Современное состояние гостиничного рынка России
04.04.2006
Денежную емкость гостиничного рынка аналитики оценивают в $1,7–2 млрд, а темпы роста – в 20-25% в год. Наибольший спрос приходится сегодня на гостиницы среднего ценового сегмента. Средний класс отелей, наиболее распространенный на Западе, в российской гостиничной индустрии не освоен, - сообщается в аналитическом отчете «Тенденции развития российского гостиничного рынка», выпущенном агентством ABARUS Market Research в конце марта 2006 г.
Интерес к гостиничному строительству в России наметился около двух лет назад и продолжает расти. Подкрепляется он сохраняющимся дефицитом предложения гостиничных услуг практически во всех ценовых категориях при стабильном спросе. Особенно заметная активность гостиничного строительства отмечается в Москве и Санкт-Петербурге, ряде городов-миллионеров, а также в Краснодарском крае. В ряде регионов гостиничный бизнес развивается даже более динамично, чем другие сектора рынка недвижимости: жилищный и торгово-офисный.
В Москве главным фактором выступает дороговизна земли, а также отсутствие удобных мест для застройки гостиниц. Столичное правительство неоднократно заявляло о своей готовности способствовать развитию рынка гостиничных услуг, однако бюрократические препоны все еще сильны. Кроме этого, московские власти довольно неудачно, по мнению экспертов, инициируют реконструкцию и замену существующего гостиничного фонда. В течение последних трех лет московский рынок уменьшился на 3,5 тысячи номеров только в снесенных гостиницах. А это практически четверть номерного фонда среднего сегмента. Снос гостиниц между тем продолжается.
По данным отчета, в 2005 году туристический поток из-за рубежа снизился более чем на 16%, а по экспертным оценкам – на все 25%. В первую очередь дороговизна гостиниц отпугивает туристов, желающих посетить Россию с ознакомительными целями. Бизнес-туристы останавливаются в отелях «4-5 звезд», с предложением которых в обеих столицах дела обстоят чуть лучше по сравнению с гостиницами средней категории. За последние два с половиной года в Москве и Санкт-Петербурге в совокупности открылось около десятка довольно крупных (свыше 50 номеров) отелей верхнего сегмента, что впрочем, пока никак не сказалось на уровне цен, которые все еще существенно превышают мировые.
Серьезной альтернативой гостиницам в таких условиях становятся съемные квартиры с посуточной оплатой – апартаменты. Можно сказать, что именно из таких апартаментов «вырос» петербургский рынок мини-отелей, которые по большей части представляют собой выкупленные подъезды в многоквартирных домах. К настоящему времени предложение гостиничных услуг этого сектора в Санкт-Петербурге находится на том уровне, когда уже можно говорить о конкуренции. Подтверждением этому служит возникновение ассоциации мини-гостиниц. Такая кооперация, скорее всего, поспособствует еще и тому, что теперь услуги большинства мини-гостиниц, до сих пор разрозненные, обретут некоторый регламент и выйдут на более цивилизованный уровень. Московский рынок мини-гостиниц пока развивается медленно, несмотря на то, что инвестиционная деятельность в этом секторе имеет хорошую перспективу.
В российских регионах, в отличие от обеих столиц, активно развивается сегмент мини-отелей и гостиниц среднего ценового уровня. О многообещающих планах заявляют как российские инвесторы, так и крупные международные, однако иностранцев несколько отпугивают высокие риски и бюрократия, поэтому они стараются найти российского партнера.
Гостиничный бизнес Петербурга: новейшая история и актуальные тренды
Илья ТИТОВ
В последние пять лет Петербург сделал колоссальный рывок в развитии гостиничной индустрии, оставив по многим показателям позади даже Москву. Однако и по сей день в городе ощущается нехватка номерного фонда — особенно это касается отелей эконом-класса. О том, не станет ли благое начинание власти по внедрению обязательной классификации отелей дополнительной гирей на ногах бизнеса, почему присутствие всемирно известных гостиничных брендов — не всегда хорошо, а также каким мировым тенденциям должен следовать гостиничный бизнес Петербурга для повышения своей рентабельности, — наш материал.
