Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Результаты и их обсуждение

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Коротков Н. В.

ФГБОУ ВО Кировский ГМУ Минздрава России, Киров, Россия (610027, г. Киров, ул. К. Маркса, 112) [email protected]

 

Необходимость изучения философии в медицинском вузе раскрывается через выявление конкретных связей между формируемыми ею общекультурными компетенциями и профессиональными компетенциями, которыми должен овладеть будущий врач. От решения этой методологической задачи напрямую зависит эффективность, успешность изучения студентами-медиками курса философии в целом.

Достаточной мотивирующей силой при изучении студентами-медиками философии обладает не сам по себе разбор основных социально значимых функций философии, а прояснение того, как эти функции реализуются в тех или иных ситуациях в различных направлениях будущей профессиональной деятельности.

На конкретных примерах проанализированы основные функции философии (мировоззренческая, методологическая, критическая, аксиологическая и другие) в связи с историей развития медицины и современной медицинской практикой. Проведённый анализ способствовал как теоретическому разграничению основных функций философии, так и более глубокому пониманию связи между ними в учебном процессе. В рамках данного методологического подхода открывается возможность классификации основных направлений научно-исследовательской работы студентов по актуальным проблемам философии медицины.

 

Ключевые слова: философия, функции философии, научная медицина.

 

The need to study philosophy at the medical school is revealed through the identification of specific relationships between formed its general cultural competence and professional competences, which should seize the future doctor. From a methodological solution to this problem depends directly on the efficiency, success of medical students studying philosophy course as a whole.

Sufficient motive force in the study of medical students of philosophy has not in itself the main analysis of socially important functions of philosophy, and the clarification of how these functions are implemented in different situations in different directions for future professional activities.

Specific examples analyzed the main function of philosophy (ideological, methodological, critical, axiological, etc.) in connection with the history of medicine and modern medical practice. This analysis contributed to both the theoretical delimitation of basic functions of philosophy as well as a better understanding of the links between them in the learning process. As part of this methodological approach opens the possibility of classifying the main directions of research work of students on actual problems of the philosophy of medicine.

 

Keywords: philosophy, functions of philosophy, scientific medicine.

 

 

«Для чего врачу философия? Пусть философы её и изучают.

Я буду лечить, а не философствовать».

Еще и теперь иногда скажет так иной юный ворчун,

обозревая вначале второго курса

расписание своих будущих занятий.

Только пожалеешь такого: ах ты, несмышленый…

Вагнер А.Е. Раздумья о врачебном долге

 

Введение

Общий курс философии традиционно начинается с анализа «метафилософской» проблематики: сущности и специфики философии, её дисциплинарной структуры и функций. И чтобы впоследствии у студентов не возникал вопрос, зачем им, будущим врачам, изучение философии, преподавателю необходимо не ограничиваться общими определениями ключевых функций философии, а соотносить их с медицинской практикой, то есть на конкретных примерах показывать, как различные функции философии проявляются в медицине. Предпримем попытку подобного анализа, не претендуя на полноту рассмотренных функций и по необходимости ограничившись только несколькими основными: мировоззренческой, гуманистической, методологической, критической, интегративной, аксиологической и прогностической функциями философии.

 

Материалы и методы

Основная методологическая предпосылка данной статьи, наряду с принципом системности, заключается в том, что достаточной мотивирующей силой для изучения студентами курса философии, как показывает педагогическая практика, обладает не сам по себе разбор основных социально значимых функций философии, чему, как правило, и посвящены вводные главы многочисленных учебных пособий по философии, а именно прояснение того, как эти функции проявляются в конкретной профессиональной деятельности студентов различных профилей обучения. Особо отметим, что различные функции философии тесно связаны друг с другом и в реальной практике подчас не поддаются строгой дифференциации. Поэтому практически все примеры, приводимые в тексте, в той или иной мере подходят для иллюстрирования сразу нескольких функций философии.

