2.3.1.3. Преимущества ВИЭ. 2.3.2. Два подхода к стимулированию генерации энергии на основе ВИЭ
2. 3. 1. 3. Преимущества ВИЭ
Чаще всего можно услышать, что генерация на основе ВИЭ экономически невыгодна по сравнению с традиционной по причинам, присущим самим ВИЭ технологиям. При этом почти не обсуждается база сравнения, то есть тот уровень тарифов, который сложился в традиционной электроэнергетике. Но ведь именно этот уровень предопределяет при таких сравнениях экономическую «справедливость» уровня тарифов для энергии на основе ВИЭ. Под экономической справедливостью в данном случае мы понимаем степень разрешенного государством влияния рынков на формирование уровня затрат того или иного вида генерации. В силу больших различий в поэлементной структуре затрат разных технологий генерации обычно сравнение проводится не по элементам, а по конечному выражению суммы затрат – тарифу. Если сам тариф или цена в целом, или его (ее) отдельные составляющие не являются объектом регулирования со стороны государства, то такой тариф или цену можно назвать справедливой базой сравнения. В настоящее время в России в подавляющем большинстве случаев и тарифы, и их отдельные составляющие – или затратная, или доходная часть – являются объектом регулирования и контроля со стороны государства. Если государство проводит такую политику регулирования, то признать такие тарифы «справедливой» базой сравнения будет нельзя. Если они (затраты и тарифы) полностью или в значительной степени формируются под влиянием рыночных цен на эти элементы затрат, то такой уровень затрат можно назвать экономически справедливым и оправданным. Свой проект оценки влияния субсидирования на уровень тарифов провела примерно в тот же период Европейская комиссия в рамках проекта ExternE. Эксперты в рамках работ по проекту попытались оценить реальную стоимость производства электрической энергии с включением издержек, вызванных загрязнением окружающей среды. По их оценкам, если бы в составе затрат угольных и мазутных станций учитывались затраты, связанные с ликвидацией негативных последствий влияния их технологий на окружающую среду и здоровье населения, то стоимость их энергии увеличилась бы в два раза. Аналогичный расчет для газовых станций показал возможное увеличение тарифа этих станций на 30%. Исследование оценило эти издержки по странам Евросоюза в 2005 году в сумме 85–170 млрд. евро, или 1–2% ВНП Евросоюза. В соответствии с данными, общая сумма субсидий в 15 государствах – членах ЕС в 2001 году составила 29 млрд. евро, из которых на ВИЭ пришлось только 19%, или 5, 5 млрд. евро. [8]
2. 3. 2. Два подхода к стимулированию генерации энергии на основе ВИЭ
Схема поддержки развития использования ВИЭ с точки зрения объекта стимулирования может быть принципиально построена на основе двух базовых подходов. 1. Стимулирование по отдельным элементам затрат инвестиционного цикла проекта: снижение стоимости капитала, снижение эксплуатационных затрат, снижение стоимости заемного капитала и т. д. 2. Стимулирование по конечному продукту генерации на основе ВИЭ – электрической энергии, уже после завершения инвестиционного цикла проекта. Все факторы, оказывающие влияние на уровень и структуру себестоимости производства энергии на основе ВИЭ, были нами разделены на две группы: экономические факторы (внутренние и внешние) и неэкономические факторы. Особняком стоят факторы, влияние которых вряд ли можно будет нивелировать в обозримом будущем. Анализ внутренних экономических факторов с очевидностью продемонстрировал, что показатели всех основных внутренних факторов стоимости энергии на основе ВИЭ имеют очень большую девиацию. Этот разброс характерен как в рамках одного вида ВИЭ, так и при сравнении разных видов ВИЭ.
