Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Творческий путь В.В. Вересаева

 

Викентий Викентьевич Вересаев (наст. фамилия — Смидович) родился 16 января 1867 г. в Туле, в семье врача. Большую роль в становлении общественного сознания и этических принципов Вересаева сыграл его отец, человек разносторонне образованный, пользовавшийся в Туле большой популярностью и как врач, и как общественный деятель. Он воспитал в сыне способность к самостоятельному мышлению, трезвый реалистический взгляд на жизнь.

В гимназические годы Вересаев начал писать стихи. Вересаев уже в гимназии чувствовал своих идеалов и в дневнике мучительно размышлял над вопросом: для чего жить? Он занимает­ся историей, философией, физиологией, изучает христианство и буддизм и находит все больше и больше противоречий и несообразностей в религии. Это был тяжелый внутренний спор с непререкаемым авторитетом отца.

В 1884 г. Вересаев поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, веря, что там будут найдены ответы, без которых жизнь бессмысленна. Поначалу он со всей самозабвенностью молодости отдается народническим теориям, с ними связывает надежды на создание общества людей-братьев.

Однако, как впоследствии вспоминал писатель, «в начале восьмидеся­тых годов окончился героический поединок кучки народовольцев с огромным чудовищем самодержавия... Самодержавие справляло свою победу... Насту­пили черные восьмидесятые годы. Прежние пути революционной борьбы оказались не ведущими к цели, новых путей не намечалось. Народ безмолвствовал. В интеллигенции шел полный разброд». Настроение «бездорожья» охватило ее большую часть.

Вересаев, еще совсем недавно счастливый от того, что обрел «смысл жизни», разочаровывается в беспочвенных народнических прожектах и одновремен­но во всякой политической борьбе. Он пробует отгородиться от тяжелых дум, с головой уйдя в университетские занятия и литературный труд. Пишет стихи, прочно замкнутые в круге личных тем и переживаний. Лишь здесь, в любви, думается ему теперь, возможна та чистота и возвышенность человеческих отношений.

Именно в это трудное для Вересаева время и начался его литературный путь. Вскоре после «Раздумья» Вересаев обращается к прозе: первое опубликованное стихотворение было и одним из последних. «...Во мне что-то есть, но... это «что-то» направится не на стихи, а на роман и повесть». В 1887 году он пишет рассказ «Загадка», который как бы подвел итоги юношескому периоду творчества и свидетельствовал о начале зрелости. В этом рассказе были намечены основные темы и идеи, волновавшие Вересаева в первое десятилетие его литературной деятельности. Писатель славил человека, способного силой своего духа сделать жизнь прекрасной, спорил, по сути дела, с модной философией Н. Минского, утверждавшего, что «счастье в жертве». Вересаев же доказывал, что истинное счастье в борьбе, призывал не терять веры в завтрашний день.

В 1888 году, уже кандидатом исторических наук, Вересаев поступает в Дерптский университет на медицинский факультет. В тихом Дерпте, вдали от революционных центров страны, провел Вересаев шесть лет, занимаясь наукой и литературным творчеством.

В 1889 г. Вересаев пишет рассказ «Прорыв ». В этом рассказе на первый план выдвигаются проблемы этики. Поводом для его написания явились споры молодого писателя с отцом, причем споры социально-политического характера. Рассказ носит автобиографический характер, навеян событиями революционного студенческого движения. Общественный долг и эгоистическое благоразумие — эти два начала сталкивает Вересаев в душе своего героя юноши. Подчиниться эгоистической трезвости и пренебречь долгом товарищества или отказаться от отцовской жизненной философии и пойти на риск во имя товарищеского долга? В поисках ответа на этот вопрос и бьется герой Вересаева. Внешне он примиряется с отцом, хотя по-прежнему не приемлет философию трезвого благоразумия.

