Целями изучения дисциплины «Теория и методика избранного вида (футбол)» является подготовка специалиста по футболу: готового к педагогической и тренерской деятельности во всех типах образовательных учреждений, в организациях, на предприятиях различной формы собственности, в сборных командах по данному виду спорта, включая сборные команды Российской Федерации; к управленческой деятельности в сфере физической культуры и спорта на местном, региональном и федеральном уровнях; к выполнению рекреационных и реабилитационных задач средствами физической культуры и спорта в физкультурно-спортивных, спортивно-зрелищных, туристских, лечебных, реабилитационных и профилактических учреждениях любой формы собственности.
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание
|
Модуль №1
|
| Раздел 1
| |
Содержание лекций
|
1.1.
| Введение
| История возникновения футбола. Основные этапы развития футбола. Эволюция правил соревнований, техники, тактики, оборудования, инвентаря и снарядов в футболе. Разновидности футбола, их характеристика. Основные понятия и терминология. Разрядные нормы и требования Единой спортивной классификации.
|
1.2.
| Меры безопасности и профилактика травматизма.
| Причины травматизма на занятиях футболом. Предупреждение травматизма на занятиях. Способы и приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений. Врачебный контроль и самоконтроль в профилактике травматизма. Понятия об утомлении и переутомлении. Роль тренера-преподавателя в обеспечении безопасности на занятиях и соревнованиях.
|
1.3
| Спортивные сооружения и материально- техническое обеспечение в футболе.
| Разновидности физкультурно-спортивных сооружений для занятий футболом, особенности их эксплуатации. Оборудование, инвентарь, тренажеры в футболе. Требования к физкультурно-спортивным сооружениям, оборудованию и инвентарю в футболе. Использование нестандартного инвентаря и оборудования в учебно-тренировочном процессе.
|
1.4
| Физическая подготовка в футболе.
| Специальная физическая подготовка в футболе. Средства СФП в футболе. Требования к ним. Методы развития физических качеств, обеспечивающих подготовленность и работоспособность в футболе. Контроль за уровнем физической подготовленности и физического развития спортсмена.
|
Темы практических/семинарских занятий
|
| Развитие физических качеств
| Разбор и запись комплексов упражнений для развития физических качеств с учетом вида спорта и подготовленности спортсменов.
|
Темы лабораторных занятий
|
| Показатели физического развития
| Измерение показателей физического развития однокурсника. Расчет индексов по формулам. Разработка рекомендаций.
|
| Оценка уровня СФП
| Оценка уровня специальной физической подготовленности однокурсника. Выбор контрольных упражнений и проведение тестирования. Разработка рекомендаций.
|
| Диагностика функционального состояния
| Ознакомление с методикой диагностики функционального состояния спортсмена (3-4 пробы).
|
| Раздел 2 Техническая подготовка в футболе
|
Содержание лекций
|
2.1
| Основы техники игры в футбол.
|
Задачи, средства и методы технической подготовки. Общая и специальная техническая подготовка. Особенности технической подготовки в процессе становления спортивного мастерства. Особенности специальной технической подготовки в различных периодах микро-, мезо- и макроцикла.
|
2.2
| Основы обучения техническим приемам в футболе
| Этапы обучения. Причины двигательных ошибок. Способы их предупреждения и исправления. Связь технической подготовки с другими видами подготовки. Контроль за уровнем технической подготовленности в футболе
|
Темы практических/семинарских занятий
|
| Использование ТСО и ИКТ
| Использование ТСО и ИКТ в технической подготовке спортсменов.
|
| Проведение фрагмента УТЗ
| Подготовка и проведение фрагмента УТЗ с задачей: обучение отдельному способу двигательного действия (по заданию преподавателя). Самоанализ и анализ проведенного УТЗ.
|
| Основы техники в футболе
| Техники передвижений в футболе. Техники полевого игрока. Техники вратаря. Ударов по мячу. Остановок мяча. Обманных движений. Отбора мяча. Ведения мяча. Вбрасывания мяча.
|
| Совершенствование техники в футболе
| Овладение мячом после передачи партнера. Освоение техники ударов с посылом мяча с высокой скоростью. Освоение удара с лета в опорном положении. Постановка удара с отыгрышем вратаря. Постановка сильного прямого удара. Освоение техники ударов в безопорном положении. Освоение крученых ударов. Освоение удара с посылом мяча в противоход вратарю. Освоение выполнения технических приемов в условиях физического контакта с соперником.
