Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внутриреспубликанские регионы Беларуси. Особенности специализации регионов и их роль в экономике страны.




В Беларуси в качестве внутриреспубликанских регионов выступают области

и г. Минск Деление республики на области сложилось с 1961 года и не менялось до сих пор..

Наиболее крупными по территории являются Гомельская, Минская и Витеб-ская области, площадь которых составляет соответственно 40,4, 40,2, 40,1тыс.кв.км. На 1.01.2009. в г. Минске проживало 1829,1 тыс.чел. Среди областейбольше всего жителей в Гомельской и Минской области, меньше всего – в Гроднен-ской. Наименьшая плотность населения в Витебской области.

Наибольший удельный вес в производстве промышленной продукции имеют Гомельская область (22,3%) и Минск (21,0%), тогда как доля Гродненской областисоставляет 8,6%, а Могилевской – 8,2%.

Отраслевая структура промышленности каждого из регионов имеет свои особенности. В Брестской и Гродненской области пищевой промышленности принад лежит первое место. Во всех областях, кроме Витебской, развито машиностроение,которое в Минске является главной отраслью.

. Ведущую роль в экономике Витебской и Го-мельской областей играют отрасли топливно-энергетического комплекса. Во всехрегионах преобладают отрасли, выпускающие средства производства. Особенно вы-сок их удельный вес в Гомельской, Витебской и Могилевской областях.

Развитость сельскохозяйственного производства зависит от природно-климатических условий и от плодородия земельСамые плодородные земли в Гродненской области, самые слабоплодородные – в Витебской, -.По производству сельскохозяйственной продукции наибольший удельный вес в стране имеют Минская (23,7%), Гродненская (17,7%), Брестская(17,5%) области.

. 95% сбора сахарной свеклы сосредоточено в Гродненской, Минской и Брестской областях, а

2/3 льноволокна собирают в Витебской, Гродненской и Минской областях.

В Беларуси наблюдается достаточно выраженная региональная дифференциация обеспеченности учреждениями социальной инфраструктуры. Самая благоприятная ситуация наблюдается в Минске, где основные показатели существенно выше,чем в среднем по стране. Выше среднереспубликанских значений и большинство

параметров обеспеченности объектами социальной сферы в Витебской, Гроднен-

ской и Могилевской областях. В тоже время в Брестской, Гомельской и Минской

областях эти показатели ниже, чем в среднем по стране.

Гомельская область как по размерам, так и по численности населения превосходит все другие области страны. На ее территории находится 65 месторождений нефти, из которых эксплуатируются 42, что обеспечивает ежегодную добычу 1,8млн. т. Имеются практически неограниченные запасы каменной т калийных солейтак же запасы силикатных, стекольных формовочных песков. Распространены ме-сторождения торфа, строительного песка, песчано-гравийного материала, глины,

мела, минеральной воды. Выявлены месторождения горючих сланцев, бурых углей,гипса и т.д.

На долю Гомельской области в 2010 году приходилось 100% добычи нефти и естественного газа, производства проката черных металлов, кормоуборочных самоходных комбайнов, полированного стекла; 94,8% производства стали, свыше 52% первичной переработки нефти, 92,3% поваренной соли, 92,5% туалетного мыла,75,6% производства обоев, 57,7% картона, 50,2% бумаги, 96% ученических тетрадей, 51% маргариновой продукции.В области расположены 3 института НАН Беларуси, 8 вузов, 25 отраслевых научных и проектных институтов, конструкторских бюро.

Сельское хозяйство специализируется на производстве зерна, мясомолочном животноводстве.

 

 

Региональная экономическая политика: сущность, виды, направления. Факторы и инструменты региональной экономической политики.

 

Региональная политика – система целей и задач, методов и средств органовгосударственной власти и субъектов регионов по управлению социально-экономическим развитием регионов страны при сохранении единого экономического пространства.

Факторы, предопределяющие проведение региональной экономической политики (РЭП):

• объективная неравномерность социально-экономического развития территорий и

необходимость не допускать отклонений ниже пороговых значений;• необходимость ускорения развития территорий с целью разрешения сформировавшихся проблем;• нейтрализация особых факторов, или учета особых обстоятельств в развитии экономики региона (низкий или высокий уровень рождаемости, деформация национальной структуры населения и т.п.);• возникновение форс-мажорных обстоятельств.

