Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

факторы, определяющие личностные цели образования

Цель современного образования. Понятие цели образования. Историческое изменение целей образования. факторы, определяющие личностные цели образования

Цель современного образования.

Цель образования определяется тем обществом, в котором оно осуществляется, однако конкретная постановка цели зависит от многих факторов: культурных традиций, господствующих религиозных воззрений, уровня развития социально-экономических процессов в обществе, государственной политики и даже компетентности лидеров и идеологов науки. Но самым значимым является философское понимание сущности человека, идеала личности. Идеал личности – это своего рода образ общей цели жизни, сложившийся в данный момент в данной культуре.

Целью современного образования является развитие качеств личности, необходимых ей и обществу для включения в социально значимую деятельность.

Цель современного образования имеет как внешнюю, так и внутреннюю направленность. Внешняя цель образования как государственного института состоит в жизнеобеспечении общества в конкретно-исторических условиях, в развитии его производительных сил, общей культуры и цивилизованности, в укреплении гражданского статуса отношений и морально-правовых устоев членов общества. Внутренняя целевая направленность образования заключается в развитии личностного потенциала, в овладении прочными знаниями, умениями и навыками с возможностью их применения на практике.

Понятие цели образования

Представления об образовании есть у каждого человека на обыденном, житейском уровне. Между тем его научное понимание является более сложным и объемным. Оно начинается с осознания целей. Эта проблема целей прослеживается со времен античности, и сегодня она является сложной и противоречивой.

Обозначилось 3 основных подхода к определению целей образования:

Подход определяет цель образования – как передачу накопленного опыта из поколения в поколение.

Подход видит цель образования в формировании личности, полезной обществу.

Подход (смешенный) включает в себя элементы 2-х предыдущих и видит цель образования в формирование всесторонне развитой личности, полезной для общества на основе богатого культурного жизненного опыта.

 

 

Историческое изменение целей образования

Принцип природосообразности Принцип культуросообразности
Понимание природы человека Способ обоснования Цель образования Понимание природы общества Способ обоснования Цель образования
Клерикалный (ХУ1-ХУ11 в.) Коменский, Руссо, Песталоцци Социально Правовой (ХУШ-Х1Хв) Гельвеций, Дидро
богословское Законы Священного Писания божественное предназначение Юридическое Законы гражданского общества общественное предназначение
Естественно- научный (ХУ Ш-Х1Х) Дистервег, Гербарт, Ушинский Естественно исторический(Х1Х-ХХ в) марксистская педагогика
Естественно-научное Естественно-научные законы Развитие естественных способностей Естественно- историческое Законы естественной истории об-ва Ощественное развитие
Саморегулируемый (ХХ в.) Маслоу, Роджерс, Олпорт Культурно- исторический (ХХ в.) Штейнер, Выготский, Библер
автономное Законы развития личности самоопределение личности Культурно-историческое Законы культурной истории Развитие культурной личности

 

факторы, определяющие личностные цели образования

Раскрытие личностного потенциала в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует целенаправленных усилий со стороны социального окружения, и эти усилия должны быть направлены как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом процессе реальная возможность развития личности может быть обеспечена только всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.

Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу эффективного формирования полноценно развитой личности. Необходима организация систематического процесса обучения и воспитания, построенного на знании объективных возрастных особенностей развития личности и общих закономерностей процесса усвоения знаний, умений, навыков

Одной из ведущих детерминант содержания образования является его цель, в которой находят концентрированное выражение, как интересы общества, так и интересы личности.

Цель современного образования - развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность.

Такая цель образования утверждает отношение к знаниям, умениям и навыкам как средствам, обеспечивающим достижение полноценного, гармоничного развития эмоциональной, умственной, ценностной, волевой и физической сторон личности.

Знания, умения и навыки необходимы для применения в жизни усваиваемой культуры.

Изучение основ наук и искусства в образовательных учреждениях поэтому не самоцель, а средство усвоения методов поиска и проверки истины, познания и развития прекрасного.

Человек - система динамическая, становящаяся личностью и проявляющаяся в этом качестве в процессе взаимодействия с окружающей средой.

Следовательно, с точки зрения структуры содержания образования полноты картины можно достигнуть только в том случае, если личность будет представлена в ее динамике.

Динамика личности как процесс ее становления представляет собой изменение во времени свойств и качеств субъекта, которое и составляет онтогенетическое развитие человека.

Осуществляется оно в процессе деятельности. Другими словами, деятельность имеет одним из своих продуктов развитие самого субъекта. Речь идет об учении как ведущем виде деятельности, обеспечивающем необходимые условия для успешного развития личности и сочетающемся с другими видами деятельности (трудовой, игровой, общественной).

Исходя из этого, деятельность личности выступает также детерминантой содержания образования.

Более того, его можно определить, по В. С. Ледневу, как содержание особым образом организованной деятельности учащихся, основу которого составляет опыт личности.

 

Дополнительная информация:

Разработка целей различной степени обобщенности и реализация этих целей в образовательной практике - важная задача педагогики. Цели обучения определяют успешность процесса обучения. В педагогической образовательной системе существует иерархия целей:

цели образования в обществе, обусловленные социально-экономическим состоянием общества, его духовной культурой, жизненными ценностями членов общества;

цели образования, реализуемые на различных этапах системы непрерывного образования;

цели образования, реализуемые в учебном процессе конкретного образовательного учреждения;

цели образования, реализуемые через учебный предмет и деятельность учителя.

С другой стороны, разные цели образования предполагают и существование разных систем обучения. Вообще, образование относительно стабильно только в своих материальных объектах; учебных зданиях, пособиях, средствах обучения и т.д. В остальном же образование есть явление духовное, неуловимое, неосязаемое на ощупь. Его суть в движении, активном деятельном общении, взаимодействии, обмене, противодействии, обсуждении, противоречии, борьбе и утверждении идей, мыслей, категорий, понятий, знаний, умений, навыков, стереотипов поведения и деятельности. Это движение образования, связанное, как мы видели в предыдущих разделах, с движением, развитием общества, порождает и новые цели образования. При переходе от "природосообразного" принципа обучения к "культуросообразному" изменились и цели, к которым должен был стремиться педагог в своей деятельности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...