Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Смена риторических идеалов в новое время.




Один из основателей философии Нового времени - английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626) - писал, что риторика, как и логика - это наука наук. Следовательно, ее следует изучать на высоком уровне, а не начинать с нее. Главное, на что опирается философия Нового времени - это человеческий разум. А риторика, по мнению Ф. Бэкона, раз и изучает ум, правда, не в его естественной качества (это задача диалектики), а его ходячему использовании. По большому счету, назначение этой дисциплины состоит в том, чтобы установки ума передавать воли, чтобы возбудить ее для выполнения нужных действий. Соответственно, аргументы и средства убеждения, используемые в риторике, должны изменяться в зависимости от характера аудитории.
Среди теоретиков ораторского искусства этого периода следует отметить творчество известного немецкого философа Артура Шопенгауэра (1788-1860). Он занимался частности искусством спора (эристикой). Довольно интересна его работа "эристикой, или искусство спорить".
"Основной тип коммуникации, который рассматривает Шопенгауэр, - это спор, целью которой всегда не просто отстаивание своего мнения, убеждения собеседника в ее правильности, а именно победа. Как видим, в этом немецкий философ не поддерживает точку зрения Аристотеля. Он считает, что естественным для любого человека является желание выглядеть всегда правой. В споре спорщик прежде всего будет искать ошибку не в своих рассуждениях, а в рассуждениях собеседника, и вряд ли сразу же согласится с критикой своей позиции "
Если в целом оценивать развитие риторики в эпоху Нового времени, то следует отметить ее упадок как отдельной науки.Она все больше сближается с языкознанием, особенно та ее часть, что касается изучения тропов и фигур. Этому во многом способствовал стиль барокко. О значительном влиянии философии риторику говорить не приходится.
Таким образом, именно в этот период риторика окончательно превращается в дисциплину, которая занимается красотой, изяществом речи. Она все больше отделяется от реальной практики общения и соответственно теряет статус самостоятельной науки. Постепенно складывается негативное представление о риторическая как бессодержательность, высокопарное болтовня т.д..