 

Результаты и их обсуждение

1. Мировоззренческая функция философии обусловлена

принципиальной для философии установкой на рефлексию «вечных» или, как их еще называют, «проклятых» вопросов человеческого бытия, смысл решения которых не зависит от их конечной разрешимости. Иначе говоря, роль философии для мышления аналогична роли предельных нагрузок для «строительства тела» (бодибилдинга), без которых просто не будет мышечного роста. Метафору «строительства тела» в этом контексте даже можно развить, поскольку в попытке «помыслить немыслимое» только и возникают новые средства мышления – термины, методы, приёмы, – но это не просто инструменты мышления, а именно органы мышления, «мыслеорганы» (говоря словами М. К. Мамардашвили), потому что человек их создает не из внешней среды, а из самого себя.

Вечные вопросы при этом так и остаются вечными, зато порожденные попыткой ответа на них «мыслеорганы» зачастую позволяют решить конкретнонаучные задачи, которые до этого не поддавались решению. Так, открытию А. А. Ухтомским принципа доминанты, имеющего принципиальное значение для развития нейрофизиологии, предшествовала попытка учёного объяснить характер связи трансцендентного и имманентного в человеческой личности («физиолого-философская проблема», по определению самого Ухтомского [3, с. 263]). А, например, новаторские исследования А. А. Богданова в области переливания крови были практическим следствием его социально-философских рассуждений об условиях преодоления социального отчуждения. Согласно Богданову, одним из таких условий, наряду с отказом от капиталистической экономики, является широкое внедрение в обществе процедуры обменного переливания крови, превращение её в общеобязательную повседневную практику наподобие ежегодных медосмотров сотрудников бюджетной сферы [8, с. 519-532]. В сознании человека, в течении жизни многократно проходящего процедуру обменного переливания крови, по мысли Богданова, должно формироваться устойчивое «фоновое» чувство кровного родства с – потенциально – всеми членами общества.

Как мы видим, «вливание свежей крови» из философии в медицину, то есть последовательное научно-практическое решение философской проблемы отчуждения, в конечном итоге привело к прорыву в медицине. Почему, таким образом, первый в мире Институт переливания крови появился не в более благополучных, нежели Россия после гражданской войны, странах, например, не в США? Очевидно, в существенной мере потому, что создание таких инновационных учреждений, не укладывающееся в привычные схемы и, соответственно, не поддающееся строгой оценке, не может быть обусловлено исключительно прагматическими интересами и нуждается в мотивации, выходящей за их пределы.

Можно согласиться с А. Е. Михайловым, что историческое становление различных типов мировоззрения (от наивно-реалистического и религиозно-мифологического до научного) сопровождалось смысловыми изменениями таких мировоззренческих характеристик, как системность и целостность. «В нормативном подходе при определении мировоззрения врача также указываются данные характеристики, однако на индивидуальном уровне системность и целостность зачастую реализуются лишь в той его части, где сосредоточены узкопрофессиональные интересы» [6]. Философская подготовка будущих врачей, направленная на формирование теоретико-методологических оснований научного мировоззрения, предполагает решение нетривиальной задачи развития у студентов умений и навыков выявлять границы, отделяющие научное знание от ненаучного.

2. Гуманистическая функция философии состоит в культивировании

человеческого в человеке [7] посредством профилактики «профессионального кретинизма», то есть ограниченности кругозора личности узкопрофессиональными интересами, знаниями, умениями и навыками.

Согласно И. Канту, последние цели человеческого разума могут быть сформулированы в виде трех вопросов – «что я могу знать?», «что я должен делать?» и «на что я смею надеяться?», которые, в свою очередь, сводятся к четвертому – «Что есть человек?». Таким образом, философия в лице одного из своих величайших представителей именно постижение специфики человеческого бытия провозгласила ключом к научным, праксиологическим и аксиологическим проблемам. Великому немецкому философу в данном вопросе вторил великий русский хирург и мыслитель Н. И. Пирогов, сетовавший на распространенную в педагогике того времени установку «сделать из нас с самого нашего детства негоциантов, солдат, моряков, духовных пастырей или юристов» [8, с. 37] между тем, как «все готовящиеся быть полезными гражданами должны сначала научиться быть людьми» [8, с. 40]. «Дайте выработаться и развиться внутреннему человеку! – призывал Н. И. Пирогов. – И у вас будут и негоцианты, и солдаты, и моряки, и юристы; а главное, у вас будут люди и граждане» [8, с. 38]. Применительно к медицине это означает, что врач, оставаясь только врачом, не может указать ни отдельному человеку, ни обществу в целом путь к спасению, ибо здоровье человека как существа сверханималистического в существенной мере зависит от упорядоченности его ценностных предпосылок. В конце концов, одна и та же болезнь может иметь как физиологическую, так и психологическую причину. Как отмечает ростовский психолог М. Е. Литвак, нереализованные профессиональные амбиции, «непризнанная гениальность» могут проявиться в виде ««гениальных» болезней типа невроза с такой яркой и неповторимой симптоматикой, с которой не могут разобраться даже опытные врачи, а сам пациент достигает своей вожделенной мечты – стать известным и знаменитым. («Сам профессор Н. занимался мною и не смог меня вылечить!» – с гордостью заявляет он своим близким или очередному врачу, провоцируя последнего на длительную и бесплатную работу с собой»)»[4, с. 308-309].

