Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация и проведение практических занятий

Методические рекомендации

По организации и проведению

Практических занятий по дисциплине

ОГСЭ.02 История (очное отделение)

Общие положения

1. Практические занятия являются одним из основных видов учебных занятий. Они направлены на формирование учебных практических умений и составляют важную часть теоретической и практической подготовки.

 

2. В процессе практического занятия студенты выполняют практические задания под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.

 

3. Выполнение студентами практических занятий направлено на:

- обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по темам дисциплины;

- формирование умений применять полученные знания на практике;

- развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов;

- выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива;

- формирование общих компетенций.

Планирование практических занятий

1. Согласно рабочей программе по дисциплине ОГСЭ.02 История предусмотрено 12 часов практических занятий.

2. Практические занятия распределены по темам дисциплины следующим образом:

№ п/п №№ тем Содержание практических занятий Кол-во часов
1. 1.3 Диктаторские режимы на мусульманском Востоке, их агрессивность. Рождение новой разновидности тоталитаризма – исламистского.  
2. 2.1 Основные направления социально-экономической политики США в период президентства Д.Буша и Б.Клинтона. Рост значимости внешнеполитических факторов в решении внутренних проблем США.  
3. 2.3 Формирование консервативной модели социализма. Роль СССР в подавлении социально-политического движения в странах Восточной Европы.  
4. 2.7 Демократические революции в Восточной Европе конца 1980-х – начала 1990-х гг. От «обновления социализма» к «строительству капитализма».  
5. 2.9 Изменения исторической ситуации в СССР – России во второй половине ХХ - начале ХХI века и анализ их воздействия на внешнюю политику, на международные отношения.  
6. 3.2 Круглый стол по проблеме «Место традиционных религий, многовековых культур народов России в условиях «массовой культуры» глобального мира».  
Всего   практических занятий 12 часов
         

 

Организация и проведение практических занятий

1. Выполнению практических занятий предшествует проверка знаний студентов – их теоретической готовности к выполнению задания.

 

2. Практическое занятие №1 носит проблемно-поисковый характер.

В первой части занятия осуществляется актуализация знаний студентов по теме. Опираясь на ранее полученные знания по истории стран «третьего мира», студенты должны ответить на предложенные преподавателем вопросы о причинах усиления национально-освободительного движения в колониальных и зависимых странах Азии и Африки после Второй мировой войны, о путях их развития после завоевания независимости во второй половине ХХ века и результатах.

Во второй части занятия проводится семинар по проблемам, заранее предложенным преподавателем. По каждой проблеме студенты самостоятельно готовят доклады и компьютерные презентации, которые защищают на семинаре. Затем проводится дискуссия по исторической ситуации в странах мусульманского Востока, где на смену агрессивным диктаторским режимам пришли к власти исламисты. Студенты должны в ходе дискуссии раскрыть тоталитарную сущность исламизма, порождающего нарастание террористической угрозы в мире. обосновать высказанные версии и трактовки, мнения и суждения, подкрепив аргументы ссылками на исторические сведения из различных источников.

Выводы по дискуссии заносятся в тетрадь для практических работ.

Доклады необходимо поместить в индивидуальные портфолио.

Компьютерные презентации вносятся в Электронную библиотеку презентаций по истории.

С целью закрепления материала в конце занятия преподаватель задает контрольные вопросы.

Форма организации студентов – групповая.

Общие требования:

1.Объём времени:

- опрос по ранее изученному материалу - 10 минут;

- обсуждение проблем семинара - 45 минут, в т.ч.:

- защита компьютерных презентаций – 15 минут,

- защита докладов – 30 минут;

- дискуссия - 15 минут;

- обсуждение выводов и занесение их в тетрадь - 10 минут;

- ответ на контрольные вопросы - 10 минут.

2.Оформление доклада:

- работа выполняется на листах формата А-4;

- общий объем доклада – 3-4 листа;

- объем времени на выступление – до 5 минут;

- приветствуется не чтение материала, а его пересказ;

- быть готовым к ответам на вопросы.

