Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лексическая тема «Животные севера и жарких стран».




Занятие 2

Коррекционно-образовательные цели. Формирование и уточнение представлений о животных севера их внешнем виде, образе жизни, характерных особенностях. Развитие грамматического строя речи (притяжательные прилагательные, склонение слов по падежам с использованием мнемотехники).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, тактильной чувствительности, навыков ориентировки на плоскости.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Наборное полотно, белая магнитная доска, комплекты магнитов и фломастеров для рисования на ней, плоскостное изображение животных севера

Ход занятия

Организационный момент.

Дети заходят в кабинет под колыбельную из мультфильма «Мама для мамантенка» Логопед приглашает детей встать около своих стульчиков. На столах разложены изображения льдинок.

Логопед. Ребята, садимся на льдинки, потерли ладошку о ладошку, чтобы они не замерзли. Сегодня мы с вами вновь отправляемся на север.

2. Игра «Кто спрятался» развитие грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных), развитие зрительного внимания.

Логопед размещает на магнитной доске изображение отдельных частей животных, выглядывающих из-за глыб льда.

Логопед. Ребята, попробуйте угадать, кто спрятался во льдах?

Дети. Белый медведь, тюлень, северный олень, песец.

Логопед. Правильно ребята. А как вы догадались?

Дети. Там нога медведя. А тут видно хвост песца. А вот там ласта тюленя, а здесь видны рога оленя.

Логопед. Все правильно. А теперь назовите эти части животных так, чтобы они отвечали на вопрос «Чей?»

Дети. Оленьи рога, медвежья лапа, песцовый хвост, тюленья ласта.

Рзвитие связной речи. Упражнение «Составь предложение»

Все верно. Вы молодцы и правильно ответили на все вопросы. А теперь я буду называть слова, а вы попробуйте составить из них предложения.

Логопед. Медведь, море, белый, плавать.

Ребенок. Белый медведь плавает в море.

Логопед валит за правильный ответ.

Логопед. Тюлень, льдина, отдыхать.

Ребенок. Тюлень отдыхает на льдине.

Логопед. Морж, вода, нырять.

Ребенок. Морж ныряет в воду.

Логопед. Песец, снег, прятаться.

Ребенок. Песец прячется в снегу.

Логопед хвалит всех за проделанную работу.

4. Игра «Море волнуется раз» ( развивать координацию движений. Творческие способности, способность удерживать статическую позу.)

Логопед. А сейчас мы немного разомнемся и поиграем. Приглашает детей на ковер и предлагает выполнять его указания.

Дети сначала выполняют покачивающие движения, затем замирают в позе.

Море волнуется раз.

Море волнуется два.

Море волнуется три.

Фигура из снега.. на месте замри.

Фигуры:

§ «Белый медведь»

§ «Тюлень»

§ «Полярный волк»

§ «Песец»

Склонение существительных по падежам с использованием мнемотаблицы.

Логопед приглашает детей вновь занять места на своих «льдинках», на которых их уже ждут различные жители севера (белый медведь, морж, тюлень, северный олень, песец, полярный волк, полярная лисица).

Логопед. Ребята, посмотрите на таблицу и расскажите о своем животном:

? Кто?
  Нет кого?
  Дам кому?
  Вижу кого?
  Играю с кем?
??? Думаю о ком?

6. Развитие мелкой моторики. «Фигурки из палочек»

Логопед хвалит детей за проделанную работу и предлагает детям собрать из палочек Кюизенера животное севера. Если дети затрудняются, то в помощь им предлагается макет северного оленя из альбома для работы с палочками Кюизенера.

 

7. «Разомнем язычок» артикуляционная гимнастика для закрепления звука З.

Логопед хвалит детей за проделанную работу и собирает палочки Кюизенера. Раздает детям зеркала и предлагает выполнить следующие упражнения: чередование «улыбочка» — «хоботок», «лопатка» — «трубочка», «лошадки», «кошка сердится», «часики».

 

8. Логопед подводит итог занятия и предлагает детям вспомнить, что они сегодня делали и что нового узнали. Хвалит всех за работу и прощается.

Лексическая тема «Животные севера и жарких стран».

