Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Терпенье и труд мозги перетрут?

КОШМАР С ПЕРЕРЫВОМ НА КАНИКУЛЫ?

Психологическое эссе ко Дню знаний.

Анонс психологического практикума «Как научить детей учиться без стресса?»

Заканчиваются летние каникулы…

Кого из детей ни спрошу, в школу не хочет идти никто! Неужели же не соскучилась даже по одноклассникам?! Странно… Море книг написано о школьной дружбе и о школьных учителях. Значит, были же времена, когда в школе было так здорово, что по ней скучали. В чем дело? Может, в прошлые времена школы в самом деле были такими, что по ним можно было скучать?

Но ведь при всём несовершенстве наша массовая школа всё же даёт детям одну очень важную возможность - учиться жизни в социуме. Происходит это, увы, не благодаря усилиям школы, а скорее, вопреки им - просто потому, что жизнь богаче и мощнее всех натужных, глубокомысленных педагогических теорий и затейливых воспитательных практик.

Тому, как строить отношения, как находить друзей и противостоять врагам, как стать лидером или не оказаться пешкой в руках манипуляторов, как понра­виться хорошему парню или девочке и не стать жертвой плохих и как разобраться в том, кто есть кто... Всему этому наши де­ти учатся сами, и по дороге в школу, и на переменах, даже во время объяснения учителем нового материа­ла на уроке. И это - то прекрасное времяпрепровождение, по которому должен скучать каждый нормальный ребёнок, отлучённый от школы на время каникул.

Что наша школа умеет делать лучше всего?

 

Как вы ду­маете, почему первое, что слышат посту­пившие в вуз абитуриенты в первый свой студенческий учебный день от первого же преподавателя: «А теперь забудьте всё, чему вас учи­ли в школе?»

Потому, что наличие термина «интеграл» в словарном запасе выпускника ещё ни о чём не говорит. И еще, разумеется, потому, что информация, вкладываемая в головы детей нашей современной массовой школой, на 90 % - лишняя, бессистемная и бесполезная. А настоящее обучение начинается только в колледже или вузе. И то при ус­ловии, что ребёнку повезло, и школа его не искалечила. То есть не привила стойкое отвращение к процессу познания, не внуши­ла комплекс неполноценности, ущербности, отверженности... Это, к сожалению, наша школа делает лучше всего остального.

Готовя психологический практикум «Как научить детей учиться без стресса?», попробовала поднять школьную тему среди читателей библиотеки «Фолиант». Получила вот какие отклики:

 

- Во многом согласна!!! Это настолько наболевшая тема для меня... даже трудно её обсуждать. Пока работала в ВУЗах и колледжах, я пыталась решить какие-то, хотя бы мелкие «шипы и зарубки» - проблемы обучающих программ. Хотелось сделать материал интересным для восприятия учащихся...

Видела, как замечательно наша школа отбивает желание учиться у пришедших на первый курс студентов. Много недочетов в наших учебных структурах, в требованиях к учителям, к учащимся.....Но система слепа и глуха... Это огромный бульдозер, который сминает на своем пути все, что не соответствует его «программе».

Мне слишком больно... я не хочу расстраивать себя и развивать эту тему. Скажем так... я - полусдохший ошметок, отброшеный нашей системой на обочину. Сколько ни говори, сколько не делай попыток, ничего не изменится.

(Ирина Петровна Кондратьева, педагог с большим стажем работы в колледже и ВУЗе).

 

- Как сказал Ф. Энгельс: «Армия - это слепок общества». То же самое можно сказать про школу...

(Андрей Викторович Кудряшов, консультант по менеджменту качества)

 

- У меня на эту тему столько боли накопилось... Сын по состоянию здоровья с 7 класса ходил в школу только на индивидуальные уроки. Часто вместе с ним просматривала учебники. Некоторые (по биологии) сделаны глубоко и научно, иные (по истории) поражают скупостью и лаконичностью информации. Понимаю, что до сих пор все зависит в школе от учителя. Только его талант помогает ребятам преодолеть «бег с препятствиями» накрученной школьной программы. А если учитель бездарен - пиши пропало...

Кроме того, сама преподаю в вузе. Здесь тоже все неоднозначно. Дети после школы приходят как ослики - привыкли нести поклажу любой информации, но вот думать самостоятельно, работать творчески могут далеко не все. Удивляют и элементарные ошибки в их письменных работах. Ведь я читаю лекции гуманитариям, а они должны быть безусловно грамотными.