18)История риторики в России.
В истории русской филологии риторика – наименее изученная область. Современному читателю, учащемуся, исследователю предстоит объективно выяснить, какой была риторика в ее определениях и разделах, а вместе с ней – красноречие, ораторика, словесность и множество других понятий, содержание которых менялось, но осталось зафиксированным в классических национальных руководствах. Это знание будет особенно ценно, если почерпнуть его непосредственно из текстов учебников, большинство которых либо никогда не публиковалось (таковы рукописные риторики XVII‑XVIII вв.), либо стало библиографической редкостью (таковы, за исключением руководств М. В. Ломоносова, все учебники XVIII‑XX вв.).В последнее десятилетие на волне поднимающегося интереса к риторике вышел ряд исследований, описывающих старинные риторики (см. работы: Вомперский В. П.Риторики в России XXVIII–XIX вв. – М., 1988; Елеонская А. С. Русская ораторская проза в литературном процессе XVII в. – М., 1990; Граудина Л. К., Миськевич Г. И. Теория и практика русского красноречия. – М., 1989 и др.). Однако читатель по-прежнему мало обращен к самим текстам, довольствуясь цитатами, которые неминуемо лишь отрывочно отражают содержание памятника.До XVII в. учебники риторики отсутствуют на Руси, что, однако, не означает неизвестности риторических понятий. Употребление слов ветийство (через «ять»),риторикия (риторика‑только в XVII в.) и множества «благословных» синонимов (в разнообразных вариантах типа благоязычие, доброречие, красноглаголание, хитрословие, златоустие др.) более всего говорило о существовании практических правил речи и речевой этики, ясно показывающих образ человека Древней Руси. Это – донаучный и доучебниковый период развития риторики, когда в отсутствие какой‑либо терминологии имеется изобилие «ветийства» и «сладкоречия», существует практическая риторика («благоречие»), основанная более всего на образцовых культурных текстах (Священное Писание, богослужебные тексты, сочинения проповедников – отцов церкви, сочинения с указанием правил речевого поведения – см. «Пчелу», «Домострой» и др.).Первый русский учебник риторики датирован 1620 г. (данные об истории текста – во вступительной статье перед публикацией). В русской истории – это окончание Смутного времени, начало царствования династии Романовых, установление новой государственности и стиля правления. Такое время не может не требовать реорганизации в области образования, и они, видимо, произошли не только в Московии, но и на Украине, откуда шла ученость в московские земли. Однако, если на Украине с бурным развитием школ и созданием Киевской духовной академии (1631 г.) воцаряется латинское образование, в среднерусских и московских землях существует четкая ориентация на тривиум гуманитарных дисциплин (грамматика, риторика, диалектика), описанных по-русски в ряде памятников. До 1620 г. было создано «Сказание о седми свободных мудростях», чьи главы о грамматике, диалектике и риторике становились соответствующими предисловиями к трем сочинениям, которые регулярно переписывались и соседствовали в рукописных сборниках: «Грамматике» Мелетия Смотрицкого, «Диалектике Иоанна Дамаскина» и «Риторике» 1620 г.Как ни стремилось в течение XVII в. общество к созданию академии и заведению «школ», настоящий перелом в содержании риторики смог произойти только с началом петровских преобразований. Создание основных рукописных риторик, читавшихся и переписывавшихся на протяжении всего XVIII в., удивительным образом сконцентрировано в период с конца XVII в. по 1710 г. В это время написаны «О риторической силе» Софрония Лихуда (пер. Козмы Афоноиверского – 1698), «Риторика» Михаила Усачева (1699), «Риторическая рука» Стефана Яворского (1698, пер. Федора Поликарпова – 1705), несколько риторик Андрея Белобоцкого (до середины первого десятилетия XVII в.), «Книга всекрасного златословия» Козмы Афоноиверского (1710), «Старообрядческая Риторика» в 5 беседах (1706–1712). Вершиной риторической украшенности стала «Книга всекрасного златословия» Козмы Афоноиверского, грека, изучившего славено-российский язык настолько, что во множестве его «прикладов» – примеров воплотились современные и исторические реалии русской жизни, были предложены ясные определения риторической терминологии. Наконец, обучение проповеднической речи ставила целью «Риторика» в 5 беседах, созданная в Выголексинском общежительстве, – старообрядцы не только переработали терминологию современных им риторик, но и снабдили описание собственными идеологическими примерами.стилистический резонанс этого «петровского» периода долгое время был значим для российского общества и его образованности. Несомненно и то, что следующий период начинается в 1743–1747 гг. с созданием М. В. Ломоносовым своих руководств – в истории это начало царствования Елизаветы Петровны с переходом после серии дворцовых переворотов в «век» Екатерины. Ломоносов возвышается над всеми другими авторами XVIII в. как создатель первой научной риторики. Однако реальная картина борьбы идей за создание новой риторики еще должна быть восстановлена. Как известно, первое «Краткое руководство к риторике» М. В. Ломоносова датируют 1743 г., поскольку представлено оно в Императорскую академию наук в январе 1744 г. После отрицательного отзыва академиков и совета Миллера «написать автору свою книгу на латинском языке… присоединив русский перевод», Ломоносов готовит «Краткое руководство к красноречию», изданное в 1748 г.Слово риторика в новых работах не упоминается (за исключением трудов исторического характера). Впрочем, с 30-х годов, когда кончается десятилетие историко-стилистических реформ и начинается стилевая стагнация (сопровождаемая к тому же идеологическими репрессиями), принципиальная возможность писать и обсуждать вопросы ораторского искусства и словесности была сведена к минимуму. Советское языкознание продолжало развиваться без обращения к риторике: вопросы риторической науки и искусства речи оказались размытыми между множеством лингвистических, психологических и социальных дисциплин, которые пытались заполнить образовавшуюся в потребностях общества лакуну.

