Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ситуации и общие практические рекомендации по психологическому консультированию, связанному со способностями

 

 

ТИПИЧНЫЕ СЛУЧАИ (СИТУАЦИИ) ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Необходимость в психологическом консультировании в целях психокоррекции возникает в следующих типичных случаях (ситуациях)'.

1 Ситуация в данном контексте понимается как группа типичных случаев психологического консультирования, объединяемых Друг с другом по какому-либо общему для них признаку. Сами случаи трактуются как частные варианты соответствующих ситуаций.

Предлагаемая классификация ситуаций, частных случаев и вариантов используется как рабочая в следующих разделах данной главы, где для каждой выделенной ситуации (случая, варианта) приводятся конкретные рекомендации по проведению психологического консультирования.

 

Ситуация 1. У человека появляются проблемы, связанные с отсутствием или недостаточным развитием каких-либо ценных личностных качеств.

Случай 1. Отсутствуют или являются недостаточно развитыми какие-либо способности. Речь, в частности, может идти о следующих способностях:

• интеллектуальных,

• мнемических,

• коммуникативных,

• организаторских,

• специальных (например, математических, лингвистических, физико-технических и др.). Случай 2. Проблемы, связанные с темпераментом, в частности:

• со скоростью реакции,

• с темпом работы или общения,

• с эмоциональностью,

• с уравновешенностью.

Случай 3. Отсутствуют или являются недостаточно развитыми определенные черты характера, например:

• волевые черты характера (сила воли, твердость, настойчивость, целеустремленность),

• деловые черты характера (ответственность, аккуратность, исполнительность, точность),

• коммуникативные черты характера (отзывчивость, контактность, общительность).

Случай 4. Имеются проблемы потребностно-мотивационного плана, в том числе:

• отсутствуют главная цель или смысл жизни,

• отсутствует интерес к приобретению нового жизненного опыта, учению, саморазвитию,

• отсутствует интерес к какому-либо конкретному, но жизненно важному виду деятельности.

Ситуация 2. Человек испытывает явный дефицит в развитии каких-либо социально полезных форм поведения.

Случай 1. Отсутствие или слабое развитие форм поведения, касающихся личного общения с людьми, в том числе:

• отсутствие интереса к людям,

• неумение привлекать к себе внимание, производить эмоционально-положительное впечатление на людей,

• неумение высказывать комплименты в адрес других людей и реагировать на комплименты в свой собственный адрес,

• неумение правильно воспринимать социальные роли, играемые другими людьми в личном общении с данным человеком,

• неумение предупреждать и разрешать межличностные конфликты.

Случай 2. Отсутствие или недостаточное развитие форм поведения, связанных с деловым общением с людьми, в том числе:

• неумение обращаться к людям с просьбами и правильно реагировать на просьбы с их стороны,

• неумение убеждать людей, привлекать их на свою сторону,

• неумение выступать публично.

Ситуация 3. Человека в его жизни постоянно преследуют неудачи.

Случай 1. Неудачи у данного человека носят в основном персональный, т.е. личный, характер, в том числе:

• касаются недостатков в развитии способностей, интересов, потребностей, эмоций и чувств, темперамента, черт характера,

• связаны с неудачами в избавлении от разного рода комплексов,

• касаются трудностей установления хороших личных взаимоотношений с людьми,

• связаны с неспособностью управлять собственными эмоциональными состояниями. Случай 2. Неудачи делового характера, в том числе:

• в выборе профессии, условий и места работы,

• в продвижении по службе,

• в сохранении работоспособности в течение достаточно длительного времени,

• в соревновании (конкуренции) с другими людьми. Ситуация 4. Проблемы, касающиеся самочувствия, состояния здоровья.

Случай 1. Недомогания психогенного характера, в том числе:

• психогенные сердечные недомогания,

• нарушения, связанные с работой пищеварительной системы. Случай 2. Непредсказуемо изменчивое настроение, включая:

• неожиданные, необъяснимые изменения настроения,

• депрессивные состояния,

• снижение работоспособности,

• бессонницу,

• эмоциональные переживания, аффекты, стрессовые состояния.