|
| Углубленное изучение техники
| Овладение мячом при перехвате передач и отбора у соперников. Совершенствование ударов ногой из штрафной и из-за штрафной, выполняемые с «игры». Освоение техники ударов в физическом контакте с соперником в штрафной площади. Освоение техники передач мяча вторым касанием, выполняемым без промедления вслед за первым. Освоение техники выполнения приемов шаговыми ударными движениями.
|
Темы лабораторных занятий
|
| Педагогическое наблюдение
| Педагогическое наблюдение за качеством выполнения технических действий. Заполнение протокола педагогического наблюдения с последующим анализом и разработкой рекомендаций по исправлению ошибок.
|
| Анализ техники двигательных действий
| Фазовый анализ техники двигательных действий в футболе.
|
| Раздел 3 Тактическая и психологическая подготовка в футболе
|
Содержание лекций
|
3.1
| Тактическая подготовка в футболе.
| Понятия «тактика», «тактическая подготовка футболиста». Формы тактики. Задачи, средства и приемы тактической подготовки в футболе. Общая и специальная тактическая подготовка футболиста. Основные методические положения составления тактических планов для выступления в соревнованиях. Контроль за уровнем тактической подготовленности в футболе. Тактическое мышление. Средства и методы развития и совершенствования тактического мышления.
|
3.2
| Психологическая подготовка в футболе.
| Задачи, средства и методы психологической подготовки в футболе. Формирование мотивации занятий спортом. Волевая подготовка спортсмена. Специальная психологическая подготовка. Психологический контроль в спорте. Идеомоторная тренировка (идеомоторные упражнения.) Психологическая подготовка тренера. Аутогенная тренировка.
|
Темы практических/семинарских занятий
|
| Диагностика тактической подготовленности.
| |
| Обучение и совершенствование индивидуальных тактических действий.
| Индивидуальные тактические действия с мячом, их эффективность. Индивидуальные тактические действия без мяча, их эффективность.
|
| Обучение и совершенствование групповых тактических действий.
| Виды групповых тактических действий, их эффективность. Тактические комбинации и взаимодействия, их эффективность.
|
| Обучение и совершенствование командных тактических действий
| Схема командных тактических действий. Контратака (в зоне нападения, из зоны защиты, из средней зоны). Постепенное нападение. Атака с ходу (при численном равенстве, при численном большинстве атакующих, при численном меньшинстве атакующих). Позиционное нападение.
|
| Оценка психического состояния спортсмена
| Оценка состояния психической готовности спортсменов к соревнованиям. Оценка предстартового состояния спортсмена. Способы регуляции и саморегуляции предстартового состояния спортсмена.
|
| Диагностика уровня мотивации
| Разработка анкеты для выявления мотивов (уровня мотивации) занятий футболом. Разработка рекомендаций по формированию мотивации и состязательной нацеленности спортсмена.
|
Темы лабораторных занятий не предусмотрены
|
Модуль №2
|
| Раздел 4 Спортивная тренировка
|
Содержание лекций
|
4.1
| Основы спортивной тренировки в футболе.
| Цель и задачи спортивной тренировки. Принципы спортивной тренировки. Мотивы занятий футболом. Условия и способы их формирования и развития. Формирование состязательной нацеленности и мотивации спортсмена. Средства и методы спортивной тренировки. Педагогический контроль на учебно-тренировочных занятиях. Контроль за уровнем подготовленности футболиста. Тренировочные и соревновательные нагрузки. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. Периодизация тренировочного процесса. Спортивная форма и закономерности ее развития. Теоретическая подготовка спортсмена. Значение пульсометрии. Методика ее проведения.
|
4.2
| Организация и методика проведения учебно-тренировочных занятий в школе.
| Формы организации занятий. Урок как основная форма организации учебно-тренировочного занятия. Его структура. Требования к его организации и проведению. Методы организации спортсменов на учебно-тренировочных занятиях. Подготовка тренера – преподавателя к занятию. Методы педагогического контроля на учебно-тренировочных занятиях по футболу. Педагогическое наблюдение, анализ и самоанализ проведения учебно-тренировочных занятий (протоколы, схемы, карты педагогического наблюдения).
|
4.3
| Организация и методика проведения учебно- тренировочных занятий в ДЮСШ.
| Организация и методика проведения занятий в группах начальной подготовки ДЮСШ. Организация и методика проведения занятий в учебно-тренировочных группах ДЮСШ. Организация и методика проведения занятий в группах спортивного совершенствования ДЮСШ. Методы организации спортсменов на учебно-тренировочных занятиях. Методы педагогического контроля на учебно-тренировочных занятиях по футболу.
|
4.4
| Планирование, контроль и учет подготовки футболистов.
