Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

А) Развитие навыков звукобуквенного анализа.

Конспект занятия на тему: «Дифференциация звуков и букв Ш-Ж в слогах, словах, словосочетаниях»

Цель: научить детей дифференцировать звуки и буквы Ш-Ж при написании слогов, слов, словосочетаний.

Задачи:

Образовательные:

1) Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [ш] и [ж].

2) Развитие навыков звукобуквенного анализа.

3) Повторение правила правописания жи – ши.

4) Совершенствование умения составлять словосочетания с предложенными словами.

5) Расширение и уточнение словарного запаса.

Коррекционные:

1) Развитие фонематического восприятия звуков [ш] и [ж].

2) Развитие зрительного восприятия букв Ш-Ж..

3) Развитие слухового внимания, слуховой памяти, логического мышления.

Воспитательные:

1) Воспитывать инициативность детей, уважение друг к другу.

2) Повышать мотивацию детей к обучению.

Формируемые универсальные учебные действия:

Регулятивные:

1) Нахождение ошибок, как с помощью взрослого, так и самостоятельно.

2) Доведение начатого до конца.

Познавательные:

1) Общеучебные:

a. Выделять и формулировать познавательную цель.

b. Контролировать и оценивать результаты своей деятельности.

2) Логические:

a. Развивать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, обосновывать свою точку зрения.

Оборудование: карточки с описанием героев занятия на каждого ребёнка; картинка лягушонка и ёжика (или игрушки); символьное изображение согласных, гласных звуков, твёрдых, мягких, звонких, глухих согласных; лесенки для рефлексии детей; раскраски с рисунком ёжика и лягушонка.

Ход занятия.

Организационный момент.

Логопед: Сядет тот, кто назовёт первый звук в слове: сом, зонт, сено, зебра.

 

2. Формулирование цели занятия.

Логопед: Ребята, прочитайте описание героев нашего занятия и отгадайте кто они:


Первый герой – колючий, серый, шустрый, маленький, питается мышами, любит яблоки, молоко, грибы. (ёжик)

Второй – зелёный, гладкий, мокрый, любит мошек, червяков, мух. (лягушонок)

 

Когда дети отгадают героев, логопед показывает картинки ёжика и лягушонка или игрушки.

 

Развитие зрительного восприятия букв Ж-Ш

Логопед: Ёжик и лягушонок подготовили для вас задание. Скажите, элементы какой буквы написал ёжик, а какой лягушонок?  (логопед вывешивает на доску изображение элементов букв Ж и Ш)

Дети: Ж, Ш

Логопед: Правильно. Скажите, какие буквы мы будем учиться различать сегодня?

Дети: мы будем учиться различать буквы Ш и Ж.

Логопед: Правильно. Назовите звуки, которые обозначаются этими буквами.

Дети: звуки [ш] и [ж].

 

Минутка чистописания

Логопед: Молодцы. Откройте тетради, запишите число и пропишите буквы Ш и Ж.

Логопед записывает на доске тему занятия «Шш - Жж».

 

Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков «ш» и «ж».

Логопед: Давайте произнесём звук [ш], теперь [ж].

Дети: [ш], [ж].

Логопед: Как расположены губы, когда вы произнесли эти звуки?

Дети: в виде круга (бубликом, рупором и т.д.)

Логопед: А в как расположен язык?

Дети: за зубами, чашечкой.

Логопед: Хорошо, раз воздух встречает преграду при произнесении звуков [ш] и [ж], значит, они гласные или согласные?

Дети: согласные.

Логопед: Правильно. Теперь положите ладонь на горлышко и произносите по очереди звуки [ш] и [ж]? При произнесении какого звука горлышко дрожит?

Дети: при произнесении звука [ж].

Логопед: А при произнесении какого звука горлышко не дрожит?

Дети: при произнесении звука [ш].

Логопед: Хорошо, значит, какой из них будет звонким, а какой глухим?

Дети: звук [ж] – звонкий, звук [ш] – глухой.

Логопед: Правильно. Напомните мне, пожалуйста, звуки [ш] и [ж] – твёрдые или мягкие?

Дети: твёрдые.

Логопед: Замечательно, Егор, выбери из символов вывешенных на доске те, которые подойдут к звукам занятия? (синий домик, синий колокольчик, синие наушники).

Логопед: Ребята, а как вы думаете, почему именно ёжик и лягушонок будут героями занятия?

Дети: Потому что в их названии есть звуки [ш] и [ж].

 

4. Дифференциация звуков [ш] - [ж] на слух в слоговых рядах и воспроизведение их по памяти.

Логопед: Молодцы! А сейчас я буду называть вам слоговые ряды, вы должны их внимательно послушать, запомнить и записать слоги через тире. Ёжик и лягушонок будут следить, чтобы вы не подсматривали друг к другу в тетрадь. Готовы?

Дети: да

Логопед называет слоговые ряды:

Ша – жа – жа, жу – шу – жу, ши - ши – жи.

Логопед: Хорошо, скажите, какое орфографическое правило повторяется в последнем слоговом ряду?

Дети: Жи-ши пишу с буквой «и».

Логопед: Скажите, какой гласный звук слышится в слогах «жи» - «ши»?

Дети: гласный [ы].

Логопед: Правильно, а какую гласную пишем?

Дети: гласную [и].

Логопед: Молодцы, поэтому мы и учим правило, что слоги «жи» - «ши» пишем с гласной [и], да? Ну-ка я посмотрю, все ли правильно написали.

 

Физкультминутка

 

 Ёжик топал по тропинке

 И грибочек нёс на спинке. (Ходьба на месте.)

 Ёжик топал не спеша,

 Тихо листьями шурша. (Ходьба на месте и вертикальные движения ладонями перед собой)

 

 А навстречу лягушонок,

 Скачет, вытянувши ножки.

 Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте.)

Под кусток и молчок. (Присесть и поднести указательный палец ко рту)

 

 

Дифференциация звуков и букв Ш-Ж в словах.

А) Развитие навыков звукобуквенного анализа.

Логопед: Очень хорошо. Ёжик с лягушонком любят играть в школу. Они записывают слова со звуками [ш] и [ж] каждый на своей доске. Давайте поиграем вместе с ними и поможем сделать им правильный выбор. Выходите к доске. Я буду называть слова, а вы записывать их или к ёжику на доску или к лягушонку.

Слова: Лыжи, шина, шиповник, жираф, машина, пружина, живот, ширма, жилет, кувшин, пушинка, жизнь.

Логопед: Молодцы, скажите, какое орфографическое правило снова повторяется во всех словах?

Дети: Жи-ши пишу с буквой «и».

 

Б) Совершенствование умения составлять словосочетания с предложенными словами.

Логопед: Чудесно, а ещё ёжик с лягушонком любят описывать предметы, то есть подбирать к предметам признаки. Тогда у них получаются словосочетания. Хотите попробовать составить словосочетания?

Дети: да

Логопед: Хорошо, садитесь на свои места, выберете себе по 3 слова из написанных на доске, составьте с ними словосочетания и запишите их через запятую в тетрадь.

 

Дети записывают в тетрадь словосочетания, например: новые лыжи, резиновая шина, душистый шиповник, пятнистый жираф, грузовая машина, железная пружина, большой живот, театральная ширма, папин жилет, разбитый кувшин, лёгкая пушинка, интересная жизнь.

 


Логопед: давайте прочитаем, какие словосочетания вы составили.

Дети по очереди читают словосочетания.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...