Макиавелли о природе государственной власти и качествах правителя.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 В центре исследования Н. Макиавелли находится государство. Он создает принципиально новую концепцию государства. Он первым различает понятия "государство" и "общество". Государство, по Макиавелли, — это политическое состояние общества, выражающее отношения государства и подчинения, которые складываются между правителями и подданными. Отношения властвующих и подвластных основаны на двух ресурсах — любви и страхе подданных. Государство незыблемо, если правительство не дает повода к заговорам и возмущениям, если страх подданных не перерастает в ненависть, а любовь — в презрение. Причины возникновения государства Н. Макиавелли выводит из природы человека, из естественной потребности в безопасности и гарантии частной собственности, которые он назвал благами свободы. В лучшей степени эти блага гарантированы в республике: "Ибо каждый человек в этих странах, не задумываясь, приумножает и приобретает блага, которыми рассчитывает затем свободно пользоваться. Следствием этого оказывается то, что все граждане, соревнуясь друг с другом, заботятся как о частных, так и об общественных интересах и что общее их благосостояние на диво растет". Будучи знатоком человеческой психики, Н. Макиавелли предостерегает правителя посягать на имущество подданных, поскольку это неизбежно порождает ненависть. Он дает практический совет правителю: "Даже когда государь считает нужным лишить кого-либо жизни, он может сделать это, если налицо подходящее обоснование и очевидна причина, но он должен остерегаться посягать на чужое добро. Люди быстрее забудут смерть отца, чем потерю наследства". Формы государства имеют тенденцию сменять друг друга, отражая тем самым состояние общества и соотношение борющихся сил, главным образом народа и знати.
Н. Макиавелли сформулировал концепцию циклического развития государственных форм, в основе которой лежит идея кругооборота, взаимообращения добра и зла. Выделив шесть форм государства, он рассматривал три из них как "дурное во всех отношениях" (тирания, олигархия и охлократия), а относительно трех других писал, что они "хороши сами по себе" (монархия, аристократия, демократия). Согласно Н. Макиавелли, достигнув предела совершенства, форма государства клонится к упадку, переходя в свою противоположность. Это происходит потому, что природа не позволяет вещам пребывать в состоянии покоя. Монархия сменяется тиранией, тирания — аристократией, аристократия уступает место олигархии, на смену последней приходит демократия, которая, в свою очередь, перерастает в охлократию (власть толпы). Следует заметить, что к выбору формы Н. Макиавелли подходит конкретно-исторически. Если страна расколота на враждебные лагеря в результате борьбы аристократии и народа, распрей между многочисленными кланами и группами, то ей больше подходит монархия - как для объединения Италии в единые государства. Эту идею он обосновывает в работе "Государь". Когда государство объединено и наступил гражданский мир и процветание в обществе, то дальнейший прогресс, по мнению Макиавелли, связан с республикой. Об этом он пишет в "Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия". Наилучшей формой правления Н. Макиавелли считал умеренную республику, сочетающую достоинства монархии (сильное объединяющее начало), аристократии (мудрость и добродетельное правление) и демократии (свобода и участие народа в управлении). Следует отметить, что умеренную республику он считал результатом договора и средством согласования стремлений и интересов борющихся социальных групп. "В каждой республике всегда бывают два противоположных направления: одно - народное, другое - высших классов; из этого разделения вытекают все законы, издававшиеся в интересах свободы".
Стремление к безграничному господству одной социальной группы над другой приводит к краху республики. Н. Макиавелли проводит историческую параллель между Римской республикой и Флорентийской. В Древнем Риме смешанная республика сложилась в результате борьбы и компромиссов народа и аристократии, но их непримиримые распри вокруг аграрного закона погубили республику. В истории Флоренции раздоры простого народа (пополанов) и знатных людей (нобилей) с самого начала носили бескомпромиссный характер. Этот антагонизм обусловил непрочность Флорентийской республики. Рассматривая государство как сферу реализации интересов и потребностей различных групп и общностей, Н. Макиавелли обращал серьезное внимание на средства и методы осуществления государственной власти. Он создал концепцию эффективного лидерства, в основе которой лежит набор принципов и правил (максим), которым должен следовать правитель, стремящийся укрепить собственную власть и расширить границы государства. Государства создаются и сохраняются не только с помощью военной силы, но и опираясь на хитрость, коварство и обман. "Надо знать, что с врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй - зверю; но так как первое часто недостаточно, то приходится прибегать и ко второму. Отсюда следует, что государь должен усвоить то, что заключено в природе и человека, и зверя... - поучал Макиавелли. - Из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса - волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков". Государь не должен быть всегда верен договору. "Мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать слово, и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца..."; "разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещания".