Писатель остается верен своему идеалу общества людей-братьев, хоть и весьма туманно представлял себе перспекти­ву борьбы. Свидетельство тому — небольшой рассказ «Товарищи» (1892), над которым Вересаев работал около двух лет. И в «Товарищах», повествуя о деградации части русской интеллигенции, Вересаев сосредоточивает свое внимание на моральном оскудении. Это рассказ о людях, «заеденных» средой, отказавшихся от своих прежних гражданских идеалов. Самые умные скрывают пустоту души под маской цинизма, скепсиса, но их «сердце спало, мысль довольствовалась готовыми ответами и ни разу не шевельнулась самостоятельно». Все они несчастны, «но никто из них не уважает своего горя, да и не стоило оно уважения». Голос автора, рассказывающего о жизни людей без идеалов, суров, выводы определенны: «...горе их — горе дряблое, бездеятельное, ему нет оправдания; стыдиться его нужно, а не нести в люди».

Итогом идейных и творческих исканий художника 80-х и начала 90-х годов явилась повесть «Без дороги», которой открывается целый цикл произведений Вересаева об интеллигенции [ рассказ «Поветрие» (1897), повести «На повороте» (1901), «К жизни» (1908), «В тупике» (1922) ]. Как автор повести «Без дороги» Вересаев вошел в большую литературу.

«Без дороги» — повесть о пережитом и передуманном. Повесть написана в форме исповеди-дневника молодого врача Дмитрия Чеканова, не сумевшего претворить в жизнь свои мечты о служении народу. Он отказался от научной карьеры, от обеспеченного и уютного дома, бросил все и пошел на земскую службу. Но его деятельность и деятельность подобных ему подвижников мало что меняла в положении народа, который, привыкнув ненавидеть барина, отвечал Чекановым недоверием и глухой враждебностью.

Вересаев отверг народническую программу создания общества людей-братьев. Но взамен ничего предложить не мог. Фраза из дневника: «Истина, истина, где же ты?..» — стала главным вопросом жизни Вересаева начала 90-х годов. Этой мыслью он жил в Дерпте, эта мысль не оставляла его в Туле, куда он приехал заниматься врачебной практикой после окончания Дерптского университета в 1894 году; с этой мыслью он отправился в том же году в Петербург, где устроился сверхштатным ординатором в Боткинскую больни­цу. Вересаеву необходимо было найти те реальные общественные силы, которые в состоянии построить общество людей-братьев.

Повесть «Без дороги» получила продолжение в «Поветрии». В 1895 — 1896 гг. Вересаев сотрудничал в журнале «Русское богатство». Там он познакомился с Михайловым, но их сближение не было длительным. Сотрудничал он и в журнале «Жизнь». В 1899 г. он познакомился с Максимом Горьким; в дальнейшем писатели сотрудничали в издательстве «Знание» и «Книгоиздательство писателей в Москве».

Вересаев ищет такой жанр, где публицистика и собственно художественное писание совместились бы органически.

Так он приходит к «Запискам врача» (1895 — 1900). В книге этой снова возникает излюбленная вересаевская тема — история «обыкновеннейшего, среднего» трудового интеллигента, история о том, как формировалось его мировоззре­ние. Но если убеждения героев «Без дороги» и «Поветрия» складывались в спорах, идущих в узком кругу интеллигенции, то в «Записках» писатель показал и доказал, что сама логика жизни превращает всякого честного и» ищущего интеллигента в революционера.

В литературе тех лет, пожалуй, ни одно произведение не вызывало такой жаркой полемики. Официальная медицинская пресса упрекала автора в том, что его правдивый рассказ о современном состоянии здравоохранения якобы подрывает авторитет медицины. Для передовой же медицинской общественности книга Вересаева стала настольной.

Дневниковая форма «Записок» включала в себя и глубоко интимные раздумья автора, и серьезные рассуждения о проблемах медицины и здравоохранения, и художественные зарисовки большой впечатляющей силы, и элементы гражданской публицистики, и социально значимые обобщения. Среди писателей, встретивших «Записки» с «большим одобрением», по свидетельству Вересаева, был Л. Толстой.

Впервые герой-рассказчик — как всегда у Вересаева, честный демократически мыслящий интеллигент—показан в его плодотворной работе, в общении с народом. Выводы, к которым приходит автор, изучая жизнь,— остро социально-обличительные: «…Оказывалось, что медицина есть наука о лечении одних лишь богатых и свободных людей. По отношению ко всем остальным она являлась лишь теоретической наукой о том, как можно было бы вылечить их, если бы они были богаты и свободны». Герой-рассказчик, поначалу питавший иллюзии о возможности классовой гармонии, вскоре убеждается, что «выходом тут не может быть тот путь, о котором (он) думал», что выход — только в насильственной замене существующего строя новым.