Значения показателей по видам ВИЭ отличаются «в разы», а иногда и на порядок. Например, эксплуатационные расходы имеют разброс от 2, 0 до 42, 6%, обслуживание заемных средств колеблется от 5, 2 до 82% в себестоимости 1 кВт-ч и т. д. Значение доли амортизации в себестоимости 1 кВт-ч составляет минимум 9, 4% (приливные станции), максимум – 75, 2% (малые ГЭС). Соотношение затрат на закупку оборудования и другие инвестиционные расходы также весьма отличается для разных видов ВИЭ. [9] Применительно к вопросу системы поддержки ВИЭ это означает, что в принципе поддержка, объектом которой будут отдельные факторы стоимости производства энергии, возможна. Однако такая форма поддержки будет представлять собой довольно масштабную, многоуровневую и дробную систему мер, чтобы учесть не только особенности каждого вида ВИЭ, но структуру затрат по каждому из них. Заслуживает внимания второй возможный подход к стимулированию генерации электрической энергии на основе ВИЭ и предполагает сведение таких оснований для поддержки только к одному элементу – произведенной и проданной на рынке энергии. При этом в цене энергии каждого генератора сохранится свойственная именно этому типу генерации структура затрат, но распределение выручки в соответствии с ней уже становится задачей самого владельца генерирующей установки. Стимулирование на основе второго подхода позволяет решить сразу несколько задач. Во-первых, система стимулирования становится простой и привязанной к одному показателю, общему для всех генераторов на основе ВИЭ. Во-вторых, система избежит сложной и дробной доказательной базы справедливости поддержки по объемам и видам затрат и одновременно опасности коррупции в процессе такого их обоснования. В-третьих, такая система всегда будет стимулировать за конечный результат, полученный и подтвержденный «де-факто». Это позволит избежать ситуации, когда поддержка была оказана, а производство энергии так и не началось. Исходя из особенностей российского электроэнергетического рынка и ограничений, накладываемых на организации отрасли ФЗ «Об электроэнергетике», в схеме поддержки ВИЭ предлагается вариант специального сбора с участников рынка как источника выплат фиксированных надбавок к цене. Если использовать имеющийся набор инструментов поддержки из Бюджетного кодекса и установленные процедуры формирования бюджета, то создать эффективную систему поддержки будет крайне затруднительно главным образом по двум причинам. Во-первых, бюджет не позволяет создать самовоспроизводящуюся, повторяющуюся систему сбора и перераспределения средств на длительный (15–20 лет) срок. Во-вторых, бюджетные инструменты поддержки нацелены на отдельные элементы в структуре затрат на производство энергии. Для ВИЭ эта структура очень сильно отличается от вида к виду. Поэтому эти средства поддержки будут иметь важное значение для одних видов ВИЭ (где значение этого элемента затрат велико) и слабо влиять на другие (где доля этого вида затрат мала).
Система поддержки генераторов ВИЭ на основе стимулирования производства и продажи электроэнергии на основе специальных закупочных тарифов (feed in tariffs) широко распространена в мире и имеет на практике две основные формы. Первая форма предполагает установление специальных закупочных тарифов на такую энергию и возложение государством обязанности на тех или иных субъектов покупать энергию ВИЭ по таким тарифам.. Это могут быть сетевые компании, распределительные или оптовые сбытовые компании, потребители или только их отдельные группы. Такая схема принята во многих странах мира. При такой схеме генераторы на основе ВИЭ фактически уходят с рынка за счет продажи энергии по устанавливаемым государством ценам или тарифам. При малой доле таких генераторов в общем объеме потребляемой энергии это будет незаметно. Но с ростом доли ВИЭ в общем энергобалансе страны могут начать возникать искажения на рынке. Вторая схема поддержки предполагает установление фиксированных доплат генераторам ВИЭ к полученной с рынка выручке в зависимости от объемов проданной электроэнергии и вида возобновляемого источника, использованного для ее генерации. В этом случае обязательств по покупке ни на кого не возлагается (нет необходимости, так как все покупают энергию по рыночным ценам) и все генераторы работают на основе рыночных правил.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|