Правитель должен знать, что ожидают от него подданные, и "постараться всеми своими поступками создать себе славу великого человека, наделенного умом выдающимся". Отношения с подданными государь должен основывать на любви и страхе. "Людей следует либо ласкать, либо уничтожать, ибо за мелкое зло человек может отомстить, а за большое - не может", - замечает Н. Макиавелли. Причем жалость и благодеяния необходимо использовать по-разному. Все обиды и жестокости надо учинять разумом, поскольку, "чем меньше их раскроют, тем меньше от них вреда; благодеяния же полезно оказывать мало-помалу, чтобы их распробовали как можно лучше". Дела, неугодные подданным, государь должен возлагать на других, а угодные — исполнять сам1. Государство (независимо от его формы) Макиавелли рассматривал как некое отношение между правительством и подданными, опирающееся на страх или любовь последних. Государство незыблемо, если правительство не дает повода к заговорам и возмущениям, если страх подданных не перерастает в ненависть, а любовь — в презрение. В центре внимания Макиавелли — реальная способность правительства повелевать подданными. В книге "Государь" и других сочинениях содержится ряд правил, практических рекомендаций, основанных на его представлении о страстях и стремлениях людей и социальных групп, на примерах истории и современной ему практики итальянских и других государств. Целью государства и основой его прочности Макиавелли считал безопасность личности и незыблемость собственности. "Человек, которого лишают какой-либо выгоды, никогда не забывает этого: достаточно малейшей надобности, чтобы напомнить ему это; а так как его надобности возобновляются с каждым днем, то он вспоминает это каждый день". Самое опасное для правителя, неустанно повторял Макиавелли, — посягать на имущество подданных — это неизбежно порождает ненависть (а ведь никогда не ограбишь так, чтобы не осталось и ножа). "Даже когда государь считает нужным лишить кого-либо жизни, он может сделать это, если налицо подходящее обоснование и очевидна причина, но он должен остерегаться посягать на чужое добро... Люди скорее забудут смерть отца, чем потерю наследства".
Незыблемость частной собственности, как и безопасность личности, Макиавелли называл благами свободы, считал целью и основой прочности государства. По его учению, блага свободы наилучшим образом обеспечены в республике. В свободных землях и странах, рассуждал Макиавелли, богатства все время увеличиваются, так как каждый человек в этих странах, не задумываясь, приумножает и приобретает блага, которыми рассчитывает затем свободно пользоваться. Следствием этого оказывается то, что все граждане, соревнуясь друг с другом, заботятся как о частных, так и об общественных интересах и что общее их благосостояние на диво растет. Макиавелли воспроизводит идеи Полибия о возникновении государства и круговороте форм правления; вслед за античными авторами он отдает предпочтение смешанной (из монархии, аристократии и демократии) форме. Особенность учения Макиавелли в том, что смешанную республику он считал результатом и средством согласования стремлений и интересов борющихся социальных групп. В каждой республике всегда бывают два противоположных направления: одно — народное, другое — высших классов; из этого разделения вытекают все законы, издававшиеся в интересах свободы. Предпосланные всему учению о государстве рассуждения о природе человека (индивида) Макиавелли существенно дополняет исследованием общественной психологии социальных групп, борющихся за влияние в государстве. В Древнем Риме смешанная республика сложилась в результате борьбы и компромиссов народа и аристократии, но их непримиримые распри вокруг аграрного закона погубили республику. В истории Флоренции раздоры простого народа (пополанов) и знатных людей (нобилей) с самого начала носили бескомпромиссный характер; этим обусловлена непрочность Флорентийской республики. Макиавелли стремился опровергнуть общее мнение историков о порочности народа. Народные массы постояннее, честнее, мудрее и рассудительнее государя. Если единоличный правитель лучше создает законы, устраивает новый строй и новые учреждения, то народ лучше сохраняет учрежденный строй. Народ нередко ошибается в общих вопросах, но очень редко — в частных. При избрании должностных лиц, например, народ делает несравненно лучший выбор, нежели государь. Даже взбунтовавшийся народ менее страшен, чем необузданный тиран: мятежный народ можно уговорить словом — от тирана можно избавиться только железом; бунт народа страшен тем, что может породить тирана, — тиран уже наличное зло; жестокость народа направлена против тех, кто может посягнуть на общее благо, "жестокость государя направлена против тех, кто, как он опасается, может посягнуть на его собственное, личное благо.
