Игра «Я, мы, он, она — вместе дружная семья»
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Чему научится ребенок: изменять глаголы по лицам. Оснащение: игра проводится устно. Ход игры: произнесите предложение, например: «Я собираю овощи». Предложите ребенку повторить предложение, но вместо «я» сказать «ты». Ты... (что делаешь?). Лексический материал: мы, вы, он, они; гуляю, поливаю, чищу. Я гуляю в парке. Мы гуляем в парке. Ты гуляешь в парке. Вы гуляете в парке. Он гуляет в парке. Они гуляют в парке. Я поливаю цветы. Мы поливаем цветы. Ты поливаешь цветы. Вы поливаете цветы. Она поливает цветы. Они поливают цветы. Я чищу грибы. Мы чистим грибы. Ты чистишь грибы. Вы чистите грибы. Он чистит грибы. Они чистят грибы. Лет (старшая группа) Игра «Угадай, где ошибка» Чему научится ребенок: выражать в речи целевые и причинные синтаксические отношения; обогатит словарный запас, уточнит значение некоторых слов; игра способствует развитию зрительного и слухового внимания, связной речи. Оснащение: сюжетная картинка (см. вклейку, рис. 23). Ход игры: покажите ребенку картинку. Скажите, что картинка называется «Осень», но художник изобразил осень неправильно, с ошибками. Предложите ребенку исправить ошибки художника. Предупредите ребенка, что сначала вы прочтете стихотворение А. С. Пушкина об осени, для того чтобы ему было легче найти ошибки:
Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. (Из поэмы «Евгений Онегин») Анализируя изображенное на картинке, ребенок должен перечислить приметы осени: «Осенью становится холоднее, идут частые дожди, собирают урожай, надевают теплые вещи» и т. д.
Игра «Загадки» Чему научится ребенок: различать фрукты и овощи, называть и группировать их; ориентироваться на окончания слов при согласовании имен существительных и прилагательных в роде; игра способствует развитию аналитико-синтетической деятельности. Оснащение: натуральные фрукты и овощи. Ход игры: сначала предложите ребенку перечислить фрукты и овощи, лежащие на столе; затем предложите отгадать загадки (все загадки должны иметь описательный характер. Лексический материал: Красный, круглый, мясистый... (помидор); сочное, румяное, спелое, вкусное... (яблоко). Затем поиграйте так: предложите ребенку рассказать о каком-нибудь овоще (фрукте), не называя его, а сами попробуйте отгадать.
Игра «Подбери слова» Чему научится ребенок: расширит словарный запас, уточнит значение слов; игра способствует развитию мышления. Оснащение: игра проводится устно. Ход игры: предложите ребенку подобрать к глаголам имена существительные. Лексический материал: моросит... (дождь); созревают... (овощи, фрукты); вянет... (трава); улетают... (птицы); желтеют... (листья); выкапывают... (луковицы); опадают... (листья); квасят... (капусту); льет... (дождь); солят... (огурцы); мокнет... (земля); собирают... (семена; овощи).
Игра «Слова-антонимы» Чему научится ребенок: разбираться в смысловом значении слов; усвоит конкретные пары антонимов. Оснащение: игра проводится устно. Ход игры: объясните ребенку, что антонимы — это слова с противоположным смысловым значением, например: хороший — плохой; большой — маленький; быстро — медленно; идти — бежать. Лексический материал: куст старый —... (молодой); орех большой —... (маленький); звери сытые —... (голодные); камешки чистые —... (грязные); ветка длинная —... (короткая); корзина тяжелая — корзинка... (легкая), гриб слева — гриб... (справа); летом теплее, осенью —... (холоднее).
Игра «Измени слово» Чему научится ребенок: употреблять имена существительные мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа в винительном и творительном падежах. Оснащение: игра проводится устно. Ход игры: предложите ребенку закончить фразу, изменив единственное число существительного на множественное: «Я вижу белку — я вижу... (белок). Я чищу гриб — я чищу... (грибы). Я иду за яблоком — я иду за... (яблоками). Я мою грушу — я мою... (груши). Я сорвал кленовый лист — я сорвал кленовые... (листья). Я кормлю зайца — я кормлю... (зайцев)».
Игра «Лишнее слово» Чему учится ребенок: образовывать имена существительные с помощью суффиксов. Оснащение: игра проводится устно. Ход игры: произносите ряд слов. Предложите ребенку определить и назвать лишнее слово, объяснив при этом свой выбор. Лексический материал: Камешек, грибочек, листочек, орех; камень, гриб, лист, орешек; грибок, сучок, орех, листок.