| Спортивная подготовка как многолетний процесс и ее структура. Этапы подготовки: предварительная подготовка, начальная спортивная специализация, углубленная спортивная специализация, спортивное совершенствование в футболе. Построение тренировки в микроциклах, мезоциклах и макроциклах. Планирование, контроль и учет как основные элементы управления процессом тренировки. Виды планирования. Документы планирования тренировочного процесса. Самоконтроль в процессе тренировки. Объективные субъективные данные самоконтроля. Дневник спортсмена.
|
4.5
| Спортивный отбор в футболе.
| Понятия «спортивный отбор», «спортивная ориентация». Основные принципы и организация спортивного отбора. Критерии спортивного отбора. Контрольные упражнения.
|
Темы практических/семинарских занятий
|
| Формирование задач УТЗ
| Определение цели и задач учебно-тренировочных занятий. Выбор средств и методов спортивной тренировки в зависимости от конкретных целей и задач.
|
| Анализ плана-конспекта УТЗ
| Разбор структуры и содержания УТЗ на основе примерного плана-конспекта. Разработка фрагмента конспекта УТЗ в соответствии с задачей УТЗ.
|
| Дневник самоконтроля.
| Правила заполнения. Анализ данных дневника самоконтроля на конкретном примере. Разбор и анализ циклов разных типов. Составление примерных планов микроциклов, мезоциклов и макроциклов.
|
| Составление УТЗ
| Составление тренировочных заданий. Правила их записи в плане-конспекте.
|
| Методы педагогического контроля на УТЗ в ДЮСШ
| Педагогическое наблюдение, анализ и самоанализ проведения учебно-тренировочных занятий (протоколы, схемы, карты педагогического наблюдения).
|
| Диагностика спортивной предрасположенности.
| Разбор примерных диагностических карт. Организация и проведение тестирования (контрольных испытаний). Принятие решения по результатам тестирования.
|
Темы лабораторных занятий не предусмотрены
|
| Раздел 5 Соревновательная деятельность
|
Содержание лекций
|
5.1
| Организация и проведение соревнований по футболу.
| Классификация соревнований. Планирование соревнований. Характеристика основных документов планирования соревнований: календарный план соревнований, положение о соревнованиях. Правила соревнований. Судейство соревнований. Подготовка и обслуживание соревнований. Подведение итогов соревнований. Особенности организации и проведения соревнований футболу.
|
5.2
| Руководство соревновательной деятельностью спортсменов.
| Соревновательная деятельность и ее структура. Физиологические особенности соревновательной деятельности. Психологические особенности соревновательной деятельности. Психологическая подготовка к соревнованиям. Тактика соревновательной деятельности. Аспекты управления психическим состоянием спортсменов. Анализ результатов соревновательной деятельности. Анализ динамики показателей, определение и регулирование хода подготовки спортсмена.
|
Темы практических/семинарских занятий
|
| Документы соревнований
| Разбор основных документов, регламентирующих проведение спортивных соревнований. Разработка документов по алгоритму (макету).
|
| Обслуживание и судейство соревнований.
| Самостоятельная подготовка к соревнованиям, оформление положения, подготовительных и отчетных документов.
|
| Управление командой
| Управление командой в матче, в турнире. Установка на игру и разбор. Анализ взаимодействий судейства на основе матчей Чемпионата России по футболу
|
Темы лабораторных занятий не предусмотрены
|
1. Методика обучения ведению мяча в футболе
2. Особенности развития выносливости у футболистов
3. Построение учебно-тренировочного процесса в футболе с учетом индивидуальных, групповых и командных действий играющих
4. Техническая подготовка юных футболистов
5. Методика обучения ударам в футболе
6. Развитие специальной выносливости в футболе
7. Особенности физической подготовки в футболе
8. Современная тренировка в футболе
9. Совершенствование точности удара по воротам в футболе
10. Построение тренировочного процесса футболистов 15-16 лет с учетом индивидуальных особенностей
11. Развитие физических качеств в футболе
12. Психологическая подготовка в футболе
13. Построение учебно-тренировочного процесса технико-тактической направленности футболистов групп спортивного совершенствования
14. Методика обучения передачам в футболе
15. Развитие ловкости в футболе
16. Контроль технического мастерства в футболе
17. Развитие быстроты у юных футболистов
18. Готовность к игре как цель психологической подготовки в футболе
19. Планирование учебно-тренировочного процесса в футболе
20. Факторы, обеспечивающие достижение результата в матче
21. Волевая подготовка в футболе
22. Построение спортивной тренировки в годичном цикле подготовки футболистов