В качестве примера здесь можно сослаться и на выводы современной психологии о том, что проблемы с зачатием и вынашиванием ребенка у современных женщин не в последнюю очередь связаны с преобладанием в их мировоззрении «чисто мужских принципов: борьбы и усилия, рациональности и контроля, стремления достичь внешней цели (стремления получить ребенка, а не подарить его)» [10, с. 722]. Продолжая эту мысль, правомерно предположить, что одним из значимых социально-психологических факторов, способствующих возникновению проблем репродуктивной сферы у современных девушек и молодых женщин, является «культ» плоского живота, и, соответственно, табу на округлый живот, приводящее к подсознательному неприятию, отторжению беременности. В этой связи в комплексную терапию проблем репродуктивной сферы наряду с собственно медицинской помощью начинают включать телесно-ориентированную психотерапию и медитативный танец: «хороводный танец, со своей цикличностью и закономерной сменой качеств и ритмов, позволяет женщине вступить в контакт с собственными внутренними ритмами, почувствовать необходимость не только мужских качеств: борьбы, усилия, достижения, но и женских – умения и желания принимать, дарить и отдавать, позволять чему-то произойти» [10, с. 722]. Важно отметить, что о танце как форме (само)познания, как особой «дискурсивной практике» первым в европейской культуре заговорил, пожалуй, немецкий философ Фридрих Ницше. Известно, что знаменитые танцовщицы ХХ века, такие, как американка Айседора Дункан или итальянка русского происхождения Ярусская, утверждая своим сценическим творчеством и педагогической практикой танец как форму человеческого бытия, а не только как вид искусства, развивали, каждая по своему, идеи знаменитого немецкого философа.

3. Методологическая функция философии состоит в осмыслении

сути и специфики научной методологии в целом, а также общенаучных методологических принципов и наиболее фундаментальных методов конкретных наук. Так, именно в философии были сформулированы ключевые законы логики и принципы логической критики устоявшихся представлений, разработана процедура проблематизации – одна из ключевых в процессе научного исследования, проанализирован процесс интеграции отдельных научных теорий в научную картину мира – частнонаучную (химическую, физическую, биологическую и т.п.) или междисциплинарную (глобальный эволюционизм, интегрировавший концепции исторического развития, биологическую теорию эволюции и космологическую теорию большого взрыва). Кроме того следует отметить, что именно фундаментальные философские идеи и категории (необходимости и случайности, причинно-следственной связи, пространства и времени и др.) составляют «предпосылочный уровень» науки.

Равно как именно в философии сложились предпосылки для появления науки, так и рационалистическая медицина, которая является предтечей современной научной медицины, могла появиться только в тех обществах, где уже существовало развитое философское мировоззрение. Именно этим, по мнению доктора исторических и медицинских наук Д. А. Балалыкина, объясняется тот вопиющий факт, что, несмотря на трехтысячелетнюю практику анатомирования трупов, связанную с ритуальной практикой бальзамирования, древнеегипетские врачи так и не создали сколько-нибудь целостной анатомо-физиологической системы [1, с. 12]. Напротив, в античной культуре с ее развитой философией довольно рано появилась и рационалистическая медицина, альтернативная храмовому оккультному врачеванию. Показательно, что у истоков этой рационалистической, доказательной медицины стоял именно врач-философ Гиппократ.

