Тема: Истоки развития идей компетентностного подхода (2 часа).
Подготовлено доцентом Т. В. Сырых Семинарское занятие 1. Тема: История образования и педагогической мысли как область педагогической науки. План занятия: 1. Понятия "формация" и "цивилизация". Исторический подход к изучению педагогических явлений на их основе. 2. История образования и педагогической мысли как наука: общая характеристика. 3. Всемирный историко – педагогический процесс: понятие, характеристика.
Литература: 1. Барг М. А. Цивилизационный подход к истории // Коммунист. – 1991. - № 3. 2. Корнетов Г. Б.Всемирная история педагогики. – Учебное пособие. – М. – 1994. – см. Введение. 3. Равкин З. И. Есть ли будущее у прошлого? // Воспитание школьников.- 1993. - № 5. 4. Лекционный материал по теме семинара. Задания для самостоятельных размышлений: 1. В чём выражается междисциплинарный характер истории образования и педагогической мысли? 2. Чем обусловлено, на Ваш взгляд, значение истории образования и педагогической мысли как науки сегодня?
Семинарское занятие № 2. Тема: Педагогика цивилизаций Древнего Востока. План занятия: 1. Исторические типы воспитания: понятие и основные характеристики. Общие черты и специфика педагогических традиций древневосточных цивилизаций. 2. Педагогика Ближневосточной цивилизации (теория и практика). 3. Педагогика Южноазиатской цивилизации (теория и практика). 4. Педагогика Дальневосточной цивилизации. Педагогическая этика Конфуция. Литература: 1. Корнетов Г. Б. Педагогика великих цивилизаций Востока // Свободное воспитание. – 1993. – вып. 4. 2. Корнетов г. Б. Гуманность учителя Руна //Магистр. – 1993. - № 6. 3. Корнетов Г. Б., Бликштейн Л. С. Школа, воспитание, педагогика цивилизаций Ближнего Востока (Древность и средние века). – М. – 1993.
4. Клепиков В.З. Конфуций – выдающийся педагог древнего Китая // Педагогика.- 2001 - № 3. – Стр.73 – 80. 5. Тлашев Х.Х.Педагогические идеи учёных – энциклопедистов среднего Востока // Советская педагогика. – 1985. - № 9, с. 104 - 108. 6. Муртазин М. Ф. Религия, школа, общество: мусульманский взгляд // Педагогика. – 2008. - № 9, с. 79 - 87. 7. Харисова Л. А. Духовно – нравственные ценности ислама // Педагогика. – 2008. - № 9, с. 72 - 78. 8. Шарипова Р. М. Концепция «национального просвещения» в мусульманских странах. – М. – 1991. Семинарское занятие № 3. Тема: Образовательно – воспитательная система древней Греции и Рима (2 часа). План занятия: 1. Воспитательная система Спарты. 2. Афинская система школ: цели и содержание образования в них. 3. Образование и педагогическая мысль в Римской Республике. 4. Сравнительный анализ образовательных систем Спарты, Афин и Римской республики ( цели, задачи, типы школ, формы обучения).
Источники и литература: 1. Васильев В. А. Сократ о благе и добродетели // Социально – гуманитарные знания. – 2004. - № 1. – Стр. 276 – 290. 2. Плутарх. Избранные соч. в 2 – х томах. (Состав. и вступ. статья, примечание М. Томашевский) – М. – 1986. 3. Квинтилиан М. Ф. О воспитании оратора //Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Сост. А. И. Пискунов. – М. – 1981. 4. Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. – М. – 1983. 5. Хофман Ф. Мудрость воспитания. Педагогия. Педагогика. – М. 1979. 6. История педагогики и образования / Под ред. А. И. Пискунова. – М. – 2001. 7. Сократ. Платон. Аристотель. Сенека. – Биографические очерки. – М.: Республика. – 1995.