3.Оформление компьютерной презентации:

- количество слайдов – 10-12;

- количество слайдов – 10-12;

- объем времени на выступление – до 7-8 минут;

- работа сдается преподавателю на диске CD;

- приветствуется интересное оформление презентации;

- приветствуется четкое дозирование информации;

- быть готовым к ответам на вопросы.

 

Практическое занятие №2 носит проблемно-поисковый характер.

В первой части занятия осуществляется актуализация знаний студентов по теме. Опираясь на ранее полученные знания по истории США во второй половине ХХ века, студенты должны ответить на предложенные преподавателем вопросы об итогах Второй мировой войны для США и других стран Запада, о содержании разворачивающейся «холодной войны» с СССР и странами «социалистического лагеря», о сущности реформизма, о причинах смены политики эпохи «общества всеобщего благоденствия» (1960-1970-е гг.) на политику эпохи «консервативной волны» (конец 1970- 1980-х гг.).

Во второй части занятия проводится семинар по проблемам, заранее предложенным преподавателем. По каждой проблеме студенты самостоятельно готовят доклады и компьютерные презентации, которые защищают на семинаре. Затем проводится дискуссия по исторической ситуации в США в конце ХХ – начале ХХI вв., об общих чертах и особенностях социально-экономической политики президентских администраций республиканцев (Д.Буша-старшего и Д.Буша-младшего) и демократов (Б.Клинтона и Б.Обамы). Студенты должны в ходе дискуссии доказать, что и при республиканцах, и при демократах происходит возрастание роли внешнеполитических факторов в решении внутренних проблем США, отсюда – претензии США на лидерство в однополярном глобализующемся мире после окончания «холодной войны», краха СССР и биполярной модели мироустройства. В ходе дискуссии участники обосновывают высказанные версии и трактовки, мнения и суждения, подкрепив аргументы ссылками на исторические сведения из различных источников.

Выводы по дискуссии заносятся в тетрадь для практических работ.

Доклады необходимо поместить в индивидуальные портфолио.

Компьютерные презентации вносятся в Электронную библиотеку презентаций по истории.

С целью закрепления материала в конце занятия преподаватель задает контрольные вопросы.

Форма организации студентов – групповая.

Общие требования:

1.Объём времени:

- опрос по ранее изученному материалу - 10 минут;

- обсуждение проблем семинара - 45 минут, в т.ч.:

- защита компьютерных презентаций – 15 минут,

- защита докладов – 30 минут;

- дискуссия - 15 минут;

- обсуждение выводов и занесение их в тетрадь - 10 минут;

- ответ на контрольные вопросы - 10 минут.

2.Оформление доклада:

- работа выполняется на листах формата А-4;

- общий объем доклада – 3-4 листа;

- объем времени на выступление – до 5 минут;

- приветствуется не чтение материала, а его пересказ;

- быть готовым к ответам на вопросы.

3.Оформление компьютерной презентации:

- количество слайдов – 10-12;

- количество слайдов – 10-12;

- объем времени на выступление – до 7-8 минут;

- работа сдается преподавателю на диске CD;

- приветствуется интересное оформление презентации;

- приветствуется четкое дозирование информации;

- быть готовым к ответам на вопросы.

 

Практическое занятие №3 носит проблемно-поисковый характер.

В первой части занятия осуществляется актуализация знаний студентов по теме. Опираясь на ранее полученные знания по особенностям развития стран Восточной Европы во второй половине XX века, студенты должны ответить на предложенные преподавателем вопросы о сущности политических и социально-экономических процессов, происходивших в 1945-1949гг. в странах Восточной Европы после их освобождения от немецко-фашистских оккупантов Красной Армией СССР, об особенностях двух путей образования социалистического лагеря в странах Восточной Европы и в странах Азии после Второй мировой войны, об основных чертах восточноевропейского социализма как общественной модели.

Во второй части занятия проводится семинар по проблемам, заранее предложенным преподавателем. По каждой проблеме студенты самостоятельно готовят доклады и компьютерные презентации, которые защищают на семинаре. Затем проводится дискуссия по исторической ситуации в странах Восточной Европы во второй половине XX века, где к власти пришли коммунистические режимы. Студенты должны в ходе дискуссии раскрыть особенности консервативной модели социализма, сложившейся в странах Восточной Европы как тоталитарной модели, роль СССР в подавлении социально-политического движения в этих странах. обосновать высказанные версии и трактовки, мнения и суждения, подкрепив аргументы ссылками на исторические сведения из различных источников.

