Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Истоки развития идей компетентностного подхода (2 часа).

Подготовлено доцентом Т. В. Сырых

Семинарское занятие 1.

Тема: История образования и педагогической мысли как область педагогической науки.

План занятия:

1. Понятия "формация" и "цивилизация". Исторический подход к изучению педагогических явлений на их основе.

2. История образования и педагогической мысли как наука: общая характеристика.

3. Всемирный историко – педагогический процесс: понятие, характеристика.

 

Литература:

1. Барг М. А. Цивилизационный подход к истории // Коммунист. – 1991. - № 3.

2. Корнетов Г. Б.Всемирная история педагогики. – Учебное пособие. – М. – 1994. – см. Введение.

3. Равкин З. И. Есть ли будущее у прошлого? // Воспитание школьников.- 1993. - № 5.

4. Лекционный материал по теме семинара.

Задания для самостоятельных размышлений:

1. В чём выражается междисциплинарный характер истории образования и педагогической мысли?

2. Чем обусловлено, на Ваш взгляд, значение истории образования и педагогической мысли как науки сегодня?

 

Семинарское занятие № 2.

Тема: Педагогика цивилизаций Древнего Востока.

План занятия:

1. Исторические типы воспитания: понятие и основные характеристики. Общие черты и специфика педагогических традиций древневосточных цивилизаций.

2. Педагогика Ближневосточной цивилизации (теория и практика).

3. Педагогика Южноазиатской цивилизации (теория и практика).

4. Педагогика Дальневосточной цивилизации. Педагогическая этика Конфуция.

Литература:

1. Корнетов Г. Б. Педагогика великих цивилизаций Востока // Свободное воспитание. – 1993. – вып. 4.

2. Корнетов г. Б. Гуманность учителя Руна //Магистр. – 1993. - № 6.

3. Корнетов Г. Б., Бликштейн Л. С. Школа, воспитание, педагогика цивилизаций Ближнего Востока (Древность и средние века). – М. – 1993.

4. Клепиков В.З. Конфуций – выдающийся педагог древнего Китая // Педагогика.- 2001 - № 3. – Стр.73 – 80.

5. Тлашев Х.Х.Педагогические идеи учёных – энциклопедистов среднего Востока // Советская педагогика. – 1985. - № 9, с. 104 - 108.

6. Муртазин М. Ф. Религия, школа, общество: мусульманский взгляд

// Педагогика. – 2008. - № 9, с. 79 - 87.

7. Харисова Л. А. Духовно – нравственные ценности ислама // Педагогика. – 2008. - № 9, с. 72 - 78.

8. Шарипова Р. М. Концепция «национального просвещения» в мусульманских странах. – М. – 1991.

Семинарское занятие № 3.

Тема: Образовательно – воспитательная система древней Греции и Рима (2 часа).

План занятия:

1. Воспитательная система Спарты.

2. Афинская система школ: цели и содержание образования в них.

3. Образование и педагогическая мысль в Римской Республике.

4. Сравнительный анализ образовательных систем Спарты, Афин и Римской республики ( цели, задачи, типы школ, формы обучения).

 

Источники и литература:

1. Васильев В. А. Сократ о благе и добродетели // Социально – гуманитарные знания. – 2004. - № 1. – Стр. 276 – 290.

2. Плутарх. Избранные соч. в 2 – х томах. (Состав. и вступ. статья, примечание М. Томашевский) – М. – 1986.

3. Квинтилиан М. Ф. О воспитании оратора //Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Сост. А. И. Пискунов. – М. – 1981.

4. Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. – М. – 1983.

5. Хофман Ф. Мудрость воспитания. Педагогия. Педагогика. – М. 1979.

6. История педагогики и образования / Под ред. А. И. Пискунова. – М. – 2001.

7. Сократ. Платон. Аристотель. Сенека. – Биографические очерки. – М.: Республика. – 1995.

 

Семинарское занятие № 4.

Тема: Педагогическая концепция Я. А. Коменского (2часа)

План занятия:

  1. Цель, задачи и методы воспитания.
  2. Возрастная периодизация, система школ и содержание образования в них.
  3. Классно – урочная система и принципы обучения.
  4. Идея непрерывного образования.

Источники и литература:

  1. Коменский Я. А. Великая дидактика. – Избранные пед. сочинения: в 2-х томах. – М., 1982. – Т. 1
  2. Горностаев В.В. Универсальное воспитание всего человеческого рода //Педагогика. – 1993. - № 5. – С. 86 – 88
  3. Лордкипанидзе Д. О. Я. А. Коменский. – М. – 1953.
  4. Широких О. В. Послеюбилейные мысли // Педагогика. – 1993. - № 5. – С. 84 – 86.
  5. История педагогики и образования / Под ред. А. И. Пискунова. – М. – 2001.
  6. Равкин З. И. Великий реформатор школы // Советская педагогика. – 1992. - № 5 - 6. – С. 81 – 85.

Семинарское занятие № 5.

Тема: Образование и педагогическая мысль Киевской Руси и Русского государства: 10 – 17 века (4часа)

План занятия:

1. Типы обучения в Киевской Руси (15 – 16 века).

2. Православное просвещение на Руси (15 – 17 века)

3. Педагогическая мысль 11 – 17 веков:

а) "Поучение Владимира Мономаха"

б) "Пчела"

в) "Гражданство обычаев детских" (Е. Славинецкий).

3. Братские общественные и государственные школы 16 – 17 веков.

 

Источники и литература:

1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства(14 – 17 века). – М. – 1985.

2. Школа и педагогика в культуре Древней Руси. – Ч. 1. – Историческая хрестоматия / Составители О. Е. Кошелева, Л. В, Мошкова. – М. – 1992.

3. Фортунатов А. Народная школа //Народное образование. – 2000. - №10, стр. 18 – 21.

4. Латышина Д. И. История педагогики: учеб. пособие. – М. – 2006.

5. Воробьёв М. Н. Православное просвещение на Руси (15 – 17 века) //Педагогика. – 1996. - № 2, стр. 84 – 88

6. Петров В.М. Московская Русь: пути просвещения (15 – 16 века)//Педагогика. – 1997. - № 3, стр. 57 – 61.

7. Ярхо В. Как учили и учились в древней Руси//Наука и жизнь. – 2002.- № 7, стр. 34 – 59.

 

Семинарское занятие № 6.

Тема:Основные вехи развития системы образования Западной Европы и США (18 – 20 века).

План семинара:

  1. Реформирование школьного образования в Западной Европе и США в 18 веке.
  2. Становление государственных систем образования: идеи, проекты, проблемы.
  3. "Реформаторская педагогика" в Западной Европе и США (19 – нач. 20 века).

Литература:

  1. Гончаров Н. И. Школа и педагогика США до второй мировой войны. – М. – 1972.
  2. Джуринский А. Н. Школьное образование в предреволюционной Франции // Советская педагогика. – 1989. - № 7.
  3. Джуринский А. М. Зарубежная школа: история и современность. – М. – 1992.
  4. Тихонова М.Г. Объединённая Германия: образовательная политика // Педагогика. – 1994. - № 5.
  5. + Литература, рекомендованная в лекции:

1. Гончаров Л. Н. Школа и педагогика США до второй мировой войны. – М. – 1972.

2. Пискунов А. И. Проблемы трудового обучения и воспитания в немецкой педагогике 18 – нач. 20 веков. – М. – 1976.

3. Джуринский А. М. Зарубежная школа: история и современность. – М. – 1992.

Семинарское занятие № 7.

Тема:Основные вехи развития советской системы образования

План семинара:

1. Первые мероприятия советской власти в сфере образования.

2. Деятели советской педагогики и их основные педагогические идеи (Н. К. Крупская, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий и др.)

3. Авторские педагогические системы А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского – их основные характеристики.

4. Вклад советской педагогики в развитие мировой педагогической теории и практики.

 

Литература:

1. Джуринский А. Н. История педагогики. – М. – 2000.- Глава 18.

2. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1917 - 1941). – М. – 1991.

3. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1941 - 1961). – М. – 1991.

4. Фрадкин Ф. А. Педология: мифы и действительность. – М. – 1991.

5. Фрадкин Ф.А., Плохова М. Г., Осовский Е. Г. Лекции по истории отечественной педагогики. – М. – 1995.

6. Фролов АА. Основы педагогической системы.- Горький.- 1990.

 

 

Семинарское занятие 8.

Тема: Истоки развития идей компетентностного подхода (2 часа).

План занятия:

1. Компетентность как новый результат образования: понятие, виды, причины перехода.

2. Анализ современной научной литературы по проблемам компетентности.

3. Этапы становления компетентностного подхода в образовании.

4. Компетентностный подход в образовательном процессе ВГПУ (беседа в рамках семинара)

 

Литература:

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года ∕∕ Вестник образования. – 2002. - № 2

2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М. – 2001.- Стр. 62.

3. Краевский В.В. Общие основы педагогики. – М.: Академия, 2005. – Стр. 56 – 61.

4. Никитина Н. Н., Кислинская Н. В. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика: уч. пос.- М.: Академия. – 2004. – С. 51- 58

5. Хуторской А. В. Ключевые компетенции ∕∕ Народное образование. – 2003. – № 2, 5

 

Примечание:

Примерные вопросы для беседы по вопросу № 4:

1. Какие два уровня профессионального образования предлагает наш Университет для абитуриентов? Определите иерархию этих понятий.

2. Что означают понятия «направление» и «профиль» в бакалавриате вашего обучения?

3. В связи с какими основаниями наш вуз перешёл на 2 – х уровневую систему подготовки специалистов? Какая система профессиональной подготовки существовала до этого?

4. Какие компоненты педагогического процесса меняют компетенции в соответствии с требованиями современной действительности?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...