Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1.3.3. Действие как единица анализа учебной деятельности




Планы семинарских занятий Раздел 1. Психологические основы обучения Тема 1.1. Основные направления современного обучения

1. Предмет психологии обучения. Принципы и проблемы психологии обучения.

2. Основные тенденции современного образования.

3. Направления современного обучения:

 

3.1. Развивающее обучение в системе В.В.Давыдова.

3.2. Теоретические концепции проблемного обучения по Л.В.Занкову.

3.3. Проблемное обучение.

3.4. Программированное обучение.

3.5.Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина.

3.6. Коммуникативная модель обучения.

3.7. Инновационное обучение.

Задания для самостоятельной работы

 

1. Познакомьтесь и выпишите из психологических словарей или других источников различные определения категорий учение, обучение, учебная деятельность, научение образование. Синонимичен ли ряд этих понятий? Обоснуйте свое мнение. Соотнесите перечисленные категории со следующими понятиями возрастной и педагогической психологии: развитие, формирование, созревание, рост, социализация, воспитание, воспитанность, обученность, обучаемость, воспитуемость, усвоение, социальная ситуация развития.

2. Приведите примеры несоблюдения каждого принципа психологии обучения при организации учебного процесса.

3. Подумайте, в чем отличия и взаимосвязи педагогики и педагогической психологии.

4. В чем суть развивающего обучения? Какое обучение нельзя назвать развивающим?

5. Изучив рекомендованную литературу, подготовьте фрагменты уроков с использованием той или иной модели обучения. Постарайтесь обосновать целесообразность применения каждой модели. Дайте их критический анализ.

6. Обобщив сведения о моделях обучения, проведите их сравнительный анализ на основе выделенных линий сравнения.

Список литературы:

Беспалько В.П. Программированное обучение (дидактические основы).

Вопросы алгоритмизации и программирования обучения / Под ред. Л.Н.Ланды.

Дьяченко В.К. Ориентационная структура учебного процесса и ее развитие.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.

Занков Л.В. Обучение и развитие.

Курганов СЮ. Ребенок и взрослый в учебном диалоге.

Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.,.

Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении..

Оконь В. Основы проблемного обучения. Стоуне Э. Психопедагогика. Психологическая

теория и практика обучения..

Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения..

Фридман Л.М., Маху В.И. Проблемная организация учебного процесса.

Тема 1.2. Общая характеристика учебной деятельности

1. Понятие учебной деятельности.

2.Общая характеристика учебной деятельности.

3.Различные подходы в понимании структуры учебной деятельности.

4.Пути формирования учебной деятельности.

5.Показатели сформированности учебной деятельности.

6.Особенности учебной деятельности в школьном возрасте.

Задания для самостоятельной работы


1. В психологии существуют различные определения понятия «Учебная деятельность» (см. лекции). Что в этом многообразии - хаос, борьба, единство: Обоснуйте свое мнение.

2. Охарактеризуйте особенности учебной деятельности младшего школьника, подростка, юноши, используя следующую литературу:

Захарова А.В. Психология обучения старшеклассников.

Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога.

Маркова А.К. Психология обучения подростка.

Психологические особенности слабоуспевающих школьников /Под ред. И. Ломпшера.

Рабочая книга школьного психолога / Под ред.И.В.Дубровиной.

Учителям и родителям о психологии подростка/ Под ред. Г.Г.Аракелова.

3. Проведите диагностику качественных особенностей учебной деятельности, используя
методику Г.И.Вергелес (см. Булыгина Т.Б., Киналь А.Н., Шишигина Т.Р. Рабочая тетрадь
по курсу «Психология обучения»).

Список литературы

Вергелес Г.И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших

школьников: Учебное пособие.

Вергелес Г.И. Характеристика показателей сформированности учебной деятельности

младших школьников // Формирование младшего школьника как субъекта учебной

деятельности / Под ред. Л.А.Матвеевой.

Стоуне Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения.

Тема 1.3. Анализ структурных компонентов учебной деятельности

1.3.1. Мотивация учебной деятельности

1. Общая характеристика учебной мотивации.

2. Классификация мотивов.

3. Диагностика изучения мотивации учения.

4. Формирование мотивации учения. Задания для самостоятельной работы

 

1. Подумайте, почему мотивы называются внутренними и внешними? Какие потребности из мотивационного треугольника А.Маслоу могут быть связаны с успешностью учебной деятельности?

2. Подготовьте сообщение на тему «Возрастные особенности мотивации учения школьников», используя вышеуказанную литературу.

3. Опираясь на книгу А.К.Марковой «Формирование мотивации учения» (М., 1990), перечислите основные диагностические приемы изучения мотивации учения и дайте их классификацию.

4. Посетите урок в школе и понаблюдайте за проявлением познавательного интереса учащихся, опираясь на схему в рабочей тетради «Психология обучения» (Архангельск, 1999. С. 15-16).

Список литературы

1. Божович Л.В., Благонадежина Л.В. Изучение мотивации поведения детей и подростков.

2. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности

3. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте

4. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников.

5. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов.

Учебная задача и ее характеристика

1. Понятие учебной задачи.

2. Общая характеристика учебной задачи.

3. Психологические требования к учебным задачам. Задания для самостоятельной работы



1. Сравните учебную задачу с конкретно-практической, опираясь на книгу Д.Б.Эльконина «Избранные психологические труды» (М., 1989. С. 215-217).

2. Используя любую мыслительную задачу, проанализируйте процесс ее решения с точки зрения последовательности этапов. Психологическая структура задачи зависит от ее содержания или имеет инвариативную структуру? Почему?

3. Проанализируйте отрезок учебного материала и определите характер учебной задачи, какими конкретными заданиями и упражнениями решается данная задача, достижение каких ближайших и отдаленных целей она обеспечивает, усвоению каких знаний, умений и навыков способствует решение данной задачи.

Список литературы

1. Балл Г.А. Теория учебных задач.

2. Булыгина Т.Б., Киналь А.П., Шишигина Т.Р. Психология обучения..

3. Булыгина Т.Б., Киналь А.П., Шишигина Т.Р. Рабочая тетрадь по курсу «Психология обучения».

4. Вергелес Г.И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников: Учебное пособие.

5. Учебные материалы и учебные ситуации / Под ред. Г.С.Костюка и др.

6. Фридман Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач.

7. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.

Тема 1.3.3. Действие как единица анализа учебной деятельности

1. Классификация действий.

2. Характеристики учебных действий.

3. Структура общих умственных действий.

4. Формирование перцептивных, мыслительных, мнемических, имажинитивных и аттенционных действий у школьников.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...