Таким образом, история русской риторики и словесности непосредственно связана с русской общественно-политической историей. Она может быть поделена на следующие периоды, фиксирующие единый общественно-идеологический стиль жизни:

1615/20—1690/95 гг. – допетровская Русь в начале царствования Романовых, когда наиболее популярной является первая русская «Риторика» 1620 г., изучаемая в тривиуме свободных «мудростей»;

1690/95—1745/50 гг. – петровский период и стиль, предложенный руководствами конца XVII – первого десятилетия XVIII в. (С. Лихуд, М. Усачев, А. Белобоцкий, С. Яворский, Козма Афоноиверский, старообрядческая Выговская школа);

1745/50—1790/1800 гг. – ломоносовский период с безусловным господством руководств великого ученого, стиля русского классицизма (многое не изучено, например латинские руководства);

1790/1800—1850/60 гг. – расцвет русской ученой риторики с постепенным становлением науки словесности, охватывающей в отдельных толкованиях все филологические дисциплины (ср. теории Н. Ф. Кошанского, И. И. Давыдова, К. П. Зеленецкого);

1850/60—1920 гг. – период новой теории и истории словесности, становящегося научного языкознания и литературоведения; язык изучается как лингвистическая система, а словесность рассматривается как художественная литература и фольклор; риторика выведена из состава преподавания;

1920–1985/90 гг. – советский (коммунистический) период в истории русской риторики и общественной идеологии; в советское время на месте старой риторики был создан ряд дисциплин: культура речи, лингвистика текста, функциональная стилистика, прагматика и др. – при всем положительном, что заключают в себе новые теории, вне учета культурно-исторического опыта риторики их современный потенциал становился ограниченным. Практическое свидетельство тому – слом советской пропагандистской машины, не желавшей основывать свою идеологию на идеях прошлого, отсюда – невозможность творчества и дальнейшего существования.
Сейчас в России происходит риторический «бум» при «очередной» смене общественно-политического стиля. Создание новой идеологии, морали, нового стиля приходится признать как существующую реальность и необходимость. Благополучие будущей жизни не может не зависеть от языка. А практическим языком как раз и занимается риторика. Какой будет новая риторика (взаимопроникаемо – и новая идеология, и новая мораль) не в последнюю очередь зависит от наших конкретных сегодняшних усилий.

19)Принципы классификации родов красноречия.
Красноречие – способность, умение говорить красиво, убедительно, ораторский талант. Искусная речь, построенная на ораторских приемах; ораторское искусство.

Выражение «ораторское искусство» также имеет несколько значений. Под ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом.
Роды красноречия - это области ораторского искусства, характеризующиеся наличием определенного объекта речи, специфической системой его разбора и оценки

 
социально-политическое академическое судебное социально-бытовое духовное (церковно-богословское).
выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, этико-нравственные темы, выступления по вопросам научно-технического прогресса, отчетные доклады на съездах, собраниях, конференциях, дипломатические, политические, военно-патриотические, митинговые, агитаторские, парламентские речи. Академическое красноречие — род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой. К этому роду относятся вузовская лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция. это род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан. Обычно выделяют прокурорскую, или обвинительную, речь и адвокатскую, или защитительную, речь. К социально-бытовому красноречию относится юбилейная речь, посвященная знаменательной дате или произнесенная в честь отдельной личности, носящая торжественный характер; приветственная речь; застольная речь, произносимая на официальных, например дипломатических, приемах, а также речь бытовая; надгробная речь, посвященная ушедшему из жизни. древний род красноречия, имеющий богатый опыт и традиции. Выделяют проповедь (слово), которую произносят с церковного амвона или в другом месте для прихожан и которая соединяется с церковным действием, и речь официальную, адресованную самим служителям церкви или другим лицам, связанным с официальным действием.

20)Академическое красноречие.
Этот род ораторского искусства характерен для сфер научной деятельности людей, он разделяется на виды:

а) лекция вузовская,

б) научный до­клад,

в) научный обзор,

г) научное сообщение пли инфор­мация.

Наиболее распространенным видом академического красноречия является вузовская лекция, имеющая давние традиции в истории высшего образования. Вузовская лекция обычно представляет собой звено в цепи лекционного курса, состав­ной элемент в едином целом. Каждая такая лекция может быть сугубо научной с характерными признаками объектив­ности, бесстрастности, отсутствия образности, а может быть художественно выразительной.

