Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

с использованием технологии сотрудничества

Развитие навыков сотрудничества

У детей дошкольного возраста

В непосредственно-образовательной деятельности

с использованием технологии сотрудничества

   

Актуальность технологии сотрудничества заключается и в том, что она позволяет разрешить проблему преемственности в работе школы и детского сада в системе реализации развивающего обучения. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для освоения навыков сотрудничества. Сотрудничество строится на основе интереса детей друг к другу и к совместной деятельности и выражается в способности вступать во взаимодействие.

 

Основными принципами технологии сотрудничества являются:

1. Обучение носит развивающий характер, воспитатель не даёт готовых образцов действия и определений, а стимулирует и направляет детский поиск на решение поставленной проблемы.

2. Технология сотрудничества используется на знакомом программном материале, когда дети знакомы со способами решения поставленных задач.

3. Эффективным толчком является проблемная ситуация, побуждающая к поиску не только решения задачи, но способов эффективного сотрудничества.

4. Поиск решения проблемы происходит при помощи вопросов и ответов педагога и детей, выделяется цель, способы и действия решения задачи, а затем после её достижения подводится итог, т.е. проводится рефлексия.

5. Чтобы облегчить формирование самоконтроля детям вводятся специальные средства регуляции и саморегуляции нормативного поведения.

 

Анализ педагогической и психологической литературы по развитию у детей навыков эффективного взаимодействия, свидетельствует о том, что данная задача решается, разрознено, либо психологом, занимающимся с отдельной наиболее проблемной группой детей, либо воспитателем, использующим в своей работе игры и упражнения на формирование межличностных отношений дошкольников. В действительности, решение задачи по формированию способов сотрудничества у дошкольников должна решаться в комплексе, совместными усилиями педагогов и психолога. При этом большое значение должно отводиться психолого-педагогическому сопровождению воспитательно – образовательного процесса, заключающегося в анализе актуальной ситуации развития и разработке комплексных мероприятий по решению выявленных проблем (за основу взяты теоретические и практические разработки по данной теме таких авторов как Р. С. Буре, В. Н. Давидович, Т. В. Захараш).

 

Работу по обозначенной задаче, целесообразно осуществляется по следующим направлениям:

1. Работа воспитателей по формированию опыта коллективной (совместной) деятельности.

Деятельность по данному направлению, должна осуществляться за счёт коллективной формы организации и проведения занятий; использования в совместной деятельности с детьми игр и упражнений, направленных на формирование навыков сотрудничества.

Необходимо подчеркнуть, что по внешним признакам процесс обучения на занятиях выглядит так: каждый из детей выполняет свое задание, стремится получить положительную оценку. Обучение в режиме: «вопрос взрослого – ответ ребёнка» вырабатывает у детей установку на исполнительскую деятельность, на точное воспроизведение заданных образцов, такая ориентация на взрослого приводит к трудностям в развитии социально – коммуникативной компетенции. Поэтому важной педагогической задачей является создание условий, позволяющих придать деятельности детей коллективный характер. С этой целью в воспитательно – образовательный процесс включаются:

• творческие задания, предполагающие высокую степень самостоятельности детей, способность применять ранее полученные знания и умения для решения нестандартных ситуаций;

• нетрадиционные форм организации совместной деятельности, например, конкурсы, викторины, интеллектуальные игры и т. д.

• организация детей в парах, тройках, малых группах, при организации и проведении занятий.

Работу по формированию у детей способов сотрудничества целесообразно проводить в несколько этапов.

На первом этапе необходимо сформировать у детей ориентацию на общий результат, умение осознавать свою значимость для получения общего качественного результата. Здесь предлагаются задания, требующие только объединения результатов работы. Педагог подводит детей к пониманию значимости качественного выполнения работы каждым для достижения общего результата. При формировании у детей первоначального опыта совместных действий от педагога требуется большое количество прямых воздействий на детей, разъяснения им всех необходимых способов взаимовлияния.

На втором этапе организация коллективной деятельности состоит в использовании заданий, требующих распределения работы между участниками.

На третьем этапе предлагаются задания, требующие от детей совместного обсуждения каждого этапа работы. На втором и третьем этапе роль педагога заключается в косвенном руководстве деятельностью детей, предоставления им максимальной самостоятельности, а также создание условий для совместного обсуждения с детьми результатов работы.

2. Профилактическая работа психолога с детьми по личностному развитию старших дошкольников

направлена на развитие произвольного поведения, коммуникативных навыков, развитие рефлексии. С этой целью используются: упражнения на совместное взаимодействие (в парах, тройках, малых группах) с элементами арт – терапии, индивидуальные упражнения, ролевые игры, обсуждение (шеринг). Обсуждение результатов работы является важной составляющей каждого упражнения, через эту форму работы осуществляется решение задачи по развитию рефлексии. Именно на развитие рефлексии делается особый упор в психологической работе с детьми, так как позволяет осуществить:

• Анализ своих мыслей, действий, чувств;

• Анализ способов, приёмов, умений над которыми работали на занятии;

• Осмысление изменений произошедших в поведении;

• Осознание того, чему научились в результате совместной работы;

• Формулирование проблем, над которыми нужно ещё работать и поиск способов их решения.

Особенности проведения рефлексии:

• Вопросы к детям формулируются из особенностей выполнения заданий.

• Вопросы адресуются каждому ребёнку, при этом остальных детей ориентируют на внимательное выслушивание друг друга.

• Вопросы, адресованные детям должны фиксировать их актуальный опыт, полученный в результате выполнения конкретного задания.

• Желательно начать выступление с детей, которые успешно справились с заданием.

• Если дети, которым не удалось выполнить задание, затрудняются проанализировать причины, по которым это произошло, можно обратиться к помощи других детей, но при этом важно следить за тем, чтобы их высказывания были корректными, и воспринимались, как реальная практическая помощь.

Грамотно организованная работа по развитию рефлексии, значительно повышает эффективность деятельности по развитию навыков сотрудничества т. к. выводит ребёнка на осознанный уровень, позволяет ему самостоятельно регулировать собственное поведение.

 

• Организация предметно – пространственной среды с использованием разнообразных наглядных форм, которые позволяют развивать потребность в достижениях, в самоутверждении и самовыражении.

Это такие наглядные формы работы, как «Звезда недели», «Цветок достижений», «Страна успехов», «Я умею», «Радуга достижений», «Лучше всего я умею», «Больше всего на свете я хочу научиться» и т. д. Данные формы работы являются интерактивными, предполагают, высокую степень активности самих детей и позволяют осуществить решение задач, напрямую влияющих на развитие социально – коммуникативной компетентности, а именно:

• Стимулирование мотивации детей к достижениям в разных видах деятельности, в формировании тех или иных умений, навыков; формирование мотивации на успех.

• Самопредъявление детей в разных видах деятельности.

• Повышение самооценки. Это особенно актуально для тревожных, сомневающихся, неуверенных в себе детей.

• Развитие самостоятельности: визуальная форма фиксации успехов, достижений, их детализация позволяет детям, увидеть зону не только актуального развития, но и выстроить своё поведение в зоне ближайшего развития.

• Создание и развитие здоровой конкуренции между детьми. Ежедневная наглядная фиксация успехов одних детей, может стимулировать у других детей возникновение потребности в достижениях.

• Формирование умения адекватно оценивать свои реальные возможности. Осознанное отношение к результатам своей деятельности.

• Формирование самосознания. Одна из ведущих линий в развитии самосознания дошкольника является потребность в признании. Реализуя притязание на признание, ребёнок утверждает чувство собственного достоинства и самооценки. А так как всё хорошее эмоционально поощряется, то у ребёнка возникает стремление научиться тому, что одобряется. При этом ребёнок прочно усваивает положительную самооценку.

Таким образом, систематически организованная работа по рассмотренным направлениям позволяет сформировать у детей следующие умения:

• Понимать эмоциональное состояние взрослого, сверстника;

• Получать необходимую информацию в общении;

• Выслушивать другого человека, с уважением относиться к его мнению;

• Вести простой диалог;

• Спокойно отстаивать своё мнение;

• Принимать и оказывать помощь;

• Не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

 

 

Экспериментальное изучение показало, что первичной формой учебной деятельности является ее коллективное выполнение, точнее, коллективно-распределенная форма организации деятельности детей. В таких условиях появляется деловое сотрудничество и содержательное общение участников между собой, происходит реализация и творческое преобразование детьми задаваемых взрослым образцов поведения и действия, преодолевается эгоцентризм собственного действия ребенка и формируются навыки коллективной работы.

 

В.В. Рубцов выделил средства, обеспечивающие осуществление совместной деятельности:

а) коммуникация, без которой невозможны все составляющие совместного действия и благодаря которой происходит планирование деятельности:

б) рефлексия, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается преобразование этого действия.

 

Г.А. Цукерман и К.Н. Поливановой разработан специальный учебный курс «Введение в школьную жизнь», при прохождении которого первоклассники приобретают навыки учебного сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Авторы считают целесообразным учить детей специфически учебному взаимодействию до того, как перед ними будет поставлена первая учебная задача. Способы такого нового для детей учебного взаимодействия вводятся на дошкольном, неучебном материале: дидактические игры по конструированию, на классификацию, сериацию, рассуждение, внимание и т.п. Основное внимание детей обращается на освоение отношений: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать других и себя. Для этого в начале учебного года в течение первых двух недель первоклассники получают опыт «успешного действования» в различных учебных ситуациях, из которых в дальнейшем будет складываться их школьная жизнь:

 

1-я линия различения способов поведения связана со сменой партнеров по взаимодействию (различение ситуаций «Я» -индивидуальное действие, «Мы» -действия в малой группе, состоящей из 2-ух-6-и человек, и «Все вместе» -хоровое действие всего класса);

 

2-я линия различения способов поведения связана с типами учебных заданий (различение позиций «Знаю, могу действовать», «Не знаю, хочу спросить, уточнить условия задачи», «Знаю, что в данных условиях действовать невозможно, нужно изменить задание»).

 

Г.А. Цукерман и К.Н. Поливанова, не сомневаясь в необходимости обучения способам учебного взаимодействия до решения собственно учебных задач, оставляют открытым вопрос о начале и месте проведения такого курса с детьми (либо перед самым выпуском детей из детского сада, либо в начале учебного года в школе).

 

Итак, в результате участия в коллективно-распределенной деятельности сами школьники могут осуществлять построение определенной формы организации совместной деятельности, способствующей наиболее адекватному способу решения соответствующей учебной задачи. Обобщая данные экспериментальных исследований по разработке форм организации совместной деятельности, И.В. Ривина выделяет следующие факторы, влияющие на эффективность подобной работы:

1. распределение и обмен действиями между участниками – способствуют развитию теоретического мышления (в частности, понимания и рефлексии), повышению качества знаний, усвоению обобщенного способа решения различных задач;

2. моделирование (применение в обучении таких модельных средств, как графические схемы,

знаковые формы и т.д.) – является необходимым этапом при усвоении общего способа решения задач;

3. конфликт – ставит участников в ситуацию перестраивания известного способа взаимодействия и таким образом открывает новые возможности решения данной задачи; игровая форма совместной деятельности -повышает мотивацию при решении учебных задач, увеличивает познавательную активность, способствует развитию образного мышления.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...