Выводы по дискуссии заносятся в тетрадь для практических работ.

Доклады необходимо поместить в индивидуальные портфолио.

Компьютерные презентации вносятся в Электронную библиотеку презентаций по истории.

С целью закрепления материала в конце занятия преподаватель задает контрольные вопросы.

Форма организации студентов – групповая.

Общие требования:

1.Объём времени:

- опрос по ранее изученному материалу - 10 минут;

- обсуждение проблем семинара - 45 минут, в т.ч.:

- защита компьютерных презентаций – 15 минут,

- защита докладов – 30 минут;

- дискуссия - 15 минут;

- обсуждение выводов и занесение их в тетрадь - 10 минут;

- ответ на контрольные вопросы - 10 минут.

2.Оформление доклада:

- работа выполняется на листах формата А-4;

- общий объем доклада – 3-4 листа;

- объем времени на выступление – до 5 минут;

- приветствуется не чтение материала, а его пересказ;

- быть готовым к ответам на вопросы.

3.Оформление компьютерной презентации:

- количество слайдов – 10-12;

- объем времени на выступление – до 7-8 минут;

- работа сдается преподавателю на диске CD;

- приветствуется интересное оформление презентации;

- приветствуется четкое дозирование информации;

- быть готовым к ответам на вопросы.

 

Практическое занятие №4 носит проблемно-поисковый характер.

В первой части занятия осуществляется актуализация знаний студентов по теме. Опираясь на ранее полученные знания по влиянию советской концепции «нового политического мышления» на историческую ситуацию в странах Восточной Европы конца 1980-х – начала 1990-х гг, студенты должны ответить на предложенные преподавателем вопросы о сущности воздействия на социально-экономическое и политическое положение государств Восточной Европы перестройки в СССР, о причинах провала экономических реформ «перестроечного образца» в странах Восточной Европы, о причинах кризиса коммунистических режимов в странах Восточной Европы и распада «социалистического лагеря», о важнейших международных результатах роспуска ОВД и распада СССР, о связи этих событий с окончанием «холодной войны».

Во второй части занятия проводится семинар по проблемам, заранее предложенным преподавателем. По каждой проблеме студенты самостоятельно готовят доклады и компьютерные презентации, которые защищают на семинаре. Затем проводится дискуссия по исторической ситуации в странах Восточной Европы в конце ХХ – начале ХХI века, где на смену коммунистическим режимам пришли демократические. Студенты должны в ходе дискуссии выяснить причины «бархатного» и насильственного характера демократических революций в Восточной Европе конца 1980-х - начала 1990-х гг., доказать неизбежность смены лозунга «обновления социализма» на задачи «строительства капитализма», обосновать высказанные версии и трактовки, мнения и суждения, подкрепив аргументы ссылками на исторические сведения из различных источников.

Выводы по дискуссии заносятся в тетрадь для практических работ.

Доклады необходимо поместить в индивидуальные портфолио.

Компьютерные презентации вносятся в Электронную библиотеку презентаций по истории.

С целью закрепления материала в конце занятия преподаватель задает контрольные вопросы.

Форма организации студентов – групповая.

Общие требования:

1.Объём времени:

- опрос по ранее изученному материалу - 10 минут;

- обсуждение проблем семинара - 45 минут, в т.ч.:

- защита компьютерных презентаций – 15 минут,

- защита докладов – 30 минут;

- дискуссия - 15 минут;

- обсуждение выводов и занесение их в тетрадь - 10 минут;

- ответ на контрольные вопросы - 10 минут.

2.Оформление доклада:

- работа выполняется на листах формата А-4;

- общий объем доклада – 3-4 листа;

- объем времени на выступление – до 5 минут;

- приветствуется не чтение материала, а его пересказ;

- быть готовым к ответам на вопросы.

