Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные теоретические положения




А. С. АНИСИМОВ, О. В. БАЛАГИН

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА

«ТЕРМОДИНАМИКА И ТЕПЛОПЕРЕДАЧА»

Часть 2

Омск 2008

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Омский государственный университет путей сообщения

 
 

 


А. С. Анисимов, О. В. Балагин

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА

«ТЕРМОДИНАМИКА И ТЕПЛОПЕРЕДАЧА»

 

Часть 2

 

Утверждено редакционно-издательским советом университета

 

 

Омск 2008

УДК 621.1:536(7)

ББК 22.317.1:22.365.55

А67

 

 

Методические указания к выполнению лабораторных работ при изучении курса «Термодинамика и теплопередача». Часть 2 / А. С. Анисимов, О. В. Балагин; Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2008. 32 с.

 

Рассмотрены основные теоретические и практические вопросы применения первого закона термодинамики применительно к открытым системам, законов термодинамики для определения влажности воздуха и для исследования процесса истечения газов и паров, законов теплопередачи для определения коэффициента теплопроводности различных материалов и исследования процессов теплообмена.

Предназначены для студентов второго и третьего курсов специальностей 190301 – «Локомотивы», 190302 – «Вагоны», 190303 – «Электрический транспорт железных дорог» – очной и заочной форм обучения.

 

Библиогр.: 2 назв. Табл. 7. Рис. 3.

 

Рецензенты: доктор техн. наук, профессор В. Р. Ведрученко;

канд. техн. наук, доцент Г. Г. Кустиков.

 

____________________________

Ó Омский гос. университет

путей сообщения, 2008

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………… Лабораторная работа 4. Определение коэффициента теплопроводности теплоизоляционного материала………………………………………….  
4.1. Основные теоретические положения……………………………….  
4.2. Схема и описание установки…………………………………………  
4.3. Обработка результатов измерений………………………………….  
4.4. Контрольные вопросы……………………………………………….  
Лабораторная работа 5. Процессы теплообмена при свободной конвекции………………………………………………………………….  
5.1. Основные теоретические положения……………………………….  
5.2. Схема и описание установки…………………………………………  
5.3. Обработка результатов измерений………………………………….  
5.4. Контрольные вопросы……………………………………………….  
Лабораторная работа 6. Процессы теплообмена на горизонтальном трубопроводе…………………………………………................................  
6.1. Основные теоретические положения……………………………….  
6.2. Схема и описание установки…………………………………………  
6.3. Обработка результатов измерений………………………………….  
6.4. Контрольные вопросы……………………………………………….  
Библиографический список…………………………………………………...  

 

ВВЕДЕНИЕ

 

При эксплуатации современных энерготехнологических систем необходимо понимание законов и принципов действия теплового оборудования, входящего в эти системы. Только высокий уровень теплотехнической подготовки специалистов позволит им решать задачи по созданию современных экономически выгодных тепловых установок и находить пути повышения их энергетической эффективности.

Лабораторные исследования позволяют студентам лучше изучить и понять основные законы термодинамики и теплопередачи и принципы работы тепловых установок. Обработка опытных данных осуществляется с помощью диаграмм и справочных таблиц, умение пользоваться которыми необходимо будущему инженеру.

Методические указания состоят из двух частей. В первую часть включены три лабораторные работы по технической термодинамике, во вторую – три лабораторные работы по теплопередаче. Применение компьютерных технологий при выполнении лабораторных работ позволяет значительно расширить диапазон качественных и количественных характеристик исследуемых теплотехнических процессов.

После выполнения лабораторной работы необходимо оформить отчет, который должен содержать цель работы, основные теоретические положения, схемы и описание лабораторной установки, обработку результатов измерений и ответы на контрольные вопросы.

 

Лабораторная работа 4

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА ТЕПЛОПРОВОДНОСТИ

ТЕПЛОИЗОЛЯЦИОННОГО МАТЕРИАЛА

Цель работы: получить практические навыки применения одного из методов определения коэффициента теплопроводности теплоизоляционных материалов – метода цилиндрического слоя.

 

Основные теоретические положения

Теплота является наиболее универсальной формой передачи энергии, возникающей в результате молекулярно-кинетического (теплового) движения микрочастиц – молекул, атомов, электронов. Универсальность тепловой энергии состоит в том, что любая форма энергии (механическая, химическая, электрическая, ядерная и т. п.) трансформируется в конечном счете частично либо полностью в тепловое движение молекул (теплоту). Различные тела могут обмениваться внутренней энергией в форме теплоты, что количественно выражается первым законом термодинамики.

Теплообмен – это самопроизвольный процесс переноса теплоты в пространстве с неоднородным температурным полем.

Температурным полем называют совокупность мгновенных значений температуры во всех точках рассматриваемого пространства. Поскольку температура – скалярная величина, то температурное поле – скалярное поле.

В общем случае перенос теплоты может вызываться неоднородностью полей других физических величин (например, диффузионный перенос теплоты за счет разности концентраций и др.). В зависимости от характера теплового движения различают следующие виды теплообмена.

Теплопроводность – молекулярный перенос теплоты в среде с неоднородным распределением температуры тепловым движением микрочастиц.

Конвенция – перенос теплоты в среде с неоднородным распределением температуры при движении среды.

 

 

Теплообмен излучением – теплообмен, включающий в себя переход внутренней энергии тела (вещества) в энергию излучения, перенос излучения, преобразование энергии излучения во внутреннюю энергию другого тела (ве-щества).

В зависимости от времени теплообмен может быть

стационарным, если температурное поле не зависит от времени;

нестационарным, если температурное поле меняется во времени.

Для количественного описания процесса теплообмена используют следующие величины.

Температура Т в данной точке тела (осредненная по поверхности, объему, массе тела). Если соединить точки температурного поля с одинаковой температурой, то получим изотермическую поверхность. При пересечении изотермической поверхности плоскостью получим на этой плоскости семейство изотерм – линий постоянной температуры.

Перепад температуры DТ – разность температуры между двумя точками одного тела, двумя изотермическими поверхностями, поверхностью и окружающей средой, двумя телами. Перепад температуры вдоль изотермы равен нулю. Наибольший перепад температуры происходит по направлению нормали к изотермической поверхности. Возрастание температуры по нормали к изотермической поверхности характеризуется градиентом температуры.

Средний градиент температуры – отношение перепада температуры между двумя изотермическими поверхностями к расстоянию между ними , измеренному по нормали n к этим поверхностям.

Истинный градиент температуры – средний градиент температуры при или это есть вектор, направленный по нормали к изотермической поверхности в сторону возрастания температуры, численно равный первой производной температуры по этой нормали:

 

. (66)

 

Удельный тепловой поток – это количество теплоты, проходящее в единицу времени через единицу площади изотермической поверхности, Вт/м2:

, (67)

 

где – мощность теплового потока, Вт;

– площадь изотермической поверхности, м2.

Перенос теплоты теплопроводностью выражается эмпирическим законом Био-Фурье, согласно которому вектор удельного теплового потока прямо пропорционален градиенту температуры:

 

. (68)

 

Знак «минус» в уравнении указывает на то, что направление теплового потока противоположно направлению градиента температуры.

Коэффициент пропорциональности l в уравнении (68) характеризует способность тел проводить теплоту, называется он коэффициентом теплопроводности и имеет размерность Вт/(м×К).

Коэффициент теплопроводности l – физическая характеристика, зависящая от химического состава и физического строения вещества, его температуры, влажности и ряда других факторов. Коэффициент теплопроводности имеет максимальные значения для чистых металлов и минимальные для газов.

К теплоизоляционным материалам могут быть отнесены все материалы, имеющие низкий коэффициент теплопроводности (менее 5 Вт/(м×К) при t = 0 °С).

Однослойная стенка (трубка) при l = const. Рассмотрим цилиндри-ческую стенку (трубку) длиной l c внутренним r1 и внешним r2 радиусами.

Задана температура внутренней (Т1) и наружной (Т2) поверхностей стенки.

При заданных граничных условиях (r = r1, T = T1, r = r2, T = T2) получим:

 

 

. (69)

 

Температура цилиндрической стенки меняется по логарифмической зависимости.

Удельный тепловой поток q, проходящий через единицу площади цилиндрической поверхности, будет переменной величиной, Вт/м2:

 

. (70)

 

Мощность теплового потока Q = qF, проходящий через цилиндрическую поверхность площадью (l – длина цилиндрической стенки), есть постоянная величина, Вт:

. (71)

 

Формулу (71) можно записать, используя понятие термического сопротивления, Вт:

, (72)

где – термическое сопротивление цилиндрической стен- ки, К/Вт.

Удельный тепловой поток на единицу длины стенки, Вт/м,

 

. (73)

Таким образом, предлагаемый экспериментальный метод определения коэффициента теплопроводности основан на измерении

мощности теплового потока, проходящего через цилиндрический слой;

перепада температуры между внутренней и наружной поверхностями слоя тепловой изоляции;

геометрических характеристик слоя тепловой изоляции.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...