Принципы государственной политики в области образования
В Законе РФ «Об образовании» определено
-Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
-Образование осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
- Область образования в стране провозглашена приоритетной.
- Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации в области образования.
Характер системы образования определяется социально-экономическим уровнем развития страны, политическим строем, культурно-историческими и национальными особенностями.
Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.
Принципы государственной политики в области образования
- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
- светский (безрелигиозный) характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
- свобода и плюрализм в образовании;
- демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
Приложение к контрольной работе
Таблица 2.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
ТРАКТОВКА ПОНЯТИЯ
| ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ ИСТОЧНИКА
|
ОБРАЗОВАНИЕ — 1) процесс и результат усвоения определенной системы знаний в интересах человека, общества и государства, сопровождающиеся констатацией достижения гражданином (обучающимся)установленных государством образовательных уровней (цензов). 2) специально организованная в обществе система условий и учебно-образовательных, методических и научных органов и учреждений, необходимых для развития человека; 3) процесс изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний и отношений в течение всей жизни, абсолютная форма бесконечного, непрерывного овладения новыми знаниями, умениями и навыками в связи с изменяющимися условиями жизни, ускоряющимся научно-техническим прогрессом;
| КоджаспироваГ.М. Коджаспирова А.Ю. Словарь по педагогике.-Москва,2005г.-445стр. стр.92
|
Образование – это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенных государственных уровней – цензов (Закон «Об образовании»); процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков в ходе обучения; уровень умственного развития личности и ее профессиональной квалификации; система накопленных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый;
| А.С. Воронин. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург 2006-135стр.стр.63
|
Экстернат – самостоятельное изучение обучающимися дисциплин согласно основной образовательной программе высшего профессионального образования по избранному направлению подготовки с последующей аттестацией в высшем учебном заведении. Текущая аттестация включает прием экзаменов и зачетов по курсам соответствующих дисциплин; рецензирование и прием контрольных и курсовых работ, курсовых проектов и отчетов по практике
| А.С. Воронин. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПО ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ. Екатеринбург 2006-135стр.стр.129
|
Экстернат(от лат. extemus—внешний, посторонний) — самостоятельное, в том числе ускоренное, освоение общеобразовательных программ по отдельным предметам, классам, курсам основного общего и среднего (полного) общего образования с последующей аттестацией в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях. Граждане России имеют право на образование в форме экстерната с получением соответствующего документа об образовании.
| Педагогика. Вишнякова С.М. Профессиональное образование Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М. НМЦ СПО, 1999. — 538 с. стр.387
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА – комплект документов, определяющих содержание и технологию образования определенного образовательного уровня и направленности. В Российской Федерации образовательные программы подразделяют на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные).
| Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. – М.: М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 с.
Стр.137
|
Образовательные программы и учебники – ключевые элементы образовательного (педагогического) процесса. Образовательная программа устанавливает содержание образования определенного уровня и направленности. В России реализуются образовательные программы, которые подразделяются на: общеобразовательные (основные и дополнительные); профессиональные (основные и дополнительные).
| Воронин А.С Словарь терминов по общей и социальной педагогике ГОУ ВПО УГТУ-УПИ – 2006 Стр. 65 из 135.
|
САМООБРАЗОВАНИЕ— специально организованная, самодеятельная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и (или) общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, обще культурных и профессиональных запросов и повышения профессиональной квалификации. Строится обычно по образцу систематизированных форм обучения, но регулируется самим субъектом.
| КоджаспироваГ.М. Коджаспирова А.Ю. Словарь по педагогике.-Москва,2005г.-445стр. стр.132
|
Самообразование – специально организованная, самодеятельная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и (или) общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышения профессиональной квалификации. Строится обычно по образцу систематизированных форм обучения, но регулируется самим субъектом.
| Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике ГОУ ВПО УГТУ-УПИ – 2006 Стр. 95 из 135
|
СТАНДАРТ ОБРАЗОВАНИЯ- 1)основной документ, в к-ром определены конечные результаты образования по учебному предмету. Составляется для каждого этапа образования. Структура стандарта включает: цель и задачи предметного образования, термины и закономерности, знания и представления, умения и навыки, технологию проверки результатов образования; 2) содержательное ядро образования, включающее в себя материал, необходимый и достаточный для достижения целей среднего образования на общефедеральном уровне. Отражает оптимальный минимум содержания образования.
| КоджаспироваГ.М. Коджаспирова А.Ю. Словарь по педагогике.-Москва,2005г.-445стр. стр.142
|
Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.
| . Педагогика: Учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева и др.; Под ред. Л. П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. - 432 с. стр.188
|
Гуманистический характер образования – создание такой системы учебно- воспитательных учреждений и образовательных программ, которые смогут удовлетворить любые образовательные запросы различных групп населения без ущемления чьих-либо прав на получение образования любого желаемого уровня
| Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике ГОУ ВПО УГТУ-УПИ – 2006 Стр. 82 из 135
|
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ- распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения; обеспечение образовательным процессом свободного и всестороннего развития личности, ее деятельного участия в жизни общества.