МОДА НА ОТЕЛИ
Гостиничный бизнес, равно как и вложения в строительство бизнес-центров, любим инвесторами во всем мире. Средний срок окупаемости большого отеля — 8–10 лет, лишь после этого он начинает приносить стабильный доход. Жилой дом при продаже приносит, возможно, и крупную, но сиюминутную прибыль. Однако в течение периода выхода на окупаемость можно заниматься другими строительными проектами — что такое 10 лет для серьезного бизнеса? Миг.
Насыщение строительного рынка жилой недвижимостью не было единственным фактором развития гостиничного бизнеса Петербурга — предложение было определено объективным спросом на номерной фонд, который еще 6–7 лет назад был в дефиците. Именно тогда, в 2004 году правительством Петербурга была провозглашена программа развития гостиничной индустрии. Опережая желания инвесторов и, по сути, выполняя их работу, администрация города способствовала появлению адресного перечня мест, предлагаемых под застройку. Кроме того, инвестору, решившему строить отель, создавались самые благоприятные условия для развития своего начинания — предоставлялись налоговые льготы, оказывалась помощь в оформлении земельных документов (в «нормальных» условиях на это уходило до трех лет — программа сократила срок до полугода). Учитывая, что большинство зданий в центре Петербурга находится под охраной КГИОП, найти площадки под строительство непросто. Губернатор лично знакомила представителей крупных международных отелей с такими предложениями.
«О привлекательности Петербурга для иностранных компаний свидетельствуют мнения первых лиц крупнейших международных сетевых управляющих компаний, прозвучавшие в прошлом году на одном из крупных международных форумов, состоявшемся в нашем городе. В целом они сводятся к следующему: если гостиница может продать свой номер дороже $100 и обеспечивает 40% ную среднегодовую заполненность своего номерного фонда, такой бизнес считается успешным. И гостиничный бизнес Петербурга в целом этому требованию удовлетворяет», — сообщил директор Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии Сергей Корнеев.
ГОСТИНИЧНАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ
Присутствие в Петербурге мировых гостиничных брендов — безусловный стимул для достойных их конкурентов, которых Петербург еще только ожидает. Однако это присутствие имеет и обратную сторону: управление международными компаниями далеко не всегда обеспечивает заполняемость петербургских отелей. Почему? Чтоб ответить на вопрос, нужно заглянуть в историю развития международного гостиничного бизнеса. Изначально владелец и управляющая компания, как правило, были одним лицом. Но по мере развития бизнеса крупные гостиницы — например, Intercontinental — стали, помимо оказания собственно гостиничного сервиса, предлагать себя владельцам других отелей в качестве управляющих компаний. В последние 5–10 лет этот процесс зашел так далеко, что многие крупнейшие гостиничные сети стали продавать свои отели другим инвесторам, целиком уходя в управленческую деятельность.
В Петербурге сегодня инвесторы гостиничных проектов представлены, как правило, российским бизнесом, а управляющие компании — зарубежным. Появляющиеся отечественные управляющие компании, такие как AMAKS или «Азимут», например, пока не создают им значительной конкуренции. Такая ситуация не всегда благоприятна для собственников отеля: порой они слишком восторженно относятся к своим управляющим, полагая, что мировой бренд и соответствующая сеть продаж обеспечат отелю максимальную заполняемость. Однако для бизнеса огромной сети в целом не важно, куда поедет потенциальный клиент — в Петербург или в Гонконг. Тогда как наши компании, особенно так называемые независимые, то есть несетевые отели, целенаправленно занимаются собственным продвижением и, заодно, региона. Вообще, мировая практика показывает, что успех отеля не зависит от принадлежности к сети. При грамотном менеджменте независимый отель может быть не менее успешен, чем сетевой. А для собственника такая форма организации интересна тем, что позволяет избежать больших расходов на управляющую компанию.
ЕСЛИ ЗВЕЗДЫ ЗАЖИГАЮТ — ЗНАЧИТ ЛИ ЭТО, ЧТО ЭТО КОМУ-НИБУДЬ НУЖНО?
