Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. Подготовка технической и художественной части. 12 глава




"Hay" в арабском значит "вечный", a "Hay-at" – "жизнь", оба эти слова обозначают вечную природу Бога. Слово "Huwal" предполагает идею вездесущности, a "Huvva" является прототипом слова "Ева", которое есть символ проявления, как "Адам" есть символ того, что стоит за этим проявлением, на санскрите они называются Пурумей и Пракрита.

"Jehovah" было изначально "Yahuva": "Ya" означает слово "Oh" (О!), "Hu" значит "Бог", а звук "А" представляет проявление. "Hu" есть начало звука, но когда звук впервые обретает форму на внешнем плане, он становится "А", поэтому, буквы "alif", или "alpha", считаются первым выражением "Hu", изначального слова. Санскритский алфавит, как и алфавиты большинства других языков, начинается с буквы "а", так же как и имя Бога в некоторых из них.

Вследствие этого, звук "А" передает значение единицы, то есть "первый". Буква "а" произносится без помощи зубов или языка, и на санскрите "А" всегда обозначает отсутствие. "А" возникает на поверхности, когда язык поднимается и касается неба при произнесении буквы "l" (lam), и звук заканчивается на "m" (mim), произношение которого закрывает губы. Эти три сущностные буквы алфавита в Коране сведены вместе как тайна. Когда "А" углубляется "аin"'ом, то формируется слово "Ilm", что означает "знание". Отсюда же происходит "Alim" – "знающий". "Alam" же передает состояние или условие существования, которое познано.

Когда "alif" – первая, и "lam" – центральная буквы ставятся рядом, они создают слово "Аl", что в арабском языке означает артикль (the). В английском "All" подразумевает значение полной и абсолютной природы существования.

Слово "Allah", в арабском означающее "Бог", разделенное на три части, может быть интерпретировано как "Единый, который происходит из ничего". "Еl", или "Ellah", имеет то же значение, что и "Allah". Слова, находимые в Библии – "Eloi", "Elohim" и "Hallelujah" – соотносятся со словом "Allah".

Слова "Om", "Omen", "Amen" и "Ameen", которые произносятся во всех молельных домах, имеют тот же источник: звук "А" в основании слова выражает начало, "M" в середине означает конец; "n", последняя буква, есть ре-эхо звука "M", поскольку "M" всегда заканчивается носовым звуком, произнесение которого означает жизнь.

В слово "Ahud", означающее "Бог", "единственное Существо", созвучно вовлечены два значения. "А" на санскрите означает "отсутствие", a "Hudd" в арабском значит "ограничение".

Из того же источника происходят слова "Wahdat", "Wahdaniat", "Hadi", "Huda" и "Hidayat". "Wahdat" значит "сознающий только себя"; "Wahdaniat" есть "знание себя"; "Hadi" – проводник; "Huda" – "направлять"; "Hidayat" значит "руководство".

Чем больше Суфий слушает Саут-е Сармад, звук абстрактного, тем больше его сознание становится свободным от всех ограничений жизни. Душа всплывает над физическим и ментальным планами без каких-либо специальных усилий со стороны человека, что говорит о ее спокойном и умиротворенном состоянии; его взгляд становится мечтательным, а выражение лица – сияющим, он испытывает неземную радость и восторг Ваджада, или экстаза. Когда экстаз переполняет его, он не осознает ни физический план, ни ментальный. Это "небесное вино", о котором пишут все суфийские поэты, совершенно не похоже на преходящие опьянения этого смертного плана. Небесная благодать возникает в сердце Суфия, его ум очищен от греха, а тело – от всех нечистот, и для него открывается дорога к невидимому миру; он начинает получать вдохновения, озарения интуиции, впечатления и откровения без малейшего усилия с его стороны. Он больше не зависит от книги или учителя, потому что божественная мудрость, свет его души, Святой Дух, начинает сиять над ним. Как говорит Шариф: "Светом своей души я понял, что красота небес и пышность земли суть эхо Твоей волшебной флейты".

Мистик, знающий ценность слова, находит это слово сначала в самом себе; потому что все знание, которое человек обретает в мире, будь то мирское или духовное, есть знание себя. Например, музыка исполняется внешне, но где она осознается? Она осознается внутри. Хорошее или плохое слово говорится внешне, но где оно осознается? Оно осознается внутри. Тогда где находится осознавание этого проявления, этого творения, которое предстает перед нами во всех своих аспектах? Это осознавание находится внутри.

В то же время человек продолжает постоянно ошибаться. Вместо того, чтобы искать осознавание внутри, он всегда хочет найти его снаружи. Это подобно человеку, который хочет увидеть луну, но ищет ее на земле. Но если он будет искать ее и тысячу лет, смотря на землю, он никогда ее не увидит. Он должен будет поднять свои глаза и посмотреть на небо. Так и с тем, кто ищет тайну жизни снаружи; он никогда не найдет ее, потому что тайна жизни может быть найдена только внутри. И источник и цель находятся внутри, и именно там ищущий найдет их.

Что есть звук? Это что-то внешнее или нечто внутреннее? Внешний звук становится слышимым только потому, что возникает звук внутренний, а когда звук внутри замолкает, тогда тело не может слышать внешний звук. Сегодня человек настолько привык к внешней жизни, что ему стало сложно даже подумать о том, чтобы посидеть в одиночестве. А когда он один, он занимает себя газетой или чем-нибудь еще. Постоянно занимая себя внешней жизнью, человек теряет свою привязанность к жизни внутренней. Его жизнь становится поверхностной, и в результате приходит разочарование; поскольку в этом мире нет ничего более привлекательного в форме звука, видимого или слышимого, как звук внутри. Это потому, что все, чего касаются чувства или что понятно уму человека, ограничено во времени и воздействии и, таким образом, не оказывает влияния вне своих собственных пределов.

Тайна жизни касается не только материального плана, но идет гораздо дальше. Эта тайна заключается также в дыхании, поскольку именно продолжение дыхания и пульса поддерживают функционирование механизма тела. Кажется, что люди древних времен имели гораздо большее знание об этой тайне, чем сегодня.

Что означает лира Орфея? Она означает человеческое тело, которое является лирой, предназначенной для того, чтобы на ней играть. Когда эту лиру не осознают, когда ее не понимают, когда она не используется для правильной цели, тогда это тело не приносит пользы, для которой было сотворено, и не выполняет предназначения, для которого было создано.

Дыхание означает гораздо больше, чем знает ученый; он осознает только лишь вибрации воздуха, выходящего наружу и входящего внутрь, и не видит дальше. Удары сердца и головы, пульс, – все эти вещи имеют ритм. Человек очень редко думает о том, что все зависит от этого ритма. Вся жизнь зависит от него. То, как дышит человек, конечно, является секретом само по себе; это не только секрет, но и выражение всей тайны, нечто, от чего зависит психология жизни. Медицинская наука тысячи лет полагалась, в основном, на обнаружение физических заболеваний тела по его ритму и дыханию. Древняя медицина знала, что здоровье зависит от ритма вибраций. И сегодня снова пришло время, когда врачи пытаются обнаружить закон вибраций, от которого зависит здоровье человека.

Если человеческое тело – это лира, тогда каждое произнесенное человеком слово и каждое услышанное им слово оказывает влияние на его тело; и не только на тело, но и на ум. Например, если человек постоянно называет себя или слышит, как другие называют его глупым, он постепенно станет глупцом, даже если был мудр; и так же верно, что если простака постоянно называть мудрым, то со временем он станет мудрецом.

Эффект имени человека очень сильно связан с его жизнью, и часто можно видеть, как имя человека оказывает большое влияние на его судьбу и карьеру; это потому, что он слышит определенное имя каждый день чаще, чем другие.

Разве не бывает так, что человек, говоря смешную вещь, начинает смеяться, а говоря печальную вещь, начинает плакать? Если это так, то какой же эффект оказывает каждое произнесенное в повседневной жизни слово на самого человека и на его окружение!

Из этого можно увидеть, что древний предрассудок относительно непроизнесения несчастливых или нежелательных слов имеет смысл. На Востоке ребенка всегда учат подумать, прежде чем произнести слово, поскольку каждое слово обладает психологическим значением и воздействием. Очень часто люди, читая поэму, воспевая песню великой любви, песню печали или трагедии, подвергаются ее влиянию; и часто в их жизни происходит поворот, их жизнь тоже подвергается этому воздействию.

Человек, говорящий о своей болезни, конечно же, питает эту болезнь. Очень часто я слышал, как люди говорят, что если боль существует, она должна быть реальностью; как можно отрицать ее? Забавно слышать, что они говорят это, потому что истинная реальность так далеко, а наша повседневная жизнь такова, что с утра до вечера мы только и делаем, что отрицаем ее. Если бы только человек постиг, где заключается истина, чем является истина, если бы только человек знал ее и видел ее, он бы понял, что в реальности все остальное не существует.

Если изучать тайну, стоящую за этой идеей, то приходится признать силу слова. Тайна слова – это метафизическая наука, которую следует выучить. Глубина каждого слова человека весьма различна, и если человек произнесет сотню слов в течение дня, то как вы думаете, разве каждое слово будет обладать одинаковой силой? Нет, сила и эффект определенного слова зависят от того состояния, в котором был человек. Они зависят от того, с какой глубины поднимается слово, и этим обуславливаются его сила и свет. Например, вы всегда сможете обнаружить, что слово человека, имеющего привычку лгать, быть неискренним, не имеет силы; а слово того, кто говорит с убежденностью, кто искренен и говорит правду, обладает мощью. Его слово имеет свет, его слово глубоко трогает. Иногда голос человека полон печали и разбивает сердце; его слово полно искренности, и оно обладает силой затрагивать, глубоко проникать, – таков его эффект на слушателя. Но возьмем легкомысленного человека, который неглубок, который недостаточно серьезен в жизни: все, что он говорит и делает, находится на поверхности. Он ни в кого не вселит уверенности, потому что сам не обладает ею. Кроме того, слово будет иметь силу в соответствии с просветленностью души, и тогда это слово приходит не из ума человека; оно приходит из глубины, из некой таинственной части, скрытой от человеческого ума. И именно такие слова можно прочитать в священных писаниях, во фразах типа "мечи пламени" или "языки пламени". Будь то поэт или пророк, но когда слово исходило из его горящего сердца, то оно вздымалось, подобно горящему пламени. В согласии с Божественным Духом, находившемся в этом слове, оно имело жизнь, силу и вдохновение. Подумайте о живых словах древних времен; подумайте о живых словах, которые можно прочитать в писаниях, живых словах святых людей, просветленных; эти слова до сих пор живы и будут жить вечно. Это музыка, которая может быть названа магией, а магия существует во все времена. Когда бы ни повторялись такие слова, они будут обладать той же магией и той же силой.

Слова, сказанные просветленными душами всех веков, сохранялись их учениками. В какой бы части мира ни рождались или ни жили эти мудрецы, то, чему они позволяли падать как словам, было собрано, подобно настоящим жемчужинам, и хранилось как писание. И поэтому на Востоке всегда можно обнаружить, что последователи различных религий используют слова просветленных во время молитв, и им не надо переводить их на свой собственный язык. Слова, сказанные великими, сохранялись веками для того, чтобы их можно было использовать для медитации.

Есть еще большая и великая тайна слова. Не только значение слова, не только то, кто произнес его, но слово само по себе также обладает динамической силой. Мистики, мудрецы и искатели всех времен, зная тайну священного слова, всегда стремились к нему. Вся медитативная жизнь Суфиев построена на тайне слова. Само слово "Суфи", согласно объяснению посвященных, связано с "София", что означает "мудрость"; но мудрость не во внешнем смысле этого слова, потому что мирское умствование не может быть мудростью, а во внутреннем. Интеллект, который очень часто путают с мудростью, есть только иллюзия мудрости. Мудрость – это то, что узнается изнутри, а интеллект есть то, что приобретается из внешнего. Мудрость – это форма, в которой души, достигшие реализации, пытаются воспринимать и объяснять для себя слово, которое встретилось им в жизни. Мудрость – это объяснение жизни, даваемое кем-то, чья точка зрения стала другой, потому что он смотрит на жизнь в солнечном свете. Человек быстрее достигает этой точки зрения не только изучением законов, но и общением с теми, кто уже имеет эту определенную точку зрения. Кроме того, глубоко погружаясь в жизнь, человек приходит к осознанию истины, а для глубокого погружения в жизнь существует путь, или процесс. Возможно, что легко или с трудом, человек самостоятельно найдет в городе место, которое ищет; он может искать его в разных направлениях и, в конце концов, найти его; но спросив кого-то, кто знает это место, он может найти его быстрее.

Источник мудрости – вверху, источник интеллекта – внизу; и поэтому метод, или процесс, который человек принимает для достижения мудрости, не аналогичен тому, который он принимает для обретения интеллекта. Короче говоря, хотя люди достигали мудрости с помощью разных методов, все же великая тайна достижения Божественной мудрости заключается в тайне слова.

III. Метод психокоррекции

Каждый выход на сцену, каждое концертное выступление – это состояние стресса, преодоление психологического барьера. Развитие эмоционально-регулятивных способностей, умение владеть собой в момент выступления и «побеждать» эстрадное волнение – одна из задач в формировании пригодности к исполнительской деятельности.

Проблема преодоления эстрадного волнения или тревожности распадается на две:

1 – проблема овладения эстрадным волнением, снятие его отрицательных последствий;

2 – устранение волнения как относительно устойчивого личностного образования.

Работа по преодолению тревожности может осуществляться на трех взаимосвязанных и взаимовлияющих уровнях:

1. Обучение учащегося приемам и методам овладения своим волнением.

2. Расширение функциональных и операционных возможностей учащегося, формирование у него необходимых навыков, умений, знаний, ведущих к повышению результативности деятельности, созданию «запаса прочности».

3. Перестройка особенностей личности учащегося, прежде всего его самооценки и мотивации.

Если рассматривать каждый из уровней, то над характеристикой можно подразумевать следующие моменты:

1. «Переинтерпретация» симптомов эстрадного волнения, тревожности. Часто учащиеся демонстрируют первые признаки появления этого состояния. Во многих случаях оказывается полезным рассказать, объяснить им, что это признаки готовности человека действовать. Их испытывает большинство людей, и они помогают выступить как можно лучше.

2. «Настройка на определенное эмоциональное состояние»

Учащемуся предлагается мысленно связать взволнованное, тревожное состояние с одной мелодией, цветом, пейзажем; расслабленное – с другим, побеждающее – с третьим. При сильном волнении сначала вспомнить 1, затем 2, затем переходить к 3.

3. «Приятное воспоминание»

Учащемуся предлагается представить себе ситуацию, в которой он испытывал полный покой, расслабление.

4. «Использование роли».

В трудной ситуации учащемуся предлагается ярко представить себе образ для подражания, войти в эту роль.

5. «Контроль голоса и жестов».

Учащемуся предлагается как по голосу и жесту можно определить эмоциональное состояние человека.

6. «Мысленная тренировка».

В ходе занятий моделирование ситуации, близкой по психофизическим параметрам к концертной. Во всех подробностях представляются трудные моменты, детально продумывается собственное поведение.

А. Самовнушение.

Можно сказать, что самовнушение – это все, что с нами происходит. Самовнушение действует, когда вопрос стоит «или - или», когда чаша весов колеблется. Действие его должно быть заблаговременным: успеть внедриться в подсознание, развить цепную реакцию, прежде чем это успеет сделать противоположная сила.

Всмотревшись, можно заметить, что многие, если не все наши душевные и телесные перемены происходят благодаря самовнушению.

Преимущества использования самовнушения заключаются в следующем:

1. Метод можно применить без помощи психотерапевта.

2. Занятия можно проводить где угодно.

3. По мере освоения метода занятия могут не превышать 5 минут.

 

Приблизительный план используемых для коррекции предконцертного состояния формул самовнушения.

1. Исполняемое мною музыкальное произведение выбрано согласно моему предпочтению

2. Неоднократно прослушано, изучена его форма

3. Я сжился с образом

4. Я испытываю наслаждение от проигрывания

5. Я уверен в своей трактовке

6. Я уверен в положительном исходе выступления

7. Я «погружаюсь» в музыку

8. Каждый выход на сцену для меня праздник

9. Я знаю, что сейчас на сцене мне удастся полностью реализоваться

10. Никакая промашка не станет для меня камнем преткновения

11. Мой исполнительский аппарат в прекрасной форме

12. Я «готов» к бою

13. Мне некогда волноваться, на сцене меня ждет приятная работа

 

Одним из действительных способов регуляции эстрадного волнения является аутогенная тренировка. Аутогенная тренировка представляет собой психотерапевтический метод. Метод основан на использовании приемов самовнушения и погружения в релаксацию, направлен на овладение навыками произвольного вызывания тепла, покоя, расслабления и на этом фоне нормализации, активизации протекания основных психофизиологических функций.

Аутогенная тренировка в зависимости от цели занятия, может состоять из 2-х частей:

- успокоения

- мобилизации

Во время успокающего занятия осуществляется перевод в аутогенную фазу – состояние сниженного уровня бодрствования, на фоне которого производится внушение, за которой следует фаза мобилизации – достижения оптимального психического состояния.

В овладении приемами аутогенной тренировки в первую очередь заинтересованы исполнители, имеющие высокий уровень тревожности. В ходе курса занятий аутогенной тренировкой формируются устойчивые связи между формулами самовнушения. В отличии от чистых форм самовнушения в методике главенствующую роль играет самоубеждение.

