Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды и структура государственных управленческих решений

Государственных управленческих решений огромное множество. Они разнообразны как по форме, так и содержанию. Чтобы их систематизировать, а значит упорядочить работу с ними, решения соответствующим образом классифицируют. Хорошо систематизированные решения позволяют лучше понять и грамотно ответить на многие вопросы управленческой практики: какое из них и как срочно нужно принять? кто может лучше и оперативно разработать проект решения? кто обладает правом на принятие того или иного решения? с кем следует проконсультироваться и с кем согласовать проект решения? кого необходимо в первую очередь проинформировать относительно разрабатываемого решения? В зависимости от ответов на эти вопросы определяется комплекс действий, которые необходимо провести. Причем не только на подготовительном этапе разработки и принятия решения, но и в последующем. Должны учитываться все аспекты - от чисто технических вопросов подготовки проекта решения до возможных осложнений при его принятии; порядка документаци-онного оформления, регистрации, опубликования, доведения до сведения каждого конкретного исполнителя.

Современная наука предлагает большое количество оснований (критериев) классификации государственных управленческих решений.

По целям и степени воздействия на объект управления решения делятся на оперативные, тактические и стратегические; программные и ситуационные. Оперативные и тактические касаются отдельных подразделений организации, в то время как стратегические влияют на деятельность, перспективы развития организации, ведомства, отрасли народного хозяйства, региона и страны в целом. Программные носят долговременный всеобщий характер, определяют главные направления развития организации, отрасли, территории или страны, являются основой для детальных и конкретных решений, призванных обеспечить достижение программных задач на каждом этапе их реализации. Ситуационные же решения принимаются в случае возникновения определенной проблемной ситуации. Кстати, возникновение большого количества ситуационных проблем, а тем более требующих экстренных и неординарных решений, свидетельствует о неблагополучии в организации и возможности возникновения кризиса.

В зависимости от субъекта принятия решения могут быть индивидуальными либо коллегиальными. Индивидуальная (единоличная) форма характеризуется тем, что руководитель решение принимает единолично. В процессе подготовки решения он, конечно, проводит совещания и планерки, анализирует большой объем поступающей к нему информации, выслушивает мнения подчиненных, учитывает рекомендации независимых экспертов, консультируется со специалистами вышестоящих органов, но решение принимает самостоятельно и несет за него персональную ответственность. Коллегиальная форма означает, что решение принимается определенной группой (коллективом, коллегиальным органом). Принимается такое решение либо на основе консенсуса, либо голосованием (открытым или закрытым). Решение считается принятым, если за него высказалось большинство от общего числа принимавших участие в голосовании. Это большинство может быть абсолютным, относительным или квалифицированным - все зависит от регламента, установленной процедуры.

По степени новизны решения подразделяются на традиционные (чаще всего заранее запрограммированные) и оригинальные (новаторские, незапрограммированные). Запрограммированные чаще всего принимаются по давно сложившемуся порядку, чуть ли не по трафарету. Какого-то особого творческого подхода они не требуют. К незапрограммированным (селективным, адаптивным, инновационным) относятся решения, принимаемые в новых ситуациях, рассчитанных на решения неординарной задачи, требующих сбора большого объема информации, строгих и всесторонних экспертных оценок, изучения отечественного и зарубежного опыта. Такого рода решения требуют соединения большого багажа наработанных ранее методов решения проблем с умением объективно оценить сложившуюся в данный момент ситуацию, сочетания оригинальных идей с уже накопленным практическим опытом решения подобных государственных управленческих задач. Этот вид решений требует высокой квалификации, наличия определенных государственных управленческих способностей, а также достаточных должностных полномочий.

В зависимости от содержания решения подразделяются на экономические, политические, административные, организационные, социальные, экологические, гуманитарные и др. При этом они могут быть стратегическими, оперативными и тактическими. Важно только помнить, что большинство стратегических решений носят комплексный перспективный, социально значимый характер.

Возьмем, к примеру, антиалкогольную кампанию, проводившуюся в годы перестройки. Потребность в такой политике действительно была. Алкоголизм и сегодня, является причиной деградации значительной части населения, низкой продолжительности жизни, бытовой преступности, огромного количества дорожно-транспортных происшествий, производственного травматизма, разрушения семейных отношений, детской беспризорности и т.д. Казалось, что успех кампании неизбежен, но в реальной практике оказалось все наоборот. Ошибка состояла не в замысле и не в стратегически верном направлении антиалкогольной политики, а в другом: решение готовилось и в последующем реализовывалось с узкой административно-правовой и чисто производственно-технологической ориентацией. Социально-психологический аспект проблемы практически не учитывался. Борьба с пьянством и алкоголизмом ограничилась уничтожением виноградников, ограничением продажи спиртных напитков, введением жестких карательных мер в сфере их потребления, расширением сети лечебно-трудовых профилакториев, созданием (как правило, на бумаге) общества трезвенников.

На самом же деле этого оказалось явно недостаточно. Решение проблемы алкоголизма требовало более широкого комплекса решений, более продуманных и решительных мер в разных плоскостях общественной жизни:

? экономической - создание условий для разумного расходования населением денег не на водку, а на квартиры, дачи, мебель, личный транспорт, образование, культуру, содержательный отдых;

? социальной - ликвидация безработицы, юридическая и финансовая поддержка местных промыслов, развитие сферы обслуживания, спорта, туризма, сети клубов, библиотек, дискотек, создание цивилизованной торговой сети с соответствующим, естественно, финансированием, кадровым и пропагандистским обеспечением;

? культурно-просветительной - создание клубов по интересам, проведение мощной агитационно-разъяснительной работы, категорическое запрещение рекламы спиртных напитков.