Игра «Назови общую часть» Чему научится ребенок: правильно произносить безударные гласные. Оснащение: игра проводится устно. Ход игры: произносите слова, голосом выделяя общую морфему (корень). Предложите ребенку определить и назвать общую часть родственных слов, объяснив при этом свой выбор. Лексический материал: Лист очек — лист венный — лист венница — лист ья. Гриб ной — гриб очек — гриб ница — гриб ник. Ореш ник — ореш ек — орех и. Дожд ик — дожд ище — дожд евик — дожд ливый. Желуд и — желуд евый. Трав яной — трав ник — трав ница — трав ушка — трав инка. Ветр яные — ветер ок — ветр ы — ветр ище — ветр одуй. Холод ок — холод ище — холод ный — холод нее — холод ильник. Птиц ы — птич ий — птич ница — птич ник. Осин ка — под осин овик — осин ы. Дерев це — дерев янный — дерев ья.
Игра «Слова» Чему научится ребенок: согласовывать имена существительные с прилагательными. Оснащение: игра проводится устно. Ход игры: предложите ребенку отвечать на ваши вопросы, правильно изменяя слово «осенний». Спросите малыша: «Куртка какая?» (Осенняя.) «Дождь какой?» (Осенний.) «Погода какая?» (Осенняя.) «Настроение какое?» (Осеннее.) Предложите ребенку отвечать на ваши вопросы, употребляя и правильно изменяя слово «лесной»:
«Малинка какая?» (Лесная.) «Орех какой?» (Лесной.) «Озеро какое?» (Лесное.) «Яблоки какие?» (Лесные.) «Тропинка какая?» (Лесная.)
Игра «Повар» Чему научится ребенок: согласовывать имена прилагательные с существительными, Оснащение: игра проводится устно. Ход игры: предложите ребенку стать поваром и рассказать, что можно приготовить из продуктов, которые вы назовете. Лексический материал: Грибы — грибной суп, грибные котлеты, грибной соус, грибная пора... Лимоны — лимонный пирог, лимонный сок, лимонный сироп... Картофель — картофельное пюре, картофельный суп, картофельные котлеты, картофельная запеканка... Морковь — морковный сок, морковные котлеты... Яблоки — яблочный уксус, яблочное варенье, яблочное пюре... Клюква — клюквенный морс, клюквенный пирог... Орехи — ореховое печенье, ореховый соус... Тыква — тыквенное варенье, тыквенный сок, тыквенная каша...
Игра «Назови ласково» Чему научится ребенок: образовывать слова с помощью суффиксов. Оснащение: мяч. Ход игры: произнесите фразу и бросьте мяч ребенку. Предложите ребенку, возвращая вам мяч, изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково. Лексический материал: Орех крепкий — ореш ек креп еньк ий. Лист желтый — листоч ек желт еньк ий. Куртка теплая — курто чк а тепл еньк ая. Ягоды вкусные — ягод к и вкусн еньк ие. Ягоды кислые — ягод к и кисл еньк ие. Камень чистый — камеш ек чист еньк ий. Палка длинная — пало чк а длинн еньк ая. Ветка короткая — вето чк а корот еньк ая.
Игра «Покажи картинку» Чему научится ребенок: правильно употреблять глаголы с разными приставками. Оснащение: сюжетные картинки (см. вклейку, рис. 24). Ход игры: предложите ребенку показать на картинку, соответствующую фразе. Лексический материал: Мальчик во шел в лес — мальчик вы шел из леса. Мальчик под ходит к елке — мальчик от ходит от елки. Мама от крывает окно — мама за крывает окно. Птицы при летают — птицы у летают.
Лет (подготовительная группа) Игра «Антонимы» Чему научится ребенок: подбирать антонимы к словам. Оснащение: игра проводится устно. Ход игры: объясните ребенку, что антонимы — это слова с противоположным смысловым значением, например: день — ночь, тепло — холодно, большой — маленький. Прочтите ребенку текст. Предложите найти в нем слова, противоположные по смыслу: «Странный в сентябре лес — в нем рядом весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка. Теплое солнце и холодный ветер. Увядание и расцвет. Песни птиц и тишина. Грустно и радостно». Игра «Прилагательные» Чему научится ребенок: игра способствует развитию слуховой памяти и слухового внимания, обогащению словарного запаса. Оснащение: игра проводится устно. Ход игры: предложите ребенку послушать отрывок из стихотворения Л. Парамоновой. Попросите его назвать слова, отвечающие на вопрос «какой?»:
Задумчивая ласковая осень К нам тихо, незаметно подошла, Багряный свой наряд на лес набросив, Холодные туманы принесла... Предложите ребенку подобрать синонимы к выделенным словам. Спросите ребенка, как он понимает выражения «багряный наряд», «ясное небо», «скирды хлеба». Если малыш затрудняется ответить, объясните ему.
Игра «Найди быстро ошибку» Чему научится ребенок: согласовывать имена существительные с прилагательными. Оснащение: игра проводится устно. Ход игры: предложите ребенку сыграть в игру «Найди быстро ошибку». Называйте предложение, где имя прилагательное заменено тем существительным, от которого оно образовано. Попросите ребенка назвать имя прилагательное. Скажите: «На улице льет холодный (осень) дождь. Какой льет на улице дождь?» (Холодный осенний.) Лексический материал: С моря дует (тепло) ветер. Мы собрали (богатство) урожай яблок. В пути мы попали под (грибы) дождь. Ветер дует (холод) осенний. В лесу рыщут злые (голод) волки.
