Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отличие сознания от психики высших животных




Психика высших животных   Сознание человека
Наличие 1 сигнальной системы (реакция на непосредственный раздражитель) Наличие 1 и 2 сигнальных систем (+ реакция на слово, заменяющее конкретный предмет)
Конкретное, наглядно-образное мышление Абстрактное мышление
Не обладают языком, речью Обладают языком, речью
Пассивная форма отражения, направленная на приспособление к окружающей среде Активная форма отражения, направленная на изменение окружающей среды и самого человека.

Сознание формируется вместе с формированием человека и общества. Наука дает нам представление о жизни человекообразных существ. Они были объединены в группы, совместно добывали пищу, осуществляли примитивное общение. В процессе эволюции человек в борьбе за свое существование не мог ограничиться приспособлением к природе - с помощью созданных им орудий он воздействовал на нее. В процессе трудовой деятельности человек преобразовывал не только окружающую его среду, но и свою собственную физическую и психическую природу. Под воздействием характера деятельности изменялись морфофизиологические особенности организма: развивалась рука – развивались большие полушария головного мозга, вырабатывалось прямохождение – развивался мозжечок и т.д. Развитие головного мозга влекло за собой развитие психики. С развитием труда человек начинает рассматривать окружающий его мир как предмет своей деятельности. Труд требовал прогнозирования результатов, постановки целей и определения средств их реализации. Труд объединял людей, создавал необходимость в общении. Это привело к совершенствованию средств общения, к формированию языка, членораздельной речи. Так в процессе трудовой деятельности и в общении человек создает идеальные образы, хранит их в памяти и передает их содержание через язык, речь, письменность.

Таким образом, сознание – это общественно-историческое явление, оно возникает вместе с человеческим обществом в процессе развития трудовой деятельности и общения.

Человеческая деятельность неразрывно связана с активностью сознания. деятельность сознания направлена не только на отражение внешнего мира, но и на творческое преобразование действительности. Творческая деятельность сознания связана с потребностями, возникающими под влиянием взаимодействия человека с миром. Потребности, отражаясь в сознании человека, приобретают характер цели. Способность к целеполаганию присуща только человеку и является одной из основных особенностей сознания. Благодаря способности к анализу, памяти, воображению и другим мыслительным операциям человек создает идеальные образы, строит планы на будущее. Реальность, преобразованная в мыслях, может стать действительностью в результате практической деятельности. Таким образом, идеальное превращается в материальное, сознание через практику оказывает воздействие на породившую его действительность.

[Творческая активность человека привела к созданию искусственного электронного мозга, способного выполнять многие сложные мыслительные операции. В результате этого возник вопрос: может ли искусственный мозг заменить или даже превзойти человека? Прежде всего, следует отметить, что мыслит не мозг человека, а человек с помощью мозга. Сознание не только функция мозга, оно имеет общественную природу, развивалось в процессе длительной эволюции, обусловлено многовековой культурой. Сознание активно и способно к творчеству. Оно включает в себя не только мыслительную деятельность, но также чувства, эмоции, волю, оценки. Возможности искусственного мозга ограничены: машина действует только по программе, заданной человеком, она не обладает чувствами, не способна предвидеть незапланированное изменение ситуации.]

4. Структура сознания.

В структуре сознания можно выделить несколько основных элементов.

I – сфера телесно-перцептивных, т.е. непосредственно определяемых органами чувств способностей. К этим способностям относятся ощущения, восприятия и конкретные представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире, о своем собственном теле и о его взаимоотношениях с другими телами. Главной целью этой сферы является определение целесообразности поведения человеческого тела в окружающем его мире.

II – логико-понятийный компонент сознания. Это сфера формирования общих понятий, аналитико-синтетических мыслительных операций и логических доказательств. Главной целью этой сферы является истина.

I и II сферы сознания образуют его внешнепознавательную составляющую и соответствуют деятельности левого полушария головного мозга, которое отвечает за аналитическую, рассудочную, языковую деятельность.

III – эмоциональный компонент сознания. Он не опирается на непосредственные связи с внешним предметным миром. Это сфера личностных, субъективно-психологических представлений.

IV – ценностно-мотивационный компонент. Сюда относятся ценностные ориентиры деятельности и духовные идеалы личности.

III и IV компоненты образуют ценностно-эмоциональную составляющую сознания, соответствующую интегративно-интуитивной деятельности правого полушария головного мозга.

Все сферы сознания взаимосвязаны. В познавательной и творческой деятельности человека определяющую роль играют логико-понятийный и ценностно-мотивационный компоненты, которые направляют чувственное познание, контролируют эмоциональную сферу.

5. Сознание и язык.

Язык – это знаковая система, которая служит орудием мышления и средством общения в процессе человеческой жизнедеятельности.