Ситуация 5. Не складываются взаимоотношения с окружающими людьми.

Случай 1. Проблемы в сфере личных взаимоотношений с людьми своего возраста, в том числе:

• отсутствуют взаимные симпатии,

• имеют место явно выраженные межличностные антипатии,

• человек неспособен вести себя естественно, всегда и везде оставаться самим собой, вынужден играть не свойственные ему социальные роли.

Случай 2. Проблемы в сфере деловых взаимоотношений со сверстниками, включая:

• невозможность нормального взаимодействия с людьми в работе,

• неспособность быть лидером-организатором дела,

• неумение подчиняться другим. Случай 3. Проблемы взаимоотношений в семье, в том числе:

• во взаимоотношениях со своим будущим супругом (супругой),

• во взаимоотношениях между супругами в уже сложившейся семье,

• во взаимоотношениях супругов со своими родителями,

• во взаимоотношениях родителей с детьми (беспокойство родителей по поводу состояния и поведения детей, а также беспокойство детей в отношении родителей),

• во взаимоотношениях супругов с другими родственниками,

кроме родителей и детей.

Ситуация 6. Руководство людьми и принятие связанных с этим решений.

Случай 1. Проблемы принятия деловых решений, включая:

• решения по персональным делам,

• деловые решения. Случай 2. Руководство и управление, в том числе:

• руководство людьми,

• руководство выполняемой работой.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

 

Проводя психологическое консультирование по проблемам, связанным с развитием способностей клиента, необходимо обязательно учитывать следующие знания о способностях, которыми располагает современная наука:

1. Способности человека в их прогрессивном развитии зависят от двух основных факторов: от наличия у человека определенных и, как правило, врожденных задатков, а также от социальных факторов (условий психологического развития человека), влияющих на превращение соответствующих задатков в способности.

2. Науке до сих пор доподлинно не известно, что такое задатки на анатомо-физиологическом уровне. Однако жизнь и практика работы с людьми позволяют, постоянно и внимательно наблюдая за ними, обнаруживать задатки по внешним, психологическим признакам. Это, в частности, можно сделать, наблюдая за тем, как ребенок ведет себя и решает разного рода задачи в раннем детстве.

3. Особенно ярко задатки ребенка проявляются в ранние, дошкольные годы его жизни, в частности в возрасте от одного года до трех-четырех лет. Их можно обнаружить, наблюдая, чем данный ребенок существенно и в положительную сторону отличается от других детей.

4. К возрасту примерно около четырех лет практически почти все имеющиеся у ребенка с рождения задатки так или иначе, проявляют себя. Поэтому, заботясь о развитии задатков ребенка, об их как можно более скором превращении в способности, необходимо активно приступать к развитию способностей при самых первых проявлениях задатков.

5. Многие способности человека можно развивать и при отсутствии у него явно выраженных задатков. Однако в этом случае придется приложить гораздо больше усилий для развития способностей, и они, наверное, не достигнут в своем развитии достаточно высокого уровня.

Обучение и воспитание вносят не меньший вклад в развитие способностей, чем имеющиеся задатки. Сами задатки без обучения и воспитания никогда не превращаются в высокоразвитые способности человека.

6. Чем старше человек, тем труднее развивать его способности даже в том случае, если у него имеются явно выраженные задатки.

7. К главным условиям, обеспечивающим ускоренное развитие способностей, относятся следующие:

• своевременное и полное выявление задатков у ребенка,

• как можно более раннее начало активного развития способностей на их основе,

• наличие заранее разработанной и тщательно продуманной программы развития способностей, учитывающей индивидуальные особенности ребенка,

• использование современных развивающих методов и средств обучения,

• наличие способного, психолого-педагогически подготовленного учителя, владеющего техникой и методикой обучения, имеющего у самого себя способности, которые он собирается развивать у других,

• включение ребенка в деятельность, в которой проявляются и одновременно развиваются данные способности,

• проведение систематических развивающих учебных занятий с ребенком,

• контроль результатов развития с помощью психодиагностики формирующихся способностей с последующей коррекцией программы и методики обучения, направленного на их развитие.

