Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация рынка ценных бумаг.




Совокупность всех денежных ресурсов, находящихся в постоянном движении под влиянием меняющегося спроса и предложения по этим ресурсам со стороны различных субъектов экономики, представляет собой финансовый рынок.

Финансовый рынок по общепринятой классификации состоит из трех взаимосвязанных рынков:
- денежного рынка (наличные деньги и выполняющие их функции, краткосрочные платежные средства: векселя, чеки и др.)

- рынка ссудного капитала (банковские кредиты)

- рынка ценных бумаг

 

Портфель ценных бумаг - совокупность приобретенных инвестором ценных бумаг.

Цели инвестиций.

1) Получение качества инвестиции близкого к качеству рыночного портфеля;

2) Получение высокой доходности, совокупность с высоким риском;

3) Обеспечение низкого риска, совокупность с низкой доходностью.

Законодательство о ценных бумагах.

1)Ценная бумага удостоверяет некоторые права ее владельца-кредитора по отношению к должнику-эмитенту — лицу, выдавшему ее. Ее ценность — именно эти права, ею удостоверяемые, однако сама она — вещь (ст. 128 ГК).

2) Ценная бумага, являясь “овеществлением прав”, служит связующим звеном между двумя различными областями права — вещным и обязательственным правом.

3) Ценной бумагой является документ (ст. 142 ГК), удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

VII. Биржа.

Биржа (от латинского Bursa - кошелек)

Возникает в XVв.

Первые биржи появились в Италии. Называлась она «New Vork Stock Ex»

Первая официальная Российская биржа была открыта в Петербурге в 1703 г., а институт брокерства в 1717г. в Москве в 1839г., в Н.Новгороде в 1848г.

Специфика русских бирж.

1) Из-за низкого уровня биржевой техники на них не получили распространения сделки на срок.

2) Биржи брали на себя функции купечества.

3) Повышенное внимание к биржам со стороны государства.

Биржа с точки зрения организационной основы, это хорошо оборудованное место, предоставляемое брокерам и дилерам, т.е. профессионалам биржевого дела.

Биржа, с точки зрения юридической основы является юридическим лицом, обладающим обособленным имуществом, может быть институтом или ответчиком в суде.

С экономической точки зрения. Биржа – это организованный в определенном месте регулярно действующий по установленным правилам оптовый рынок, на котором происходит торговля ценными бумагами, оптовая торговля по образцам и стандартам, по договорам и контрактам на их постановку в будущем, а также продажа валюты и редкоземельных металлов по ценам, официально установленным на основе спроса и предложения.

Классификация по:

I Виду биржевого товара.

II Принципу организации (роль государства).

III Формы участия посетителей в биржевых торгах.

IV Номенклатуре товаров являющегося объектом биржевого торга.

V Месту и роли в жировой торговли.

VI Типам сделок.

I Биржевой товар (товарные биржи, фондовые биржи, валютные биржи, биржи туда).

II Принципы организации:

1) Публично-правовая(государственная биржа). Членом может быть любой предприниматель, внесенный в реестр.

2) Частноправовая – только узкий круг, которые входят в биржевую корпорацию.

III Формы участия в торгах:

1) Открытые биржи (которые могут заключать и клиенты и биржи самостоятельно)

2) Закрытые (сделки заключаются только между маклерами и брокерами, представляют интересы биржи).

IV Номенклатура товаров:

1) Универсальные биржи.

2) Специализированные биржи.

V Место и роль биржи в мировой торговле

1) Международные биржи.

2) Национальные биржи.

Функции биржи.

1) Организация биржевых собраний для проведения публичных торгов.

2) Разработка биржевых контрактов.

3) Разрешение споров по биржевым сделкам.

4) Выяснение и регулирование биржевых цен.

5) Публикация цен на биржевые товары.

6) Биржевое страхование (хеджирование) участников биржевой торговли.

7) Гарантированное выполнение сделок.

Товарная биржа, как часть рынка.

Товарная биржа – корпоративная, некоммерческая ассоциация членов корпорации, обеспечивающей материальные условия для купли-продажи товаров на рынке путем публичных торгов согласно правилам и процедурам, обеспечивающим равенство для клиентов и членов биржи.

Товарные биржи осуществляют куплю и продажу не товаров, а контрактов. Выявляются базисные цены. Все биржи самостоятельные предприятия.

В состав должны входить: разработка стандартов на продукцию, квотирование цен, урегулирование спросов.

Членство и управление на бирже.

Члены биржи на локальном уровне могут быть юридические лица: государственные, кооперативные, посреднические (брокерские) фирмы, банки, предприятия.