Существует множество знаковых систем, служащих для приобретения, хранения и передачи информации. Среди них:

- язык мимики и жестов,

- язык цифр, формул, схем,

- искусственные языки (*азбука Морзе, язык компьютерных программ),

- знаки-символы,

- знаки-сигналы (*звонок, аплодисменты),

- знаки-признаки (*озноб, туча) и др.

Наука о строении и функционировании знаковых систем – семиотика.

Язык – это универсальное средство выражения мысли, наиболее универсальная из знаковых систем, что объясняется его неразрывной связью с мышлением.

Мышление и язык взаимосвязаны в своем происхождении и историческом развитии.

биологической предпосылкой формирования человеческой речи стали мимико-жестикуляторные и звуковые средства общения высших животных. [ Многие животные, ведущие стадный образ жизни, общаются между собой. * Так, шимпанзе могут произносить примерно 32 звука. Сложная система сигнализации наблюдается у дельфинов. Считается установленным, что пчелы обладают особой сигнальной системой, состоящей из пространственных фигур: с помощью комбинирования фигур в «танец» пчела передает рою информацию о местоположении источника пищи и пути к нему. ] Однако средства сигнализации высших животных принципиально отличаются от человеческой речи: содержанием общения животных всегда является конкретная, наличная в данный момент ситуация (голод, страх, предупреждение об опасности), человеческая же речь является внеситуативной.

Основным социальным фактором возникновения языка явилась потребность в обмене информацией в процессе совместной трудовой деятельности.

Физиологический механизм образования речи – условно-рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки сочетались в мозгу с соответствующими предметами или действиями, а затем стали соотноситься с их идеальными образами. Таким образом звук превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений. С помощью языка человек может формулировать абстрактные понятия, которые являются главным средством познания и мышления.

Сознание и язык образуют единство, язык является материальной формой выражения мысли. Связь между языком и мышлением не механическая, а органическая: сознание не только проявляется, но и формируется с помощью языка. Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. [ Понимать – значит уметь выразить в понятиях, поэтому фраза «Все понимаю, но сказать не могу» неверна по своей сути. ] Богатство или бедность языка свидетельствует о степени развитости мышления (* словарь языка Эллочки Людоедки, состоящий из 12 слов и выражений).

Но единство языка и сознания не означают их тождества. Стороны единства отличаются друг от друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее. Речь – это не мышление, иначе, как отметил Л. Фейербах, величайшие болтуны должны были бы быть и величайшими мыслителями.

Язык – это общественное явление, важнейшее средство человеческого общения. Посредством языка мысли, эмоции отдельных людей становятся достоянием общества. Язык – необходимое условие и главное средство усвоения и передачи социальных норм, культуры.

Язык реализуется в речи. Речь – это деятельность, процесс общения, обмена мыслями, чувствами и т.д., который осуществляется с помощью языка как знаковой системы.

Язык как социальное явление выполняет в обществе ряд функций:

- отражательную,

- коммуникативную,

- познавательную,

- функцию социализации,

- ценностно-ориентационную,

- функцию механизма социальной наследственности и др.

Язык с древнейших времен был предметом философских размышлений. Уже в античности, у Сократа, Платона, Аристотеля встречаются высказывания о языке. Интерес к философскому осмыслению языка резко возрастает с конца XVIII в. Немецкий философ и естествоиспытатель В. Гумбольдт высказал положение о том, что язык представляет собой особого рода реальность, характерной чертой которой является саморазвитие. Гегель подчеркивал роль языка в процессе формирования человека, его сознания и мышления. В XIX в. сложилось классическое представление о языке, с позиций которого языку отводится исключительно важная роль в жизни человека и общества. Мыслители Нового времени обращали внимание и на опасности, скрытые в языке. Так, Ф. Бэкон называл среди причин, препятствующих познания, «идолы рынка», к ним он относил небрежное пользование языком и неправильно толкование языковых выражений.

Философия ХХ в. характеризуется пристальным вниманием к проблемам языка. Современные философы признают, что отношение языка и действительности отличается особой сложностью. Иллюстрацией этого является пример известного лингвиста академика Л.В. Щербы: «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка». Построенная в строгом соответствии правилам русской грамматики, она не имеет смысла. В ней можно выделить члены предложения, указать части речи, но говорить о ее истинности или ложности невозможно. Это заставляет задуматься о природе языка.

Проблемы языка явились центральными в аналитической философии. Ее представители (Б.Рассел, М.Шлик и др.) видели главную задачу философии в логическом анализе языковых выражений, устранении из языка науки двусмысленностей и логических противоречий. В рамках аналитической философии сложилось направление – лингвистическая философия (Л. Витгенштейн), представители которой поставили цель достижение ясности при пользовании языком.

