Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Молодежь как социальная группа




 

Молодежь – 1) социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 14 до 30 лет), особенностей социального положения и определенных социально-психологических качеств; 2) наиболее активная, мобильная и динамичная часть населения, свободная от стереотипов и предрассудков предыдущих лет и обладающая следующими социально-психологическими качествами: неустойчивость психики; внутренняя противоречивость; низкий уровень толерантности; стремление выделиться, отличаться от остальных; существование специфической молодежной субкультуры.

 

Особенности социального положения молодежи: переходность положения; высокий уровень мобильности; освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса; активный поиск своего места в жизни; благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.

* С точки зрения ведущих видов деятельности, период молодости совпадает с завершением образования (учебной деятельности) и вступлением в трудовую жизнь (трудовая деятельность).

* С точки зрения психологии, молодость – это период обретения своего Я, утверждения человека как индивидуальной, неповторимой личности; процесс поиска своего особого пути достижения успеха и счастья. Осознание ошибок формирует его собственный опыт.

* С позиции права, молодость – время наступления гражданского совершеннолетия (в России – 18 лет). Совершеннолетний человек получает полную правоспособность, т. е. возможность пользоваться всеми правами гражданина (избирательными правами, правом вступления в законный брак и т. д.) Одновременно молодой человек принимает на себя определенные обязанности (соблюдение законов, уплата налогов, забота о нетрудоспособных членах семьи, зашита Отечества и др.).

* С общефилософской точки зрения, молодость может рассматриваться как время возможностей, время устремленности в будущее. С этой позиции молодость – период неустойчивости, изменений, критичности, постоянного поиска новизны. Интересы молодых лежат в иной плоскости, чем интересы старших поколений: молодежь, как правило, не желает подчиняться традициям и обычаям – она хочет преобразовать мир, утвердить свои инновационные ценности.

 

Основные проблемы молодежи

 

– в социальной структуре положение молодежи характеризуется переходностью и нестабильностью;

экономические факторы более всего влияют на положение молодежи (молодежь недостаточно обеспечена материально, не имеет собственного жилья, вынуждена полагаться на финансовую помощь родителей, отсутствие опыта и знаний препятствует получению высокооплачиваемых должностей, заработная плата молодежи гораздо ниже средней заработной платы, мала и студенческая стипендия). В ситуации экономического спада резко увеличивается численность безработных в молодежной среде и молодым становится все сложнее достичь состояния экономической самостоятельности.

духовные факторы: усиливается процесс потери нравственных ориентиров, размывания традиционных норм и ценностей. Молодежь как переходная и нестабильная социальная группа наиболее уязвима перед негативными тенденциями современности. Так, постепенно нивелируются ценности труда, свободы, демократии, межнациональной терпимости, а на смену этим «устаревшим» ценностям приходят потребительское отношение к миру, нетерпимость к чужому, стадность. Характерный для молодежи протестный заряд в кризисные периоды искажается, приобретая жестокие и агрессивные формы. При этом происходит лавинообразная криминализация молодежи, растет численность молодых людей с социальными отклонениями, такими, как алкоголизм, наркомания, проституция.

проблема «отцов и детей» связана с конфликтом ценностей молодежи и старшего поколения. Поколение – это объективно складывающаяся социально-демографическая и культурно-историческая общность людей, объединенных возрастом и общими историческими условиями жизни.

Неформальные группы характеризуются следующими признаками: возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации; самоорганизация и независимость от официальных структур; обязательные для участников и отличающиеся от принятых в обществе модели поведения, которые направлены на самоутверждение, придание социального статуса, обретение защищенности и престижной самооценки; относительная устойчивость, определенная иерархия среди участников групп; выражение иных ценностных ориентаций или мировоззрения, стереотипов поведения, нехарактерных для общества в целом; атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности.

 

Классификация молодежных групп и движений (в зависимости от особенностей самодеятельности молодежи)

 

1) Агрессивная самодеятельность: базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц.

2) Эпатажная самодеятельность: базируется на вызове нормам, канонам, правилам, мнениям как в обыденных, материальных формах жизни – одежде, прическе, так и в духовных – искусстве, науке (панк-стиль и т. д.).