Несмотря на поступательное развитие гостиничной индустрии, Петербургу по-прежнему не хватает номерного фонда. Особенно напряженная ситуация в сегменте эконом-класса. И это неудивительно: считается, что быстрее всего окупаются пятизвездочные отели, чуть менее четырехзвездочные и далее по убывающей. Рынок пятизвездочных отелей стал близок к насыщению около двух-трех лет назад, и началось активное строительство отелей четырехзвездочных. Теперь очередь дошла до трех- и двухзвездочных отелей. А ведь отсутствие дефицита именно таких отелей крайне значимо для туристического рынка: в них размещаются организованные туристические потоки.
Сегодня самой популярной среди отельеров темой для обсуждения стало введение обязательной системы классификации (звездочности) гостиничного бизнеса. До 1 января 2010 года в России действовала классификация, разработанная и утвержденная Федеральным агентством по туризму (Ростуризм), которая была одобрена распоряжением Правительства РФ. В обиходе она получила название «Российские звезды», однако особой популярностью программа не пользовалась.
«За время действия системы добровольной классификации (пять лет) свою категорию подтвердили всего лишь 470 средств размещения, что составляет не более 4 % от общего количества работающих гостиничных объектов России. Например, в Санкт-Петербурге категорию «пять звезд» официально имеют всего три гостиницы — Grand Hotel Europe, Radisson Sas и «Гранд Отель Эмеральд». Категорию «3 звезды» подтвердили, в основном, новые гостиницы с номерным фондом до 50 номеров, которые изначально строились с учетом требований системы. В Ленобласти же вообще ни один из отелей не имеет «звезд», — рассказала руководитель направления по сертификации услуг АНО «ТЕСТ-С.-Петербург», эксперт по сертификации и классификации средств размещения Лилия Биткулова.
С одной стороны, ничего страшного в этом нет: во первых, и без того хватало всяких нормативов, а во вторых, гостиничный бизнес был сам заинтересован в качестве предоставляемых услуг. Смысла обманывать клиентов не было — вся информация мгновенно просачивалась в социальные сети. С другой стороны, как показала практика, одной из основных причин отказа от добровольной классификации многие отельеры называли высокую стоимость затрат на приведение номерного фонда или объекта в целом в соответствие требованиям, что говорит о недостаточном уровне качества.
Не было и механизма поощрения добровольной классификации, например налоговых льгот для гостиниц определенной категории, развитие которых необходимо в том или ином регионе. Кроме того, за время действия системы классификации ни в одном источнике не появился полный перечень «классификаторов», даже на сайте Ростуризма не было опубликовано информации об аккредитованных экспертах «звездности».
С 1 января 2010 года ни один объект гостиничной индустрии больше не может подать заявку на добровольную классификацию. Причиной тому стала последовательно подготавливаемая Минспорттуризмом нормативная база (изменения в ст. 5 Закона «Об основах туристской деятельности», Постановление Правительства о полномочиях Минспорттуризма, Приказ Минспорттуризма об утверждении «Системы классификации объектов туриндустрии»), в перспективе ведущая к внедрению обязательной классификации объектов туриндустрии. Однако и эта классификация недоступна — информация о том, какие аккредитованные организации и по каким критериям будут проводить оценку соответствия отелей нормам, все еще отсутствует. Не утверждена и форма самой заявки. Поэтому пока гостиничный бизнес замер в ожидании.
ПО КАКОМУ СТАНДАРТУ ВСТРЕЧАТЬ ГОСТЕЙ?
Окажется ли практика обязательной классификации звездности положительной — покажет время. Очевидно, что новый этап развития гостиничного бизнеса знаменуется не столько строительством новых отелей, сколько поддержкой функционирования уже созданных объектов гостиничной индустрии. В частности, борьбой с излишними административными барьерами и проверками, особенно теми, что осуществляются в соответствии с устаревшими требованиями. Впрочем, других и нет. Если бы административную энергию государства направить на решение проблемы ГОСТов еще советских времен, это было бы достойное применение законотворческого запала властей.