Особенность «Записок врача» состоит в том, что автор представляет на суд читателя не только окончательный результат своих размышлений о необходимости излечения и человека, и общества, но и сам процесс нахождения истины посредством ошибок (примеры неудачного лечения людей, повлекшие за собой их смерть, или неправильного назначения лекарств), трудностей (сложность с первого раза сделать трахеотомию или поставить диагноз по состоянию больного), сомнений и заблуждений.

В.В. Вересаев сочетал в себе несколько типов творчества. Эти несколько типов отразились в «Записках врача». Во-первых, «Записки» носят научный тип, а именно: когда писатель при написании своего произведения ставил задачу донести до читательской аудитории полученные научным путем и строго излагаемые сведения, в частности, порядок проведения трахеотомии, алгоритм вивисекции, правила принятия родов, важные для формирования научной картины мира. Во-вторых, «Записки врача» можно назвать публицистически произведением, т.к. воссоздают целостную панораму существующей современной жизни и состояния медицины. Более того, в «Записках врача» писатель использует одновременно как научные, так и художественные, эмоционально-образные средства, другими словами, это, не что иное как, одна из важных черт публицистического произведения - синкретизм.

«Записки врача» представляют интерес и для современного читателя, в частности тем, что там поставлены многие проблемы врачебной этики, что писатель оценивает своего героя не с узко-профессиональной, а с общественно-этической точки зрения. Гуманизм врача — явление общественное, утверждает Вересаев. Если ты врач, ты должен прежде всего бороться за устранение тех условий, которые «делают (твою) деятельность бессмысленною и бесплодною; …должен быть общественным деятелем в самом широком смысле слова, …должен бороться и искать путей, как провести свои указания в жизнь».

В 1901 г. Вересаев пишет повесть «На повороте».

В конце 90-х — начале 900-х годов заметно меняются представления писателя о роли и значении искусства, он отстаивает могучую силу художествен­ного образа, облагораживающего и возвышающего человека. Но в рассказе 1900 года «На эстраде» появляется еще и новый, весьма существенный мотив. Писатель утверждает, что только то искусство оправдывает свое назначение, которое помогает борьбе за светлые идеалы человечества. Этим утверждени­ем Вересаев бросал вызов эстетическим принципам декадентов.

В 1899 году он пишет рассказ о судьбе переплетного подмастерья — «Конец Андрея Ивановича», в 1903 году продолжает его рассказом о горестях жены Андрея Ивановича — «Конец Александры Михай­ловны» («Честным путем»). Они были объединены в повесть «Два конца». Впервые Вересаев написал повесть, где центральными героями стали не интеллигенты, а рабочие. Он все ближе подходил к горьковскому направле­нию в литературе.

За образами Андрея Ивановича и Александры Михайловны стоят совершенно реальные прототипы — хозяева той квартиры, где жил Вересаев в 1885 — 1886 годах. Даже фамилию героев он не выдумал, взял ту, что носил дед хозяина квартиры, — Колосов. Все это придает повести силу документа. Центральными героями повести Вересаева стали люди, осознавшие, «что они живут, а жизни не видят». Общественное значение этих повестей в том, что Вересаев сказал подлинную правду о жизни трудящихся, одним из первых заговорил о рабочем человеке, его «страстной тоске по красоте и справедливости».

Деятельность Вересаева обращает на себя внимание властей. В апреле 1901 года его увольняют из больницы, на квартире у писателя производят обыск, а в июне постановление министра внутренних дел запрещает ему в течение двух лет жить в столичных городах. Он уезжает в родную Тулу, где. находится под надзором полиции. Но и там активно участвует в деятельности местной социал-демократической организации.

В предреволюционные годы Вересаев продолжает разрабатывать свои старые темы, борется с духовной расслабленностью и обывательщиной. В рассказах «Паутина» (1902), «Проездом» (1903), «На высоте» (1904), обличая интеллигентов-мещан, Вересаев зовет к «новому счастью» и к работе во имя его. В 1904 г. Вересаев был мобилизован и два года провел в армии на Дальнем Востоке. Его жизненные впечатления того времени воплотились в двух циклах произведений — «На войне. Записки», «Рассказы о войне».

