Однако и этой системе присущи недостатки. Она хорошо работает в странах, где на выборах соперничают две-три крупные партии. Но в странах, где имеются десятки крупных и мелких партий, избранный представительный орган нередко оказывается раздробленным на множество депутатских групп, что сильно осложняет его работу. Поэтому во многих странах устанавливается так называемый заградительный барьер (порог). В России, например, для преодоления заградительного барьера на выборах в парламент надо набрать 7% голосов. Партии, набравшие менее 7% голосов, депутатских мест в парламенте не получают. Другой недостаток пропорциональной системы в том, что избиратель выбирает как бы абстрактных лиц. Он знает чаще всего лидера партии, нескольких активистов, но остальные ему неизвестны.
Смешанная избирательная система применяется в нашей стране при выборах в Государственную Думу. В соответствии с такой системой половина (225) из 450 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным округам. Другая половина (225) — по единому общенациональному избирательному округу. В одномандатных округах выборы осуществляются на основе мажоритарной системы относительного большинства. Подчеркнем, что, согласно Закону РФ «О политических партиях» (2001), партии, которые в течение пяти лет подряд не принимают участия в выборах, подлежат ликвидации. Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному округу, включающему всю территорию страны. Победившим является кандидат, который набрал более половины голосов избирателей. Избирательные системы стимулируют развитие многопартийности и оказывают прямое воздействие на становление партийных систем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|