3) Альтернативная самодеятельность: базируется на выработке альтернативных системно противоречащих общепринятым моделей поведения, которые становятся самоцелью (хиппи, кришнаиты и т. д.).

4) Социальная самодеятельность: направлена на решение конкретных социальных проблем (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического наследия и т. д.).

5) Политическая самодеятельность: направлена на изменение политического строя и политической ситуации в соответствии с идеями конкретной группы.

Молодежная политика – это система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи. Цель государственной молодежной политики – всестороннее развитие потенциала молодежи, что должно способствовать достижению долгосрочных целей – социальному, экономическому, культурному развитию страны, обеспечению ее международной конкурентоспособности и укреплению национальной безопасности.

 

Основные направления молодежной политики

 

– вовлечение молодежи в общественную жизнь, ее информирование о потенциальных возможностях развития;

– развитие созидательной активности молодежи, поддержка талантливой молодежи;

– интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в полноценную жизнь.

 

Этнические общности

 

Социально-этническая общность – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, которая связана общностью языка, культуры, психологического склада и самосознания. Предпосылки формирования этносов: общность территории; общность языка; единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения, а также связанных с ними социально-психологических характеристик сознания и поведения людей; этническое самосознание – чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп.

 

Виды социально-этнических общностей

 

1. Племя – тип этнической общности, присущий преимущественно первобытнообщинному строю и основанный на кровнородственном единстве. Племя имело свою территорию и большое число родов и кланов. Людей объединяют в племя также общие религиозные верования – фетишизм, тотемизм и др., наличие общего разговорного диалекта, зачатки политической власти (совет старейшин, вожди и др.), общая территория проживания. Племя имеет зачатки внутренней организации: вождя или совет вождей, племенные советы, решающие важные для всех дела и вопросы (например, организация охоты, военного похода, религиозного обряда и т. п.).

2. Народность – тип этнической общности, возникающий в период разложения родоплеменной организации и основанный уже не на кровном родстве, а на территориальном единстве. Народности свойственны более высокий уровень развития экономики, сложившийся определенный экономический уклад, наличие фольклорной культуры в виде мифов, сказаний, обрядов и обычаев. Народность обладает сформировавшимся языком (письменным), особым образом жизни, религиозным сознанием, институтами власти, самосознанием.

3. Нация – исторически сложившийся высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, экономической жизни, культуры и национального самосознания. Нации начинают складываться из различных племен и народностей в период развития капиталистических экономических отношений и объединения местных рынков в общенациональный.

 

Процесс формирования этноса получил название этногенеза. В науке выделяют два основных подхода к изучению этносов:

1) естественно-биологический (Л. H. Гумилев): этнос является результатом географического развития;

2) социокультурный (П. Сорокин): нация – сложное и разнородное тело, распадающееся на ряд социальных элементов, что вызвано их совокупным действием.

Понятие этнической стратификации выражает социально-этническое неравенство различных этнических групп, связанное с их доходом, образованием, престижем, объемом властных полномочий, статусом и местом в общей иерархии этнических общностей.

Особенности этнической стратификации: границы страты более различимы, и степень мобильности между ними минимальна; этноцентризм; конкуренция между группами; различный доступ к власти у различных этнических групп.

Этнические стереотипы – совокупность упрощенных обобщений о группе индивидуумов, позволяющая распределять членов группы по категориям и воспринимать их шаблонно, согласно этим ожиданиям (например, все немцы – пунктуальны, французы – галантны).

Этнический предрассудок: «Дурные мысли о других людях без достаточных на то оснований» (Фома Аквинский). Примерами этнических предрассудков служат антисемитизм, расизм и другие формы этнофобии.

Этноцентризм (У. Саммер) – взгляд на общество, при котором определенная группа считается центральной, а все другие группы соизмеряются и соотносятся с ней. Этноцентризм способствует сплочению группы и появлению национального самосознания. Крайние формы проявления этноцентризма – национализм, презрение к культурам других народов.

Этническая дискриминация – ограничение прав и преследование людей по мотивам их этнической принадлежности.

Этносоциальная стратификация обладает сильным конфликтогенным потенциалом. На этом фоне нередко возникают межнациональные конфликты, которые представляют собой крайнее обострение противоречий между национальными группами в ходе решения политических, экономических, религиозных и иных проблем.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...