Практические рекомендации, которые психолог-консультант предлагает клиенту по развитию его способностей, в научном отношении должны исходить из сформулированных выше положений психологической теории формирования и развития способностей человека. Эти положения в процессе психологического консультирования необходимо конкретизировать в учебном процессе с учетом особенностей клиента, условий его жизни, содержания и средств обучения и воспитания, окружающих людей и реальных взаимоотношений с ними.

Если, к примеру, в психологическую консультацию обращается мать трехлетнего малыша, озабоченная выявлением у него задатков и развитием музыкальных способностей, то консультант-психолог, опираясь на сформулированные выше положения, может построить консультационную работу с матерью и ребенком следующим образом.

Во-первых, надо будет достоверно установить, действительно ли у ребенка имеются врожденные задатки к развитию музыкальных способностей. Это психологу-консультанту желательно делать не самому, а вместе со специалистом по музыке, так как здесь необходимы соответствующие профессиональные, достаточно глубокие знания.

Далее желательно определить общий уровень интеллектуального развития ребенка, оценив, в частности, его внимание, воображение, память и речь. Одновременно специалист-музыкант может установить, есть ли у ребенка специальные задатки, сделав это с помощью соответствующих профессионально ориентированных тестов.

Если выводы как профессионального музыканта, так и консультанта-психолога о наличии у ребенка соответствующих задатков окажутся положительными, то матери данного ребенка следует рекомендовать активно заняться музыкальным образованием ребенка, обнадежив ее тем, что при систематических занятиях ребенок вполне сможет достичь успехов в занятиях музыкой.

Если заключение одного из названных специалистов окажется положительным, а другого – отрицательным (по вопросу о имеющихся у ребенка задатках к занятиям музыкой), то матери также можно посоветовать отдать своего ребенка, например, в музыкальную школу. Но при этом желательно будет сказать, что на пути развития музыкальных способностей у ребенка могут возникнуть трудности в конкуренции с более одаренными детьми.

Наконец, при отрицательном заключении обоих специалистов психологу-консультанту следует попытаться отговорить мать ребенка от попытки сделать музыкальную деятельность его будущей профессией (это, конечно, не исключает возможность получения ребенком музыкального образования для своего общего развития).

Рекомендации по дальнейшей работе с ребенком во всех этих случаях должны строиться с учетом индивидуальности самого ребенка и условий его жизни.

СОВЕТЫ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

 

Предлагая клиенту частные рекомендации по развитию его интеллектуальных способностей, психолог-консультант в дополнение к тому, о чем уже говорилось в предыдущем параграфе, должен будет учесть следующее.

1. Интеллект человека имеет довольно сложную внутреннюю структуру и включает в себя не только многие разные виды мышления, но также и разнообразные интеллектуальные операции, умения и навыки. Полноценное развитие интеллекта предполагает взаимосвязанное совершенствование всех видов мышления, а также умственных операций, умений и навыков. Предлагая клиенту практические средства для развития только одного вида мышления, например словесно-логического или только практического, мы не добьемся полноценного интеллектуального развития данного человека.

То же самое касается умственных операций и интеллектуальных умений и навыков: они должны включать в себя всевозможные действия, характеризующие разносторонне развитое мышление человека.

Следует, однако, иметь в виду, что далеко не каждому клиенту, обратившемуся в психологическую консультацию, практически необходимо всесторонне развивать свой интеллект. Иногда достаточно бывает сформировать какой-либо один, специальный вид мышления, связанный с конкретной деятельностью.

В этом случае для экономии времени и средств желательно действовать целенаправленно, предлагая рекомендации, ориентированные на ускоренное развитие только данного вида мышления. Работая над решением проблемы интеллектуального развития клиента, здесь желательно заранее выяснить следующие моменты:

• В связи с каким видом деятельности проблема интеллекта особенно волнует клиента?