Как показывает опыт истории медицины, в борьбе разных медицинских школ, в конечном счете, как правило, побеждали те, которые исходили из более сильных философских предпосылок, чем конкуренты. С этим Д. А. Балалыкин связывает тот факт, что в соперничестве многочисленных медицинских школ эллинистически-римского периода победителем вышел галенизм, господствовавший до ХVII века (1500 тысячи лет) и не терявший актуальности вплоть до ХIХ века: известно, что переиздание К. Кьюном в 1829 году трудов Гиппократа было адресовано, прежде всего, медикам, а не историкам [1, с. 14].Объясняется же триумф галенизма тем, что основные противники Галена были приверженцами эпикуреизма, то есть считали, что в основе природы – хаотическое движение атомов. Вследствие этого Эрасистрат, Асклепиад и другие врачи-эпикурейцы легко отказывались от эмпирических фактов, которые противоречили их отвлеченным теоретическим построениям, ведь идея о хаотически движущихся атомах как основе бытия допускала существование в физическом мире множества нелепых случайностей, а в организме – нецелесообразных элементов. Напротив, Гален придерживался платонизма с его идеей о целесообразном устройстве природы, из чего следовал методологический вывод о неслучайности любого структурного элемента организма, что обеспечивало высокую теоретическую гибкость галенизма: способность корректировать те свои постулаты, которые не согласовывались с критической массой новых фактов.

4. Критическая функция философии – преодоление устаревших

представлений и догм. Причем, «критику» здесь надо понимать именно в кантовском духе – не как отрицание существенных и даже конститутивных для той или иной сферы деятельности, включая научную медицину, представлений, а как выявление их границ (сродни кантовскому утверждению: «Я ограничил разум, чтобы освободить место для веры»). В отношении медицины критическая функция философии проявляется, кроме прочего, в определении границ между собственно научной медициной и различными псевдонаучными медицинскими практиками, а также между медициной и экономикой, медициной и политикой и т.п.

Остановимся здесь для примера на взаимосвязи бизнеса и фармацевтики, учитывая, что последняя к настоящему времени превратилась в мощную, капиталоёмкую индустрию. Не сильно утрируя, можно сказать, что современных людей с детства приобщают к новому культу – гедонистическому культу удовольствия от лекарств: если раньше принимать горькое лекарство дольше, чем болеешь, ребенку и в голову не приходило, то современные детские лекарства производят преимущественно в виде сладких разноцветных сиропчиков, и дети уже сами начинают требовать их у родителей… Вслед за производителями фастфуда, которые давно вняли идее Джорджа Оруэлла о том, что людям проще любить конкретную личность, а не организацию (вспомнить клоуна Рональда Макдональда, олицетворяющего сеть забегаловок Макдональдс), фармацевтическая отрасль обзаводится своими собственными «талисманами»: забавный толстый немец Амбробене, «витамишки» и т.п. В результате всего этого лекарства незаметно становятся неотъемлемой частью нашей повседневности: их уже принимают круглый год – «для профилактики». Причем, эта формула, по сути, легитимирует самую вредную пищу, включая тот же фастфуд. Фактически, на современном телевидении рекламируют почти исключительно то, чем лечатся, и то, от чего лечатся (чипсы, газировку, восстановленные соки, шоколад, фастфуд и прочих «друзей» изжоги, кариеса и гонореи). Таким образом, как мы видим, ценности бизнеса (стремление максимизировать прибыль и т.п.) активно инфильтруются в современную медицину, что приводит к размыванию границы между медициной и экономикой. Об опасности этой тенденции можно судить по современной эстраде, которая, по мере своей трансформации в шоу-бизнес всё больше смещается из сферы искусства в сферу экономики.

5. Интегративная функция философии – обобщение опыта,

полученного в разных областях жизнедеятельности общества, а также выявление их взаимосвязи. Так, вряд ли возможно полностью понять причины роста и специфику тех или иных заболеваний (от чего зависит выбор наиболее адекватного способа их лечения) без осмысления ключевых тенденций в развитии биосферы, техносферы, аксиосферы и других макросистем, то есть без выхода за рамки собственно медицины. Например, рост сердечнососудистых заболеваний на рубеже ХIХ-ХХ веков в значительной степени объясняется ускорением социальной и научно-технической динамики, когда в течение жизни одного человека успевает несколько раз измениться вся сфера повседневности, пантеон поколенческих кумиров, смениться несколько промышленных укладов, научных парадигм и т.п. Конечно, для лечения конкретного пациента знание о вышеуказанных макросистемах в их взаимосвязи представляется избыточным, однако предельная задача медицины – здравоохранение населения – не может быть решена без получения такой сводной картины. Но выработку последней как раз и должна обеспечивать философия в силу своей «полилогичности» (сочетания языков науки, искусства, религии, мифа, наивного реализма и т.п.).

