Понятие режима охраны государственной границы
Процесс обретения Россией государственности включает процесс обретения границ. Любое государство обеспечение своей безопасности начинает с государственной границы (далее – граница). Протяженность границы РФ на суше, по воде - 58 тысяч километров. Большая часть этой линии - бывшие границы СССР, но велика протяженность новых границ - с бывшими союзными республиками. Понятие границы определяется тремя критериями: фактическим, юридическим, техническим. Фактический критерий - это линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории РФ, т.е. пространственный предел действия ее государственного суверенитета. Юридическая граница России закрепляется международными договорами, законодательными актами РФ и бывшего СССР, Законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации». Технический критерий - это обозначение соответствующей линии на местности, обустройство границы, организация ее охраны. Граница выполняет две основные функции: обеспечивает безопасность страны и служит передовой линией контактов с другими странами, способствует установлению добрососедских отношений с ними. Охрана границы - важное условие защиты политических, экономических интересов и безопасности России. Ее эффективность зависит от умелого использования юридического инструментария, закрепления надежного режима охраны, выделения для этого необходимого количества средств, создания специальных служб (пограничной, таможенной, карантинной, ПВО и др.), успешно взаимодействующих между собой и другими государствами, муниципальными службами. Политическая охрана преследует цель не допустить незаконное пересечение границы людьми, транспортными средствами; задача экономической охраны - предотвращение незаконного перемещения через границу предметов, продукции духовного творчества, а санитарная охрана нужна, чтобы через границу ни в ту, ни в другую сторону не распространялись инфекции, опасные для людей, фауны и флоры.
Режим границы включает правила: - содержания границы; - пересечения границы лицами и транспортными средствами; - перемещения через границу грузов, товаров и животных; - пропуска через границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных; - ведения на границе либо вблизи нее на территории РФ хозяйственной, промысловой и иной деятельности; - разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил[3]. С учетом взаимных интересов РФ и сопредельных государств отдельные правила режима границы могут не устанавливаться, а характер устанавливаемых правил может быть упрощенным. Правилами содержания границы регулируется порядок установки, сохранения и поддержания в исправном состоянии пограничных знаков, их контрольных осмотров, оборудования и содержания пограничных просек, проведения совместных с сопредельным государством проверок прохождения Государственной границы. В интересах надлежащего содержания границы пограничным органам в порядке, установленном законодательством РФ, отводится земельная полоса, проходящая непосредственно вдоль границы на суше и при необходимости - по берегу российской части вод пограничной реки, озера или иного водного объекта. Пересечение границы на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами РФ или решениями Правительства РФ. Этими актами может определяться время пересечения границы, устанавливается порядок следования от границы до пунктов пропуска через границу и в обратном направлении; при этом не допускается высадка людей, выгрузка грузов, товаров, животных и прием их на транспортные средства.
Под пунктом пропуска через границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского (торгового, рыбного, специализированного), речного (озерного) порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от границы участок местности, где в соответствии с законодательством РФ осуществляется пропуск через границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Пределы пунктов пропуска через границу и перечень пунктов пропуска через границу, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных, определяются в порядке, установленном Правительством РФ[4]. Пограничным органам предоставляется право пользования по согласованию с властями сопредельных с РФ государств иным порядком пересечения границы военнослужащими этих органов и другими лицами при исполнении ими обязанностей по охране границы. Российские и иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пересекают границу на море, реках, озерах и иных водных объектах в соответствии с установленными положениями закона, международными договорами РФ, федеральными законами. Судоходство на пограничных реках, озерах и иных водных объектах с пересечением границы без захода в порты (на рейды) РФ и сопредельных государств регулируется договорами РФ с сопредельными государствами. Иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, российские суда при следовании от границы до пунктов пропуска через границу и обратно, при плавании в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов без захода в порты (на рейды) РФ обязаны выполнять следующие требования пограничных органов: - показать свой флаг, если он по какой-либо причине не был поднят;
- изменить курс, если он ведет в запретный для плавания или временно опасный для плавания район, а также в зону безопасности, установленную вокруг искусственного острова, установки или сооружения; - сообщить о целях захода на территорию РФ; - другие требования, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Воздушные суда пересекают границу по специально выделенным воздушным коридорам пролета с соблюдением правил, устанавливаемых Правительством и публикуемых в документах аэронавигационной информации. Пересечение границы вне выделенных воздушных коридоров допускается только по разрешению Правительства РФ. Воздушным судам при следовании от границы до пунктов пропуска через границу и обратно, а также при транзитном пролете через воздушное пространство РФ запрещаются: а) посадка в аэропортах, на аэродромах РФ, не открытых Правительством для международных полетов; б) вылет из аэропортов, с аэродромов РФ, не открытых Правительством для международных полетов. В отдельных случаях при выполнении специальных международных полетов вылет воздушных судов из РФ, а также их посадка после влета в России могут производиться в аэропортах, на аэродромах РФ, не открытых для международных полетов, только по разрешениям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области использования воздушного пространства РФ, согласованным с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области безопасности, обороны, таможенного дела, контроля за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения; в) залет в запретные для полетов районы, о которых сообщено для всеобщего сведения; г) другие действия, запрещенные законодательством РФ, международными договорами[5]. В интересах обеспечения безопасности России, а также по просьбе иностранных государств решением Правительства РФ пересечение границы на отдельных ее участках может быть временно ограничено или прекращено с уведомлением властей заинтересованных государств.
При возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные формирования (силы) пересекают границу для локализации и ликвидации таких ситуаций в порядке, определяемом международными договорами, актами Правительства. Не является нарушением правил пересечения границы вынужденное пересечение границы лицами, транспортными средствами на суше, заход иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, на территорию РФ, вынужденный влет в воздушное пространство РФ воздушных судов, осуществляемые в силу следующих чрезвычайных обстоятельств: - несчастного случая; - аварии или стихийного бедствия, угрожающего безопасности иностранного судна (в том числе воздушного), иностранного военного корабля или другого государственного судна, эксплуатируемого в некоммерческих целях; - сильного шторма, ледохода или ледовых условий, угрожающих безопасности иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна, эксплуатируемого в некоммерческих целях; - буксировки поврежденного иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна, эксплуатируемого в некоммерческих целях; - доставки спасенных людей; - оказания срочной медицинской помощи члену экипажа или пассажирам, а также в силу других чрезвычайных обстоятельств. Российские суда, осуществляющие рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе РФ без перегрузки уловов водных биологических ресурсов на иностранные суда, а также на российские суда, в отношении которых осуществлен пограничный контроль, в случае ведения промысловой деятельности, целью которой является доставка уловов водных биологических ресурсов для реализации или производства из этих водных биологических ресурсов рыбной и иной продукции на территории РФ, могут неоднократно пересекать границу без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля на основании разрешения пограничных органов. Указанным российским судам запрещаются выход в открытое море, заход в исключительную экономическую зону, в территориальное море, во внутренние морские воды иностранного государства, в иностранные порты и осуществление без соответствующего на то разрешения пограничных органов высадки (посадки) людей, выгрузки (погрузки) любых грузов, товаров, валюты, животных на иностранные суда, а также на российские суда, в отношении которых осуществлен пограничный контроль, за исключением случаев, когда это вызвано необходимостью спасания людей и судов или другими чрезвычайными обстоятельствами, о которых капитан судна незамедлительно информирует пограничные органы.
Порядок получения разрешения на неоднократное пересечение границы, пространственные и временные пределы действия разрешения, а также порядок осуществления контроля устанавливается Правительством РФ[6]. Перемещение через границу грузов, товаров и животных производится в местах и в порядке, установленных международными договорами РФ, законодательством РФ, решениями Правительства РФ. Основанием для пропуска через границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных является наличие действительных документов на право въезда лиц в РФ или выезда их из РФ, документов на транспортные средства, грузы, товары и животных. Не подлежат пропуску через границу иностранные граждане и лица без гражданства, которым в соответствии с законодательством не разрешен въезд в РФ, а также лица, в отношении которых в установленном законодательством порядке принято решение о запрещении выезда из РФ. Договором РФ с сопредельным государством может быть установлен упрощенный порядок пропуска через границу граждан РФ и сопредельного государства в части определения документов на право выезда из РФ и въезда в РФ. Пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через границу включает осуществление пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами РФ и федеральными законами, и иных видов контроля. Содержание, средства и методы контроля, порядок его осуществления устанавливаются Правительством в соответствии с законодательством. По решению Правительства РФ пограничный, таможенный контроль, а в случаях, установленных международными договорами РФ и федеральными законами, и иные виды контроля при международных пассажирских перевозках железнодорожным транспортом могут осуществляться вне пунктов пропуска через границу. Порядок разрешения инцидентов, связанных с нарушением режима границы, отнесение их к компетенции пограничных представителей РФ, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области иностранных дел, определяются договорами с сопредельными государствами о границе и ее режиме, иными международными договорами, решениями Правительства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|