Члены биржи имеют права:

1) Принимать участие в управлении биржей.

2) Вносить рассмотрение руководящих органов баржи.

3) Учувствовать в общих собраниях с правом решающего голоса.

4) Пользоваться информацией и другими видами услуг.

Состав подразделений биржи:

1) Ревизионная комиссия, осуществляющая ревизию финансовой деятельности биржи.

2) Арбитражная комиссия как судебный орган.

3) Котировальная комиссия: подготовка и публикация биржевых котировок.

4) Комиссия по торговой этике (контроль за выполнением правил торгов).

5) Комиссия по приему членов.

Биржевой зал.

Биржевой зал, где продавцы и покупатели осуществляют биржевой торг, построенный по принципу двойного аукциона. Биржевой торг – это большое количество аукционов, проходящих в одном месте одновременно.

Маклериат и брокерские конторы.

Основные девствующие лица маклеры и брокеры. Задача маклериата – обеспечение биржевой торговли. Маклер – посредник, осуществляющий по поручению и за счет клиентов выявление спроса и предложения. Маклер предоставляет возможность брокерам осуществлять сделки.

Брокеры осуществляют посреднические услуги при совершении сделок купли-продажи. Задача помочь включить товар в общий рыночный оборот.

Базовые операции на бирже.

1) Клиренгованные операции – могут возникать долговые обязательства.

2) Фьючерские и форвардные контракты - соглашение на покупку или продажу какого-либо товара в будущем. Форвардные контракты – соглашение сторон на сделку в будущем по установленной цене.

3) Опционы – это ценные бумаги, дающие инвестору право купить или продать другие ценные бумаги или иные активы по специально оговоренной цене в течение определенного срока.

Фондовая биржа.

Это традиционный и постоянно действующий рынок ценных бумаг с определенным местом и временем по продаже и покупке ценных бумаг. Она является важным элементом современного экономического механизма.

Биржа труда.

Это специальное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке рабочей силы. Существует наряду с государственными службами занятости, частные посреднические фирмы, эффективность которых очень высока.

Валютная биржа.

Осуществляются операции купли-продажи иностранных валют, слитков и изделий.

 

VII. Издержки производства

К издержкам относятся затраты, расходы на применяемые факторы производства и неиспользуемые ресурсы.

Издержки делятся:

1) Постоянные издержки к ним относят издержки независящие или несущественно зависящие от объема производства

2) Переменные издержки на прямую связаны с объемом производства и пропорционального выпуска продукции

Виды издержек – совокупность издержек производства, представляющая сумму постоянных и переменных издержек называющиеся валютными издержками.

1) Фактические – зафиксированы в бухгалтерской документации и отчетности реальной издержки

2) Валютные – это совокупность издержек производства, представляющую сумму постоянных и переменных издержек

3) Временные - представляют собой затраты не учтенные в бухгалтерской отчетности в том числе упущенные возможности

4) Краткосрочные - они обусловлены в основном расходами на сырье, материалы (энергию, зарплату и т.д.)

5) Долгосрочные - связаны с заменой, обновлением производства

6) Средние - представляют собой затраты на единицу выпускаемой продукции определенных путем деления всей суммы затрат на объем выпуска

7) Придельные – представляют собой прирост издержек производства при увлечении объема выпуска на единицу продукции

 

 

XIX. Лизинг

История лизинга

1)По мнению историков и экономистов, лизинговые сделки заключались еще в древнем государстве Шумер и датируются примерно 2000 годом до н. э.

2) Римская империя также не осталась в стороне от проблем лизинга — они нашли своё отражение в институциях Юстиниана.

3) Введение в экономический лексикон термина «лизинг» (от англ. to lease) связывают с операциями телефонной компании «Белл»,руководство которой в 1877 г. приняло решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать в аренду.

4) Первое общество, для которого лизинговые операции стали основой его деятельности, было создано только в 1952 г. в Сан-Франциско американской компанией “United States Leasing Corporation”.

5)В начале 60-х годов американские предприниматели “перевезли” лизинг через океан в Европу, где первая лизинговая компания – “ Deutsche lising GMbH ” появилась в 1962 году в Дюссельдорфе

6)С начала 60-х годов лизинговый бизнес получил свое развитие на Азиатском континенте.

Лизинг в России

В 1994 г. была создана Российская ассоциация лизинговых компаний - "Рослизинг", ставшая членом Европейской федерации ассоциаций лизинговых компаний “LEASEUROPE”.