Занятие 3

Коррекционно-образовательные цели. Формирование и уточнение представлений о животных жарких стран, их внешнем виде, образе жизни, характерных особенностях. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами -ищ-,- Совершенствование слоговой структуры слов (определение количества слогов в слове).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, тактильной чувствительности, навыков ориентировки на плоскости.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Наборное полотно, белая магнитная доска, комплекты магнитов и фломастеров для рисования на ней, плоскостное изображение животных жарких стран, глобус, коврограф с фигурками «Жители юга», карандаши и картинки для штриховки по количеству детей.

 

Ход занятия.

§ Организационный момент. Развитие слоговой структуры слова.

Логопед приглашает детей в кабинет и просит садиться на стульчики тех, у кого на столах лежат изображения животных, в названиях которых один слог (тигр, слон, лев), затем садятся те, у кого два слога (жираф, зебра), затем, у кого три слога (бегемот, крокодил, кенгуру). Спрашивает у ребенка, почему он один не сел?

Ребенок. У меня обезьяна. В ее названии 4 слога.

Логопед. Молодец. Ты все правильно определил. Присаживайся.

2. Игра «Один – много», «Сосчитай» (развитие грамматического строя речи и словообразование. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей, согласование существительных с числительными (2,3,5)

Логопед размещает на коврографе изображения животных юга и предлагает детям назвать их во множественном числе, а затем ответить на вопрос: много кого?.

Затем логопед вместе с детьми считает животных от одного до пяти.

Бегемот – бегемот – бегемотов.

1 бегемот, 2 бегемота, 3 бегемота, 4 бегемота, 5 бегемотов.

Жираф_

Слон_

Зебра_

Тигр_

Лев_

3. Игра: «Чье это?» ( Закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные.

У детей на столах лежат картинки с изображением какой — либо части тела животного.

Логопед спрашивает: Грива чья?

Ребенок отвечает: — Львиная.

Шея чья? — жирафья.

Хвост чей? — слоновый.

горб чей? — верблюжий.

Шерсть чья?

4. Игра «Море волнуется раз» ( развивать координацию движений. Творческие способности, способность удерживать статическую позу)

 

Логопед предлагает пройти детям на ковер и выполнять его указания. На слова логопеда дети выполняют покачивающие движения, затем замирают в позе.

Море волнуется раз.

Море волнуется два.

Море волнуется три.

Фигура… на месте замри.

 

Фигуры:

§ «Мартышка-кривляка»

§ «Лев»

§ «Крокодил»

§ «Гиппопотам»

§ «Жираф»

5.«Знакомые звуки». (Определение места звука в слове. Дифференциация парных мягких и твердых согласных)

Логопед хвалит детей за веселую игру и вновь приглашает сесть за столы. Раздает детям цветные квадраты (синий, зеленый и красный). На доске рисует подсказку. Если звук стоит в начале слова, то дети должны поднять синюю карточку, если в середине слова – зеленую, а если в конце – красну.

Определяют положение звука В: верблюд, лев, водоем, цветы, ветер, вертолет, сова.

Затем логопед собирает у детей красные карточки и напоминает, что твердый звук обозначается синим цветом, а мягкий – зеленым.

Логопе. Ребята, как только вы услышите в слове твердый звук В, вы поднимаете синюю карточку, а если услышите звук Вь – зеленую.

Хвалит детей за правильные ответы.

 

6. Игра «Четвёртый лишний» ( развитие слухового внимания, мышления, памяти).

 

Логопед предупреждает детей, что они должны внимательно слушать. Начинает перечислять животных и предлагает детям назвать лишнее животное.

Классифицировать животных по следующим признакам:

Животные наших лесов и жарких стран;

Животные наших лесов и Севера;

Животные севера и жарких стран.

— лев, кабан, лось, еж;

-белка, белый медведь, песец, тюлень;

— верблюд, слон, тигр, пингвин;

— кабан, жираф, обезьяна, кенгуру.

 

Логопед хвалит детей за правильные ответы.

 

7.Вертикальная штриховка. (развитие графомоторных навыков)

Логопед предлагает детям вновь посмотреть на картинки, которые встречали их в начале занятия, взять в руки карандаши и заштриховать их.

 

8. Завершение занятия. Логопед подводит итоги занятия. Просит детей рассказать, что нового они узнали о животных севера и жарких стран и раздает «награды» (медали путешественников).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...