По степени регламентации государственные управленческие решения делятся на директивные, ориентирующие и рекомендующие.

Директивные (нормативные) решения требуют обязательного исполнения.

Ориентирующие решения определяют возможную деятельность коллектива исполнителей при наступлении определенных обстоятельств.

Рекомендующие обозначают возможные направления деятельности подчиненных, не предоставляя им конкретной схемы действий и не ограничивая их инициативу.

Каждое управленческое решение в обязательном порядке содержит цель, задачи, средства, ресурсы, формы и методы реализации, в нем указываются исполнители, сроки исполнения, формы контроля. Перечисленные сюжеты соответствующим образом и в определенной последовательности закрепляются в двух частях: констатирующей и постановляющей:

а) констатирующая - аналитическая, диагностирующая, обосновывающая и оценивающая часть. В ней представлен количественный и качественный анализ ситуации, фиксируются и оцениваются выявленные проблемы и противоречия, определяются ранее не реализованные потребности и запланированные цели, описываются обстоятельства и причины, вызывающие необходимость реализации определенных управляющих воздействий. Тут же указываются ресурсы и средства, а также возможности их реального в нужном направлении влияния на управленческую ситуацию.

Ситуация в констатирующей части должна быть представлена достоверно и максимально полно. Оценки должны быть объективными, цели (древо целей) реальными и оптимальными, приоритеты грамотно расставленными. В противном случае высока вероятность принятия ошибочного неэффективного решения;

б) постановляющая - резолютивная, директивно-нормативная часть. В этой части формулируются требования и положения, нормы и правила, мероприятия и актуальные действия, которые следует провести в целях изменения в намеченном направлении состояния того или иного управляемого процесса или явления. Постановляющая часть должна быть понятной, предметной, адресной и максимально конкретной. В ней должен содержаться весь необходимый набор управляющих воздействий, которые необходимо осуществить при выполнении данного управленческого решения.

Ясность обеспечивает видение того, что намеревается сделать субъект управления относительно управляемой ситуации. Понятность предполагает, что решение доступно восприятию, будет хорошо усвоено и адекватным образом реализовано управляемыми объектами.

Сложнее обстоит дело с предметностью, посредством которой раскрываются цели, организационные и правовые возможности государственных управленческих воздействий. Здесь неуместны призывы типа «усилить», «повысить», «активизировать», «мобилизовать», «улучшить». Конструктивное управленческое решение не должно содержать расплывчатые формулировки и ограничиваться общими призывами. Оно должно предусматривать максимально конкретные мероприятия, реализация которых действительно позволит перевести управленческую ситуацию в качественно новое состояние. В противном случае это будет не управленческое решение, а формальная декларация, которую одобрят, но исполнять никто не будет. Ограничиваться общими установками и громкими лозунгами в управлении недопустимо.

Не менее важным является четкое определение ресурсного обеспечения намеченных управляющих воздействий. Без ресурсов (материально-финансовых, кадровых, информационных, властных) управлять невозможно. Самое умное и конкретное решение останется на бумаге, если оно не будет обеспечено качественными ресурсами. Не случайно ни один закон, требующий государственного финансирования, не принимается без соответствующего заключения правительства.

Особо актуальной для постановляющей части управленческого решения является ее адресность. Директивная часть должна быть изложена так, чтобы было ясно кто, как, в каких формах, с помощью каких средств, в какие сроки и с какими результатами должен работать.

Крайне важно соблюдать внутреннюю согласованность и непротиворечивость всех частей управленческого решения. Констатирующая и резолютивная (постановляющая) части решения должны соответствовать друг другу по содержанию, остроте оценок, выводов и намечаемых мероприятий, «привязке» к ситуации, стилю изложения материала и т.д.

Управленческое решение должно быть представлено в четкой логической форме. Вряд ли можно рассчитывать на успех тех решений, которые заполнены отсылочной информацией, когда вместо выводов по существу даются поручения изучить вопрос, внести предложения, разработать план. Подобное управленческое решение является лишь промежуточным подготовительным этапом в принятии настоящего управленческого решения. Чаше всего, такие промежуточные решения-поручения создают лишь видимость управленческой активности, иллюзию напряженного труда по реализации намечаемого. За такими решениями прячутся те, кто не хочет, не может или не готов принимать ответственные государственные управленческие решения. Подобными «решениями» могут камуфлировать и злонамеренные цели.

Управленческое решение является основной составляющей любой управленческой деятельности, вокруг них выстраивается вся жизнь организации. Это акты, венчающие (завершающие) огромный объем подготовительной исследовательской и информационно-аналитической работы, содержащие сложный комплекс целеполагающих, организующих, регулирующих и воспитательных воздействий, направленных на перевод соответствующего (управляемого) явления, процесса или ситуации в качественно новое состояние. Поэтому следует помнить, что любое управленческое решение влечет вполне конкретные последствия (причем далеко не всегда благоприятные) не только для того, кто предлагал и кто принял это решение, но и для всего управляемого объекта в целом.

И последнее. Каждое управленческое решение должно отвечать целому ряду формальных требований. Это документы, которые издаются на специальных бланках с указанием всех необходимых реквизитов: герб, наименование издавшего органа, название документа и его краткое содержание, место издания, визы согласования, исполнитель, дата, расчет рассылки. Каждое решение имеет свою структуру. После подписания каждому решению присваивается свой номер, проставляется дата. Только после этого документ приобретает официальный характер и подлежит обязательному исполнению. Не говоря уже о том, что текстуально оно должно отличаться простым, ясным, не допускающим различных трактовок, языком.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...