Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профиль «логопедия», «дошкольная дефектология»

Уч.гг. 1 курс ОДО

Программа экзамена по дисциплине «ООП /Педагогика»

Направление 050700 специальное (дефектологическое) образование

Профиль «логопедия», «дошкольная дефектология»

Педагогика-наука о воспитании. Становление научной педагогики. Педагогика в общей системе научного знания о человеке. Я.А. Коменский-основатель педагогической науки. Источники педагогической науки. Педагогика и общественное сознание. Общекультурное значение педагогики. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками и ее структура. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Роль педагогической науки в общественной жизни. Определения понятия «педагогика». Объект, предмет педагогики. Функции педагогической науки. Вопросы педагогики. Педагогика как учебная дисциплина.

Истоки происхождения «педагогики» и этапы ее развития. Возникновение педагогической теории и краткая история ее становления. Развитие педагогической мысли в нашей стране в прошлом и в настоящем. Приоритеты современной педагогики. Общемировые тенденции современного развития педагогической науки и практики воспитания: усиление демократических и гуманистических тенденций в развитии педагогики в современном мире.

Связь педагогики с другими науками. Структура педагогики. Место педагогики в системе наук о человеке. Связь педагогики с философией, психологией, антропологией, медициной, экономическими науками, социологией, политологией, этикой, эстетикой и т.д. Структура педагогики: дошкольная педагогика, педагогика школы, дидактика, общая педагогика, семейная педагогика, возрастная педагогика, педагогика среднего профессионального образования, педагогика высшей школы, военная педагогика, пенитенциарная педагогика, народная педагогика, этнопедагогика, андрогогика, герогогика, спортивная, история педагогики, сравнительная педагогика, социальная педагогика, специальная педагогика (логопедия, сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, ортопедагогика и др.).

Основные понятия педагогики и их характеристика. Философские категории в педагогической науке. Собственные понятия педагогики. Общенаучные понятия в педагогике. Язык педагогической науки. Основные педагогические понятия: педагогика, воспитание, образование, обучение, педагогический процесс, образовательный процесс, самообразование, самовоспитание, самообучение, просвещение, педагогическая действительность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс, преподавание и учение, учебный предмет, учебный материал, учебная ситуация, метод обучения, прием обучения, учитель, ученик, урок, система, деятельность, педагогическая деятельность, компетентность, компетенция, образовательная компетенция.

Образование как общественное явление и педагогический процесс. Сущность образованиякак педагогической категории: понятие «образование», соотношение образования и культуры, понятие «педагогический (образовательный) процесс», понятие «педагогическое взаимодействие», понятие «образованность личности». Образование как педагогическая категория: целенаправленность, историчность, функциональность, целостность, системность, процессуальность, диалектичность, непрерывность образования.

Образование как особый социальный феномен. Образование - особая сфера деятельности. Генезис образования в разные исторические эпохи. Гуманизация и гуманитаризация образования в современном обществе. Образование как процесс и результат педагогической деятельности. Понятия «образование как процесс», «образование как результат», «педагогическая деятельность», «педагогическая профессия».

Система образования в Российской Федерации. Принципы политики государства в области образования: гуманистический характер образования, единство федерального культурного и образовательного пространства, общедоступность образования, светский характер образования, свобода и плюрализм в образовании, демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Гуманистический характер образования: приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, воспитание трудолюбия, адаптивность системы образования, воспитание уважения к правам и свободам человека, воспитание любви к окружающей природе, воспитание любви к Родине, воспитание любви к семье. Органы управления образованием: федеральные, субъектов РФ, органов местного самоуправления, образовательного учреждения. Образовательные учреждения, их типы и виды: государственные, негосударственные, общественные; дошкольные, общеобразовательные, начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования, послевузовского профессионального образования, дополнительного образования, специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оздоровительные и санаторно-лесные школы, специальные школы для детей с девиантным поведением. Формы получения образования. Преобразования в системе образования. Болонский процесс (задачи).

Содержание общего образования. Госстандарт. Понятие «содержание образования». Сущность содержания образования (знаниево-ориентированный подход, личностно-ориентированный подход). Теории формирования содержания образования. Принципы и критерии отбора содержания общего образования. Научные основы определения содержания образования и воспитания. Критерии отбора и построения содержания образования. Способы формирования содержания образования: линейный, концентрический, спиральный. Мировая, национальная культура и базовая культура личности как основы отбора содержания. Носители содержания образования. Понятие «стандарт образования». Функции стандартов образования: функция социального регулирования, функция гуманизации образования, функция управления, функция повышения качества. Государственный стандарт образования, его содержание и структура (компоненты). ФГОС. Основные особенности стандарта второго поколения начального общего образования.

Нормативные документы, регламентирующие содержание общего образования. Раскрытие содержания основных понятий педагогики в нормативных документах, регламентирующих содержание образования: новый закон «Об образовании» его отличительные особенности.

Сущность педагогического процесса. Понятие «педагогический процесс». Сущность педагогического процесса Системообразующий фактор педагогического процесса. Педагогическая задача как основная единица педагогического процесса. Педагогическое взаимодействие и его виды (педагог-ученик, педагог-родитель, ученик-ученик, педагог-педагог и др.).