Одними из первых лизинговых компаний в России были зарегистрированы "Росагроснаб" – лизинг отечественной сельскохозяйственной техники и "Аэролизинг " – лизинг самолетов. Много лизинговых компаний создано банками: “Балтлиз" (Промстройбанк), "Лизингбизнес” (Мосбизнесбанк).

Лизинг - это договор аренды завода, промышленных товаров, оборудования, недвижимости для использования их в производственных целях арендатором, в то время как товары покупаются арендодателем, и он сохраняет за собой право собственности.

Лизинг - это вид предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество арендатору (лизингополучателю) за плату во временное пользование для предпринимательских целей.

В соответствии с ФЗ “О финансовой аренде (лизинге)”, от 29.01.2002 года:

Лизингом является совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга;

Договор лизинга - договор, в соответствии с которым арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование.

Лизинговая деятельность - вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг.

Преимущества лизинга

  1. Снижение потребности в собственном стартовом капитале
  2. Часто предприятию проще получить имущество по лизингу, так как лизинговое имущество выступает в качестве залога
  3. Лизинговое соглашение более гибкое, чем ссуда
  4. Лизинговая сделка может быть заключена на более длительный срок, чем кредитный договор
  5. Для лизингополучателя уменьшается риск износа и устаревания имущества
  6. Лизинговое имущество может не числиться у лизингополучателя на его балансе
  7. Лизинговые платежи полностью относятся на издержки производства и обращения (себестоимость) и, соответственно снижают налогооблагаемую прибыль.

Недостатки лизинга

1)Если оборудование взято в финансовый лизинг и оно с течением времени устарело до окончания действия лизингового договора, то лизингополучатель продолжает платить арендные платежи до конца контракта.

2) При оперативном лизинге риск устаревшего оборудования ложится на арендодателя, который вынужден брать за это большую плату с лизингополучателя.

3) Еще одним недостатком финансового лизинга является то, что в случае выхода оборудования из строя, платежи производятся в установленные сроки, независимо от состояния оборудования.

4) Если объектом лизингового договора является крупный и уникальный объект, то в связи с большим разнообразием условий арендных сделок подготовка договоров об их лизинге требует значительного времени и средств.

Виды лизинга

I. В зависимости от состава участников (субъектов) сделки:

1) Лизинг с участием трех сторон ( поставщика, лизингодателя и лизингополучателя)

2) Лизинг с участием множества сторон или раздельный лизинг; распространен как форма финансирования сложных, крупномасштабных объектов.

3) Прямой лизинг ( собственник имущества самостоятельно, без посредника, сдает объект в пользование арендатору)

II. По типу имущества

1) Лизинг движимого имущества: рабочие машины, оборудование для различных отраслей, промышленности и т.п.

2) Лизинг недвижимого имущества: производственные здания и сооружения

III. В зависимости от сектора рынка, где производятся лизинговые операции

1) Внутренний лизинг, при котором все участники сделки представляют одну страну;

2) Внешний (международный) лизинг, при котором лизингодатель и лизингополучатель находятся в разных странах.

А) экспортный

Б) импортный

IV. В зависимости от форм лизинговых платежей

1) Лизинг с денежным платежом, (выплаты производятся в денежной форме);

2) Лизинг с компенсационным платежом (лизингополучатель рассчитывается с лизингодателем товарами, как правило, произведенными на арендуемом имуществе или путем оказанных встречных услуг);

3) Лизинг со смешанным платежом, (часть платежа поступает в денежной форме, а другая в виде товаров или услуг).

V. По объему обслуживания передаваемого имуществ

1) Чистый лизинг - это отношения, при которых все обслуживание имущества берет на себя лизингополучатель.

2) Полный лизинг предполагает обязательное техническое обслуживание оборудования, а также его ремонт лизингодателем.

3) Частичный, когда на лизингодателя возлагаются лишь отдельные функции по обслуживанию имущества.

VI. По сроку использования имущества и связанным с ним условиями амортизации

1) Лизинг с полной окупаемостью и соответственно с полной амортизацией имущества (срок договора равняется нормативному сроку службы имущества и происходит полная выплата лизингодателю стоимости лизингового имущества);

2) Лизинг с неполной окупаемостью и соответственно неполной амортизацией имущества (срок договора меньше нормативного срока службы имущества и в течение его действия окупается только часть стоимости лизингового имущества). Существует также такой вид лизинга, как сублизинг – вид поднайма предмета лизинга, при котором лизингополучатель по договору лизинга передает третьим лицам (лизингополучателям по договору сублизинга) во владение и в пользование за плату и на срок в соответствии с условиями договора сублизинга имущество, полученное ранее от лизингодателя по договору лизинга и составляющее предмет лизинга.