От народа отличается знать. Нет города, где не обособились бы два этих начала: знать желает подчинять и угнетать народ, народ не желает находиться в подчинении и угнетении. Если бы не сопротивление народа, аристократы античного Рима погубили бы свободное государство лет на триста раньше; честолюбивые устремления знати — источник беспокойства и смут в государстве. Макиавелли все же считал знать неизбежной и нужной частью государства. Из среды аристократов выдвигаются государственные деятели, должностные лица, военачальники; совершенное подавление пополанами флорентийских нобилей, писал Макиавелли в "Истории Флоренции", привело к угасанию воинской доблести и душевного величия, а тем самым к ослаблению и унижению Флоренции. Свободное государство должно быть основано на компромиссах народа и знати; суть "смешанной республики" в том и состоит, что система государственных органов включает аристократические и демократические учреждения, каждое из которых, выражая и защищая интересы соответствующей части населения, сдерживает посягательства на эти интересы другой его части. Вместе с тем Макиавелли с ненавистью отзывался о феодальном дворянстве и призывал к его уничтожению. Дворянами он именует тех, кто праздно живет на доходы со своих огромных поместий, нимало не заботясь ни об обработке земли, ни о том, чтобы необходимым трудом заработать себе на жизнь. Подобные люди вредны во всякой республике и в каждой стране. Однако самыми вредными из них являются те, которые помимо указанных поместий владеют замками и имеют повинующихся им подданных". Засилье дворян, которыми переполнены Неаполитанское королевство, Римская область, Романья, Ломбардия, мешает возрождению Италии. Из-за дворян там не было ни республики, ни политической жизни; подобная порода людей — решительный враг всякой гражданственности. Желающий создать республику там, где имеется большое количество дворян, не сумеет осуществить свой замысел, не уничтожив всех их до единого. Идеалом государственного деятеля, которым Макиавелли восхищался, был герцог Романьи Чезаре Борджиа, стремившийся расширить свои владения вероломными и жестокими способами, типичными для феодалов эпохи позднего средневековья. Ссылаясь на деяния романского герцога и ставя их в пример, Макиавелли писал, что для укрепления и расширения государства политик должен уметь решаться на великие, виртуозные злодейства, подлости и предательства, требующие, как он считал, мужества, геройства, широты души. В политике единственным критерием оценки действий правителя государства является укрепление власти, расширение границ государства. Для достижения этой цели правитель должен использовать все средства, в том числе аморальные: Пусть обвиняют его поступки, лишь бы оправдывали результаты, и он всегда будет оправдан, если результаты окажутся хороши.
