Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культура - это способ и результат человеческой деятельности, ориентированной на обеспечение существования и развития общества и человека.




Цивилизация (от лат. «сivi1» - гражданин, государство). Утверждение в европейской науке понятия «цивилизация» относится к середине ХУ111 века. И связано оно с именем английского историка и экономиста А.Фергюсон. Следует отметить, что в просветительской традиции значение слов «культура» и «цивилизация» не совпадало по смыслу. Английские и французские просветители использовали термин «цивилизация», т.к. предметом их изучения являлась коллективная жизнь нации, ее история; немецкие - «культура», т.к. их интересовала проблема воспитания и духовного совершенствования отдельного человека

В целом интерпретация смыслового значения понятия «цивилизация» в европейской науке Х1Х-ХХ в.в. оказалось более сложной. В гамме представлений о цивилизации можно выделить ряд основных позиций:

­ цивилизация родственна культуре. Этот подход сложился в европейско науке во второй половине XIX века и связан с учением английского философа и социолога Г.Спенсера, (такое понимание характерно также для немецкого ученого Макса Вебера (1864-1920), американского – Арнольда Тойнби (1889-1975), в отечественной науке Н.Я.Данилевскому (1822-1885) и др.).

­ цивилизация рассматривается как техническая и технологическая сторона социального образования. Цивилизация выступает в качестве условия, обеспечивающего существование культуы. Американский социолог Олвин Тоффлер (р.1928) говорил, что понимание цивилизации как технико-технологического феномена играет важную роль и является методологической основой дифференциации исторического процесса на три сменяющих друг друга типа цивилизации: аграрно-традиционный, индустриальный, постиндустриальный.

­ цивилизация есть определенный уровень развития общества. В таком значении используют понятие основоположники марксизма (К.Маркс (1818-1883), Ф.Энгельс (1820-1895). Цивилизация здесь понимается как определенный уровень и форма устройства общества. В научной традиции при рассмотрении цивилизации как ступени социального общественного развития предлагаются различные критерии оценки цивилизационного состояния общества. Энгельс усматривал зарождение цивилизации в дифференциации трудовой деятельности, товарного производства и др. социальных явлений. Американский ученый В.Мак-Нил считал, что переход общества от доцивилизационного к цивилизационному периоду связано с изобретением письменности и признанием авторитетности текстов, содержащих нравственные нормы отношений между людьми (Библия, Коран и др.).

­ особой разновидностью учений, трактующих цивилизацию как определенную фазу в истории, являются теории, где цивилизация рассматривается как социальный феномен, противостоящий культуре.

И.Кант (1724-1804) - родоначальник немецкой классической философии обосновывал различие между культурным и цивилизованным человеком. Конечная цель культурного развития - его моральное совершенство. Мораль определяет критерий нравственности. Поступок нравственный в том случае, если человек руководствуется чувством долга. Поступки цивилизованного человека основаны на формальной дисциплине. Культура в своей основе всегда нравственна. Цивилизация требует от человека лишь внешней морали.

О.Шпенглер (1880-1936) настаивал на идее неизбежной гибели культуры. И этот упадок культуры по его мнению и есть цивилизация. Основа культуры - гуманистическое начало, то цивилизация - практицизм, прагматизм. Если в культуре развивается искусство и гуманистические знания, то в цивилизации происходит переоценка ценностей, составляющих основу культуры, и доминирующую. Роль в ней начинают играть не гуманитарные, а естественные науки.

Бердяев Н.А. (1874-1948) - русский философ в статье «О культуре» писал, что культура родилась из культа и имеет религиозное начало, т.к. культ есть «прообраз осуществления божественных тайн». Генезис цивилизации он связывал с утилитарным началом человеческой деятельности, с борьбой человека с природой, а эта борьба проходила вне культа, вне храма. Бердяев считал, что высший подъем культуры остался в прошлом, для европейской истории характерно господство цивилизации. Он говорил, что буржуазная демократия ведет к цивилизации, вытесняя гуманистические ценности.