• Какие виды мышления практически включены в данный вид деятельности и определяют ее успешность?

• Какие умственные действия и операции клиенту приходится выполнять во время занятий данным видом деятельности?

2. К основным видам мышления, о которых шла речь в начале предыдущего пункта, относятся наглядно-действенное (сенсомотор-ный интеллект), наглядно-образное и словесно-логическое (вербальный интеллект). В той или иной степени у клиента необходимо практически развивать все три названные вида мышления с приоритетным вниманием к тому из них, с которым связаны формируемые умственные действия и операции.

3. К главным интеллектуальным умениям и навыкам относятся операции классификации, сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, конкретизации.

Хотя традиционно все эти логические операции связываются с развитым вербальным интеллектом (словесно-логическим мышлением), в действительности они представлены и в других видах мышления, с той лишь разницей, что материалом для их выполнения в иных видах мышления служат не слова, а реальные манипуляции с предметами или образами.

Поэтому для полноценного развития интеллекта эти операции необходимо совершенствовать не только в словесно-логическом мышлении, но и в других видах мышления: наглядно-действенном и наглядно-образном.

4. Существуют общие законы развития детского интеллекта, которые необходимо учитывать, предлагая рекомендации по совершенствованию мышления. Главные из них следующие:

• в онтогенезе первым по порядку у ребенка появляется и начинает развиваться наглядно-действенное мышление (сенсомо-торный интеллект), и это происходит обычно в возрасте шести-семи месяцев от рождения;

• вторым по порядку появляется и начинает развиваться образное мышление, и это, как правило, относится к возрасту около полутора лет;

• третьим по порядку появляется и начинает совершенствоваться у детей словесно-логическое мышление, и это обычно случается в возрасте около трех-четырех лет.

5. В соответствии с этими основными законами мышление ребенка необходимо развивать в указанной последовательности его видов, приурочивая начало активных действий по развитию разных видов мышления к тому возрасту, когда они впервые начинают проявляться у детей.

Данные законы следует иметь всегда в виду, предлагая клиентам практические рекомендации по развитию мышления у детей, особенно дошкольного возраста. В этом возрасте необходимо в первую очередь обращать пристальное внимание на процесс совершенствования того вида мышления, который появляется и по естественным законам начинает развиваться в соответствующие годы.

Например, от шести месяцев до полутора лет желательно обращать преимущественное внимание на развитие наглядно-действенного мышления. В возрасте от полутора до четырех с половиной лет – на развитие наглядно-образного мышления. В период от четырех-пяти до одиннадцати-двенадцати лет – на развитие словесно-логического мышления.

За пределами указанных возрастных границ, т. е. после одиннадцати двенадцати лет, у детей параллельно должны совершенствоваться и развиваться все три вида мышления. Наконец, начиная с тринадцати-четырнадцати лет желательно обращать особое внимание на ускоренное развитие того вида мышления, в том числе специального, которое может понадобиться ребенку в его будущей профессиональной деятельности.

6. Следует, однако, иметь в виду, что из трех названных выше видов мышления наиболее важным для современного человека является все же словесно-логическое мышление. Его полноценному развитию в любом случае должно уделяться повышенное внимание, особенно в период, когда данный вид мышления легче всего совершенствуется. Этот период находится в следующих примерных границах: от пяти-шести до двенадцати-тринадцати лет.

7. Интеллектуальные, как, впрочем, и другие, способности человека, в отличие от его задатков, могут постепенно утрачиваться без специальной тренировки. Эти способности необходимо постоянно поддерживать с помощью соответствующих упражнений.

Под такими упражнениями понимаются систематически решаемые человеком умственные задачи. Перечень таких задач психолог-

консультант может определить в беседе с клиентом. В крайнем случае вместо конкретных задач можно предложить клиенту развернутую систему требований, предъявляемых к таким задачам, и в соответствии с ними клиент сам сможет подобрать для себя тренировочные задачи.

