Классификации (типологии) обществ
Характер общественного развития: реформа и революция, инновация и модернизация.
1. Реформы, их виды и направления.
1.1. Реформа (от фр. reforme, лат. reformare — преобразовывать) – степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры)
1.2. Виды реформ:
- Прогрессивные (например, реформы 60-70-х гг. XIX в. в России — Великие реформы Александра II)
- Регрессивные (реакционные) (например, реформы второй половины 80-х — начала 90-х гг. XIX в. в России — «Контрреформы» Александра III )
1.3. Направления реформ
- Социальные – преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми)
- Политические – изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в Конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т.п.)
- Экономические – преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т.п.)
Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни.
Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I, реформы в России в начале 90-х гг. XX в.
2. Революции и их виды.
2.1. Революция (от лат. revolutio — поворот, переворот) – коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя
2.2. Виды революций:
- Долговременные (например, неолитическая революция – 3 тыс. лет, промышленная революция – XVII-XVIII вв.)
- Кратковременные (например, Февральская революция 1917 г. в России)
3. Инновации. В современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа или революция» на «реформа — инновация», где инновация – рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.
4. Модернизация. В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.
Модернизация — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.
Классические теории модернизации:
- «первичная» модернизация (развития западного капитализма).
- «вторичная» или «догоняющая» модернизация (осуществляется в условиях существования «образца» западноевропейской либеральной модели; часто понимается как вестернизация, т.е. процесс прямого заимствования). По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.
Критерий
| Типы обществ
|
Наличие письменности
| Дописьменные
| Письменные
|
Число уровней управления обществом и степень его дифференциации
| Простые (нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных)
| Сложные (несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения)
|
Уровень развития
| Развитые, развивающиеся, отсталые общества
|
Формационный признак
| Бесклассовые общество:
- коммунистическое общество
| Классовые общества:
- рабовладельческое общество,
- феодальное общество,
- капиталистическое общество,
|
Классификации (типологии) обществ
Различные классификации обществ
Формационный и цивилизационный подходы
Формационный подход (основоположники К. Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1820—1895). Ключевое понятие – «общественно-экономическая формация».
Общественно-экономическая формация (от лат. formatio — образование, вид) — это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон, с присущим ему способом производства, экономическим строем и возвышающейся над ним надстройкой
Структура:
Надстройка — это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений (философия, религия, мораль, государство, право, политика и др.), возникающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воздействующая на него
Способ производства
Базис — это экономический строй (совокупность производственных отношений, т. е. отношений, не зависящих от сознания людей, в которые люди вступают в процессе материального производства)
Производительные силы — это средства производства и люди, обладающие производственным опытом, навыками к труду
Производственные отношения – отношения людей, складывающиеся в процессе производства
Тип надстройки преимущественно определяется характером базиса. Он же представляет собой основу формации, определяя принадлежность того или иного общества.
Традиционное, индустриальное, информационное общество
Линии сравнения
| Традиционное
(доиндустриальное)
| Индустриальное
| Постиндустриальное
(информационное)
|
Основной фактор производства
| Земля
| Капитал
| Знания
|
Основной продукт производства
| Пища
| Промышленные изделия
| Услуги
|
Характерные черты производства
| Ручной труд
| Широкое применение механизмов, технологий
| Автоматизация производства, компьютеризация общества
|
Характер труда
| Индивидуальный труд
| Преимущественно стандартная деятельность
| Резкое повышение творческого начала в труде
|
Занятость населения
| Сельское хозяйство — около 75%
| Сельское хозяйство — около 10%, промышленность — 85%
| Сельское хозяйство — до 3%, промышленность — около 33%, услуги — около 66%
|
Основной вид экспорта
| Сырье
| Продукты производства
| Услуги
|
Социальная структура
| Сословия, классы, включенность всех в коллектив; замкнутость социальных структур; низкая социальная мобильность
| Классовое деление; упрощение социальной структуры; подвижность и открытость социальных структур
| Сохранение социальной дифференциации; рост численности среднего класса; профессиональная дифференциация в зависимости от уровня знаний, квалификации
|
Продолжительность жизни
| 40—50 лет
| Свыше 70 лет
| Свыше 70 лет
|
Воздействие человека на природу
| Локальное, неконтролируемое
| Глобальное, неконтролируемое
| Глобальное, контролируемое
|
Взаимодействие с другими странами
| Несущественное
| Тесная взаимосвязь
| Открытость общества
|
Политическая жизнь
| Преобладание монархических форм правления; политические свободы отсутствуют; власть выше закона, для нее не нужны обоснования; сочетание самоуправляющихся общин и традиционных империй
| Провозглашение политических свобод, равенства перед законом, демократические преобразования; власть не воспринимается как данность, от нее требуется обоснование права на лидерство
| Политический плюрализм, сильное гражданское общество; возникновение новой формы демократии — «демократии консенсуса»
|
Духовная жизнь
| Господствуют традиционные религиозные ценности; однородный характер культуры; преобладает устная передача информации; малое количество образованных людей; борьба с неграмотностью
| Утверждаются новые ценности прогресса, личного успеха, веры в науку; возникает и занимает лидирующие позиции массовая культура; подготовка специалистов
| Особая роль науки, образования; развитие индивидуализированного сознания; непрерывное образование
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: