Ø методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
Ø методы стимулирования и мотивации учения;
Ø методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
М.И.Махмутов
сочетание способов деятельности преподавателя и учащегося
Ø методы преподавателя;
Ø методы учения (исполнительный, репродуктивный, поисковый, частично-поисковый).
Классификация по источнику получения знаний.
I. Словесные методы обучения: применяются во время подготовки к усвоению нового материала в процессе его объяснения, усвоения, обобщения и применения.
«+»
Широко используются в процессе формирования у учащихся теоретических знаний.
Обеспечивают обмен информацией между учителем и учениками.
«–»
Факты и представления даются в готовом виде.
Мало возможностей для постановки и решения проблемных вопросов и заданий, выполнения творческих работ.
Развитие логического мышления, познавательной самостоятельной активности.
1. РАССКАЗ – словесное описание событий, процессов, явлений в природе, обществе, в жизни отдельного человека, в группе людей.
Ведущая функция – обучающая.
Сопутствующие функции: развивающая, воспитывающая, побудительная, контрольно-коррекционная.
Педагогические требования:
Должен обеспечивать достижение дидактических целей урока:
С целью изложения нового материала.
С целью обобщения.
С целью закрепления материала.
С целью подготовки к восприятию материала.
Содержать только достоверные и научно проверенные факты.
Быть эмоциональнее.
Иметь четкую логику изложений.
Излагаться простым и доступным языком.
Включать род ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых предложений.
Занимать 10-15 минут.
Необходимо учитывать структуру:
Начало.
Развитие событий.
Кульминационный момент.
Финальная часть.
Широкое использование наглядности.
2. БЕСЕДА – диалогический метод, при котором учитель путем постановки вопросов побуждает учащихся рассуждать и подводит учеников к пониманию нового материала и проверяет усвоение изученного.
Ведущая функция – побуждающая.
Педагогические требования:
Т.к. беседа – вопросно-ответная форма, то главное – строго продуманная система вопросов и предполагаемых ответов учащихся.
В беседе должны быть использованы различные виды вопросов: главные, второстепенные, дополнительные.
Вопросы не должны содержать ответа.
Вопросы должны соответствовать уровню учащихся – не должно быть труднодоступных терминов.
Для младших классов вопрос желательно повторять только один раз – внимательность.
Не ставить длинные или двойные вопросы.
Не должно быть «подсказывающих» вопросов.
Если никто не может ответить, то вопрос нужно раздробить на части и задать наводящий вопрос.
«+»:
Активизирует деятельность ученика на уроке.
Развивает память и речь.
Помогает контролировать знания учащихся.
Может быть проводником личностного воздействия учителя на ученика.
3. ОБЪЯСНЕНИЕ – стройное и логически последовательное изложение учителем учебного материала, сочетающееся с наблюдением учащихся.
Ведущая функция – побуждающая.
Педагогические требования:
Т.к. в объяснении учителя всегда много суждений, умозаключений и доказательств, то главное в методике объяснения:
Ясная, отчетливая постановка нового вопроса перед учащимися.
Последовательное изложение материала.
Обязательное проведение инструктажа (вид объяснения и предъявление задания):
Элементы беседы.
Показ приемов работы, порядка действий.
Проверка качества усвоения материала.
4. ЛЕКЦИЯ – систематическое последовательное монологическое изложение учителем учебного материала, как правило, теоретического характера.
5. ДИСКУССИЯ – метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины.
6. РАБОТА С КНИГОЙ – метод обучения, включающий ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками:
Конспектирование.
Составление плана текста.
Тезирование.
Цитирование.
Аннотирование.
Составление формально-логической модели (схема-изображение прочитанного).
Составление базовых понятий по теме, разделу.
Составление матрицы идей различных авторов.
Сущность метода: овладение новыми знаниями + умение работать с книгой самостоятельно.
Педагогические требования:
Отбирать посильный для учащихся труд.
Всякую работу с учебной литературой начинать с обстоятельственного вступительного объяснения учителя.
Необходимо наблюдать за действиями учащихся и фиксировать тех, у кого задания не получаются.
Работа с учебником не должна занимать в начальной школе более 10-15 минут.
Факторы, определяющие эффективность:
· Когда ваши дети умеют свободно читать и понимать прочитанное.
· Умение выделять главное в изучаемом материале.
· Умение вести записи, сопоставлять структурные и опорные схемы.
«–»:
Малоэкономичен, большие затраты времени.
Не учитывает индивидуальные особенности учащихся.
Плохо составленные книги не располагают достаточным материалом для самоконтроля и управлением процессом обучения.
7. ДИСПУТ – метод обучения, основанный на столкновении мнений различных точек зрения.
II. Наглядные методы обучения: способы усвоения учебного материала, который находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств.
Цель:
Обогащение и расширение непосредственного чувственного опыта детей.
Развитие наблюдательности.
Изучение конкретных свойств предметов.
Создание условий для перехода к абстрактному мышлению и систематизации изученного.
В начальных классах применяется наглядность:
· Естественная (гербарий, минеральные камни).
· Рисунковая.
· Объемная.
· Звуковая (аудиозаписи).
· Графическая.
1. НАБЛЮДЕНИЕ:
· Наблюдение натуральных объектов в реальных условиях.
· Наблюдение в классе.
Задачи:
Развить интерес к окружающей жизни.
Научить анализировать природные и социальные явления.
Педагогические требования:
Подготовка учащегося к наблюдению (что наблюдаем, с какой целью).
Подключение к восприятию одновременно различных органов чувств.
Оформление результатов наблюдений (устно или письменно).
2. ДЕМОНСТРАЦИЯ – показ опытов, технических установок, телепередач, видеофильмов, компьютерных программ и др.
Педагогические требования:
Наглядность применять в меру.
Согласовывать демонстрируемую наглядность с содержанием материала.
Должна соответствовать возрасту.
Могли воспринимать по возможности всеми органами чувств, а не только глазами.
Необходимо четко выделять главное, существенное в демонстрируемом объекте.
В момент объяснения показывать, после этого убрать; избегать предварительного обследования.
При демонстрации натуральных объектов начинают с внешнего вида, переходят к внутреннему устройству; специально выделяют отдельные свойства.
3. ИЛЛЮСТРАЦИЯ – показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фото, рисунков, схем, репродукций и др.
Педагогические требования: такие же, как в демонстрации.
4. ВИДЕОМЕТОД
Демонстрация используется тогда, когда процесс и явления учащихся должны достигнуть в целом. Когда же требуется осознать сущность явления, взаимосвязи между компонентами, прибегают к иллюстрации.
III. Практические методы обучения.
Назначение: формирование умений и навыков.
1. УПРАЖНЕНИЯ – многократное выполнение учащимися определенных действий с целью выработки и совершенствования умений и навыков в учебной работе.
a) Устные: способствуют развитию культуры речи, памяти, внимания, познавательных возможностей учащихся.
b) Письменные: закрепление знаний, их применение.
c) Графические: помогают лучше воспринимать, осмысливать, запоминать материал; развивает пространственное мышление.
d) Учебно-трудовые: обращение с орудиями труда, лабораторным оборудованием.
В зависимости от учащихся:
e) Воспроизводящие.
f) Тренировочные.
g) Творческие.
Педагогические требования:
Сознательный подход учащихся к выполнению упражнений.
Знание правил выполнения действий.
Системность проведения упражнения.
Учет достигнутых результатов.
Соблюдение дидактической последовательности при выполнении.
2. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА – основа в проведении учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, инструментов и др. технических представлений.
Могут проводиться:
a) В иллюстративном плане: учащиеся в своих опытах делают то, что было ранее продемонстрировано учителем.
b) В исследовательском плане: ученики сами на основании метода приходят к новым методам.
3. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ (ДИДАКТИЧЕСКАЯ) ИГРА – специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых ученикам предлагается найти выход.
В начальной школе игры по правилам.
Функции:
1) Активизирует познавательные процессы.
2) Воспитывает интерес и внимание детей.
3) Развивает способности.
4) Учит действовать детей по правилам.
5) Закрепляет знания и умения.
6) Развивает любознательность и вводит детей в жизненные ситуации.
Элементы дидактической игры:
Игровая ситуация.
Упражнение.
Прием.
Компоненты дидактической игры:
Мотивационный: интересы, потребности, определяющие желание детей принимать участие в игре.
Ориентировочный: выбор средств и методов игровой деятельности.
Исполнительный: действия, операции, позволяющие реализовать поставленную игровую цель.
Контрольно-оценочный: стимулирование или коррекция активной игровой деятельности.
4. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА – направлена на применение полученных знаний к решению практических задач.
Классификация средств обучения.
Понятие «средства обучения»:
В широком смысле: все то, что способствует достижению целей образования (методы, формы, содержание).
В узком смысле: учебные и наглядные пособия, технические средства обучения и т.д.