Если в вузовской лекции желательно присутствие экс­прессивно-эмоционального элемента, то научные доклады, сообщения, обзоры, преследующие лишь одну цель - пере­дачу научной информации, могут произноситься без эмоционального напряжения, бесстрастно и даже монотонно.

Научный доклад представляет собой изложение чего-ли­бо нового, неизвестного науке или новое освещение уже известных фактов. Он читается обычно на конференции, симпозиуме с целью информирования компетентной ауди­тории о результатах исследований и обсуждения этих ре­зультатов. Научное сообщение это предельно короткий доклад о результатах научных исследо­ваний; это может быть заявка на самостоятельную разра­ботку научной темы и т. п. Научный обзор - это также краткая характеристика проблем и вопросов, освещенных в научной литературе, с оценкой сделанного учеными.

21) Российская риторика доломоносовского периода.
Риторическое знание и риторика как форма обобщения действитель­ности словом для России начинались на основе усвоения опыта античной и западноевропейской традиции.

рики, в которой отражалась и обобщалась практика двуязычия: русско­го и церковно-славянского языков. Систему взглядов на красноречие М.В. Ломоносов изложил в двух «Риториках» - краткой (1743) и «про­странной» (1748). Это были первые русские и общедоступные руковод­ства по красноречию. «Пространная» «Риторика» выдержала 9 изда­ний. Ломоносов не раз подчеркивал благотворную силу воздействия античной и европейской культур, но всегда при этом стремился к утверж­дению прежде всего национально-исторической темы в русской культуре.

Общность европейского культурного фонда восходила к древнейшему периоду истории: «Богослужебная, проповедническая, церковно-назидательная, агиографическая, отчас­ти всемирно-историческая (хронофафическая), отчасти повествователь­ная литература была единой для всего православного юга и востока Европы» (Д.С. Лихачев. Поэтика древнерусской литературы). Первым памятником, предшествовавшим первым русским ритори-кам, считается славянский перевод трактата византийского ученого Геор­гия Херобоска «Об образах», вошедший в «Изборник Святославов 1073 г». Как уже было сказано выше, первые на Руси занятия риторикой сосре­доточивались в монастырях. Так, «Риторика» Макария (1617-1619 гг.) считается первым опытом обобщения русского красноречия. Однако о ее происхождении до сих пор ведутся среди ученых споры. Сейчас известны 34 списка этой риторики с 1620. и до петровского времени. Риторические сочинения, написанные в Киево-Могилянской академии и в Чернигове, сохранились на латинском и польском языках. Таков «Компедиум по риторике» Слуцкого (1629-1631 гг.). В1659 г. было напи­сано первое печатное руководство по гомилетике ректором Киево-Мо­гилянской академии И. Галятовским. Судьба риторики в последней трети XVII - начала XVIII вв. была связа­на с именами А.Х. Белобоцкого, Н. Спафария, С. Лихуда, С. Яворского. Однако подлинных вершин в теории поэтики и риторики в доломоно-совский период достиг Феофан Прокопович в двух сочинениях: «По­этика» (1705) и «Риторика» (1706). Хотя это риторическое сочинение было задумано как руководство к созданию церковных проповедей, по существу оно представляло собой теоретическое обобщение и свод практических рекомендаций по искусству красноречия. Феофан Проко­пович расширил круг традиционных жанров - «видов красноречия», включил в риторику раздел о «способе писания истории», использовал в обобщениях свой собственный писательский опыт.

