Методические указания для преподавателей, ведущих практические занятия
Преподавание гражданского права осуществляется путем чтения студентам основного лекционного курса, а также проведения семинарских занятий в академических группах. Методически целесообразно, чтобы лекция, посвященная отдельной теме программы, предваряла соответствующее семинарское занятие. Возможна ситуация, когда лекция, посвященная какой-либо сложной проблеме гражданского права, читается после проведения тематического семинара. Часть вторая настоящего Сборника является учебным пособием для проведения практических занятий со студентами, изучающими общие положения и конкретные институты Обязательственного права, в том числе основания возникновения, изменения и прекращения обязательств, способы обеспечения их исполнения, специфику отдельных видов обязательств. Сборником предусмотрены два вида семинарских занятий: теоретические семинары и практические занятия. Теоретические семинары проводятся с целью усвоения студентами основных цивилистических понятий и конструкций. Теоретические семинары призваны развить у студентов навыки работы с источниками, умение анализировать и обобщать правовые нормы, опубликованные судебные акты и обзоры практики, комментарии и рассуждения юристов. Студенты должны научиться критически осмысливать прочитанное, выносить самостоятельные обоснованные суждения. По каждой теме теоретического семинара сформулированы вопросы, которые следует обсудить со студентами, указан примерный перечень специальной литературы, правовых актов и судебно-арбитражной практики, которую рекомендуется изучить при подготовке к занятию. В некоторых разделах также содержатся темы докладов (рефератов).
Теоретический семинар может проходить в различных формах. Во-первых, преподаватель может обязать всех студентов готовиться к ответу на каждый из вопросов темы с изучением рекомендованных источников и составлением кратких конспектов ответа. Во-вторых, с учетом пожеланий студентов преподавателем могут быть выбраны несколько докладчиков, которые готовят устное выступление и (или) письменный реферат на основе глубокого и подробного изучения отдельных вопросов темы. В-третьих, вопросы теоретического семинара могут быть разбиты на более мелкие, с тем чтобы предложить каждому из студентов подготовиться к выступлению с ответом на конкретный небольшой вопрос. На теоретических семинарах следует широко использовать форму докладов как наиболее полезную и продуктивную для выработки у студентов навыков и опыта самостоятельной научной работы. Доклады и сообщения можно готовить как по тематике докладов (рефератов), так и по каждому вопросу темы. При назначении докладчиков преподаватель помогает студентам определиться с выбором темы и составлением плана доклада (реферата), рекомендует необходимые источники, определяет время, отведенное для каждого сообщения. Докладчикам надлежит строго соблюдать регламент своих выступлений, что является важным элементом культуры юриста. Выступление докладчика начинается с объявления темы сообщения и вопросов, которые будут раскрыты в докладе, что облегчит слушателям восприятие нового материала. После изложения текста сообщения докладчику желательно сделать краткие выводы, высказать собственное отношение к материалу доклада. После завершения выступления следует указать, какие источники были использованы при подготовке доклада. Предпочтительно, чтобы дискуссия по теме семинара открывалась по завершении выступлений всех докладчиков. По усмотрению преподавателя обсуждение отдельных проблем может проводиться сразу после заслушивания каждого докладчика. Поскольку к занятиям должны готовиться все члены группы, нужно напомнить студентам, что независимо от формы проведения семинара каждый из них должен быть готов принять участие в дискуссии. Преподаватель может спрашивать студентов по списку либо вызывать желающих ответить на поставленный вопрос. В процессе обсуждения студенты должны высказывать собственную точку зрения, основанную на понимании текста закона, позиции высших судебных инстанций, мнениях ученых-правоведов. По окончании семинара преподаватель подводит итоги дискуссии, формулирует краткие теоретические и практические выводы, дает их обоснование.