3.Оформление компьютерной презентации:

- количество слайдов – 10-12;

- объем времени на выступление – до 7-8 минут;

- работа сдается преподавателю на диске CD;

- приветствуется интересное оформление презентации;

- приветствуется четкое дозирование информации;

- быть готовым к ответам на вопросы.

 

Практическое занятие №5 носит репродуктивный характер.

В части первой (А) осуществляется актуализация знаний студентов по теме. Опираясь на ранее полученные знания по международным отношениям во второй половине XX века и переходу от двухполюсной системы мироустройства к новой политической модели в конце XX – начале ХХI века, студенты выполняют предложенный преподавателем тестовый блиц-опрос – 6 вариантов по 8 вопросов. Необходимо поставить номер выбранного ответа в бланке ответов № 1 рядом с номером выполняемого задания.

В частях второй (B) и третьей (С) практического занятия закрепляются знания о современных версиях и трактовках исторической ситуации в СССР – России во второй половине ХХ – начале ХХI века, анализируется влияние её изменений на внешнюю политику, на международные отношения. Студенты углубляют практические навыки по анализу исторической информации в источниках разного типа, учатся различать факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения, отслеживать причинно-следственные связи, систематизировать информацию.

 

В части второй (B) требуется дать ответы в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр, которые следует записать в бланк ответов № 1 без пробелов и знаков препинания рядом с номером выполняемого задания, в том числе:

Задание 1 (вопросы B1-B4). На основе изученного материала заполните пропуски текста.

Задание 2 (вопросы B5-B9). Установите соответствие.

Задание 3 (вопросы B10-B12). Установите хронологическую последовательность.

Задание 4 (вопросы B13-B20). Соотнесите события, личности и термины с эпохой.

Задание 5 (вопросы B21-B23). Прочитайте суждения. На основе изученного материала определите, какие из них верные.

В части третьей (С) в бланке ответов № 2 на задания С1-С3 следует дать развернутые ответы, задания С4—С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (C4), рассмотрение исторических версий и оценок (C5), анализ исторической ситуации (C6), сравнение (C7). Выполняя эти задания, следует обращать внимание на формулировку каждого вопроса.

Задание 6 (вопросы С1-С3). Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы C1, C2, C3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Задание 7 (вопрос С4-). Представьте обобщенную характеристику исторического события.

Задание 8 (вопрос С5). Рассмотрите исторические версии и оценки.

Задание 9 (вопрос С5). Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

Задание 10 (вопросы С7.1-С7.2). Сравните содержание социальной и экономической политики, проводившейся в разные периоды в СССР и демократической России. Укажите, что было общим (не менее двух характеристик), а что – различным (не менее трех различий).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

 

Общие · ……………………………………………………………………………………. · ……………………………………………………………………………………….
Различия
· ………………………………………. · ……………………………………….
· ………………………………………. · ……………………………………….
· ………………………………………. __

 

 

Форма организации студентов – фронтальная.

Общие требования:

- работа выполняется в тетрадях для практических занятий;

- задания повышенной сложности, отмеченные знаком *,

выполняются по желанию;

- объем времени на проведение тестового блиц - опроса – 15 мин;

- объем времени на задания части 2 (B) – 25 мин;

- объем времени на задания части 3 (C) – 15 мин;

- обсуждение решений в классе с преподавателем – 15 мин;

- решения следует обосновать;

- обсуждение выводов – 10 мин;

- ответы на контрольные вопросы преподавателя – 10 мин.

 

Содержание отчёта по практической работе:

1. Наименование и цель работы.

2. Бланк ответов №1.

3. Бланк ответов №2

4. Выводы.

 

Практическое занятие №6 носит проблемно-поисковый характер.

Занятие проводится в форме деловой игры – круглого стола «Место традиционных религий, многовековых культур народов России в условиях «массовой культуры» глобального мира». Проблема для обсуждения: «Выживут ли в условиях экспансии «массовой культуры» глобализирующегося мира традиционные многовековые культуры народов России?». Преподаватель заранее предоставляет сценарий круглого стола и студенты самостоятельно готовятся к нему в составе малых творческих групп:

1. Представители позиции государственных органов в сфере культуры.