22)Российская риторика в 20 веке.
Возрастание интереса к риторике в XX веке происхо­дит во многом благодаря увеличению интереса к языку
. Существует обоснованное мнение о том, что для филосо­фии и гуманитарных наук в XX веке характерен так на­зываемый «языковой поворот», в результате которого представители самых разных наук, школ и направлений начинают уделять внимание языку и, шире, символичес­кой деятельности как особой, специфичной черте челове­ка. В действительности выражение «языковой поворот» объединяет самые разнородные направления, между ко­торыми практически невозможно найти что-то общее. Тем не менее, благодаря этому риторика снова выходит на первый план. Большую роль сыграла также возросшая цена политических и идеологических проблем. Для исследователей XX века, как ни для кого, была очевидна связь между властью и языком. Особенно это касается французских исследователей, принадлежащих к структурализму и постструктурализму (например, Р. Бар­та, М. Фуко, Ж. Лакана, К. Леви-Стросса). Именно из этой сферы вышли такие исследователи, внесшие заметный вклад в возрождение риторики, как уже упоминавшийся Ролан Барт, Цветан Тодоров и Жерар Женнет. Со структурали­стской парадигмой также связана деятельность бельгийс­кой «Группы р», создавшей знаменитую (и переведенную на русский язык) «Общую риторику». Интерес к риторике возрождается также в связи с аргу­ментацией. Одним из наиболее ярких явлений XX века в этом отношении стали работы еще одного бельгийского исследователя — X. Перельмана, который в своих рабо­тах попытался возродить аристотелевскую риторику (на положения этого исследователя мы отчасти опираемся в этом учебнике). Идея опоры на риторику возникла у Перельмана в связи с попыткой выявить ту особую логи­ку, которая лежит в основе юридических рассуждений, нередко имеющих ценностный характер. Такие рассуж­дения достаточно трудно описать при помощи обычной логики, а потому вполне естественным оказалось обра­щение к риторике, которая изначально была связана с ценностями или, по крайней мере, не исключала их. К этому направлению риторических исследований можно отнести и работы Стивена Талмина, а также многих дру­гих английских и американских исследователей.В послереволюционной России риторика переживает непродолжительный расцвет. Во многом это связано с созданием Института живого слова, сотрудники которого уделяли достаточно много внимания теории убеждающей речи и теории спора. Однако в силу того, что отрицатель­ное отношение к риторике сохраняется, а особенности политического строя Советского Союза исключают раз­витие полемической коммуникации в общественной и политической сферах, на место риторики приходят такие дисциплины, как ораторское искусство и культура речи, которые многое заимствуют из риторики, но вносят в свой объект и много нового. Активное развитие риторики в России связано с по­литическими переменами, которые делают более востре­бованным искусство публичного доказательства. За пос­ледние 15-20 лет появилось множество учебников и прак­тических пособий, в которых с разной степенью подроб­ности, с разной степенью новаторства и верности традици­и.

23)-
24)Социально-бытовое красноречие.
Оно отражает определенные общественные отношения, представляя вместе с тем известные явления быта и давно сложившиеся обычаи, народные традиции. Социально-бытовое красноречие - составная часть духовной культуры общества.

Юбилейная, илипохвальнаяречь бывает двух подвидов:

а) посвящена какой-либо знаменательной дате, юбилею предприятии или организации, б) произносимая в честь отдельной, заслуженной перед обществом личности. И та и другая речи носят праздничный характер, всегда торжественны. Вместе с тем, они имеют в определенной степени подытоживающий характер. Бывает правда, что юбилейная речь, посвященная празднику организации, носит и чисто деловой характер. И тогда она мало чем отличается от политической речи. Иное дело - выступление, посвященное отдельной личности. Например, в связи с ее 70-летнем со дня рождения и 50-летнем научной, художественной или иной деятельности. Такие, как правило, короткие речи произносимые в торжественной и дружеской атмосфере, выражают уважение и почет юбиляру, наполнены добрыми чувствами и хорошими пожеланиями. В таких речах главным достоинством становится шутка, юмор, меткая характеристика юбиляра, воспоминания о важных фактах его жизни. Они нередко сочетаются с чтением адресов, дружеских коллективных писем и даже специально написанных стихов.

Застольная речь- тост, также делится на два подвида: а) это слово, произносимое на официальных, в особенности на дипломатических приемах. Здесь известная доля приподнятости, а нередко и дружеских чувств. Они ближе к социально-политическому красноречию; б) иное дело - тост как часть фольклора. В нем допустимы даже некоторые похвальные преувеличения в оценках, уместны и славословия. Но тосту противопоказана какая бы то ни было критическая нотка. Сердечные чувства, пожелания здоровья, добра и успехов во всем неизменно определяет интонацию такой застольной речи, является ее атрибутом. Опытный тамада - мастер такой речи. Он всегда знает, что и когда о ком сказать. Его слово может быть подхвачено и продолжено другими. Бывают, конечно, и говоруны, колоритный тип которых отметил А. Л. Чехов в рассказе «Оратор» (1886г.) в образе Запокойкина. Этот выпивоха обладал «редким талантом произносить экспромтом свадебные, юбилейные и похоронные речи». Но таких типов приличное обществом своим тамадой не выберет, да и вряд ли захочет допустить к столу.