СОВЕТЫ ПО РАЗВИТИЮ МНЕМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

 

Мнемические способности связаны с работой памяти человека и обычно проявляются в таких частных умениях, как узнавание, запоминание, сохранение, припоминание и забывание. Существуют, кроме того, разные виды памяти, и их у человека насчитывается более полутора десятков. В их число входят следующие виды памяти: кратковременная, оперативная, долговременная, непроизвольная, произвольная, непосредственная, опосредствованная, механическая, логическая и виды памяти, связанные с работой различных органов чувств.

Наличие у человека большого количества видов памяти и мнемических процессов требует обязательного проведения точной психодиагностики состояния памяти клиента прежде, чем ему будут даны конкретные рекомендации по улучшению памяти. Кроме того, консультирование на тему памяти желательно проводить с учетом следующих положений.

1. Если клиент жалуется на проблемы, связанные с памятью, то вряд ли это касается всех без исключения видов памяти.

2. Если от клиента поступили жалобы на память, то это не всегда свидетельствует о том, что соответствующие проблемы у него действительно имеются. Скорее всего, дело обстоит таким образом, что в целом память у клиента является неплохой, но в отдельных случаях жизни по причинам, не имеющим прямого отношения к памяти как таковой, он испытывает определенные трудности в запоминании или припоминании материала.

Возможно, что проблемы, на которые жалуется клиент, касаются лишь отдельных видов и процессов его памяти. Например, у одного клиента могут быть проблемы с запоминанием, у другого – с сохранением, у третьего – с воспроизведением материала. У одного человека может оказаться слабой механическая память, у другого – логическая, у третьего – опосредствованная. Один человек может иметь хорошую кратковременную, но плохую долговременную память, и так далее.

Поэтому первая задача, которую должен будет решить психолог-консультант, состоит в том, чтобы, внимательно выслушав жалобы клиента, поставить точный диагноз его памяти. Далеко не каждый

клиент, который жалуется на свою память, может точно осознать и правильно описать ее проблемы. Далеко не всякий психолог-консультант и далеко не всегда будет в состоянии поставить точный диагноз памяти клиента только по его рассказу. Здесь в большинстве случаев невозможно обойтись без проведения специальной психодиагностики памяти клиента, в частности без тех тестов, которые были описаны ранее.

3. Не все виды памяти у человека могут одинаково успешно совершенствоваться. Одни виды памяти – например, непроизвольная и непосредственная память – обычно развиваются достаточно медленно и в основном только в детстве, по мере созревания организма (в частности, мозга ребенка), достигая вершины своего развития к пятнадцати-шестнадцати годам. Далее они, как правило, существенно уже не улучшаются, если, конечно, человек сознательно не занимается их развитием. Да и в этом случае развитие памяти идет обычно по другим линиям: произвольной и опосредованной. Другие виды памяти, такие, например, как логическая память, могут развиваться и совершенствоваться в течение всей жизни человека.

Кроме того, у одних людей могут успешнее развиваться одни виды памяти, а у других людей – иные. Поэтому, предлагая клиенту практические рекомендации по совершенствованию его мнемических способностей, следует, во-первых, точно определить, какие виды памяти ему в жизни особенно нужны, во-вторых, установить, каким образом данному клиенту легче всего запоминать или припоминать материал, и с учетом этого предлагать ему практические рекомендации по совершенствованию его памяти.

4. Почти у всех людей с возрастом происходят естественные и закономерные изменения памяти, которые сводятся в основном к следующему. Начиная с двадцати пяти – тридцати лет у большинства людей постепенно ухудшаются те виды памяти, которые были даны с рождения. Это непосредственная, непроизвольная и механическая память. Их постепенное ухудшение с возрастом человека происходит по той причине, что, во-первых, данные виды памяти зависят от состояния организма (чем он моложе, тем лучше память), во-вторых, они малопродуктивны и с возрастом постепенно заменяются более продуктивными видами памяти: произвольной, опосредованной и логической. Последние виды памяти требуют, кстати, гораздо меньших энергетических затрат, чем первые ее виды.