Семинарское занятие № 4. Тема: Педагогическая концепция Я. А. Коменского (2часа) План занятия:
Источники и литература:
Семинарское занятие № 5. Тема: Образование и педагогическая мысль Киевской Руси и Русского государства: 10 – 17 века (4часа) План занятия: 1. Типы обучения в Киевской Руси (15 – 16 века). 2. Православное просвещение на Руси (15 – 17 века) 3. Педагогическая мысль 11 – 17 веков: а) "Поучение Владимира Мономаха" б) "Пчела" в) "Гражданство обычаев детских" (Е. Славинецкий). 3. Братские общественные и государственные школы 16 – 17 веков.
Источники и литература: 1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства(14 – 17 века). – М. – 1985. 2. Школа и педагогика в культуре Древней Руси. – Ч. 1. – Историческая хрестоматия / Составители О. Е. Кошелева, Л. В, Мошкова. – М. – 1992. 3. Фортунатов А. Народная школа //Народное образование. – 2000. - №10, стр. 18 – 21. 4. Латышина Д. И. История педагогики: учеб. пособие. – М. – 2006. 5. Воробьёв М. Н. Православное просвещение на Руси (15 – 17 века) //Педагогика. – 1996. - № 2, стр. 84 – 88 6. Петров В.М. Московская Русь: пути просвещения (15 – 16 века)//Педагогика. – 1997. - № 3, стр. 57 – 61. 7. Ярхо В. Как учили и учились в древней Руси//Наука и жизнь. – 2002.- № 7, стр. 34 – 59.
Семинарское занятие № 6. Тема:Основные вехи развития системы образования Западной Европы и США (18 – 20 века). План семинара:
Литература:
1. Гончаров Л. Н. Школа и педагогика США до второй мировой войны. – М. – 1972.
2. Пискунов А. И. Проблемы трудового обучения и воспитания в немецкой педагогике 18 – нач. 20 веков. – М. – 1976. 3. Джуринский А. М. Зарубежная школа: история и современность. – М. – 1992. Семинарское занятие № 7. Тема:Основные вехи развития советской системы образования План семинара: 1. Первые мероприятия советской власти в сфере образования. 2. Деятели советской педагогики и их основные педагогические идеи (Н. К. Крупская, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий и др.) 3. Авторские педагогические системы А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского – их основные характеристики. 4. Вклад советской педагогики в развитие мировой педагогической теории и практики.
Литература: 1. Джуринский А. Н. История педагогики. – М. – 2000.- Глава 18. 2. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1917 - 1941). – М. – 1991. 3. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1941 - 1961). – М. – 1991. 4. Фрадкин Ф. А. Педология: мифы и действительность. – М. – 1991. 5. Фрадкин Ф.А., Плохова М. Г., Осовский Е. Г. Лекции по истории отечественной педагогики. – М. – 1995. 6. Фролов АА. Основы педагогической системы.- Горький.- 1990.
Семинарское занятие 8. Тема: Истоки развития идей компетентностного подхода (2 часа). План занятия: 1. Компетентность как новый результат образования: понятие, виды, причины перехода. 2. Анализ современной научной литературы по проблемам компетентности. 3. Этапы становления компетентностного подхода в образовании. 4. Компетентностный подход в образовательном процессе ВГПУ (беседа в рамках семинара)
Литература: 1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года ∕∕ Вестник образования. – 2002. - № 2 2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М. – 2001.- Стр. 62.
3. Краевский В.В. Общие основы педагогики. – М.: Академия, 2005. – Стр. 56 – 61. 4. Никитина Н. Н., Кислинская Н. В. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика: уч. пос.- М.: Академия. – 2004. – С. 51- 58 5. Хуторской А. В. Ключевые компетенции ∕∕ Народное образование. – 2003. – № 2, 5
Примечание: Примерные вопросы для беседы по вопросу № 4: 1. Какие два уровня профессионального образования предлагает наш Университет для абитуриентов? Определите иерархию этих понятий. 2. Что означают понятия «направление» и «профиль» в бакалавриате вашего обучения? 3. В связи с какими основаниями наш вуз перешёл на 2 – х уровневую систему подготовки специалистов? Какая система профессиональной подготовки существовала до этого? 4. Какие компоненты педагогического процесса меняют компетенции в соответствии с требованиями современной действительности?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|