6. Аксиологическая функция философии – оценка исследуемого

объекта с точки зрения разных ценностей (моральных, художественных, научных и пр.). Как отмечает известный французский философ Жак Маритен в своей работе «Философ во граде» (1953), достижения науки и техники ценностно нейтральны, и «оказываются злом или благом в зависимости от тех целей, для достижения которых их используют. Но установление подлинных целей относится к сфере философии, а не науки» [5].

Проявлением аксиологической функции философии в медицине является, прежде всего, биоэтика, то есть оценка применения различных медицинских технологий и процедур (пластической хирургии, трансплантологии, эвтаназии, суррогатного материнства, использования препаратов на основе стволовых клеток и др.) с точки зрения моральных ценностей. Кроме того, врач должен находить разумный компромисс между рыночным императивом «желание клиента – закон!» и традиционным врачебным принципом «не навреди!», учитывая и тот вред, за нанесение которого врач не несет юридической ответственности (ведь значение моральных норм как раз и состоит в регулировании тех ситуаций, на которые не распространяются нормы права).

Наряду с этическими ценностями в оценке тех или иных медицинских процедур участвуют и ценности других разделов философии, например, эстетики. Здесь, кроме прочего, можно сослаться на эстетическую хирургию, в которой нравственные оценки, конкретизированные в императиве «не навреди!», оказываются в прямой зависимости от эстетических оценок, связанных с философской проблемой определения «прекрасного» и «безобразного». Красота – понятие не столько физиологическое, сколько психологическое, не столько объективное свойство индивида, сколько определенный, исторически и культурно ограниченный, социальный стереотип. Скажем, кустодиевская пышнотелая «Красавица», «лебединношеея» девушка из народа падаунгов или современная дистрофичная модель – это всё эталоны красоты. Очень разные эталоны. В. М. Васнецов, например, всю жизнь стремился найти, выразить в своем творчестве «русский тип женской красоты». То есть, если единственным мотивом пациента пластического хирурга является его несоответствие эталону, быть может, он просто соответствует другому эталону (или сам является новым, еще не вышедшим в тираж, эталоном)? И пластический хирург должен уметь по необходимости подсказать это пациенту.

7. Прогностическая функция философии – выявление наиболее

общих тенденций развития различных макроструктур, так или иначе связанных с человеческой жизнью (техносферы, аксиосферы, антропосферы, биосферы). В отношении к медицине эта общефилософская функция специфицируется в «опережающем» осмыслении социальных, моральных, политических, экономических, общекультурных последствий широкого внедрения новейших медицинских технологий – включая те, которые существуют еще лишь в тестовом режиме или даже только в теории. Здесь можно указать, в частности, анализ возможных последствий медицинского применения нанотехнологий, препаратов на основе стволовых клеток, а также клонирования, крионики, пересадки головы и т.п.

Например, в связи с интенсивным развитием технологии 3D-биопринтинга правомерен вопрос о том, «что мешает печатать на 3D-биопринтере не просто точные аналоги реальных органов, но и их усовершенствованные модификации? Очевидно, что это может рано или поздно привести к трансформации человека в своего рода «сверхчеловека». А здесь уже возникает вся та мировоззренческая проблематика, которая связана с «трансформативной антропологией» в целом. Более того: не научатся ли ученые со временем печатать – орган за органом – пусть не человека, но хотя бы некое его подобие, «гомункула», который, например, сможет выполнять за человека работу, не требующую высокого интеллекта?» Но перспектива такого «узаконенного рабства» заведомо попадает в проблемное поле этики и биоэтики [2, с. 63-64].