Отсюда, в частности, следует, что клиентам старше двадцати пяти – тридцати лет следует рекомендовать развивать в основном произвольную, логическую и опосредованную память.

5. С возрастом более сохранными у человека остаются в основном те виды его памяти, к использованию которых он чаще всего

обращается в своей жизни. Ухудшаются же главным образом те виды памяти, к которым человек обращается сравнительно редко.

Следовательно, ставя психологический диагноз памяти клиента, надо не ошибиться и принимать во внимание его жизненный опыт. Речь в данном случае идет о следующем. Если клиент в своей жизни постоянно обращается к какому-либо виду памяти, ее процессу или приемам запоминания и тем не менее систематически испытывает определенные трудности в припоминании нужного материала, то это означает, что у клиента практически исчерпаны резервы совершенствования этого вида памяти. Пути улучшении его памяти в данном случае следует искать в иных видах памяти, которые он не использует и к которым обращается сравнительно редко.

6. Память, как и интеллект человека, нельзя развивать односторонне. Для того чтобы в целом память человека постоянно поддерживалась на высоком уровне, необходимо, во-первых, комплексно развивать все виды памяти, во-вторых, постоянно упражнять и нагружать их. Применяя это правило практически в процессе психологического консультирования, следует, однако, иметь в виду то, что в этой связи уже было сказано выше об интеллекте человека, а именно: комплексно развивать и упражнять необходимо прежде всего те виды памяти, к которым человек вынужден постоянно обращаться в своей жизни, в частности в профессиональной деятельности.

7. Память человека в ее развитии и функционировании самым тесным образом связана с его интеллектом и не может совершенствоваться без параллельного умственного развития данного человека. В первую очередь это, конечно, касается логической и опосредованной памяти.

Каждый из видов и процессов памяти требует, кроме того, особого подхода к его совершенствованию. Далее мы кратко сформулируем общие рекомендации по развитию отдельных видов памяти.

8. Процесс узнавания как мнемический процесс самым тесным образом связан с развитием у человека восприятия, а также с улучшением качества тех интеллектуальных действий и операций, которые выполняет человек при построении перцептивного образа, правильно отражающего действительность.

Поэтому узнавание следует практически развивать через совершенствование восприятия, в частности при помощи специальных упражнений по сравнению и различению очень похожих друг на друга объектов.

Детям для этого можно рекомендовать упражнения на выявления сходства и различия в зрительно воспринимаемых объектах, например рисунках. Что же касается взрослых людей, для которых узнавание обычно связано с выполнением какой-либо профессиональной деятельности, то соответствующий мнемический процесс у них лучше всего совершенствовать через те виды деятельности, которые данный человек выполняет на своей работе.

9. Запоминание как процесс памяти имеет несколько сторон. Во-первых, это – организация материала с целью его лучшего запоминания. Во-вторых, это – само запоминание, то есть выполнение соответствующих мнемических действий. В-третьих, это – оптимальное распределение мнемических действий во времени.

Поэтому клиенту в связи с его проблемами, касающимися запоминания, можно посоветовать следующее. Клиенту следует постараться выработать у себя привычку размышлять над запоминаемым материалом, прежде чем пытаться его запомнить. Такие размышления должны быть направлены на выяснение особенностей запоминаемого материала, в частности, того, чем он отличается от известного материала, или того, чем он, напротив, похож на уже известный материал.

К числу приемов, способствующих хорошему и быстрому запоминанию, можно отнести определение внутренней структуры запоминаемого материала и осознание того, какие образы, мысли и чувства он порождает. Все это клиент делает, задавая самому себе вопросы по запоминаемому материалу и сам же отвечая на них. Достаточно только поставить и последовательно ответить на эти вопросы, чтобы соответствующий материал запомнился.

