Постановка задач исследования
Методические рекомендации по подготовке исследовательской работы для обучающихся очно-заочной школы (направление «Социальная психология») Лекция №1: «Организация исследовательской работы».
Данная лекция начинает цикл материалов по организации и проведению социально-психологического исследования, а также по оформлению и презентации результатов исследовательской деятельности. Думаю, проведение исследования для вас не является абсолютно новой и неизвестной деятельностью. Да и чаще всего структура исследовательских работ общая: введение, обзор литературы, организация и методы исследования, изложение и обсуждение практических результатов, выводы, литература, приложение. Однако психологическое исследование имеет рядом особенностей, которые связаны со спецификой познания: мы изучаем не внешние объекты, а сами себя, человеческую психику. Поэтому особое внимание мы уделяем описанию методологии исследования: цели, задачи, объект и предмет исследования и т.д. Именно этому и будет посвящена первая лекция по организации и проведению исследования. Итак, приступим!
Выбор темы исследования Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно изучить и которую хотелось бы разрешить. Тема исследования должна быть конкретной, нужной, интересной (ее результаты должны быть полезны и интересны не только Вам, но и еще какому-то кругу людей). Особенно внимательно отнеситесь к названию работы. Оно должно точно отражать ее содержание.
Актуальность исследования Рассмотрение значимости и важности выбранной проблемы составляет актуальность исследования, котораяобычно прописывается в нескольких абзацах в начале работы.
Актуальность - важность, значимость рассматриваемого вопроса для настоящего момента. Актуальность важно формулировать чётко и конкретно, привязывая к теме исследования. Нежелательны абстрактные высказывания общего плана о состоянии человечества и психологии. Актуальность темы достаточно выразить в аргументации интереса к избранной теме и значимости для других людей. Но не забывайте, что актуальность важно формулировать не абстрактную («для блага общества» и т.п.), а реальную, отражая следующие ответы на вопросы: · есть ли в обществе потребность для изучения этого вопроса; · какие проблемы личности и общения поможет разрешить обращение к этой проблеме; · кто из известных авторов-теоретиков уже занимался изучением этого вопроса; · почему так важно обращаться к этой теме именно сейчас; · почему же это стало интересно именно Вам. Описание актуальности подытоживается общим выводом, которое можно оформить в виде предложения: «Таким образом, описанная выше актуальность проблемы определила цель нашего[1] исследования».
Формулирование цели исследования Определить цель исследования - значит ответить себе и другим людям на вопрос, о том, что конкретно мы хотим изучить, для чего проводим исследование, что хотим выяснить. Объект и предмет исследования Объект исследования - та или иная сторона действительности. Эта сфера деятельности, реалий мира, данная исследователю до начала его работы. В нашем случае - это психологическая реальность, не зависящая от исследователя. Определяя объект исследования, проясняем: что именно в этом мире мы исследуем? Предмет исследования - это что именно в объекте исследования мы изучаем, какую сторону объекта? Предмет исследования - это отдельные стороны, свойства, характеристики объекта; та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные для исследования признаки объекта. Предмет - более узкое понятие по сравнению с объектом исследования. Размышляя над предметом исследования, определяют, какие отношения, свойства, аспекты, функции объекта раскрывает данное исследование. Предмет исследования созвучен теме исследования.
Гипотеза исследования Гипотеза – это предположение, еще не доказанная логически или не подтвержденная опытом догадка. Это предположение о том, как возможно эффективно и результативно разрешить ту проблему, которую вы указали в теме и в цели исследования. Обычно гипотеза начинается со слов «предполагается…», «возможно…», «если…, то…». В результате исследования гипотеза подтверждается или опровергается. В случае своего подтверждения гипотеза становится теорией (в т.ч., Вашим авторским мнением), а если она опровергнута, то гипотеза превращается в ложное предположение. Не забывайте, что в науке отрицательный результат - тоже результат, и зачастую он не менее важен, чем положительный. Постановка задач исследования Задачи исследования отражают его цель, объект, предмет и гипотезу. Это своего рода план, по которому будет раскрываться Ваше исследования. Задачи - это заданные в определённых конкретных условиях направления деятельности. В исследовании задачи - это конкретные вопросы или действия, разрешение или совершение которых приближает к раскрытию проблемы исследования и достижению цели работы. Осмыслению задач способствует поиск ответов на вопрос: что нужно сделать, чтобы достигнуть цели, как решить проблему исследования? Формулируя задачи, следует помнить, что, решая их, фактически задаётся программа исследования: изучить литературу по проблеме, выявить особенности, дать характеристику, раскрыть специфику феномена; сделать предположение, подобрать методы, разработать программу наблюдения (эксперимента), собрать сведения, получить данные, сравнить данные друг с другом по таким-то параметрам и т.д. Так или иначе, задачи формулируют требования к анализу проблемы. Они могут быть практическими и теоретическими. Важна субординация задач: вначале прописываются задачи теоретического характера (например, изучить литературу по проблеме исследования), затем указываются методические задачи (подобрать и апробировать методы, методики изучения чего-любо, далее - задачи аналитического, обобщающего и прикладного характера (проанализировать и обобщить результаты исследования, сделать выводы, разработать рекомендации и т.п.).
Не забывайте четко выстраивать цепочку исследования: название работы - цель – задачи - выводы. Цель должна вытекать из названия работы, задачи из цели, а выводы в конце работы должны четко соответствовать поставленной цели и задачам.
Методы исследования Методы и методики подбираются в соответствии с целями и задачами исследования. После этого определяется выборка (люди соответствующего пола, возраста и т.д.), на которой проводится исследование, а также продумывается ход проведения исследования. Метод - способ достижения определённой цели, совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения действительности. Метод - это путь познания, который исследователь прокладывает, руководствуясь своей гипотезой. Методы и методики - это то, с помощью чего и как мы будем исследовать. Чаще всего все методы объединяются в три группы: теоретические, эмпирические и интерпретационные методы. В рамках группы эмпирических методов можно пояснить, какие методики вы предполагаете использовать. Например, 1. Теоретические методы: анализ литературных источников по исследуемой проблеме; 2. Эмпирические методы: эксперимент, наблюдение, опрос и тест (здесь уместно перечислить те тестовые методики, которые Вы используете); 3. Интерпретационные методы (методы математико-статистической обработки данных исследования – это методы первичной числовой обработки данных: проценты, среднее значение и т.д.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|