2. Представители позиции традиционных конфессий России(православие, ислам, буддизм).

3. Представители позиции гражданского общества.

4. Представители позиции СМИ.

5. Представители позиции предпринимателей в сфере «массовой культуры».

 

Опираясь на ранее полученные знания по духовной жизни в советском и российском обществах во второй половине ХХ - начале ХХI века студенты готовят вопросы и варианты ответов к документальным кейсам № 1(консервативный подход к проблеме), № 2 (центристский подход), № 3 (либерально-западнический подход), предложенным преподавателем, создают компьютерные презентации.

Порядок проведения круглого стола:

1. Представление участников деловой игры.

2. СМИ комментируют обстановку в стране.

3. Обсуждение кейса №1 и представление презентаций сторонниками консервативного подхода.

4. Обсуждение кейса №2 и представление презентаций сторонниками центристского подхода.

5. Обсуждение кейса №3 и представление презентаций сторонниками либерально-западнического подхода.

6. Дебаты участников круглого стола («мозговой штурм»).

7. СМИ представляют аргументы участников.

8. СМИ обобщают мнения пропонентов по проблеме круглого стола в таблице.

Аргументы пропонентов по степени убывания убедительности МНЕНИЯ
№1 «Да, Россия сможет сохранить традиционное культурно-историческое наследие» №2 «Торжество «массовой культуры» неизбежно»
№1    
№2    
№3    
№4    
№5    

Мнение, нашедшее наиболее убедительную поддержку у участников круглого стола: №1/№2 (ненужное зачеркнуть).

 

Подведение итогов:

1. Выступление экспертов: одобрение наиболее убедительных аргументов участников круглого стола по проблеме.

2. Памятное фотографирование участников деловой игры.

Отчет по деловой игре:

1.Вопросы и ответы к документальным кейсам № 1, 2, 3, таблицу с аргументами пропонентов по проблеме, которую обсудили участники круглого стола, отзыв экспертов поместить в индивидуальные портфолио.

2.Компьютерные презентации и фотоотчёт внести в Электронную библиотеку презентаций по истории.

Форма организации студентов – групповая.

Общие требования:

1.Объём времени:

- введение – 5 минут;

- обсуждение проблем круглого стола - 50 минут, в т.ч.:

- защита компьютерных презентаций – 25 минут,

- обсуждение кейсов № 1, 2, 3 – 25 минут;

- дебаты - 15 минут;

- представление СМИ итогов дебатов - 10 минут;

- выступление экспертов - 5 минут;

- фотографирование - 5 минут.

2.Оформление вопросов и ответов к документальному кейсу:

- работа выполняется на листах формата А-4;

- количество вопросов и ответов к кейсу – не менее 3;

- объем времени на обсуждение кейса – до 5 минут;

3.Оформление компьютерной презентации:

- количество слайдов – 10-12;

- объем времени на выступление – до 5 минут;

- работа сдается преподавателю на диске CD;

- приветствуется интересное оформление презентации;

- приветствуется четкое дозирование информации;

- быть готовым к ответам на вопросы.

 

3. Во время проведения практических занятий при необходимости преподаватель может оказывать помощь индивидуально каждому студенту.

 

4. Оценки за выполнение практических заданий выставляются по пятибалльной системе и учитываются как показатели текущей успеваемости студентов.

 

Критерии оценок:

-оценка “отлично” ставится студентам, которые показали высокий уровень теоретических знаний и практических умений, позволяющих решать ситуационные задачи;

-оценка “хорошо” ставится студентам, которые показали полный уровень теоретических знаний и практических умений, и имеющиеся неточности при решении задания не носят принципиального характера;

- оценка “удовлетворительно” ставится студентам, которые обнаружили практические умения, позволяющие решать ситуационные задачи, и выявленные неточности касаются отдельных важных вопросов дисциплины и методик расчетов;

-оценка “неудовлетворительно” ставится студентам, которыми не усвоен теоретический материал, отсутствует понимание связи теории с практикой, не обнаружены практические умения по выполнению заданий.

 

Преподаватель Носова И.Н.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...