Иногда также желательно несколько раз механически дополнительно повторить материал, чтобы он лучше запомнился. Вообще же следует помнить о том, что процесс запоминания, в особенности у взрослого человека, представляет собой ни что иное, как просто систему полезных жизненных привычек. Выработав их однажды и следуя им постоянно, можно надолго или навсегда избавить себя от проблем, связанных с запоминанием.

Эти проблемы в свою очередь возникают из-за отсутствия у человека подобных жизненных привычек. В детские годы, когда еще достаточно сильны непроизвольная, непосредственная и механическая память, существенные проблемы памяти, как правило, не появляются. Однако у большинства взрослых людей с возрастом они неизбежно возникают, особенно после шестидесяти лет, а иногда даже и раньше.

10. Механизм сохранения запомненного материала в памяти – это то, о чем в науке меньше всего известно. Поэтому целенаправленно воздействовать на этот процесс не представляется возможным. Тем не менее клиент и здесь может сделать кое-что полезное для себя.

В связи с этим психолог-консультант должен будет напомнить клиенту о том, что, чем разумнее организован процесс запоминания, тем больше в нем должен делаться упор на осмысление запоминаемого материала и тем меньше места должно занимать чисто механическое повторение.

Главное, о чем необходимо позаботиться заранее, запоминая некоторый материал, это – найти (выработать, усвоить) какой-либо достаточно эффективный прием, при помощи которого в нужное время можно будет сравнительно легко и быстро припомнить данный материал.

Здесь, в частности, могут оказаться полезными следующие советы.

Во-первых, важно привести весь запоминаемый материал в связную систему, и сделать это таким образом, чтобы каждая часть материала была логически связана с другими его частями, причем, чем больше связей – ассоциаций внутри запоминаемого материала, тем лучше.

Во-вторых, нужно обязательно позаботиться о том, чтобы одно или сразу несколько ключевых звеньев этого материала в любой момент времени можно было легко вспомнить. Такими звеньями обычно являются начальные или конечные звенья в цепи запоминаемого материала.

В-третьих, необходимо обеспечить условия, при которых то, что поможет вспомнить весь запоминаемый материал, оказалось бы в после зрения и в сфере внимания клиента в нужный момент времени.

11. Воспроизведение или припоминание материала – это, пожалуй, наиболее сложный мнемический процесс. Человек иногда может запомнить и даже сохранить в своей памяти нужный материал, но при этом будет не в состоянии в подходящий момент времени легко и безошибочно его воспроизвести из-за слабости процесса припоминания.

Этот процесс, в свою очередь, зависит от многих причин, среди которых можно назвать качество запоминания материала. Оно, однако, не является единственной причиной плохого припоминания. На воспроизведение материала также влияет естественный процесс его забывания, физическое и психологическое состояние человека в момент припоминания и многое другое. Забывание идет обычно своим чередом, и если человек время от времени не повторяет материал, то в его памяти остается не более двадцати процентов от объема материала, который был им первоначально когда-то запомнен. Следовательно, для того чтобы облегчить процесс припоминания, необходимо время от времени повторять запомненный материал.

Известно также, что плохое физическое самочувствие человека и сильное эмоциональное возбуждение отрицательно влияют на его память, особенно на процесс припоминания. Поэтому не следует слишком сильно переживать по поводу того, что в тот или иной момент времени, связанный с не вполне благоприятным физическим или психическим самочувствием человека, нечто будет припоминаться не сразу, не полностью и с трудом. Это не недостаток памяти как таковой, а следствие временного психофизического состояния человека.

Для того чтобы что-то хорошо припомнить, человеку, прежде всего, необходимо успокоиться и отдохнуть.

12. Немало проблем возникает у человека в связи с ограниченным объемом его кратковременной памяти. Хотя в среднем он у взрослых людей равен семи единицам, однако разница почти в два раза между нижней и верхней нормальными границами (пять и девять единиц) достаточно велика для того, чтобы порождать существенные индивидуальные различия по объему памяти между людьми.