Понятие целостного педагогического процесса (ЦПП) и его структура. Основные аспекты целостности педагогического процесса: в содержательном плане; в организационном плане; операционально-технологический аспект. Закономерности ЦПП: закономерности, обусловленные социальными условиями; закономерности, обусловленные природой человека; закономерности, обусловленные сущностью воспитания, обучения, образования и развития личности. Понятие «принципы обучения». Принципы ЦПП: гуманизации; демократизации; природосообразности; культуросообразности; единства и непротиворечивости воздействий на воспитанников в организации их жизнедеятельности и взаимодействии с ними в педагогическом процессе в любых педагогических системах; научности; доступности и нарастающей трудности; наглядности; систематичности и последовательности; сознательности, активности, самостоятельности, творчества и инициативы воспитанников в сочетании с педагогическим руководством; прочности, осознанности и действенности результатов воспитания, обучения и развития; связи теории с практикой и жизнью; единства знаний и поведения; положительного эмоционального фона педагогического процесса; эстетизации детской жизнедеятельности; субъектности.

Педагогическая система и ее виды. Логика и условия построения целостного педагогического процесса.

Закономерности педагогического процесса. Содержание понятий «педагогический процесс», «целостный педагогический процесс», «закономерность», «закономерности педагогического процесса». Закономерности педагогического процесса, обусловленные социальными условиями. Закономерности педагогического процесса, обусловленные природой человека (определяющая роль деятельности и общения в формировании личности; зависимость воспитания и обучения от возрастных, индивидуальных и половых особенностей).Закономерности педагогического процесса, обусловленные сущностью воспитания, обучения, образования и развития личности (взаимозависимость процессов воспитания, обучения, образования и развития личности; взаимосвязь группы и личности в учебно-воспитательном процессе; взаимосвязь между педагогическим воздействием, взаимодействием и активной деятельностью воспитуемых).

Методология педагогики и методы педагогических исследований. Понятие«методологии». Дескриптивная методология. Прескриптивная методология. Уровни методологии: философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований: системный, целостный, личностный, деятельностный, полисубъектный (диалогический), культурологический (аксиологический, технологический, личностно-творческий аспекты), антропологический подходы.

Классификация методов педагогического исследования. Теоретические методы исследования. Эмпирические методы исследования. Сравнительно-исторические методы исследования. Внедрение педагогического знания в практику.

Раскрыть содержание следующих терминов: методы, методика, тестирование, анкетирование, обобщение опыта, закономерность, моделирование, эксперимент, наблюдение, беседа, теоретический анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение, конкретизация, моделирование, диспут, интервью, индукция, дедукция, ранжирование, шкалирование, мониторинг.

Организация педагогического исследования. Понятие «педагогическое исследование». Типология научных исследований в педагогике: Фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки. Структура педагогического исследования: 1.знакомство с проблемой исследования;2.выбор методологии исследования; 3. Построение гипотезы исследования; 4.выбор методов исследования; 5. Организация и проведение преобразующего эксперимента; 6.анализ, интерпретация и оформление результатов исследования. Методологические принципы педагогического исследования. Методологические характеристики педагогического исследования: проблема, тема, обоснование актуальности, объект и предмет, методы исследования, цель и задачи, гипотеза и защищаемые положения, теоретическая значимость, практическая значимость, научная новизна, результаты педагогического исследования, способы их описания. Этапы исследования: эмпирический, гипотетический, экспериментально - теоретический (или теоретический), прогностический.

Система методов и методик педагогического исследования. Понятие «методы педагогического исследования», «методы изучения педагогического опыта», «методы теоретического исследования», «математические методы», «статистические методы». Методы изучения педагогического опыта: наблюдение, методы опроса, исследовательская беседа, анкетирование, тестирование, изучение школьной документации, метод педагогического консилиума, эксперимент. Методы теоретического исследования: теоретический анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, индуктивные и дедуктивные методы, конкретизация, обобщение, теоретическое моделирование.

Математические методы: регистрация, ранжирование, шкалирование. Статистические методы.

Теоретические, эмпирические, сравнительно-исторические методы исследования. Выбор и применение методов исследования. Методы внедрения педагогической теории в школьную практику: проблемные теоретические семинары (беседы, диспуты, встречи с учеными); теоретические конференции; научно-теоретические семинары; научно-исследовательская деятельность учителей; изучение, обобщение и распространение педагогического опыта.

Методология педагогики. Понятие «методологии». Дескриптивная методология. Прескриптивная методология. Уровни методологии: философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований: системный, целостный, личностный, деятельностный, полисубъектный (диалогический), культурологический (аксиологический, технологический, личностно-творческий аспекты), антропологический подходы. Методологические принципы.

 

Основные понятия, обязательные для изучения

педагогика, воспитание, образование, обучение, развитие, социализация личности, педагогический процесс, образовательный процесс, самообразование, самовоспитание, самообучение, просвещение, педагогическая действительность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс, метод, метод обучения, прием обучения, учитель, ученик, урок, система, деятельность, педагогическая деятельность, компетентность, компетенция, детерминанта, детерминизм, генезис, гуманизм, гуманизация, методология, педагогическое исследование, эксперимент, закон, закономерность, принцип, система, системность, систематичность, методы, методика, тестирование, анкетирование, обобщение опыта, закономерность, моделирование, эксперимент, наблюдение, беседа, теоретический анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение, конкретизация, моделирование, диспут, интервью, индукция, дедукция, ранжирование, шкалирование, мониторинг, учебный план, учебные программы, учебник, учебно-методические комплекты, педагогический процесс, целостный педагогический процесс, педагогическая система, система образования, педагогическая задача, педагогическая ситуация, принципы педагогического процесса, методологический подход, воспитательная работа, дидактика, обучение, преподавание, учение, научение, познание, методы обучения, стандарт образования.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...