Надгробная, или поминальная речь. Посвящена ушедшему из жизни. Всегда носит оценочный характер. Исполненная печали, а порою трагедийной интонации, такая речь всегда впечатляюща. В слове об ушедшем, как говорят в народе, принято добром поминать. В старину у многих народов существовал обычай нанимать плакальщиц, чтобы как можно ярче выразить скорбь. Этот древний обычай затем уступил во многих странах место слову, речи об усопшем. Всякое надгробное слово не только выражает печаль, но и содержит краткую характеристику скончавшегося человека, его свершений, а нередко - и призыв к здравствующим продолжить дело умершего. Такие речи, как правило, произносятся в тех случаях, когда скончавшийся оставил заметный след в общественной жизни, науке, технике, искусстве своим трудолюбием, талантом, честностью.

25)Характеристика приветственных, прощальных и торжественных речей.
Приветствие. Коммуникативная установка–выразить желание вступить в контакт, добрые намерения по отношению к собеседнику. Ролевые установки– приветствие в формах Здравствуй, Здравствуйте обязательно указывает на ваше желание вести разговор на ты или на Вы. В том случае, когда социальные или ситуативные роли недостаточно обусловлены или ясны, лучше использовать нейтральные формы Доброе утро. Добрый день, Приветствую и др. Этикетно-речевые формулы. Использование тех или иных речевых формул приветствия соотносится с социальным статусом, уровнем интеллигентности, возрастными и профессиональными характеристиками собеседников.

После произнесения приветствия принято добавлять определенные выражения, которые усиливают ситуативную нагрузку этих слов. Если переговоры носят нейтральйо-деловой характер, в узком кругу, можно выразить свое доброжелательное отношение, к собеседнику (собеседникам) формулами: (Очень) рад(а) Вас видеть!. Как (ваши) дела?. Что (у вас) нового?. Как поживаете?. Как здоровье? (Как вы себя чувствуете?)»

Естественно, подобное приветствие предполагает соответствующий ответ. Обычно эти ответы, как и вопросы, носят лишь формальный характер..Приветственная речь, как правило, имеет следующую структуру: 1) обращение, слова приветствия, 2) краткая характеристика события, 3) успехи и достижения, перспективы, 4) пожелания. Приветственная речь отличается от просто речи, прежде всего, своей краткостью. Из самого выражения речь по случаю торжества уже видно, что для неё должен быть какой-либо повод, причина, будь это семейное торжество, производственное или общественное событие.
Прощание.
Коммуникативная установка– завершить переговоры в том ключе, который соответствует результатам делового общения в конкретной ситуации. В деловом общении даже самая нейтральная формула прощания может приобрести определенное звучание в зависимости от содержания и результатов переговоров.
Ролевые установки. Обычно первым прощается тот, кто был инициатором встречи в строго оговоренное время. В случае продолжения переговоров их инициатором – это знак особой заинтересованности его в делах партнеров и фирм. В переговорах представителя любой фирмы и ее клиента необходимо, четко и кратко оговорив все детали деловых проблем, одновременно (если возможно) подать «сигнал» к окончанию встречи, выбрав для этого нужные реплики.
Если переговоры происходят между людьми, заинтересованными в преодолении общения, обе стороны внимательно прислушиваются к прощальным репликам партнера, стараясь понять его настроение и отношение к общему делу, к своей особе. Сравним несколько микродиалогов, завершающих деловой разговор

Торжественная речь.