| КоджаспироваГ.М. Коджаспирова А.Ю. Словарь по педагогике.-Москва,2005г.-445стр. стр.32
|
Высшее образование 1. Образование, содержание которого сориентировано на подготовку работников сложных видов труда, выполняющих функции управления технологическими системами и коллективами людей, а также на подготовку квали- фицированных педагогических и научных работников. 2. Уровень образования, получаемый на базе среднего в высших учебных заведениях и подтверждаемый официально признанными документами (ди- пломами, сертификатами и т.д.)
| Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике ГОУ ВПО УГТУ-УПИ – 2006 Стр. 18 из 135
|
Дополнительное образование – образование, основной задачей которого (в рамках каждого уровня профессионального образования) является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным повышением образовательных стандартов.
| Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике ГОУ ВПО УГТУ-УПИ – 2006 Стр. 27 из 135
|
Дополнительное образование -образование, цели и содержание которого не предусмотрены обязательной программой образовательного учреждения, однако имеют важное значение для развития человека как личности, для его жизни в обществе, соответствуют его склонностям и интересам; оно осуществляется, как правило, после изучения основных образовательных программ. Согласно Закону РФ «Об образовании» основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в рамках каждого уровня профессионального
| Педагогика. Вишнякова С.М. Профессиональное образование Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М. НМЦ СПО, 1999. — 538 с.стр. 81
|
Заочное обучение – форма организации учебного процесса для лиц, сочетаю- щих получение образования и профессиональную трудовую деятельность; часть системы непрерывного образования
| Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике ГОУ ВПО УГТУ-УПИ – 2006 Стр. 31 из 135
|
Заочное обучение -форма организации учебного процесса для лиц, сочетающих получение образования с профессиональной трудовой деятельностью; часть системы непрерывного образования. Предполагает посещение студентами краткого курса установочных лекций и самостоятельное прохождение разделов учебных курсов в соответствии со специально разработанными планами и учебными программами, выполнение контрольных заданий, проверяемых преподавателем специализированного образовательного учреждения, и очную сдачу в нем установленных экзаменов. Диплом заочного отделения приравнивается к диплому, полученному в стационарном образовательном учреждении; срок обучения продолжительнее в среднем на год.
| Педагогика. Вишнякова С.М. Профессиональное образование Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М. НМЦ СПО, 1999. — 538 с. стр. 90
|
Учреждения специальные (коррекционные) образовательные – учреждения, предназначенные для воспитания и обучения детей, подростков и взрослых с различными аномалиями психофизического развития.
| Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике ГОУ ВПО УГТУ-УПИ – 2006 Стр. 120 из 135
|
Учреждения специальные (коррекционные) образовательные — учреждения, предназначенные для воспитания и обучения детей, подростков и взрослых с различными аномалиями психофизического развития.
| Авт. сост. А.Л. Кураков. Под редакцией Л.П. Куракова. М., 2006. С. 262)… …
Педагогический терминологический словарь
|
Высшее образование -образование, имеющее целью подготовку и переподготовку специалистов сложных видов труда, выполняющих функции управления технологическими системами и коллективами людей, подготовку квалифицированных педагогических кадров и научных работников, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.
| Педагогика. Вишнякова С.М. Профессиональное образование Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М. НМЦ СПО, 1999. — 538 с. стр. 50
|
Заключение
Право на получение образования является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. В России сфера образования признается приоритетной..
Современное российское образование - это непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых государственные, негосударственные, муниципальные
государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов. Образовательная система объединяет
дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское,
послевузовское, дополнительное образование.
В качестве ведущих принципов государственной политики в области образования в России, закон утверждает гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека, свободы развития личности; защиту национальных культур, культурных традиций народов России; общедоступность и др.
Современное Российское образование, по уровню подготовки способно конкурировать с ведущими мировыми вузами мира. Российские специалисты высоко ценятся не только в своей стране, но и далеко за рубежом.
Список использованной литературы:
1. Педагогика. Вишнякова С.М. Профессиональное образование Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М. НМЦ СПО, 1999. — 538 с. стр. 90,204,326.
2. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике ГОУ ВПО УГТУ-УПИ – 2006 Стр. 120 из 135
3. Педагогика: Учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева и др.; Под ред. Л. П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. - 432 с. стр.188,256,30.
4. Авт. сост. А.Л. Кураков. Под редакцией Л.П. Куракова. М., 2006. С. 262)… …
Педагогический терминологический словарь
5. КоджаспироваГ.М. Коджаспирова А.Ю. Словарь по педагогике.-Москва,2005г.-445стр. стр.32,244,245.
6. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах,таблицах и опорных конспектах,Москва,2004г.-255стр. стр.25,26,92.
7.Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. – М.: М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 с. Стр.13
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования республики Крым
«Крымский инженерно-педагогический университет»
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
Кафедра начального образования
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по педагогике
Воспользуйтесь поиском по сайту: