Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 4. Новый этап рекламной деятельности в Западной Европе и североамериканских колониях





Переворот в тиражировании информации
Новые рекламные жанры
Рекламная функция титульного листа
Конфессиональная печатная реклама
Рождение печатных афиш
Дальнейшее развитие вывесок. Типографские эмблемы и экслибрисы
Начало журналистики в Европе
Деятельность информационных бюро
Начало газетной рекламы
Начало рекламных кампаний
Соперничество рекламных изданий
Отец английской рекламы
Надувательская реклама
Североамериканская реклама колониального периода
Осмысление недостатков рекламной деятельности
Общие выводы
Контрольные вопросы

Переворот в тиражировании информации

 

Заря Нового времени ознаменовалась техническим переворотом в сфе­ре массовых коммуникаций. Изобретение печатного станка с подвиж­ными, сменными литерами немецким дворянином Иоганном Гутен­бергом оказало огромное влияние на развитие западноевропейской цивилизации. Между тем в Китае наборный способ воспроизведения текста для иероглифического письма был известен с XI века и взрыв­ного действия на социум не произвел. Изобретение Гутенберга оказа­лось на гребне уже происходящих грандиозных сдвигов в обществе, ответом на его остро назревшие запросы.

К началу XV века потребность в письменно зафиксированной опера­тивной и фундаментальной информации испытывали разросшиеся в Западной Европе производственные и финансовые структуры, купе­ческие объединения, административный аппарат оформившихся нацио­нальных государств и, наконец, укрепившиеся за минувшие два века университеты — центры богословия и общего образования. Потребность в массовом распространении информации уже не удовлетворялась толь­ко устной и изобразительной видами коммуникации. Монастырские и городские скриптории (центры переписки книг) не справлялись с оби­лием заказов, гравированные летучие листки не успевали вобрать в себя актуальные тексты, предназначенные для широкой аудитории.

Как пишет В. С. Люблинский, «...основной социальной предпосыл­кой книгопечатания являлся массовый спрос на много экземпляров одновременно абсолютно идентичного текста» 1. Следствием такого спроса стало то, что новшество, предложенное И. Гутенбергом в городе Майнце на переломе XV века, еще до окончания столетия подхватили все ведущие европейские города.

Типографии создаются в Страсбурге, Аугсбурге, Нюрнберге, Базе­ле, Париже... В начале XV века — 1500 году — работали 200 типогра­фий в 69 городах 2. Этот процесс, справедливо названный культуроло­гами третьей информационной революцией (первая — формирование речи, вторая — изобретение письменности), имел серьезные послед­ствия для развития рекламной деятельности.

Мы рассмотрим эти последствия, имея в виду два хронологических периода: до начала деятельности новой формы коммуникации — жур­налистики, сформировавшейся в первом десятилетии XVII века, и по­сле этой кардинально важной вехи для бытия рекламы на протяжении XVII-XVIII веков. Относительная схожесть интересующих нас про­цессов в различных регионах Западной Европы дополняется к концу обозначенного периода рекламой в североамериканских колониях, дей­ствующей вначале по образцу происходящего в метрополии.

1 Люблинский В. С. На заре книгопечатания. — Л., 1959. С. 37.

2 Люблинский В. С. На заре книгопечатания. — Л., 1959. С. 111.

 

Новые рекламные жанры

 

В ближайшее десятилетие после начала печатного тиражирования печатный летучий листок становится излюбленным жанром коммер­ческой и политической рекламы. Чаще всего это был отрезок бумаги размером 15 на 23 сантиметров или около того, с выделенным крупным шрифтом началом первой строки, заменявшим заголовок. Подобно тому, как это практиковалось в рукописных летучих листках, текст за­частую окантовывала гравированная рамка. Иногда в печатный набор включалась графическая иллюстрация. Последнее чаще всего применя­ли полемические конфессиональные листовки, в изобилии издававши­еся сторонниками и противниками религиозной Реформации. Хроно­логически реформационные идеи, получившие всеевропейский отклик, расшатывают монолит католицизма параллельно развитию третьей ин­формационной революции. Эта связь не случайна. Вспомним сужде­ние А. С. Пушкина: «Никакая власть, никакое правление не может усто­ять противу всеразрушительного действия типографического снаряда» 3. Диссидентские религиозные идеи распространяются по Европе XVI века со скоростью лесного пожара, а главными «поджигателями» тако­вых являются публицистические и рекламные тексты.

Среди объектов печатной рекламы на начальном этапе главенствую­щее положение занимают типографские сообщения об имеющихся по тому или иному адресу книжных новинках, а также наборы оперативных и кратких известий в летучих листках. Именно в недрах книготорговой деятельности активно развивается жанр печатного объявления, посте­пенно сменяющий рукописный si quis. Одно из первый подобных объяв­лений о своих изданиях сделал типограф Генрих Эггештейн в Страс­бурге в 1466 году. Около 1470 года его примеру последовали не менее четырех типографий в Майнце, Базеле, Страсбурге, Риме. А еще через несколько лет обратились к жанру печатного объявления английский издатель Уильям Кэкстон, немецкий — Антон Кобергер и венециан­ский Эрхард Ратдольт 4. Объявления этого времени, которые приводит Г. Сэмпсон, звучали так: «Приходи, богатый и бедный, эта блистатель­ная книга продается по очень малой цене». Или: «Тот, кто хочет ку­пить книги захватывающего содержания, должен придти по следующе­му адресу» 5.

В ходе дальнейшего оповещения о деятельности типографии краткий вербальный текст объявления преобразуется в развернутое перечисле­ние последних изданий, создавая новые печатные рекламные жанры — каталог, проспект и прейскурант (прайс-лист). Например, в объявле­нии Петера Шеффера — преемника Гутенберга в Майнце — вывешен­ном для всеобщего обозрения в 1470 году, перечислялась 21 книга с аннотациями по типу современных проспектов. Кроме того, сообща­лось, что книги напечатаны тем же шрифтом, что и вывешенный про­спект 6.

Уильям Кэкстон добавлял к своим объявлениям фразу: «Просьба не срывать!» Он располагал их обычно у входа в собор, в университет, на зданиях гостиниц. И также уведомлял потенциальных читателей о шрифте, которым исполнена книга 7.

Римские издатели около того же 1470 года снабжали рекламное объявление данными о ценах и тираже (обычно до 300 экземпляров) 8.

Их примеру последовал знаменитый венецианский типограф и ученый Альд Мануций. «Напечатав свои первые 15 греческих книг, Альд в 1498 году издал их каталог с приведением цен» 9, введя тем самым в широкий оборот жанр прейскуранта.

Книга пользуется спросом, и ее продажа уже не ограничивается сте­нами типографии. Известен выпущенный в 1500 году в Меммингеме (Германия) список двух сотен «продающихся книг, напечатанных в Ве­неции и Нюрнберге» 10, то есть полноценный каталог.

Возникнув как средство издательской, а затем и общекоммерческой рекламы, печатный каталог получает большое распространение в яр­марочных условиях. В сохранившем до наших дней книготорговый престиж Франкфурте-на-Майне, с 1564 года распространяются ката­логи книг, перечисляющие все издания, которые вышли между двумя ярмарками: предыдущей и наступающей. В Лейпциге такая информа­ция известна с 1595 года. Постепенно подобные образцы дают начало рекомендательной библиографии.

3 Пушкин А. С. Собр. соч. в 10 томах. — М., 1981 — Т. 6. С. 202.

4 Люблинский В. С. Книга в истории человеческого общества. — М. 1972. С. 118.

5 Sampson H. A. History of Advertising from the earliest Times. — London, 1874. P. 51.

6 Люблинский В. С. Книга в истории человеческого общества. — М., 1972. С. 118.

7 Там же. С. 174.

8 Там же. С. 118.

9 Люблинский В. С. Книга в истории человеческого общества. — М., 1972. С. 118.

10 Там же. С. 118.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...