Игра «Слова-синонимы» Чему научится ребенок: подбирать синонимы к словам, правильнее и точнее выражать свои мысли. Оснащение: игра проводится устно. Ход игры: объясните ребенку, что синонимы — это слова, которые близки по смыслу, но отличаются смысловыми оттенками, например: слово «хороший» имеет синонимы — добрый, прекрасный, сердечный, красивый; «бежит» — несется, мчится. Предложите ребенку подобрать устно как можно больше синонимов ко всем словосочетаниям, а затем составить с любым из них предложение. Лексический материал: Пасмурный день — унылый, дождливый, серый. Плохое настроение — грустное, печальное. Ясный день — безоблачный, светлый, погожий. Хорошее настроение — радостное, веселое.
На улице холодно — зябко, морозно. Предложите ребенку послушать стихотворения и найти синонимы: Мы с утра в лесу гуляем, В парке целый день хожу, За жучками наблюдаем. Целый день я там брожу. Мы устали, утомились, Все хожу, все брожу, А потом и заблудились. Но грибов не нахожу.
Игра «Объясни» Чему научится ребенок: употреблять слова с переносным значением. Оснащение: игра проводится устно. Ход игры: объясните ребенку, что многие слова употребляются в переносном значении, т.е. иносказательно. Например, «золотые руки» — это означает умелые, ловкие руки; руки, которым цены нет, которые оцениваются так же высоко, как золото. Это выражение иносказательное. «Золотой кулон» — это вещь, сделанная из золота. Это выражение употреблено в прямом смысле слова. Предложите ребенку определить, какие из слов употреблены в прямом, а какие — в переносном значении. Попросите его объяснить переносное значение следующих выражений. Лексический материал: Осенний дождь, осеннее настроение; золотая осень, золотое кольцо; поздняя осень, поздний ребенок; воет ветер, воет волк; голый лес, голый малыш.
Игра «Скажи правильно» Чему научится ребенок: различать значения глаголов с разными приставками. Оснащение; игра проводится устно. Ход игры: произносите предложения. Предложите ребенку, выбрав нужное слово, сказать предложение правильно. Лексический материал: Гуси (подплыли, отплыли) от берега. Мальчик (подбежал, отбежал) от гусей. Белка (залезла, вылезла) из дупла. Девочка (вылила, налила) воду из ведра. Ежик (залез, вылез) в норку. Люди (вошли, вышли) в лес.
Игра «Подбери слово» Чему научится ребенок: подбирать местоимения к словам, обозначающим одушевленные и неодушевленные предметы, явления природы. Оснащение: игра проводится устно. Ход игры: предложите ребенку вставлять пропущенные слова (он, она, оно, они) в предложения. Лексический материал: Лист упал с куста —... засох. Ягодка вкусная —... душистая. Яблоко сладкое —... спелое. Дует ветер —... срывает листья с деревьев. Бежит ручей —... журчит и звенит. Цветы исчезли в лесу —... завяли. Птицы собираются в дальний путь —... полетят в теплые края.
Игра «Дополни предложение» Чему научится ребенок: уточнит значение имен прилагательных. Оснащение: игра проводится устно. Ход игры: предложите ребенку продолжить начатое вами предложение, подбирая слова, обозначающие признаки предмета. Скажите: «В парнике поспели... помидоры. Что ты можешь сказать о помидорах, какие они?» (Крупные, сочные, красные.) Дальнейшая игра строится аналогично. Лексический материал: Ветер срывает... (красивые, желтые, красные, разноцветные) листья. Ветер разгоняет... (темные, черные) тучи. Дети увидели поделкой... (большой, крепкий, красивый, целый, съедобный) гриб.
Игра «Лишнее слово» Чему научится ребенок: игра способствует уточнению значения слов, обогащению словаря, развитию аналитико-синтетической деятельности. Оснащение: игра проводится устно. Ход игры: прочтите ряд слов и предложите ребенку найти лишнее слово, объяснив свой выбор. Лексический материал: Куртка, сапоги, шапка, брюки, носки; тыква, капуста, картофель, кабачок, клубника; черника, голубика, земляника, клюква, грибы; береза, ольха, яблоня, рябина, ель; осень, зима, весна, утро; утро, день, осень, вечер; мухомор, лисичка, подосиновик, подберезовик.
Игра «Как сказать иначе?» Чему научится ребенок: употреблять в речи причастия. Оснащение: игра проводится устно. Ход игры: предложите ребенку послушать составленное вами предложение: «Гриб растет под елкой». Объясните ребенку, что с помощью вопроса можно образовать новое слово. «Гриб растет. Гриб какой? растущий гриб». Предложите составить предложение по этому словосочетанию. Пример: «Мы увидели растущий поделкой гриб». Лексический материал: Листья желтеют — желтеющие листья; птицы улетают — улетающие птицы; дождь моросит — моросящий дождь; осень наступила — наступившая осень.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|