Еще один аспект. Современные дети попали под влияние компьютерных игр, поэтому им скучно от бесконечной говорильни на уроках и лекциях. Нужны интерактивные программы, с использованием компьютерных презентаций, вовлекающие их в тему, материал, процесс лекции или урока... Опять же все зависит от педагога!

Словом, битву за умы и души наших детей мы пока чаще проигрываем, чем выигрываем.

(Диана Николаевна Стуканова, журналист, преподаватель ТГУ).

 

Терпенье и труд мозги перетрут?

Дети в школе слишком загружены - это утверждение стало уже настолько общим местом, что воспринимается большинством, как нечто само собой разумеюще­еся, как неизбежное и непобедимое зло. Тем неожиданнее для меня оказалось мне­ние детского и подросткового психиат­ра, психотерапевта Владимира Киреева: «Количество значимой для детей информа­ции в школе - ниже всякой нормы».

Дело в том, пояснил доктор Киреев, что одна и та же информация неодина­ково воспринимается разными людьми. Вот, скажем, вой сирены машины «ско­рой помощи». Кто-то в этот момент сразу начнёт набирать телефонный номер пре­старелых родителей - не случилось ли че­го. А другой эту сирену даже не заметит.

Школа грузит детей одной информа­цией, детям же необходима другая - зна­чимая для них в конкретном возрасте и определённом социуме. Про первую под­ростки говорят: «Слушай, не грузи! А?» Вторую ищут сами.

Мнение, что современные дети ле­нивы, ничем не интересуются и ко всему безразличны, на мой взгляд, ошибочно. Они читают Кира Булычева и Дмитрия Емца, в их лексиконе появляются смешные пословицы и поговорки («Слово - не воробей, догони и убей!», «Терпенье и труд мозги перетрут», «От труда сдохла и рыбка из пруда». «На обиженных водку возят» и др.)

Любой человек хочет быть заинтересованным, во что-то вовле­чённым. Подросток тем более постоянно жаждет новой, интересующей именно его информации. Но не получает. И тогда он «догружается» на стороне и не всегда тем, чем следовало бы. Или подавляет свой интерес компьютерными стрелялками, табаком, алкоголем, наркотиками.

Так складывается стратегия жизни школьников - постоянный поиск того, что отвлекает, чтобы не было так скучно. Скучно же по­тому, что ни школа, ни родители не дают ребёнку действительно необходимой ему информации.

Известно: часто дети, с трудом одоле­вающие школьный курс по литературе, вдруг запоем начинают читать книги «не по программе». Легко запоминают факты из телепередач или рассказ экскурсовода в музее. Не потому ли, что эта значимая информация отвечает на какие-то насущ­ные вопросы их внутренней жизни?..

Может быть, когда наша школа будет отвечать на эти вопросы (в режиме вза­имно необходимого диалога), а не застав­лять заучивать неприменимые к жизни сведения, дети начнут ходить туда с удо­вольствием?!

А вы как думаете? Обсудим?

 

P.S. Психологический практикум для подростков и их родителей на тему: «Как научить детей учиться без стресса?» состоится в библиотеке «Фолиант» 5 сентября 2017 года в 15.00.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Асмолов А. Чем нас пугает реформа школы?/ Александр Асмолов// PSYCHOLOGIES. - 2011.- № 61 (май).

2. Веркин Э. Для мальчиков и девочек: книга советов по выживанию в школе/ Эдуард Веркин.- М.: «Эксмо», 2008.- 320с. - (Настольная книга для девочек и мальчиков)

3. Гамаюнова Н. Кого мы растим? //Литературная газета.- 2010 -№ 5.

4. Загорская Н. Как помочь учиться без стресса/ Наталья Загорская //PSYCHOLOGIES. - 2010. - № 53.

5. Маанди В. Ученье-свет, но учебников - тьма…/Вероника Маанди//Литературная газета. -2010 - №11(24-30 марта) - Стр.14.

6. Полякова Д. Родители сами как дети//Литературная газета.- 2010.- №11(24-30 марта).- Стр.14.

7. Цукерман Г. Введение в школьную жизнь/Галина Цукерман. - М.: Генезис, 2003.

8. Цукерман Г. Как младшие школьники учатся учиться/ Галина Цукерман. - М.: ПЦ "Эксперимент», 2000.

9. Цукерман Г. Мастеровой Б. Психология саморазвития/ Галина Цукерман, Борис Мастеровой. - М.: Генезис, 2003.

10. Шевченко Е. Поможет ли школа стать умнее?/ Елена Шевченко// PSYCHOLOGIES. – 2009.- № 41(сентябрь)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...