Субъекты РЭП – органы центральной и местной власти, отраслевые министерства, банки, региональные политические и предпринимательские элиты, крупные предприятия, территориальные ассоциации производителей, институты и организации гражданского общества.

Объекты регулирования РЭП – социально-экономические отношения по поводу производства и потребления благ (сбережения, инвестирование), потенциалы иусловия развития реги экономики.

Разновидности государственной РЭП:1) по целям: выравнивание уровня развития регионов, рационализация использования местных ресурсов, развитие межрегиональной кооперации;2) по механизму: автоматическая, проблемная и целевая политика;3) по средствам: финансовая, инвестиционная, административная политика;4) по объекту: депрессивный регион, экономическая отсталость, замкнутость экономики;5) по способу проведения: административные и экономические методы.

Наиболее эффективными инструментами РЭП признаны инструменты бюджетной, налоговой, фискальной, кредитной и инвестиционной политики, политикизанятости населения, институциональных преобразований (приватизация, созданиеновых производств, особые режимы деятельности и т.п.).

При разработке региональных программ развития используются следующие

методы: балансовый, когда обеспечивается согласование объема мобилизуемых ресурсов и

потребностей развития; нормативный, когда при определении цели развития экономики региона и объема мобилизуемых ресурсов используются дифференцированные нормы и нормативы; метод экспертных оценок; метод экономико-математического моделирования.

В работах белорусских экономистов обосновывается необходимость разработ-

ки Концепции совершенствования государственной региональной политики и мест-ного самоуправления. реформирования финансовой базы региональной экономики, расширение полномочий местных органоввласти, а также совершенствование административно-территориального деления

 

 

Предпосылки и этапы формирования перспективной модели социально-экономического развития Республики Беларусь. Принципы перспективной модели экономики. Потенциальные конкурентные преимущества, риски и ограничения развития.

 

Переход от централизованно планируемой к рыночной экономике сопровождается не только трансформацией отношений собственности, институциональной среды в целом, методов хозяйствования, но и трансформацией структуры производ ства и занятости, и даже – психологии людей. Продолжительность перехода зависит от первоначального состояния экономики, менталитета нации.

Переходный период включает 3 направления преобразований:1) Демонтаж старого экономического порядка, основная цель которого состоит в ликвидации устаревших экономических структур, что, как правило, вызывает кризис.2) Становление нового эконом порядка, цель которого – создание необходимых условий для зарождения новых структур и механизмов. В это фазе появляется новая институциональная среда, обеспечивающая экономическую деятельность в условиях рынка.3) Структурная перестройка, когда и рыночные механизмы, и государственное регулирование, воздействуя на НЭ, приводят ее производственную, технологическую, отраслевую, региональную структуры в соответствие с новыми целями.

В зависимости от характера переходных процессов различают 2 пути перехода к рынку:

 эволюционный путь (постепенное накопление новых черт, признаков); путь «шоковой терапии» (разрушение всего несоответствующего новому устройству).

Эволюционный путь предполагает продолжительное сохранение старых экономических структур и механизмов, прежде всего – старых структур управления,старых знаний и навыков кадров, так как эти два элемента обладают наибольшей инерционностью.

Период трансформации экономики Беларуси можно разделить на следующие этапы:

 1991-1995 г.г. – глубокий социально-экономический кризис;

 1996-2000 г.г. – зарождение рыночных структур и отношений;

 2001- 2010г.г. – развитие рыночных структур, переход к инновационному пути развития.

Любая модель экономики – это тип хозяйствования, прежде всего.

Рыночная модель или либеральная, имеет следующие черты:

• преобладание частной собственности;максимальная свобода субъектов рынка (законодательно закреплена и поддержи-ается через экономическую политику);• деятельность государства сводится к проведению макроэкономической полити-ки);• малая доля государственных закупок в ВВП, малая доля государственных инвестиций в общей сумме инвестиций в стране, малая доля социальных выплат вструктуре государственных расходов;• либерализм в социальной политике, т.е. оценка проблемы бедности и неравенства

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...