Методы исследования массовой коммуникации.
Билет № 15 Массовая коммуникация: определение. Структурные составляющие коммуникационных процессов Массовая коммуникация - процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории. Средства массовой коммуникации (СМК) — это специальные каналы и передатчики, благодаря которым происходит распространение информационных сообщений на большие территории. Массовая коммуникация прежде всего характеризуется: - наличием технических средств, обеспечивающих регулярность, массовость, публичность сообщений, их социальную актуальность; - социальной значимостью информации, способствующей повышению мотивированности массовой коммуникации; - массовостью аудитории, которая вследствие ее рассредоточенности и анонимности требует тщательно продуманной ценностной ориентации; - многоканальностью и возможностью выбора коммуникативных средств, обеспечивающих вариативность и вместе с тем нормативность массовой коммуникации; - отсутствием непосредственной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения. Основные различия массовой и межличностной коммуникации.
Свойства коммуникационного процесса в СМК:
- диахронностъ (сообщение сохраняется во времени); - диатопностъ (сообщение преодолевает пространство); - мультиплицирование (сообщение подвергается многократному повторению с относительно неизменным содержанием); - симулътанностъ (сообщение представляется множеству людей практически одновременно); - репликация (регулирующее воздействие массовой коммуникации). ________________________________________________________________________________________ Кратко о теориях различных исследователей: Липпман: Большинство людей не имеют возможности самостоятельно исследовать и оценивать те или иные факты, их мышление основывается на стереотипах. В современном мире именно СМК создают большинство стереотипов, формируя «псевдоокружающую среду», в которой живет большинство людей.
Все теории можно объединить в три группы: 1) функция политического контроля (определяется материально-экономическим и идеологическим факторами) СМК прежде всего как средств производства, которые в капиталистическом обществе являются частной собственностью.) СМК — «четвертая власть»(не зависят от традиционных трех, не сливаются с ними, но обладают собственной «властью» над умами людей). Государство может выступать как арбитром, задающим правила игры участникам рыночных отношений — продюсерам, телевизионным и радиоканалам, газетам и журналам, журналистам, рекламодателям, так и самостоятельным субъектом, участвующим от имени общества в процессе создания общественных благ, производимых СМК через общественные каналы массмедиа. 2) функция опосредованного духовного контроля Теория «гегемонии» построена на основе марксистской методологии (интерпретируется как господствующая идеология.) Массовая коммуникация реализуется лишь тогда, когда люди обладают выраженной общностью социальных чувств и общим социальным опытом. Т. Парсонс: все действия в обществе обусловлены его потребностями, а идеологические факторы несущественны. СМК рассматриваются как самоорганизующаяся и самоконтролируемая подсистема, функционирующая в пределах установленных политических правил. 3) культурологическая функция. Социокультурологический подход к пониманию массовой коммуникации и роли СМК. Адорно. Специализируясь в теории и социологии музыки и других видов искусств, Адорно показал разрушительное воздействие СМК на личность посредством распространения стереотипов массовой культуры. Книга X. Молотча и М. Лестера «Новости как целесообразное поведение», в которой авторы рассматривали, как «мир грез», созданный СМК, живет в сознании людей, подчиняясь своим особым закономерностям, и влияет на социальную реальность. Теории «информационного общества. Американский социолог Д. Белл: концепция постиндустриального общества. Наиболее типичные постулаты этих теорий сводятся к следующему: - информация является главным источником и средством производства, а также и его продуктом;
- СМК являются мощным стимулом для потребления информации и ее оценки, они также стимулируют коммуникативные технологии, благодаря чему создаются вакансии для работы (в США до 50% работающих так или иначе связаны с процессом подготовки, переработки и распространения информации); - изменения в обществе, «революционные потенции» заложены не в содержании информации, а в способах и средствах ее передачи и дальнейшего ее применения (иначе говоря, не важно что, а важно как). К социокоммуникативным проблемам относят следующие: обоснование сущности и функций массовой коммуникации, механизм обратной связи, роль социологических доминант в массовой коммуникации, моделирование массовой коммуникации, специфика прессы, радио и телевидения как средств массовой коммуникации. _____________________________________________________________________________________________ Методы исследования массовой коммуникации. Существуют различные подходы к исследованию СМК: Наблюдение за массово-коммуникативными ситуациями и частными коммуникативными актами; эксперименты («полевые» и лабораторные) с участниками коммуникации; описание СМК в их историческом развитии и выявление их функций; системно-теоретический анализ коммуникативных актов или функционирования СМК в обществе; методы исследования фокус-групп, анкетирование и опрос аудитории; методы беседы с коммуникаторами и реципиентами. Особо важный метод исследования МК — системно-теоретический анализ. На первом уровне системно-теоретического анализа исследователь должен дать характеристику структурных элементов, составляющих организацию частного массово-коммуникативного процесса или всей системы массовой коммуникации, установить их взаимосвязь со всей структурой данного общества. На втором уровне — установить механизм и особенности взаимодействия элементов внутри исследуемой системы. На третьем уровне — выявить функции исследуемой системы по отношению к внешней среде. На четвертом уровне — собрать воедино типологические характеристики исследуемой системы и установить смысл и значение транслируемой и принимаемой массовой информации исходя из функций данной системы и масштабов ее влияния на общество в целом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|