Объекты и субъекты лизинга

Объектом лизинга могут быть любые не потребляемые вещи, используемые для предпринимательской деятельности, кроме земельных участков и других природных объектов. Это может быть движимое и недвижимое имущество.

Основные группы оборудования, сдаваемого в лизинг:

1)транспортное (транспортные самолеты, автомобили, морские суда, железнодорож­ные вагоны и т. п.)

2) оборудование связи (радиостанции, спутники, почтовое оборудование и т. п.)

3) cельскохозяйственное оборудование

4) строительное (краны, бетономешалки и т. п.) и мн.др.

Субъектами лизинга являются:

Лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных денежных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.

Лизингополучатель - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга.

Продавец - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли - продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок имущество, являющееся предметом лизинга. Продавец обязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю в соответствии с условиями договора купли - продажи. Продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового правоотношения.

Специальные субъекты

Страховые компании, осуществляющие страхование всевозможных рисков, возникающих при лизинговой сделке: страхование имущества лизингодателя, кредитов, предоставляемых лизингодателю кредитным учреждением, от возможных рисков неплатежей и многое другое.

Российская Ассоциация Лизинговых Компаний (“Рослизинг”), некоммерческое объединение лизинговых компаний, банков и иных предприятий, занимающихся лизингом

Проблемы лизинга в современной России:

1)Высокая инфляция, бюджетный и долговой кризисы и, как итог, – запредельные процентные ставки за кредит

2)Недальновидная, ничем не обоснованная и разрушительная система налогообложе­ния лизинговых операций

3)Равнодушие, неисполнительность и безответственность различных звеньев государ­ственной власти.

4)Отсутствие чёткой и обоснованной государственной инвестиционной стратегии и несогласованность действий различных звеньев законодательной и исполнительной власти.

 

X. Монополия и антимонопольное регулирование

Антимонопольные регулирования:

1) Преобразование в экономике особенно в отраслях естественных монополий (Газпром, РЖД)

2) Совершенствование нормативной базы для организации эффективного контроля за финансами монополий

3) Регулирование и контроль инвестиционных программ

4) Создание условий для развития конкуренции, потенциальных и последовательных изменений этих видов деятельности

5) Повышение эффективности реализуемых полномочий государства в принадлежащих ему акциях (естественная монополия)

6) Приведение уровня цен на продукцию монополий, в соответствии с реальными затратами (чаще всего утверждается кабинетом министров)

7) Сокращение практики перекрестного субсидирования различных граждан, потребителей при адресной поддержке социально независимых групп потребителей

8) Целевое датирование за счет соответствующих бюджетов при предоставлении льгот отдельным категориям граждан

Монополия (моно – один; полио – продаю) - это исключительное право государственного предприятия на организацию какой-либо хозяйственной деятельности

Характерные черты монополии:

1) Единственный производитель данного товара

2) ыОсобенности продукции

3) Проникновение на рынок закрыто рядом обстоятельств, в результате чего монополисты поддерживают рынок в своей полной власти, полностью контролируют выпуск продукции.

Типы барьеров, препятствующих проникновению новых фирм на монопольные рынки:

1) Если монополия государственная, то государство старается эти барьеры ужесточить

2) Естественная монополия

а) когда рождение монополий происходит из-за барьеров конкуренции, возведенных самой природой (природные ископаемые)

б) характерна для монополий, возникновение которых продиктовано экономическими причинами или техническими, связаны с проявлением эффекта масштаба

3) Экономические

а) собственность на все предложения производственного ресурса; монополия также может поддерживаться в результате владения всеми источниками конкретного ресурса необходимого для производства монопольного товара

б) уникальные способности и знания также могут создавать монополии; так певцы, художники обладают монополией на использование своих услуг; фирма обладает технологическим секретом при условии, что другие фирмы не могут воспроизвести данную технологию, обладает монополией на данный продукт, хотя, как правило, такая монополия не является чистой, т.к. могут существовать близкие заменители данного продукта

Источники монополий

1) Полный контроль над вводимыми важными факторами производства

2) Экономия, обусловленная ростом масштабов производства и проявляющаяся в снижении долгосрочных, средних издержек производства на единицу продукции при увеличении объема выпуска продукции

3) Патенты

4) Государственная лицензия или привилегия

Монопольное предложение

В отличие от конкурентного продавца не является получателем цены. А назначает цену на рынке самостоятельно (монополист работает ради прибыли, это его личное желание)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...