Вернулся с русско-японской войны лишь в начале 1906 года. На родине, Вересаев задумывает в 1906 году большую вещь о революции. Однако вскоре оставляет эту повесть и пишет другую — «К жизни», которая занимает своеобразное место в его творчестве. Ею завершается дооктябрьский цикл произведений Вересаева об интеллигенции, а выводами ее как бы подготавливается крупнейшее литературно-критическое исследование писателя — «Живая жизнь». В повести отчетливо проявились характерные черты мировоззрения и художественного метода Вересаева в период предреволюционного десятилетия. Новое произведение Вересаева — о настроении и переживаниях молодежи после поражения революции. Но прежде всего писатель хотел дать в нем ответы на вопросы, которые волновали его самого в те годы, — о смысле и цели жизни. Повесть «К жизни» встретили в штыки и революционные круги и реакционная пресса.

Вплоть до грозных дней 1917 года писатель занимает двойственную позицию. Себя он, как и раньше, считает социал-демократом, марксистом. Держится резко оппозиционно к самодержавной власти.

В октябре 1917 года Россию потряс новый революционный взрыв. Как только В. Вересаев воочию убедился, что начался новый штурм самодержа­вия, он «пошел с народом». В 1919 году переезжает в Крым. Пишет там рассказ «Состязание». Возвращается в Москву в 1921 г. Он много сил отдает работе в литературной подсекции Государственного ученого совета. Вереса­ев выступает с лекциями перед молодежью, в публицистических статьях изобличает старую мораль и отстаивает новую, советскую.

Однако отношение его к революции было по-прежнему сложным. Роман «В тупике» (1920 — 1923) подтверждает это.Кризис был мучителен. В.Вересаев часто уезжает из Москвы, живет на юге, в Коктебеле, усиленно занимается садом. Он был писателем, заменить литературу садом не мог. И он решил пойти к заводской молодежи; снял комнату невдалеке от завода и прожил здесь около полутора лет. Бывал в комсомольской ячейке», ходил по цехам, в общежитие. Результатом явилась целая серия произведений о молодежи — рассказы «Исанка» (1927), «Мимоходом» (1929), «Болезнь Марины» (1930), роман «Сестры» (1928 — 1931). В произведениях о молодежи В. Вересаев сумел уловить многие острейшие проблемы дня, включился в шедший тогда спор о новой морали — любви, семье. Именно с них начинается последний, четвертый, период творчества Вересаева: писа­тель возвращался к активной общественной позиции. Много сил отдает он литературоведческой и публицистической работе.

А исподволь работал над книгой, которая оказалась его последней и лучшей книгой, своего рода книгой итогов. Замысел книги, названной «Без плана», возник у Вересаева в середине 20-х годов. Он отдал этой работе двадцать лет из шестидесяти, посвященных литературе.

Книга быстро росла, и в 30-х годах автор разделил ее на три цикла: «Невыдуманные рассказы о прошлом», «Литературные воспоминания» и «3аписи для себя». Но работа над циклами продолжалась. Возраст брал свое, уходили силы, а книга все больше увлекала Вересаева, хотелось успеть подытожить многолетние размышления о смысле революционных бурь в России, о судьбах искусства, об обязанностях человека перед человечеством. Рождались все новые рассказы, мемуарные очерки, записи, возник замысел еще двух циклов — «Невыдуманные рассказы о настоящем» и «Выдуманные рассказы». Незадолго до смерти писатель решил система­тизировать весь накопившийся материал, но так и не успел сделать этого до конца.

Умер Викентий Викентьевич Вересаев в 1945 г. в Москве.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Вересаев В.В. — М.: Правда, 1980.— 400 с.
  2. Вересаев В.В. Собр. соч. в 5-и т., тт. 1-4, Москва; Правда, 1961 г.
  3. Русские писатели. 1800 — 1917: Биографич. Словарь. | редкол.: П.А. Николаев (гл. ред.) и др. — М.: Сов. Энциклопедия, 1989 — серия биографических словарей, с.28 — 30
  4. "История русской литературы конца XIX - начала XX века" / Соколов А.Г. − 2-е изд., испр. и доп. − М.: Высш. шк., 1984. − 360 с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...