Язык, являясь средством отражением действительности, изменяется вместе с ней и с ходом человеческой истории. Примером этому может послужить сопоставление следующих отрывков:

1) «Я помню чудное мгновенье...» (А.С. Пушкин, 1825 г.);

2) «Ты, как луч лазера, пересекла мою жизнь и осталась в ней устойчивой интерференционной картиной. Когда ты проходишь мимо, я чувствую себя абсолютно черным телом, так как поглощаю абсолютно все длины волн, излучаемые тобой. Однако ты всегда держишься от меня на фокусном расстоянии. Мы с тобой как два атома в узлах кристаллической решетки...» (Из письма 10-классника, 2004 г.)

 

 

6. Самосознание и его формы.

В структуре сознания выделяется также самосознание.

Самосознание – это внутренний компонент структуры сознания, выражающийся в познании человеком самого себя, в отношении к себе, в оценке своих действий, поступков, физических и духовных возможностей.

Решающим фактором в возникновении самосознания является социальный фактор. Самосознание формируется только в социальной среде, в результате общения и совместной деятельности людей. В процессе самосознания человек выделяет себя из окружающего мира, соотносит себя с другими людьми, с их жизненными позициями, оценивает себя с позиций других людей и общества. Если сознание позволяет человеку контролировать свою практическую деятельность, то самосознание контролирует деятельность самого сознания. Развитое самосознание свидетельствует о формировании личности.

Процесс формирования самосознания проходит несколько этапов. Первая форма самосознания – самочувствие, она формируется в раннем детстве. Далее развиваются более высокие формы: самонаблюдение – непосредственный подход к собственному сознанию, самоконтроль – способность контролировать свои мысли, действия, поступки, самообладание – способность совершенствовать себя и свою жизнь с помощью силы воли, самореализация – способность реализовать себя в жизни как личность, самопознание и самооценка – познание собственного Я в его специфике, условиях и способах реализации, в достоинствах и недостатках.

Обращение философов к самосознанию как особой сфере субъективного мира начинается с древности. Сократ впервые поставил вопрос о том, что осознание окружающего мира будет неполным без параллельного процесса осознания человеком самого себя, своего внутреннего духовного мира(«Познай самого себя»). Платон отмечал, что размышление есть не пассивное восприятие мира, а деятельность души, ее внутренняя работа, носящая характер беседы с самим собой.

 

7. Сознание и бессознательное.

Психика человека не исчерпывается сознанием, она включает и сферу бессознательного. Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся контролю со стороны сознания.

К бессознательным относятся автоматизм действий, сновидения, гипнотические состояния, состояния невменяемости, инстинкты.

Сознание и бессознательное в психике человека неразрывны. Так, человек как биологическое существо несвободен от инстинктов (*половой, пищевой инстинкты), они могут порождать у человека подсознательные желания, эмоции, однако в большинстве случаев затем они попадают в сферу сознания и контролируются ею. Автоматические действия и интуиция, наоборот, зарождаются благодаря сознанию и первоначально производятся под контролем сознания, но в результате длительных тренировок и многократного повторения приобретают бессознательный характер (*игра на музыкальных инструментах, езда на велосипеде и т.д.). Автоматизмы как бессознательные акты

Выполняют важную для человека функцию: они уменьшают нагрузку на сознание и тем самым увеличивают творческие возможности человека.

Бессознательное в психике человека обладает определенной активностью и в определенных случаях может определять поведение человека и воздействовать на его сознание (*в состоянии гипноза человеку можно внушить какое-либо приказание, которое он потом выполнит в сознательном состоянии, найдя для него мотивацию).

Вопрос о соотношении сознания и бессознательного – один из интереснейших для современной науки. Одним из первых его пытался решить австрийский врач-психотерапевт и философ З. Фрейд. На основе наблюдений за пациентами, страдающими неврологическими и психическими недугами, З. Фрейд сделал вывод о решающей роли бессознательного в психике человека. Те или иные «комплексы» которые складываются под влиянием различных факторов в жизни человека, вытесняются из сознания в бессознательное и могут потом выступать причиной психических расстройств. Необходимо обнаружить этот комплекс, довести его до сознания пациента, и тогда болезнь будет излечена. Разработанный З. Фрейдом метод лечения был назван психоанализом.

Учение З. Фрейда имеет не только медицинское, но и философское значение, оно стало значительным вкладом в разработку проблемы человеческой психической деятельности человека. По З. Фрейду, в психике человека можно выделить три элемента:

«Оно» – сфера бессознательных влечений, главным для него является принцип наслаждения;

«Я» – сфера сознательного, здесь определяющим является принцип реальности;

«Сверх-Я» - это область социальных норм и моральных запретов.

В своем учении Фрейд преувеличивал значение бессознательного по отношению к сознанию. Он полагал, что именно бессознательное является основным мотивом поведения человека. Социальный фактор он не считал определяющим в формировании и развитии сознания. В то же время значение его учения заключается, прежде всего, в том, что он подверг критике точку зрения, согласно которой бессознательное есть низшая форма психической деятельности, свойственная животным и полностью подавленная сознанием человека.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...