Вот приблизительный план аутогенной тренировки, которая может применятся исполнителем перед концертом.

 

1. Цель моего занятия – самоорганизация, психокоррекция. Через несколько минут я буду на сцене, а сейчас мне нужно избавиться лишней тревожности.

 

2. Я удобно уселся в кресле, чувствую себя легко, свободно.

- Я совершенно спокоен…(вспомните чувство приятного покоя)

- Меня ничто не тревожит…(вспомните чувство приятного покоя, когда после концерта вы приходите домой и можете отдыхать)

- Все мои мышцы приятно расслаблены (сделать это легко, удобная поза сама по себе приводит к расслаблению мышц)

- Все мое тело отдыхает… (вы лежите в теплой ванне)

- Я совершенно спокоен… (думайте о приятном отдыхе)

 

3. Я направляю свое внимание на руки. Ощущая поверхность, на которой они лежат, я ощущаю мышцы, когда возникает намерение что-либо сделать.

 

4. Я устанавливаю удобный и эффективный ритм дыхания

- удобный ритм дыхания

- дыхание замедляется

- дышу ритмично

- мое дыхание ровное, теплое

- с волнами вдоха и выдоха по моему телу распространяется тепло и спокойствие…

- с каждым дыхание я все больше и больше успокаиваюсь…

- я спокоен…

 

5. Мое внимание переносится на овладение регуляцией ритма и частоты сердечной деятельности.

- Я совершенно спокоен

- Сердце бьется ритмично

- Мое сердце отдыхает…

-Мое сердце бьется ровно, ритмично…

- Приятное чувство отдыха и покоя охватило весь мой организм…

- Мой пульс замедляется, мое сердце отдыхает…

- Я совершенно спокоен…

 

6. Я совершенно спокоен. Тепло ощущается во всем теле. Мысленно представляю себя на сцене. Состояние волнения не тревожит меня. Я ощущаю себя достаточно комфортно и уверенно. Подобное состояние покоя на сцене для меня естественно. Я погружаюсь в музыку: я и музыка – одно целое.

Я уверен в положительном исходе выступления потому, что:

- Программа мне нравится

- Она неоднократно мною прослушана

- Изучена ее форма

- Все произведения достаточно мною изучены

- Я испытываю наслаждение от проигрывания моей программы

- Я уверен в правильности трактовки произведений

- Я уверен, что сейчас на сцене мне удастся реализовать поставленную цель

- Каждый выход на сцену для меня - праздник

 

7. - Я умею побеждать эстрадное волнение.

- Чувствую себя уверенно перед выходом на сцену.

- Мое психическое состояние отличается стабильностью.

- На сцене у меня происходит процесс самоутверждения.

- Я фиксирую это состояние покоя, уверенности и мне легко управлять своими эмоциями.

- Я полностью владею собой.

- Я хорошо отдохнул, настроился.

- Во всем теле ощущаю прилив энергии.

- Мысль работает ясно и четко.

- Мой пульс и дыхание ровные, речь и движения спокойные и уверенные. - Мой исполнительский аппарат приобрел необходимую активность и цепкость.

-Я нахожу себя в отличном состоянии и готов к «бою».

 

Из вышеизложенного следует, что предложенная система подготовки к конкурсу является весьма доступной и для учащихся и для преподавателей. Следуя ей неукоснительно и целенаправленно, вы добьетесь больших результатов даже с учениками средних способностей.

В добрый путь!

 

Биографическая справка

 

Кузнецов Сергей Тимофеевич (род. в 1961 г. г. Салават) – дирижер эстрадного оркестра, преподаватель по классу саксофона и кларнета, заведующий отделением специальности Инструментальное исполнительство Оркестровые духовые и ударные инструменты ГОУСПО «Вологодского областного музыкального колледжа».

1980 г. окончил Салаватское музыкальное училище по классу кларнета (преп. Старокожева В.И.)

1985 г. окончил Уфимский государственный институт искусств по классу кларнета профессора Султанова И.М.

С 1988 года вел класс кларнета и саксофона в Буйском областном училище искусств. С 1994 года преподает в Вологодском областном музыкальном колледже.

За время работы подготовлено 2 лауреата Международных конкурсов, 7 лауреатов Общенационального конкурса, 10 лауреатов Всероссийских конкурсов.

С.Т. Кузнецов – автор 20 легких этюдов для младших классов, переложений для саксофона, сборника гамм для саксофона.

 

 

Литература

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...