Отельные госстандарты изданы в разные времена и различными ведомствами. Следствием столь непростой этиологии выступает сплошь и рядом встречающаяся рассогласованность требований государства, предъявляемых бизнесу. Кроме того, стандарты эти в силу почтенного возраста не учитывают современные реалии. Апофеозом абсурда по праву может считаться запрет размещать бойлеры в санузле. Причина проста: газовые водонагреватели, изначально располагавшиеся в туалетах и ваннах «хрущевок», после нескольких случаев взрыва бытового газа заботливой рукой советской власти были перенесены на кухни, то есть в помещения, сообщающиеся — посредством форточек — с окружающей средой. Мера была разумной. Но время шло, на смену газовым колонкам давно пришли электрические устройства, а бойлеры (очевидно, из-за типологического сходства с газовой колонкой: и то и другое водонагревательный прибор) по-прежнему нельзя располагать в санузле. Вспомним теперь, что отключения воды происходят как раз в высокий туристический сезон…
Но где бы ни располагались эти чудо-приборы, они делают гостиничный бизнес куда менее рентабельным, чем он мог бы быть. Точнее, не сами бойлеры, а условия их функционирования: тарифы на услуги естественных монополистов за два года кризиса выросли для гостиниц на 45 %! А ведь гостиница — очень энергоемкий объект. Если в ней пребывает только пять туристов, она все равно должна вся светиться и сиять.
Отчасти из-за несовершенства технических нормативов, отчасти в силу собственной некомпетентности, строители не всегда способны грамотно построить отель с точки зрения гостиничной логистики. Ситуации, когда построенный отель невозможно отдать в управление оттого, что он не соответствует стандартам ни одной компании, не редкость. Увы, в Петербурге такие здания есть, они до сих пор ждут своего управленца. Поэтому сейчас инвесторы либо обращаются к профессиональным проектировщикам, специализирующимся на гостиничном строительстве, либо выполняют условия конкретной управляющей компании уже на этапе строительства.
ГОСТИНИЧНАЯ СТОЛИЦА РОССИИ
Культурная столица России — имя, прочно закрепившееся за нашим городом. И петербургский уровень культуры гостиничного сервиса подтверждает это гордое звание. Так, в нынешнем году Американская академия гостиничных наук (AAHS) признала петербургскую пятизвездочную гостиницу Corinthia лучшей в своей нише в России (кстати, она не имеет тех самых «российских звезд» официально, что не помешало ей в данном случае стать лучшей даже на фоне пятизвездочных конкурентов). Об этом свидетельствует полученная отелем Five Star Diamond Award – премия, признаваемая и уважаемая гостиничным бизнес-сообществом всего мира. И несмотря на то что по количеству номерного фонда Петербург уступает Москве, в плане квалифицированности менеджмента и работы с новыми технологиями он ее опережает. Особенно это касается инструментов работы с клиентами в интернете — например бронирования и его подтверждения в режиме онлайн.
Вероятно, именно поэтому Петербург, невзирая на кризис, заставивший туристов всего мира экономить на чем только можно и поэтому резко сокративший доходы туриндустрии, демонстрирует самую высокую в России динамику роста объемов гостиничного бизнеса — за 2009 год номерной фонд города пополнился 2 тысячами новых номеров. Это событие побило рекорд 30 летней давности, когда в 1979 году перед Олимпиадой в Ленинграде открылись «Пулковская» и «Прибалтийская» гостиницы, совокупный фонд которых составил около 2 тыс. номеров. В текущем году наш город ожидает около 1 тыс. новых номеров.
Сохранять высокий уровень сервиса гостиничному бизнесу Петербурга удается вопреки давней проблеме — как правило, «продукт» профильных отечественных вузов не устраивает гостиничную администрацию. Почти все топ-менеджеры, управляющие самыми успешными европейскими гостиницами, начинали карьеру с должности портье или уборщика. У нас же студент, получивший диплом, сразу хочет быть главным, не зная, как правильно застелить кровать. И без сотрудничества отелей с профильными вузами ситуация не изменится.
«Мы предлагаем вузам и отелям заниматься расширенными стажировками студентов в гостиницах. Однако для этого нужно учитывать бизнес-ритм отеля: летом, когда у студентов каникулы, у руководства гостиницы нет возможности проводить эти стажировки из-за большой загруженности. Сейчас мы обсуждаем с вузами возможность расширения зимних каникул (поры, когда отели переживают низкий сезон) и подвижки учебного процесса. Кроме того, совместно с руководством ведущих гостиниц Петербурга уже шестой год подряд мы проводим межвузовский конкурс «Новые лица туризма», по итогам которого бизнес сможет отобрать достойные кадры для своего развития, а у молодых специалистов появится возможность получить путевку в жизнь», — говорит Сергей Корнеев.
ПОСТКРИЗИСНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
Прошлый год был ознаменован новым трендом: отели стали выходить на рынок в качестве туроператора. Например, в виде дополнительных услуг они стали предлагать не только билеты в театр, как раньше, но еще и экскурсионное обслуживание. Кроме того, благодаря появившимся специализированным системам бронирования отель стал самостоятельно работать с клиентами, обеспечивая им визовую поддержку. Сначала эти тенденции воспринимались турфирмами крайне болезненно, поскольку с бронирования отелей они имели примерно 10–15 %. Однако, наслаждаясь экономией этих процентов, отели со временем осознали, что реклама, которую турфирмы обеспечивают гостиницам бесплатно, расширяет сеть продаж их услуг. Сейчас найден баланс: отели работают с клиентом и напрямую, и опосредованно в равной степени. Турфирмы же теперь зачастую предлагают постояльцам отеля услуги, которые сам отель предложить не в состоянии, например круизы. В целом взаимодействие отелей и турфирм в Петербурге можно определить как симбиоз, от которого в конечном счете выигрывают клиенты.
Актуальной задачей отелей стала сегодня работа с социальными сетями и использование возможностей интернета вообще. Как говорят отельеры, если гостиница не займется социальной сетью, социальная сеть займется ею. Сейчас все подробности сервиса в гостинице можно узнать на самых разнообразных форумах, где, с одной стороны, много правды, а с другой — неадекватной информации, оставленной обиженными клиентами или уволенными сотрудниками, которую нельзя оставлять без комментариев. Также на повестке дня стоит создание единых информационных площадок в интернете, где турист сможет составить себе туристическую программу — и размещение в отеле, и экскурсионное обслуживание, и транспорт, — играя в этакий электронный туристический конструктор и самостоятельно создавая индивидуальный турпродукт. Подобная площадка, представленная сообществом транспортных компаний и отелей, экскурсионных бюро и турфирм, должна появиться в Петербурге в самом недалеком будущем.
Кризис внес коррективы и в такие, казалось бы, незначительные мелочи, как распределение обязанностей. Менеджеры многих отелей осознали, что содержат раздутый штат: так, функции швейцара и гардеробщика может с легкостью выполнят один человек.
И конечно, практически все игроки гостиничного бизнеса стали все чаще задумываться о соотношении цены и качества предлагаемых услуг, проявлять большую гибкость в вопросах ценовой политики, устраивая различные акции и делая спецпредложения клиентам.
ДЕВЕЛОПЕРСКИЕ МЕТАМОРФОЗЫ
Еще одним мощным веянием последнего времени стала тенденция к комплексным девелоперским проектам, предполагающим совмещение отеля с бизнес-центром. В период кризиса бизнес-центры Петербурга начали простаивать, принося владельцам колоссальные потери. Подобная ситуация наблюдалась во всем мире. На прошлогоднем Петербургском экономическом форуме европейские эксперты объясняли, почему гостиничный бизнес устойчивей близкого к нему бизнеса сдачи в аренду деловых центров: последние теряют загрузку резко, тогда как в первых она всегда присутствует на более или менее стабильном уровне. И если в названных конгломератах до кризиса бизнес-центр кормил гостиницу, то теперь гостиница стала кормить бизнес-центр. В последнее время в Европе и в России сразу строят гостинично-спортивные, гостинично-деловые и тому подобные комплексы. У нас эта тенденция, правда, зачастую реализуется в форме пристройки к гостинице бассейна или каких-либо других объектов.