Макиавеллизм Макиавеллизм - образ, схема политического поведения, пренебрегающая нормами морали для достижения политических целей. Отличительной особенностью макиавеллизма, его основанием является тезис "цель оправдывает средства", когда ради достижения поставленных целей считаются оправданными и приемлемыми любые средства, включая вероломство, коварство, жестокость, обман политического противника. Главным механизмом борьбы за власть и ее осуществлением является сила. Именно сила позволяет гарантировать стабильность власти, а при ее утрате трудно возвратить власть. Основа власти государя - хорошие законы и хорошее войско. Страсть к завоеваниям - дело естественное и обычное, а "крепкая и решительная власть никогда не допустит раскола". Макиавелли выделяет четыре способа приобретения власти государем: милостью судьбы, личной доблестью, путем преступления и в силу благоволения к нему сограждан. Судьба играет большую роль в жизни людей, но огромна в ней роль самих действий людей, поэтому, "в действительности, кто меньше полагался на милость судьбы, тот дольше удерживался у власти". В первом случае власть легко приобрести, но удержать ее трудно, ибо правители удерживаться у власти не могут и не умеют в основном. Приобретение власти государем в силу благоволения к нему сограждан возможно по требованию знати или народа. Столкновение этих начал разрешается трояко: либо единовластием, либо безначалием, либо свободой. При единовластии, учреждаемом знатью или народом, государю в первом случае труднее удержать власть, чем во втором, поскольку он не волен выбирать народ, но волен выбирать знать, и к тому, же у народа более честная жизнь, чем у знати. Знать желает угнетать народ, а народ не желает быть угнетенным. Отсюда главное для государя - не угнетать народ, если он пришел к власти с его помощью, искать в нем опоры, быть с ним в дружбе. Государю надлежит выказывать почтение к знати, но не вызывать ненависти в народе. В политологическом контексте термин «макиавеллизм» обычно ассоциировался с изложенными в книге Макиавелли «Государь» идеями о жёсткой, централизованной власти, ориентирующейся в своих решениях прежде всего на благо государства, как его понимает холодный рассудок, а не на морально-этические нормы. Нельзя при этом упускать из вида, что лучшей формой государства Макиавелли считал республику. При том, что итальянская действительность (непрерывная вражда между собой итальянских государств, подвергающихся нападениям иноземцев) требовала установления единовластия, Макиавелли был убеждён, что только при сильном государе, возможно, создать независимое итальянское государство, свободное от чужеземного ига. Именно для упрочения этого государства он и допускал любые средства — насилие, убийство, обман, предательство. Сопоставление трудов самого Никколо Макиавелли с работами и делами других авторов его эпохи «склоняет, однако, к мнению, что сам Н.Макиавелли в этом отношении не отличался от своих современников. В наш век довольно трудно воспринимаются рекомендации относительно того, например, кто должен быть истреблён после захвата территории. Однако для средневекового читателя это было в порядке вещей. Если мерить современными мерками, то и авторов Ветхого Завета можно было бы обвинить в симпатиях к геноциду» Макиавеллизм. Макиавеллизм представляет собой психологический синдром, основанный на сочетании взаимосвязанных когнитивных, мотивационных и поведенческих характеристик. Макиавеллизм рассматривается как личностная черта и как набор поведенческих стратегий. Главные психологические составляющие макиавеллизма, как черты личности: 1. убеждение в том, что при общении с другими можно и нужно манипулировать, манипуляция – не только естественный, но и наиболее эффективный способ взаимодействия. 2. конкретные навыки и умения манипуляции. Построены на понимании психологии партнера.
Макиавеллизм, как личностная черта, отражает желание и намерение человека манипулировать другими людьми. Макиавеллизм – склонность человека манипулировать другими, скрывая свои подлинные намерения, и с помощью ложных отвлекающих маневров (лесть, обман, подкуп, запугивание), добиваться того, чтобы партнер, сам того не осознавая, изменил первоначальные цели своего поведения. Макиавеллист – субъект, который манипулирует другими на основе кредо, определенных жизненных принципов, которые служат ему оправданием манипулятивного поведения. Макиавеллист манипулируем всегда осознанно и исключительно ради собственной выгоды. Не испытывает чувства вины, считает, что манипуляция – нормальный, эффективный способ общения с людьми. Уверенность макиавеллиста в своей правоте оказывает внушающее действие на людей, у них на возникает неприятное ощущение, характерное для жертв манипуляции. Возникает ложное чувство взаимопонимания, так как существует только одностороннее понимание психологии партнера – со стороны макиавеллиста. Макиавеллизм количественная характеристика, каждый способен к такому поведению, но все в разной степени. МАК шкала. Макиавеллизм как научная категория широко распространен в зарубежных психологических исследованиях с 1970 года. Основой понятия послужил образ мыслей Никоколо Макиавелли, изложенный в книге «Государь». Макиавелли считал, что для эффективного управления людьми, правитель может использовать любые средства. Был невысокого мнения о человеческой природе, считал людей плохими и считал, что можно использовать морально предосудительные методы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|