Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Постановка задач исследования

Методические рекомендации по подготовке исследовательской работы для обучающихся очно-заочной школы (направление «Социальная психология»)

Лекция №1: «Организация исследовательской работы».

 

Данная лекция начинает цикл материалов по организации и проведению социально-психологического исследования, а также по оформлению и презентации результатов исследовательской деятельности.

Думаю, проведение исследования для вас не является абсолютно новой и неизвестной деятельностью. Да и чаще всего структура исследовательских работ общая: введение, обзор литературы, организация и методы исследования, изложение и обсуждение практических результатов, выводы, литература, приложение.

Однако психологическое исследование имеет рядом особенностей, которые связаны со спецификой познания: мы изучаем не внешние объекты, а сами себя, человеческую психику. Поэтому особое внимание мы уделяем описанию методологии исследования: цели, задачи, объект и предмет исследования и т.д.

Именно этому и будет посвящена первая лекция по организации и проведению исследования.

Итак, приступим!

 

Выбор темы исследования

Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно изучить и которую хотелось бы разрешить. Тема исследования должна быть конкретной, нужной, интересной (ее результаты должны быть полезны и интересны не только Вам, но и еще какому-то кругу людей). Особенно внимательно отнеситесь к названию работы. Оно должно точно отражать ее содержание.

 

Актуальность исследования

Рассмотрение значимости и важности выбранной проблемы составляет актуальность исследования, котораяобычно прописывается в нескольких абзацах в начале работы.

Актуальность - важность, значимость рассматриваемого вопроса для на­стоящего момента. Актуальность важно формулировать чётко и конкретно, привязывая к теме исследования. Не­желательны абстрактные высказывания общего плана о состоянии человечества и психологии. Актуальность темы достаточно выразить в аргументации интереса к избранной теме и значимости для других людей. Но не забывайте, что актуальность важно формулировать не абстрактную («для блага общества» и т.п.), а реаль­ную, отражая следующие ответы на вопросы:

· есть ли в обществе потребность для изучения этого вопроса;

· какие проблемы личности и общения поможет разрешить обращение к этой проблеме;

· кто из известных авторов-теоретиков уже занимался изучением этого вопроса;

· почему так важно обращаться к этой теме именно сейчас;

· почему же это стало инте­ресно именно Вам.

Описание актуальности подытоживается общим выводом, которое можно оформить в виде предложения: «Таким образом, описанная выше актуальность проблемы определила цель нашего[1] исследования».

 

Формулирование цели исследования

Определить цель исследования - значит ответить себе и другим людям на вопрос, о том, что конкретно мы хотим изучить, для чего проводим исследование, что хотим выяснить.

Объект и предмет исследования

Объект исследования - та или иная сторона действительности. Эта сфера деятельности, ре­алий мира, данная исследователю до начала его работы. В нашем случае - это психологиче­ская реальность, не зависящая от исследова­теля.

Определяя объект исследования, проясняем: что именно в этом мире мы исследуем?

Предмет исследования - это что именно в объекте исследо­вания мы изучаем, какую сторону объекта?

Предмет исследования - это отдельные сто­роны, свойства, характеристики объекта; та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой ис­следователь познает целостный объект, выде­ляя при этом главные, наиболее существенные для исследования признаки объекта. Пред­мет - более узкое понятие по сравнению с объ­ектом исследования. Размышляя над предме­том исследования, определяют, какие отноше­ния, свойства, аспекты, функции объекта рас­крывает данное исследование. Предмет иссле­дования созвучен теме исследования.

Гипотеза исследования

Гипотеза – это предположение, еще не доказанная логически или не подтвержденная опытом догадка. Это предположение о том, как возможно эффективно и результативно разрешить ту проблему, которую вы указали в теме и в цели исследования. Обычно гипотеза начинается со слов «предполагается…», «возможно…», «если…, то…». В результате исследования гипотеза подтверждается или опровергается. В случае своего подтверждения гипотеза становится теорией (в т.ч., Вашим авторским мнением), а если она опровергнута, то гипотеза превращается в ложное предположение. Не забывайте, что в науке отрицательный результат - тоже результат, и зачастую он не менее важен, чем положительный.

Постановка задач исследования

Задачи исследования отражают его цель, объект, предмет и гипотезу. Это своего рода план, по которому будет раскрываться Ваше исследования.

Задачи - это задан­ные в определённых конкретных условиях на­правления деятельности. В исследовании за­дачи - это конкретные вопросы или действия, разрешение или совершение которых прибли­жает к раскрытию проблемы исследования и достижению цели работы. Осмыслению задач способствует поиск ответов на вопрос: что нужно сделать, чтобы достигнуть цели, как решить проблему исследования? Формулируя задачи, следует помнить, что, решая их, фактически за­даётся программа исследования: изучить литературу по проблеме, выявить особенности, дать характеристику, раскрыть специфику фе­номена; сделать предположение, подобрать методы, разработать программу наблюдения (эксперимента), собрать све­дения, получить данные, сравнить данные друг с другом по таким-то параметрам и т.д. Так или иначе, задачи формулируют требования к ана­лизу проблемы. Они могут быть практически­ми и теоретическими. Важна субординация задач: вначале прописываются задачи теоретического характера (например, изучить литературу по проблеме исследования), затем указываются методические задачи (подобрать и апробировать методы, методики изучения чего-любо, далее - задачи аналитического, обобщающего и прикладного характера (проанализировать и обобщить результаты исследования, сделать выводы, разработать рекомендации и т.п.).

Не забывайте четко выстраивать цепочку исследования: название работы - цель – задачи - выводы. Цель должна вытекать из названия работы, задачи из цели, а выводы в конце работы должны четко соответствовать поставленной цели и задачам.

 

Методы исследования

Методы и методики подбираются в соответствии с целями и задачами исследования. После этого определяется выборка (люди соответствующего пола, возраста и т.д.), на которой прово­дится исследование, а также продумывается ход проведения исследования.

Метод - способ достижения определённой це­ли, совокупность приёмов или операций практи­ческого или теоретического освоения действи­тельности. Метод - это путь познания, который исследователь прокладывает, руководствуясь своей гипотезой. Методы и методики - это то, с помощью че­го и как мы будем исследовать.

Чаще всего все методы объединяются в три группы: теоретические, эмпирические и интерпретационные методы. В рамках группы эмпирических методов можно пояснить, какие методики вы предполагаете использовать.

Например,

1. Теоретические методы: анализ литературных источников по исследуемой проблеме;

2. Эмпирические методы: эксперимент, наблюдение, опрос и тест (здесь уместно перечислить те тестовые методики, которые Вы используете);

3. Интерпретационные методы (методы математико-статистической обработки данных исследования – это методы первичной числовой обработки данных: проценты, среднее значение и т.д.).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...