«Эти процессы начались достаточно давно, но кризис подстегнул их. Сегодня отели нельзя назвать просто гостиницами, то есть местом ночлега и еды. Они становятся центрами деловой активности. Современная европейская и американская схема идеальной окупаемости отеля выглядит примерно так: идеальный отель — тот, который 50 % прибыли зарабатывает сдачей номеров, а другую половину имеет за счет предоставления дополнительных услуг. Это могут быть спорт-клубы, спа-комплексы, салоны красоты, конгресс-залы и т. д. К такой схеме стремятся все. Она принципиально отличается от старой, предполагавшей лишь наличие номерного фонда. В Петербурге сегодня реализацию этой схемы можно определить так: 70 % прибыли пока приносит номерной фонд и только 30 % — дополнительные услуги», — приводит данные статистики Сергей Корнеев.
Реализовывать эту мировую тенденцию на отечественной почве непросто. Вспомним недавнюю историю — брошенные государством большие гостиницы, обретшие новых собственников в 1990 х годах, напоминали лимузин, подаренный бедняку: ездить он на нем мог, а вот заправлять, содержать и ремонтировать — нет. Поэтому у нас и получился 10 летний провал. Отели скорее деградировали, чем развивались, следуя единственно возможным тогда путем: стали сдавать в аренду все свободные площади. Например, ресторан в гостинице мог принадлежать стороннему владельцу. Этот порочный круг был разорван только в 2000 е, когда у владельцев появились свободные средства, и они стали привлекать к управлению профессионалов гостиничного бизнеса. Но факт налицо — мы отстали на 10 лет, и только теперь наверстываем упущенное.
Комментарии
Михаил Ушаков, председатель Комиссии по работе с объектами размещения Ассоциации содействия туристским технологиям (АСТТ), директор интернет-портала по бронированию номерного фонда «Нота Бена-hotels.su»:
— В Петербурге есть огромное количество небольших гостиниц, большая часть которых — так называемые независимые. Им достаточно трудно конкурировать с сетевыми отелями, пользующимися уже готовыми и эффективными решениями. В частности, сеть предоставляет всем своим гостиницам передовые технологии для автоматизации различных процессов, поэтому все сетевые отели оснащены собственными электронными системами бронирования — как внутренними модулями, так и блоками для организации онлайн-бронирования на сайте отеля. Подобный модуль может приносить гостинице до 60 % всех бронирований. Сети осознают его ценность и постоянно вкладывают средства в разработку все более удобных и надежных систем. Однако и у независимых отелей есть, как минимум, одно важное преимущество: благодаря своей независимости они более подвижны и могут оперативно реагировать на рыночные изменения. Вопрос лишь в том, чтобы донести информацию до клиента. На российском рынке есть подобные продукты по доступным ценам, однако далеко не все владельцы и руководители малых отелей Санкт-Петербурга (да и России вообще) до конца осознают эффективность этого инструмента, подчас пренебрегая им.
Олег Шаламай, председатель Комитета по развитию туризма и спорта ЛОТПП:
— Люди, приезжающие в Петербург, сталкиваются либо с неимоверной ценой номера в гостинице, либо с его отсутствием. Третьего не дано. В той же Финляндии номер в «Сокосе» стоит дешевле $100, тогда как у нас — почти $200. Подобная ситуация делает внутренний туризм для большинства россиян невозможным, а ведь они достойны того, чтобы увидеть наши белые ночи! Суточная стоимость номера в Петербурге даже в $100 — сумма для подавляющего большинства населения России, где прожиточный минимум примерно равен 4500 рублей, неподъемная. Государство должно контролировать и следить за этой ситуацией — если бы власти не «рявкнули» на банки, процентные ставки по кредитам так и оставались бы на заоблачных высотах.
Владимир Васильев, президент НП АМГ-СПб:
— Обязательная классификация звездности гостиниц — это порок, своего рода системная ошибка, которая «затянет гайки» бизнесу еще больше. Необходимость этой меры обоснована интеграцией отечественного гостиничного бизнеса в международные стандарты качества и представлениями туристов о них. Но сегодня, когда есть интернет, турист будет основывать свое мнение не на звездности отеля, а на той информации, которую он получит на сайте конкретного отеля. Кроме того, если вспомнить, что в Петербурге присутствуют всемирно известные игроки отельного бизнеса, стоит задуматься, зачем мировым брендам нужны наши звезды? Ведь закон больших сетей — внутренний стандарт компании должен быть выше национальных стандартов той страны, где размещается ее отель.
Воспользуйтесь поиском по сайту: