Худож. авангард в искусствовед. науке и образовании.
Авангард. направление – реакция худ. сознания на реальность совр. мира. Самобыт. композиц. принципы, расширение звук. пространства, обновление инструментария, новые приемы исполнительства – все это стало объектом исследования. Задачи совр. науки: проблемы классификации, терминологии, периодизации авангарда, проблемы авангарда в пед-ке. О муз. авангарде писали: Давыдов, Э. Денисов, Друскин, Житомирский, Ивашкин, О. Леонтьева, С. Савенко, Ю. Холопов, В. Холопова, Чередняченко, Шахназарова, А.С. Соколов. Персоналии: Булез, Кейдж, Ксенакис, Губайдулина, Пендерецкий, Лигети, Шенберг, Штокхаузен. сборники «Слово композитора», «20 в. Зарубеж. музыка», «Современ. зап. ис-во», «Муз. культура в ФРГ» (статьи Саркисян, Холопова), «Комомузикум» (ред. Старчеус). А.Н. Папенина. Муз. авангард сер. XX века и проблемы худож. восприятия, 2008. Цтирад Когоутек "Техника композиции в музыке XX века" (1976), Г. Орлов «Древо музыки», Соколов «Муз. композиция 20 в: диалектика тв-ва», Т. Адорно «Философия нов. музыки». Уточнение терминологии – важ. момент. Очень трудно работать, когда один и тот же феномен обозначается разн. словами в мире. Употребляем понятия: авангард-авангардизм, модерн-модернизм. Бенуа впервые употребил термин авангард для хар-ки худож. полотен. Папенина говорит о разнице между авангардом и авангардизмом. Авангард – эпоха в искусстве, не облад. стилевой х-кой, авангардизм – совокупность стилевых направлений, эстетическая – мировоозренческая х-ка. Модерн – эпоха, стиль, худ. движение – к.19-нач.20в. Модернизм – общая категория, совокупность мировоззренческих тенденций. Сравнение с авангардизмом. Авангардизм более радикальный, более оппозиционный взгляд по отношению к классическому наследию. Постмодернизм и постмодерн, поставангард – искусство эпохи после 60-х годов, когда большой авангард подвергся критике. Соколов термин употребился в литературе, но потом он был спроецирован в живопись и т.д. процветает минимализм., возрождается романтизм., манифест нового романтизма – герм. неоромантизм.
Отличие постмодерна от авангарда: 1. Резкое отмеживание от практики авангарда 50-60-х 2. Открытое обращение к романтизму и экспрессионизму. 3. Стремление вернуть музыке коммуникативность 4. Возрождение классич жанров: оперы, балет, симфонии и классич камерныйансамбль. Проблема периодизации: Есть несколько образцов: 3 зарубежн, 2 отечественных. Конар – 3 этапа (1909 – 1923, 1923 – 1940, С 1940…) З. Борис «Ключ к сегодняшней музыке» (1967), 2 стадии в развитии авангарда 9исходит из особ-тей муз. языка, инструментария): - 1910 – 1945 (1910-1922, 1922-1934, 1934-1945) - 1945 – к.1960х (1946-1948, 1948-1957, 1957-1960) Друскин выделяет 3 больших периода по 40 лет, начиная с 1890-х годов. Житомирский – рубеж веков (до 1918), 1918-1939, между войнами, 1939-1950, 50-е… Первый взлет авангарда до первой мировой войны – Шенберг, Берг, Вебберн – высшее достижение. Второй взлет после второй мировой войны (+ Россия) После 60-х, 70-х - постмодерн. Папенина выделила 3 периода авангарда: 1) Авангард первой трети 20 века (1905– 1939) а) Ранний авангард (1905-1914): футуризм, первые опыты 12-титоновой системы. б) Период межвоенного муз. авангарда (1918 – 1839): нововенская школа 2) Авангард 50-60х годов а) авангард 50 годов б) авангард 60-х годов 3) Эпоха поставангарда, постмодернизм (после 70-х)
Проблема нов. инструментария (нов. акустич. структуры). Назайкинский «Звуковой мир музыки». электроника: термовокс, синтезатор, электроорган, термгармония. Композиторы 20 века исследуют звуковую палитру. Классификация звук. пространства: 1. акустические инструментальные и вокальные звуки
2. новые приемы игры на акустич. муз. инструментах (кластеры ладонью, удар по корпусу инструмента, хлопание клапанами) 3. звуки природы (звукозаписи пения птиц, ливня, шелеста листьев, обвалы в горах) 4. возможности артикуляц. аппарата человека (шпрехгезанг Шенберг, произнесение звука на определенной высоте, а также плач, смех, бормотание, свист, дыхание) 5. урбаничтические звуки, индустриальные шумы фабрики, турбины, сирены, тормоза. 6. звуки, извлекаемые предметами материально-технической природы (кухонная утварь, посуда) 7. техногенные звуки (создание спец. звуков технич. путем для включения в муз. комплекс): - трансформированные звуки, получ. естеств. путем и подверг. воздействиям (Тристан Мюррей: опыты с магнитофонной пленкой) - синтетические звуки (не существуют, создаются электронным средствами) 8. соноры (тембровые пласты, кластеры, соединение звуков различной природы, восприн. как 1 целое - сверхмногоголосие) Модернизации также подвергается нотация. Цель – сделать запись более компактной и определенной. Проблема изучения центров авангард. музыки. Дармштадт – 1946 год – организованы каникулярные курсы по нов. музыке (открыт. дискуссии). Богатейш. архив общества нов. музыки, дали толчок исполнителям. Проблема различ. авангард. композиц. техник. Ведущие композиторы эпохи авангарда: Булез, Штокхаузен, Анри, Лигити, Ксенакис, Лютославский, Берио, Пуссен, Аймерт, Шеффер, Кейдж, Пендерецкий, Кагель, Лессер и др. Многообразие течений муз. авангарда 1. Сериализм. Предмет сериализма – додекафония. Шенберг, Голышев (художник и композитор) Хауэр с 1908 года ставил опыты с 12-титоновой системой. Когоутек. Книга о технике композиции. Классифицирует додекафонию: 1) горизонтальная 2) вертикальная 3) сигментарная (делит серию на 2 или несколько неравных долей) 4) комбинированная (сочетание разных видов) Серийная техника использует серию и ее варианты, 4 формы: 1) прима 2) ракоход 3) инверсия 4) ракоходная инверсия Послевоенный авангард разработал новый принцип – сериальность – сочетание серийного метода с различными параметрами. Композиторы – Булез, Ноне, Штокхаузен, Лигети, Бэбит, Кшенок и др. Виды серии: - звуковых высот
- длительностей - динамических оттенков - видов артикуляции (стаккато, легато) - темпов - регистров - тембров 2. Алеаторика. Алеаторикапостроена на принципе случайности. Она антипод сериализма, в котором все рассчитано до математической точности. Э. Денисов рассматривает 3 варианта применения мобильности: 1) стабильна форма, мобильны элементы структуры 2) стабильны элементы структуры, но мобильна форма 3) мобильны и форма и элементы структуры Алеаторика (Когоутек): 1) абсолютная (ортодоксальная) 2) относительная (контролируемая, свобода реглаентируется, ноты есть и из них можно комбинировать): а) внешние формы б) внутренние формы 3) алеаторика творческого процесса 4) алеаторика исполнительского процесса (Тищенко Портреты Галереи. Импровизация на заданные ноты.) 3. Мобили – движущиеся компоненты в живописи и скульптуре. (Ловушка для омара и рыбий хвост, Колдер,1939г) 4. Инструментальный театр (М. Кагель) - вид жанра инструментального исполнительства, который включает действия. В муз. композицию вводится видеоряд. 5. Хэппенинг – появился в 1952 году. Кейдж с художником Раушенгеном и танцором Канингемом создают музыкальное действо которое предполагает сочетание разных видов и жанров искусства + импровизация. 6. Стохастическая музыка – математический расчет, выполненный ЭВМ (Ксенакис «Метастазис») Этапы сочинения: 1) исходная концепция, замысел 2) определение акустических возможностей 3) создание микрокомпозиций 4) последовательное составление схемы, плана сочинения 5) вычисление исследование различных видов преобразования 6) окончательный результат, зафиксированный в диаграммах, числах и т.л. 7) акустическая реализация 7. Техническая музыка (Когоутек) – объединение различных видов и жанров музыки, которые реализуется посредством звуковой записи. Направления: 2) американская магнитофонная музыка 3) электронная музыка
8. Сонористика – музыка создается путем управления сонорами (музыкальными комплексами, звуковые пятна) Композиция Вареза «Ионизация» для 36 ударных инструментов, ф-но и 2 сирен (1931) Исследователи – Холопов, Маклыгин дают классификацию эволюции сонорики: 1) колористика (тоно-красочность в музыке) Римский-Корсаков, колокольные гармонии у Рахманинова 2) сонорика (на 1 плане – красочная сторона) Музыка звучностей, звукокрасочности, почти не различимы отдельные звуки. сер. 20 в. – Барток, Берг, Прокофьев, Шостакович. 3) сонористика 50-60х годов (музыка тембра – звучности без высоты, красочность тембра) Хоминский ввел термин. Пендерецкий (Трен памяти Хиросимы), Лигети (Атмосферы), Шнитке (Пианиссимо). По мнению Холопова, сонористика - самое высокое достижение авангарда 50-60 годов. Проблема педагогики. У авангарда нет широкой аудитории. (Большой авангард 50-60 годы – Дарнштатские каникулярные курсы – был очень узкий круг слушателей.) Как воспитать широкую аудиторию слушателей? Воспитание нового поколения, способного воспринимать авангард, для этого должна быть особая политика обучения в исполнительском классе. Как преподавать и анализировать гармонию, сольфеджио и т.д. Проблема изучения музыкального языка различных течений. Карасева «Рыбье сольфеджио» - новизна курса, наряду с классическими, есть постклассические примеры, а именно музыкальный материал последних стилей. Воспитание слуха – Бэла Барток «Микрокосмос» воспитание восприятия нового музыкального языка у детей. В сборнике под редакцией Цареградской. Валерия Ценова. – статья «Антон Веберн» Холоповой. Музыкальный авангард середины 20 века. (Послевоенный авангард.) Попенина. Монография. Поднимается ряд вопросов, как изучать и преподавать этот пласт культуры. Эксперимент по воспитанию восприятия авангарда. Необходима установка на восприятие. Вербальный - невербальный компонент. Семантический дифференциал. Тест Люшера. Эксперимент с 3 категориями групп обучающихся:
Структура эксперимента: Изучить генезис явления – что откуда и как появилось. Изучить роль футуризма итальянского и русского. Роль русского дореволюционного авангарда. Рословец, Обухов, Вышеградский, Голышев. Скрябин. Социологические причины. Роль научно-технической революции в расширении пространства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|