Выводы

Проведенный нами анализ связи философии в её основных функциях с медициной позволяет резче прочертить теоретические границы между различными функциями философии и глубже понять связи между ними. Кроме прочего, полученные результаты можно использовать в учебно-методических целях – в качестве классификации основных направлений возможной научно-исследовательской работы студентов по «философии медицины», то есть исследований, имеющих пограничный между медициной и философией характер. Кроме того, проведенный нами анализ должен помочь студентам глубже уяснить дисциплинарную структуру философии. Ведь, как можно заметить, рассмотренные выше функции философии в целом соответствуют основным разделам философии («философским наукам»): мировоззренческая и интегративная функции – онтологии, методологическая, критическая и прогностическая – эпистемологии, гуманистическая – философской антропологии, аксиологическая – аксиологии.

 

Список литературы

1. Балалыкин Д. А. Религиозно-философские системы и их значение для истории медицины // История медицины. Научно-практический журнал. 2014. № 1. С. 9–25.

2. Данилова О. М. 3D-биопринтинг и мировоззренческие аспекты его применения / О. М. Данилова, Д. Н. Сырчина// Теория и практика современной науки. 2016.№ 6-2 (12). С. 461–464.

3. Каликанов С. «Анатомия человеческого духа» А. Ухтомского (Об Ухтомском, доминанте и духовной психофизиологии) // Контекст-9: литературно-философский альманах. № 9. 2003. С. 261–274.

4. Литвак М. Е. Принцип сперматозоида: учебное пособие. Изд. 21-е. Ростов н/Д: Феникс, 2008. 503 с.

5. Маритен Ж. Философ во граде. – URL: http://web-local.rudn.ru/web-local/uem/ido/11/chrest/mariten.htm

6. Михайлов А.Е. Мировоззренческая подготовка будущего врача. Вятский медицинский вестник. 2017. № 2.

7. О человеческом в человеке / Под общ.ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. 384 с.

8. Пирогов Н. И. Вопросы жизни // Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1985. 493 с.

9. Сергеева М.С. «Физиологический коллективизм»: истоки идеи и практическая реализация в Институте переливания крови // История медицины. 2015. № 4. Т. 2. С. 519–532.

10. Харитонова А. Ю. Телесно-ориентированная психотерапия и медитативный танец в коррекции репродуктивной сферы женщины // Психология телесности между душой и телом / ред.-сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2007. С. 716–723.

References

 

1. Balalykin D. A. Religiozno-filosofskie sistemy i ih znachenie dlya istorii mediciny // Istoriya mediciny. Nauchno-prakticheskij zhurnal. 2014. № 1. S. 9–25.

2. Danilova O. M. 3D-bioprinting i mirovozzrencheskie aspekty ego primeneniya / O. M. Danilova, D. N. Syrchina // Teoriya i praktika sovremennoj nauki. 2016. № 6-2 (12). S. 461–464.

3. Kalikanov S. «Anatomiya chelovecheskogo duha» A. Uhtomskogo (Ob Uhtomskom, dominante i duhovnoj psihofiziologii) // Kontekst-9: literaturno-filosofskij al'manah. № 9. 2003. S. 261–274.

4. Litvak M. E. Princip spermatozoida: uchebnoe posobie. Izd. 21-e. Rostov n/D: Feniks, 2008. 503 s.

5. Mariten Z. Filosof vo grade. – URL: http://web-local.rudn.ru/web-local/uem/ido/11/chrest/mariten.htm

6. Mikhajlov A. E. Mirovozzrencheskaya podgotovka budushchego vracha // Vyatskij medicinskij vestnik. 2017-2

7. O chelovecheskom v cheloveke / Pod obshch. red. I. T. Frolova. M.: Politizdat, 1991. 384 s.

8. Pirogov N. I. Voprosy zhizni // Pirogov N. I. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya. M.: Pedagogika, 1985. 493 s.

9. Sergeeva M. S. «Fiziologicheskij kollektivizm»: istoki idei i

prakticheskaya realizaciya v Institute perelivaniya krovi // Istoriya mediciny. 2015. № 4. T. 2. S. 519–532.

10. Haritonova A. YU. Telesno-orientirovannaya psihoterapiya

i meditativnyj tanec v korrekcii reproduktivnoj sfery zhenshchiny // Psihologiya telesnosti mezhdu dushoj i telom / red.-sost. V. P. Zinchenko, T. S. Levi. M.: AST: AST MOSKVA, 2007. S. 716–723.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...