1.Торжественные речи (хвалебная речь) по случаю произносимая в ситуациях особого рода (на юбилеях, съездах, конференциях, в дружеском кругу, корпоративах), т.е. тогда, когда люди собираются вместе, чтобы почувствовать свое единство, осознать себя как единую общность, как коллектив единомышленников, сотрудников, соратников и др., или просто провести время среди друзей.
Цель такой речи – сплотить коллектив, развлечь слушателей. Главная функция – воодушевление и сплочение аудитории. Основной задачей является похвала тому, что делает данную общность коллективов (утверждение общечеловеческих или нравственных ценностей).
Похвала – добрые, приветливые, правдивые слова в чей-то адрес.
В торжественной речи обращается внимание на пафосность в некотором смысле, а именно наличие ярких нестандартных поэтических образов, наличие риторических вопросов, эпитетов, умение варьировать силой и тембром голоса. Здесь важен личный аспект выступающего (ярко показать чью-то личность, осветить личные ценности).Торжественная речь имеет свои разновидности, это может быть комплимент, тост, речь в дружеском кругу, юбилейная речь, надгробная речь. Похвала явлению – в науке, области знания или другому общему делу, контракту, который связывает собравшихся по случаю людей. Цель– воодушевить людей для дальнейшей работы. В торжественной речи может быть и порицание. Все торжественные хвалебные речи направлены на возбуждение у слушателей положительных эмоций. Предметом торжественной речи может быть все что угодно (чайник, ручка, живое, неживое). Комплимент – малый жанр торжественной речи, который направлен на преувеличение достоинств собеседника и отличается от лести тем, что дается небольшое преувеличение качества, которое есть в человека на самом деле. Предметом комплимента может быть: черты лица, стан, фигура, лоб, чело, плечи, руки, не может быть предметом комплимента нос. Риторические приемы, которые используются: восклицание, сравнение, привлечение имен известных лиц для сравнения или отрицания (ангельский голосок, что за…), хозяйке за угощение, вкусно приготовленное блюдо, девушке, которая нарядно одета. Примеры самостоятельно: поправляющемуся больному, женщине, изменившей прическу.

Торжественная речь состоит из следующего порядка:
1)приветствие
2)повод для произнесения речи
3)характерные пункты жизненного пути, подчеркивается хорошее, даются примеры, говорится о событии с личным участием выступающего, отмечается значение юбиляра для чего-либо, выражается благодарность за что-либо, высказываются пожелания на будущее.

26)Духовное красноречие.гомилетика.
Духовное красноречие изучает наука о христианском церковном проповедничестве – гомилетика.
гомилетика — это учение о церковном проповедничестве. Оно тесно связано с пастырским служением. В число обязанностей, которые получает пастырь при вступлении в должность, входит наставление своих прихожан в вероучительных истинах. Эта учительская обязанность пастыря и является предметом гомилетики.

Ещё, гомилетика рассматривает проповедь в форме речи к народу, то есть в форме ораторской речи. Это учение излагает условия, которые делают проповедь действенным словом. Кроме того, гомилетика объясняет проповеднику, как, когда и при каких обстоятельствах применять эти условия, и ещё учит разумно пользоваться ими, чтобы проповедь достигала своего назначения.

Третье название гомилетики — пастырское богословие, — происходит от того, что она представляет собой один из его разделов. Гомилетику наряду с другими богословскими дисциплинами преподают в духовных учебных заведениях.

27)Рассвет русского судебного красноречия.
Как прокурорская, так иадвокатская речи носят оценочный характер и отличаются нравственно-правовой направленностью. Предельная объективность, аргументация и доказательность в деталях - необходимые условия успеха таких публичных выступлений. Вместе с тем в них существенен психологический момент, обязательна как можно более полная и верная характеристика личности подсудимого, а тем более, мотивов преступления. В суде всегда речи прокурора и адвоката противостоят друг другу, носят состязательный характер. Чье слово окажется сильнее? Кто из них будет более убедителен и соответственно сможет повлиять на приговор суда?

Однако прокурорская (обвинительная) и адвокатская (защитительная) речи вместе с тем отличаются друг от друга. Как писал Анатолий Федорович Кони, прокурору всегда легче. Он - обвинитель, выступающий от имени государства. Структура прокурорской речи чаще всего состоит из характеристики рассматриваемого дела, из оценки установленных фактов, (формулировок, определения и разбора), из характеристики подсудимого, его деяний, в том числе и заслуг перед обществом, если они есть, морального облика привлеченного к суду. Такая речь завершается рекомендацией или предложением о мере наказания или об оправдании, если для этого имеются основания.