Во второй части настоящего Сборника теоретический семинар предусмотрен по теме 63, посвященной гражданско-правовым формам приобретения и использования исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности. Это обусловлено динамичностью и сложностью института интеллектуальной собственности, необходимостью разъяснить студентам законодательные новеллы, внесенные в регулирование отношений в сфере интеллектуальной деятельности в связи с принятием и введением в действие части четвертой ГК РФ. Практические занятия имеют целью привить студентам практические навыки юридической работы: грамотного толкования текстов правовых норм, их правильного применения в конкретных жизненных обстоятельствах, составления юридических документов. Студенты должны научиться выделять различные виды гражданско-правовых отношений среди других типов общественных отношений, находить юридические способы разрешения конфликтов, возникающих между различными субъектами, правовые средства защиты законных интересов участников имущественного оборота. Кроме перечня вопросов, указателя литературы, правовых актов и судебной практики по теме семинара материалы практических занятий содержат тематические казусы — задачи, которые при подготовке к семинару студенты должны решать самостоятельно. Большинство задач, которые содержатся в Сборнике, основаны на конкретных спорах, которые были предметом рассмотрения в судах общей юрисдикции, арбитражных или третейских судах. Задачи составлены таким образом, чтобы в ходе их решения студенты воочию увидели, как в реальной жизни работают различные правовые конструкции, в каких случаях и каким образом надлежит использовать те или иные правовые инструменты.
В зависимости от сложности темы и количества задач, которые предлагаются для решения, рекомендуется несколько вариантов проведения практических занятий. Во-первых, преподаватель по своему выбору может предложить всем членам группы подготовить к следующему семинарскому занятию решения по четырем-пяти задачам из числа содержащихся в Сборнике. Во-вторых, академическая группа может быть разбита на небольшие подгруппы, каждой из которых может быть предложено решить от двух до пяти разных задач. В-третьих, каждому студенту может быть дано самостоятельное задание: решить только одну конкретную задачу. Казусы нужно анализировать подробно и обязательно в письменном виде. Решение задачи должно быть мотивированным, со ссылками на нормы закона и иных правовых актов, которые подлежат применению в данном случае, с указанием судебной практики по аналогичным делам. Студенты должны самостоятельно формулировать вопросы и давать на них развернутые ответы, проясняющие ситуацию, изложенную в фабуле задачи. Во время аудиторной работы студенты, выбранные из числа желающих или назначенные преподавателем, оглашают свои решения, которые обсуждаются всеми участниками группы. В процессе дискуссии студенты должны предложить собственную юридическую оценку тех фактов, которые изложены в задаче, подтвердить или опровергнуть законность и обоснованность решения суда, если оно изложено в задаче. Следует определить правовую природу возникших юридических отношений, указать права и обязанности, которыми обладают участники этих отношений. Нужно выбрать наиболее оптимальные и адекватные гражданско-правовые средства защиты нарушенных прав участников конфликта, обосновать их требования или возражения. Итоги дискуссии подводятся преподавателем.
Следует отметить, что фабулы многих задач Сборника сформулированы таким образом, что допускают несколько вариантов решения и различное обоснование. В этих случаях преподаватель должен помочь студентам найти максимальное количество возможных ответов. Кроме того, целесообразно обращать внимание студентов на некоторые процессуальные аспекты решения казусов, чтобы студенты, которые еще не изучали гражданский и арбитражный процесс, могли почувствовать тесную связь материального и процессуального права. В начале каждого практического занятия некоторое время целесообразно посвятить обсуждению теоретических вопросов, сформулированных по теме семинара. Обсуждение можно проводить по схеме, предложенной для проведения теоретических семинаров. По усмотрению преподавателя все теоретические вопросы могут обсуждаться непосредственно в процессе решения задач. Некоторые задачи и отдельные вопросы могут быть предложены студентам не только в качестве домашнего задания, но и для рассмотрения непосредственно на занятиях с участием преподавателя. По каждой теме практического занятия предусмотрены задания, выполнение которых призвано выработать у студентов навыки составления юридических документов, умение анализировать и обобщать нормативно-правовые акты и судебную практику. Задания следует выполнять в письменном виде. Вопросы, сформулированные по теме семинара, указатель правовых актов и судебной практики, краткий перечень рекомендованной литературы призваны помочь студентам при подготовке к семинарам, а также при написании рефератов, курсовых и дипломных работ по гражданскому праву. Следует обратить внимание, что указатель судебной практики и правовых актов содержит названия документов со ссылкой на источник их первой официальной публикации. Студентам надлежит использовать действующие редакции указанных документов с учетом их последующих изменений и дополнений. Преподавателю желательно рекомендовать студентам и другие источники, учитывая законодательные новеллы и позднейшие публикации.
Практические занятия проводятся в соответствии со «Сборником задач по гражданскому праву ч.II / Учебно-методическое пособие / Отв. ред. к.ю.н. В.С. Ем, д.ю.н. Н.В. Козлова. – М.: Статут, 2008г.
Содержание СРС Структура самостоятельной работы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|