Цивилизация - это социокультурная организация общественной жизни, охватывающая длительный период существования и основанная на единой культуре.

Цивилизация как социокультурный феномен, ограниченный временными и пространственными параметрами может рассматриваться и как единица исторического процесса, и как локальная единица, а поэтому ее изучение может развертываться в двух направлениях.

- рассматривается процесс изменений цивилизации во времени (исторический, диахронный аспект анализа) - Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби, К.Ясперс.

- анализ строения цивилизации, где выявляются ее структурные элементы и взаимосвязи между ними (пространственный, синхронный аспект исследования) - Ю.В.Яковец.

Итак, в научной литературе существует три позиции по вопросу соотношения понятий «культура» и «цивилизация»:

-отождествление;

-противопоставление;

-взаимообусловленность;

Тем не менее, понимание того, что важнее – культура или цивилизация, определяет парадигму ценностей общества.

- если цивилизация служит культуре и способствует ее дальнейшему развитию, то в обществе наблюдается гармония между материальными и духовными ценностями, что обеспечивает действительный прогресс данного общества.

- если культура подчиняется цивилизации и обслуживает ее нужды, то превалируют материальные потребности и ценности, господствуют прагматизм и утилитаризм, можно говорить о духовном оскудении.

Менталитет (от лат. - ум, образ мыслей, умонастроение, склад ума). В целом менталитет можно определить как присущую индивиду или определенной социальной общности совокупность специфического склада мышления и чувств, ценностных ориентации и установок, представлений о мире и о себе, мнений и предрассудков.

Известно, что уже в середине XIX века термин «менталитет» встречается в европейской научной традиции. Есть предположение, что одним из первых, кто обратил внимание на проблему менталитета, был французский ученый Л.Леви-Брюль (1857-1939), который исследовал коллективные представления в низших обществах. В исследованиях на правах достаточно строгого научного понятия «менталитет» применяется лишь с конца 20-х годов XX века. Обретение им устойчивого научного положения связано прежде всего с французской школой «Анналов» - школой историков, получившей наименование по названию издаваемого ею журнала. Они трактовали историю как историю смены менталитетов.

Понятие «менталитет» близко по смыслу к ряду терминов, таких как мировоззрение, общественное сознание, идеология, национальный характер, национальные чувства, самосознание, ценностная ориентация. Однако оно не сводится ни к одному из них и не исчерпывается их совокупностью. Каждый народ обладает своей ментальностью. Характер менталитета определяется той средой, в которой существует социальная общность. Смена менталитета предполагает изменение жизненной среды, а также замену старых символов на новые (например, перенос столицы Петром I и т.д.). Менталитет пронизывает все сферы духовной жизни общества и в немалой степени определяет отношение индивида к труду, праву политической системе и другим социальным институтам, то без учета особенностей менталитета нельзя ни выявить потенциальные возможности общества, ни предвидеть его будущее.

Менталитет порождает соответствующую ему культурную картину мира. Это означает, что видимый и ощущаемый людьми мир един, но воспринимается по-разному. Культурная картина мира есть мир, представленный в смысловом значении для определенной социальной общности. Система ценностных отношений и ориентаций социальной общности (понимание ею добра, зла...), ее представление о времени и пространстве, мироздании и т.д. является содержательной основой культурной картины мира и придают ей те черты самобытности, которые позволяют отличить одну культуру от другой.

 

Контрольные вопросы:

1.Какие науки заложили фундамент культурологии?

2.К какому времени относится становление культурологии как самостоятельной науки?

3. В чем специфика культурологического знания и какова его структура?

4.Что является предметом культурологического анализа?

5.Назовите методы культурологического исследования.

6.Культура и цивилизация: соотношение понятий.

7.Какие существуют точки зрения о предмете и месте культурологии в системе научного знания?

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...