Обращаясь к виду защитительной речи, следует сказать, что адвокату всегда труднее выступать, защита обвиняемого при всех случаях - дело не такое уж легкое. Адвокат акцентирует внимание на былых заслугах подсудимого, смягчающих его вину перед обществом. Адвокатская речь в суде наполнена чувством гуманности и снисхождения. Защитник обязан искать и находить в биографии и деле обвиняемого факты, дающие ему основание просить о снисхождении при вынесении неизбежного приговора. Но сама такая просьба должна серьезно аргументироваться.

Самозащитительная речь, или допускаемая законом речь подсудимого. Она по своей сути примыкает к речи адвокатской, хотя и ведется в иной форме и в более трудных условиях. Этот вид речи используется на политических процессах. Как вы сами понимаете, уголовнику, виновному в ограблении, изнасиловании, убийстве и других тяжких преступлениях, фактически ничего не остается, как умолять суд о снисхождении. Иное дело - речь на политическом процессе, когда судьи и обвиняемый представляют совершенно враждебные друг другу классовые лагеря. Известная речь Г. Димитрова на Лейпцигском процессе 16 октября 1933 г. Подобные речи подсудимых всегда воспринимались как пламенные выступления в защиту правды, социальной справедливости, исторического прогресса. Этим определяется пафос и эмоциональный накал таких речей.

28)-

29)Спор как особый вид речевой коммуникации.
Под спором обычно понимается всякое столкновение мнений, разных точек зрения по какому-либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту. Полемикой называют такой спор, при котором имеется конфронтация, противостояние. Дискуссия - публичный спор, целью которого в отличие от полемики является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, нахождение правильного решения спорного вопроса.
Споры, включая как полемику, так и дискуссию, можно класси­фицировать по нескольким основаниям:
-число участников: спор-монолог (человек спорит сам с собой, это так называемый внутренний спор); спор-диалог (полемизи­руют два лица); спор-полилог (ведется несколькими или многи­ми лицами);
-число слушателей: без слушателей; спор при слушателях, в кото­ром обязательно учитывают реакцию слушателей; спор для слу­шателей, рассчитанный только на то, чтобы произвести на слу­шателей впечатление;
-цель спора: спор из-за истины, спор для убеждения кого-либо, спор для победы, спор ради спора;
-социальная значимость предмета спора (актуальность пробле­мы): спор, который отражает общечеловеческие интересы; спор, который отражает групповые интересы; спор, который от­ражает семейные интересы; спор, который отражает личные интересы;
-форма проведения спора: устный спор; письменный спор;
-подготовленность спора: организованные споры, которые пла­нируются заранее так, что стороны имеют возможность ознако­миться с предметом спора, определить свою позицию, проду­мать аргументы; неорганизованные споры, которые возникают стихийно и обычно менее плодотворны, чем организованные;
Существуют два способа подтверждения собственной правоты:
Убеждение. Выделяют следующие разновидности человеческих желаний, к которым следует апеллировать с целью победы в споре: физическое благополучие (самосохранение); общественные интересы (семья, репутация авторитет); развлечение; чувство собственного достоинства.
Доказательство — логическое действие. По способу ведения различают прямые и косвенные доказательства, по форме умозаключения — индуктивные и дедуктивные.
Аргумент - составная часть всякого доказательства, под которым понимается мысль, истинность которой проверена и доказана и которая поэтому может быть приведена в обоснование истинности или ложности высказанного положения.
Аргументы бывают следующих типов:
1)сильные аргументы — не вызывают критики, их невозможно опровергнуть, разрушить, не принять во внимание (точно уста­новленные и взаимосвязанные факты и суждения, вытекающие из них; законы, уставы, руководящие документы, если они ис­полняются и соответствуют реальной жизни, и др.);
2)слабые — вызывают сомнения оппонентов (выводы из непол­ных статистических данных);
3)несостоятельные — позволяют разоблачить, дискредити­ровать соперника, применившего их.
Демонстрация - логическое рассуждение, в процессе которого из аргу

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...