Особые трудности при запоминании испытывают обычно те люди, чей объем кратковременной памяти находится у нижней границы указанного нормального диапазона. Такие люди, как правило, с трудом могут сразу запоминать материал объемом более семи единиц или же делают это очень медленно.

В то же самое время для тех людей, чей объем кратковременной памяти находится у верхней границы данного интервала, составляющей девять единиц, такие трудности возникают лишь тогда, когда им приходится запоминать ряд единиц информации, составляющий десять и более элементов.

Вместе с тем люди обычно не испытывают особых затруднений тогда, когда число единиц информации в запоминаемом ими ряду равно среднему объему их кратковременной памяти и не превышает его. Это значит, что человеку, чей объем кратковременной памяти равен пяти, необходимо рекомендовать запоминать большой по объему материал небольшими порциями, включающими в себя не более пяти единиц, а человеку, чей объем кратковременной памяти составляет семь единиц, – порциями не более семи единиц в каждой.

Следует также помнить о том, что объем кратковременной памяти человека – это в целом мало упражняемая и слабо изменяющаяся величина, поэтому к объему индивидуальной кратковременной памяти в реальной жизни надо просто уметь приспособиться.

Правда, практически имея дело с детьми дошкольного возраста, следует также помнить и о том, что у них объем кратковременной памяти обычно существенно ниже, чем у взрослых людей, и приблизительно равен возрасту ребенка в годах. С точки зрения практических рекомендаций по улучшению памяти детей это означает, что дошкольникам необходимо давать для запоминания материал еще меньшими порциями, чем взрослым людям. И только с началом обучения в школе можно постепенно переходить к использованию объемных мнемических норм, характерных для взрослых людей.

13. Качество оперативной памяти, от которой зависит способность человека в течение длительного периода времени, от нескольких десятков минут до нескольких дней, удерживать большое количество сведений, вспоминать их и оперативно пользоваться ими, определяется многими причинами.

Прежде всего отметим, что оперативная память человека, в отличие от его кратковременной памяти, является упражняемой и в значительной степени зависит от личного, профессионального жизненного опыта человека. Объем и мощность оперативной памяти можно увеличивать до весьма значительных размеров, однако она требует постоянного подкрепления и поддержки для сохранения своих качеств на высоком уровне.

Оперативную память можно совершенствовать, например, за счет решения умственных и практических, жизненно важных задач, в которых имеется множество условий и которые содержат в себе распределенное в течение длительного времени немалое количество шагов на пути поиска нужного решения. Постепенно увеличивая количество информации, которую необходимо удерживать в памяти в процессе решения задачи, увеличивая время решения задачи, можно тем самым улучшать оперативную память.

14. Человек напрямую не в состоянии управлять тем, что фактически находится в его долговременной памяти, а также процессами сохранения информации, происходящими на подсознательном уровне. Однако свою долговременную память он вполне может регулировать через сознательно контролируемые им самим процессы запоминания и воспроизведения материала.

Известно, например, что хорошо организованное запоминание положительно сказывается на качестве долговременной памяти. Повторение и систематическое припоминание материала также улучшает долговременную память человека. Это и можно рекомендовать делать клиенту, который жалуется психологу-консультанту на то, что запоминаемый им материал быстро забывается.

15. Произвольная память человека существенно зависит от его воли и мотивации. Поэтому пути практического улучшения этого вида памяти заключаются, с одной стороны, в увеличении интереса человека к запоминаемому материалу, а с другой стороны, в совершенствовании его личностных, в частности характерологических, качеств.

16. Главные возможности в плане совершенствования памяти человека касаются его опосредованной памяти. Это связано с тем, что отсутствие у человека надежных средств запоминания существенно ухудшает его память, особенно с возрастом. Наличие же эффективных средств запоминания и припоминания, напротив, улучшает память человека, причем независимо от его возраста.

Более того, достоверно установлено, что, чем старше становится человек, тем больших успехов он может добиться в совершенствовании памяти на основе разумного применения различных мнемо<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...