Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Трудности и особенности русского ударения

 

К особенностям (и трудностям) русского ударения относятся: 1) нефик­си­рованность и подвижность, 2) наличие профессиональных и стилистически окрашенных типов произнесения слов, 3) наличие акцентологических вариантов, 4) колебания в постановке ударений, 5) ударение в именах собственных и др. Рассмотрим это на конкретных примерах.

1. Вследствие того, что русское ударение разноместное и подвижное могут возникать пары слов, в которых одно несет нормативное ударение и используется в литературном языке, а другое – ударение, встречающееся в профессиональной речи, например:

алког о ль – а лкоголь, шпр и цы – шприц ы (у медиков);

к о мпас – комп а с (у моряков);

к е та – кет а (у рыбаков);

доб ы ча – д о быча, рудн и к – р у дник (у горняков);

шасс и – ш а сси (у летчиков);

и скра – искр а (у шоферов).

2. Разное ударение имеют слова, принадлежащие разным стилям речи (просторечному, нейтральному, книжному):

кл а дбище (нейтр.) – кладб и ще (устар., поэтич.);

дев и ца (нейтр.) – д е вица (народно-поэтич.);

ш ё лковый (нейтр.) – шелк о вый (народно-поэтич.);

св ё кла (нейтр.) – свекл а (прост.);

м у зыка (нейтр.) – муз ы ка (устар.)

Запомните! Профессиональные, просторечные и устаревшие варианты не являются нормативными.

В русском языке существуют слова с так называемым двойным ударением, это акцентологические варианты. Иногда они равноправны, например: пицц е рия и пиццер и я. Но чаще один вариант становится предпочтительнее другого. Например:

твор о г – основной (предпочтительный) вариант, тв о рог – дополнительный;

нет творог а – нет тв о рога (доп.);

т е фтели – тефт е ли (доп.);

и скристый – искр и стый (доп.);

рж а веть – ржав е ть (доп.);

к и рза – кирз а (доп.);

б а ржа – барж а (доп.);

кулинария – кулинария (доп.)

4. Во многих словах сегодня наблюдаются колебания в постановке ударения: дж и нсовый – джинс о вый, металлург и я – металл у ргия, по в о лнам – волн а м, п е тля – петл я, с а жень – саж е нь.

Однако в подавляющем большинстве случаев в нарицательных существительных только один вариант произношения является нормативным: агрон о мия, алфав и т, балов а ть, валов о й, вероиспов е дание, гражд а нство, деф и с, диспанс е р, жалюз и, зав и дно, из ы ск, исч е рпать, катал о г, к у хонный, мусоропров о д, нам е рение, обеспеч е ние, облегч и ть, опт о вый, п а мятуя, предвосх и тить, прин у дить, сосредот о чение, ср е дства, стол я р, углуб и ть, укра и нский, упр о чение, фен о мен, ход а тайство, ценов а я, христиан и н, щав е ль, эксп е рт.

Запомните! Валов о й (доход, продукт);

уст а вный (фонд, капитал);

опт – оптом – опт о вый – оптов и к;

дебит о р – должник, дебит о рская задолженность (сумма долгов);

д е бет – левая сторона бухгалтерских счетов.

5. Следует помнить о правильном произношении общеизвестных имен собственных, таких, например, как С е ргий Р а донежский, Сальвад о р Дал и, Пикасс о, Алекс и й, Сокол о в-Микит о в, Балаш и ха, Вел и кий У стюг, К и жи, Ставроп о льский край, Никар а гуа, Пер у, Квеб е к, С и дней, Шри-Ланк а и т.д.

В некоторых именах собственных допустимо вариативное ударение: Нь ю тон – Ньют о н, Р е мбрант – Рембр а нт, Л и нкольн – Линк о льн и т.д. В именах собственных иноязычного происхождения ударение обычно неподвижно, например: Мори а к – у Мори а ка. У Бальз а ка, в П о знани.

В тех случаях, когда одно имя собственное относится к двум (или более) лицам, предметам, понятиям, нужно уточнить конкретное значение данного слова и, пользуясь словарями, выяснить правильное ударение. Например, Джордж В а шингтон (первый президент США) – Вашингт о н (столица США); Макб е т (персонаж одноименной трагедии Шекспира) – М а кбет (название повести Н.С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда").

6. В существительных иноязычного происхождения правильно поставить ударение можно, зная происхождение слова. Например, пул о вер, потому что слово пришло из английского языка (pullover – "свитер, любая вязаная одежда, натягиваемая через голову"), нувор и ш – из французского (nouveauriche – букв. "новый богач"). Сравни также: имп и чмент, деф и с, с а ммит, м а ркетинг, диспанс е р, х а ос (беспорядок), некрол о г, кварт а л, г е незис, биоген е з, фен о мен, эксп е рт, катал о г.

7. В глаголах на - и ровать более продуктивным считается вариант с ударением на и (суффикс -ир- восходит к немецкому – ieren). В словах же, вошедших в русский язык только в прошлом веке, ударение часто падает на последний слог. Сравни:

блок и ровать – маркиров а ть;

национализ и ровать – премиров а ть;

приватиз и ровать – нормиров а ть;

экспорт и ровать – бомбардиров а ть.

8. В русском слове, как правило, одно ударение. Но в сложных словах, особенно в профессиональной речи, часто бывает два ударения: главное и второстепенное, т.е. побочное (на первой части длинного сложного слова): карт о фелекоп а лка, с у перобл о жка, эн е ргосист е ма, т е леперед а ча, н е фтепров о д, маш и ностро е ние, ср е днес у точный, кн и го­изд а­ тельский.

Запомните! Нефте- (трубо-, газо-) пров о д (название действия), но: пр о вод (проволока).

Среди сложных слов есть и одноударные: самосто я тельный, межреспублик а нский, в и це-премь е р и др.

9. Ударение в русском языке может выполнять смысловые и грамматические функции. С его помощью различаются омонимы (разные по значению слова, совпавшие по написанию, но не по произношению): и рис – ир и с, з а мок – зам о к, мук а – м у ка, у гольный – уг о льный, а тлас – атл а с, хл о пок – хлоп о к, о рган – орг а н. Неправильная постановка ударения влечет за собой искажение смысла. Сравни: ледн и к (в горах) – л е дник (погреб); п а рить (репу) – пар и ть (в облаках); рефл е кторный (от рефлектор) – рефлект о рный (от рефлекс); нагол о ( держать шашки) – н а голо (остричь); брон я (защитная облицовка из стали) – бр о ня (закрепление чего-либо, за кем-нибудь); вид е ние (призрак) – в и дение (точка зрения); прокл я тый (ненавистный) – пр о клятый (подвергшийся проклятью); хор ы (балкон в верхней части зала) – х о ры (певческие коллективы); языков а я (подготовка) – язык о вая (колбаса); занят о й (человек) – з а нятый (дом).

 


Тема 2.3. Варианты русского литературного произношения

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...