А) Развитие навыков звукобуквенного анализа.
Конспект занятия на тему: «Дифференциация звуков и букв Ш-Ж в слогах, словах, словосочетаниях» Цель: научить детей дифференцировать звуки и буквы Ш-Ж при написании слогов, слов, словосочетаний. Задачи: Образовательные: 1) Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [ш] и [ж]. 2) Развитие навыков звукобуквенного анализа. 3) Повторение правила правописания жи – ши. 4) Совершенствование умения составлять словосочетания с предложенными словами. 5) Расширение и уточнение словарного запаса. Коррекционные: 1) Развитие фонематического восприятия звуков [ш] и [ж]. 2) Развитие зрительного восприятия букв Ш-Ж.. 3) Развитие слухового внимания, слуховой памяти, логического мышления. Воспитательные: 1) Воспитывать инициативность детей, уважение друг к другу. 2) Повышать мотивацию детей к обучению. Формируемые универсальные учебные действия: Регулятивные: 1) Нахождение ошибок, как с помощью взрослого, так и самостоятельно. 2) Доведение начатого до конца. Познавательные: 1) Общеучебные: a. Выделять и формулировать познавательную цель. b. Контролировать и оценивать результаты своей деятельности. 2) Логические: a. Развивать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, обосновывать свою точку зрения. Оборудование: карточки с описанием героев занятия на каждого ребёнка; картинка лягушонка и ёжика (или игрушки); символьное изображение согласных, гласных звуков, твёрдых, мягких, звонких, глухих согласных; лесенки для рефлексии детей; раскраски с рисунком ёжика и лягушонка. Ход занятия. Организационный момент. Логопед: Сядет тот, кто назовёт первый звук в слове: сом, зонт, сено, зебра.
2. Формулирование цели занятия. Логопед: Ребята, прочитайте описание героев нашего занятия и отгадайте кто они: Первый герой – колючий, серый, шустрый, маленький, питается мышами, любит яблоки, молоко, грибы. (ёжик) Второй – зелёный, гладкий, мокрый, любит мошек, червяков, мух. (лягушонок)
Когда дети отгадают героев, логопед показывает картинки ёжика и лягушонка или игрушки.
Развитие зрительного восприятия букв Ж-Ш Логопед: Ёжик и лягушонок подготовили для вас задание. Скажите, элементы какой буквы написал ёжик, а какой лягушонок? (логопед вывешивает на доску изображение элементов букв Ж и Ш) Дети: Ж, Ш Логопед: Правильно. Скажите, какие буквы мы будем учиться различать сегодня? Дети: мы будем учиться различать буквы Ш и Ж. Логопед: Правильно. Назовите звуки, которые обозначаются этими буквами. Дети: звуки [ш] и [ж].
Минутка чистописания Логопед: Молодцы. Откройте тетради, запишите число и пропишите буквы Ш и Ж. Логопед записывает на доске тему занятия «Шш - Жж».
Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков «ш» и «ж». Логопед: Давайте произнесём звук [ш], теперь [ж]. Дети: [ш], [ж]. Логопед: Как расположены губы, когда вы произнесли эти звуки? Дети: в виде круга (бубликом, рупором и т.д.) Логопед: А в как расположен язык? Дети: за зубами, чашечкой. Логопед: Хорошо, раз воздух встречает преграду при произнесении звуков [ш] и [ж], значит, они гласные или согласные? Дети: согласные. Логопед: Правильно. Теперь положите ладонь на горлышко и произносите по очереди звуки [ш] и [ж]? При произнесении какого звука горлышко дрожит? Дети: при произнесении звука [ж]. Логопед: А при произнесении какого звука горлышко не дрожит? Дети: при произнесении звука [ш]. Логопед: Хорошо, значит, какой из них будет звонким, а какой глухим? Дети: звук [ж] – звонкий, звук [ш] – глухой. Логопед: Правильно. Напомните мне, пожалуйста, звуки [ш] и [ж] – твёрдые или мягкие?
Дети: твёрдые. Логопед: Замечательно, Егор, выбери из символов вывешенных на доске те, которые подойдут к звукам занятия? (синий домик, синий колокольчик, синие наушники). Логопед: Ребята, а как вы думаете, почему именно ёжик и лягушонок будут героями занятия? Дети: Потому что в их названии есть звуки [ш] и [ж].
4. Дифференциация звуков [ш] - [ж] на слух в слоговых рядах и воспроизведение их по памяти. Логопед: Молодцы! А сейчас я буду называть вам слоговые ряды, вы должны их внимательно послушать, запомнить и записать слоги через тире. Ёжик и лягушонок будут следить, чтобы вы не подсматривали друг к другу в тетрадь. Готовы? Дети: да Логопед называет слоговые ряды: Ша – жа – жа, жу – шу – жу, ши - ши – жи. Логопед: Хорошо, скажите, какое орфографическое правило повторяется в последнем слоговом ряду? Дети: Жи-ши пишу с буквой «и». Логопед: Скажите, какой гласный звук слышится в слогах «жи» - «ши»? Дети: гласный [ы]. Логопед: Правильно, а какую гласную пишем? Дети: гласную [и]. Логопед: Молодцы, поэтому мы и учим правило, что слоги «жи» - «ши» пишем с гласной [и], да? Ну-ка я посмотрю, все ли правильно написали.
Физкультминутка
Ёжик топал по тропинке И грибочек нёс на спинке. (Ходьба на месте.) Ёжик топал не спеша, Тихо листьями шурша. (Ходьба на месте и вертикальные движения ладонями перед собой)
А навстречу лягушонок, Скачет, вытянувши ножки. Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте.) Под кусток и молчок. (Присесть и поднести указательный палец ко рту)
Дифференциация звуков и букв Ш-Ж в словах. А) Развитие навыков звукобуквенного анализа. Логопед: Очень хорошо. Ёжик с лягушонком любят играть в школу. Они записывают слова со звуками [ш] и [ж] каждый на своей доске. Давайте поиграем вместе с ними и поможем сделать им правильный выбор. Выходите к доске. Я буду называть слова, а вы записывать их или к ёжику на доску или к лягушонку. Слова: Лыжи, шина, шиповник, жираф, машина, пружина, живот, ширма, жилет, кувшин, пушинка, жизнь. Логопед: Молодцы, скажите, какое орфографическое правило снова повторяется во всех словах? Дети: Жи-ши пишу с буквой «и».
Б) Совершенствование умения составлять словосочетания с предложенными словами. Логопед: Чудесно, а ещё ёжик с лягушонком любят описывать предметы, то есть подбирать к предметам признаки. Тогда у них получаются словосочетания. Хотите попробовать составить словосочетания? Дети: да Логопед: Хорошо, садитесь на свои места, выберете себе по 3 слова из написанных на доске, составьте с ними словосочетания и запишите их через запятую в тетрадь.
Дети записывают в тетрадь словосочетания, например: новые лыжи, резиновая шина, душистый шиповник, пятнистый жираф, грузовая машина, железная пружина, большой живот, театральная ширма, папин жилет, разбитый кувшин, лёгкая пушинка, интересная жизнь.
Логопед: давайте прочитаем, какие словосочетания вы составили. Дети по очереди читают словосочетания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|