Вопрос №2 «Культурные элементы и комплексы универсалии».
Вопрос №1 «Этноцентризм и культурный релятивизм». Для представителей любой культуры весьма важным вопросом является проблема отношения к другим видам культуры. Существует два основных вида отношения к другим культурам. Этноцентризм (греч. ethnos - народ, племя, лат. centrum - центр круга, средоточие) - механизм межэтнического восприятия, заключающийся в склонности оценивать явления окружающего мира сквозь призму традиций и норм своей этнической группы, рассматриваемой в качестве всеобщего эталона. Этноцентризм заключается в том, что представители одной культуры считают свою культуру центральной, а остальные культуры сравнивает со своей культурой. Уже то, что своя культура ставится в центр, говорит о том, что индивид ценит в основном собственную культуру и будет пытаться сохранять и развивать ее преимущественным образом. Культурный релятивизм - концепция, согласно которой каждая культура может быть оценена только на основе ее собственных принципов, а не универсальных критериев. Доведенный до крайности культурный релятивизм, суть которого — полное игнорирование других культур, проявляется в крайне негативном отношении к другим нациям или обществам. Культура и цивилизация Многие употребляют эти термины как синонимы. Сегодня преобладает точка зрения, что культура старше цивилизации. Цивилизация возникла в ходе эволюции, когда был совершен переход от присваивающего хозяйства (собирательство и охота) к производящему (земледелие и скотоводство). Наиболее важными признаками цивилизации принято считать: образование государства, возникновение письменности, отделение земледелия от ремесла, расслоение общества на классы, появление городов, различного рода технологий, с помощью которых общество устанавливает отношения с природой. Бытует и такой взгляд: цивилизация — это материальная культура, а собственно культура - это преимущественно духовные и нравственные начала. С этих позиций утверждается, что в современном обществе цивилизация все больше преобладает над культурой.
Распространение культуры Каждый культурный образец должен пройти достаточно длинный путь, чтобы занять свое место в культуре общества. Полученный в результате творческой деятельности образец духовной или материальной культуры должен быть продемонстрирован и оценен с точки зрения его полезности и принят микросредой, после этого происходит его сравнение с достижениями прошлого, вторичное распространение на всю культуру общества или социальной группы. Следует сказать, что распространяемые образцы проходят тщательный отбор, в результате чего только незначительная их часть становится достоянием культуры общества или большой группы. После окончания очередного цикла процесса, снова происходит творческая оценка культурных образцов на основе изменяющихся потребностей людей, создаются новые культурные элементы и комплексы, и процесс повторяется. Современное общество характеризуется быстрым изменением культурных образцов. В ходе постоянно протекающих процессов зарождения и распространения культурных образцов происходит их интеграция, усложнение, обогащение. Культура современного общества Две основные культурные парадигмы определяют культурную жизнь современного общества и культурное сознание современного человека: массовая культура (маскульт) и постмодернизм. В 20 в. в обществе произошли глубокие изменения, главный источник которых — научно-техническая (и технологическая) революция. Произошел переход от индустриальной к постиндустриальной цивилизации. Высокие технологии позволили сделать производство массовым, способным удовлетворить материальные потребности подавляющего большинства членов общества. Массовое потребление и средства массовой информации (телевидение, компьютерные системы, спутниковая связь, радио, пресса) соединяют и объединяют людей.
Вопрос №2 «Культурные элементы и комплексы универсалии». Такой базой стал культурный образец, то есть такая часть культуры, которая не может быть далее разделена без потер содержания и окраски данного культурного явления. Существуют значимые и второстепенные культурные образцы. Значимые культурные образцы определяю основу некоторой культурной системы, самое главное действие при выполнении социальной нормы. Главным качеством таких культурных элементов является их максимальная простота. Целостность взаимосвязанных культурных элементов называется культурным комплексом. Каждый значимый элемент собирает вокруг себя второстепенны элементы, пока не образуется некоторое целое, действующее самостоятельно, отличное от других целостностей. Культурные комплексы могут быть как духовными (например, танец), так и материальными (автомобиль). Изменение второстепенных элементов комплекса приводит к изменению его качеств, совершенствованию или к модернизации. Изменение значимых элементов, как правило, создает новый культурный комплекс. Структура культуры по ее положению в обществе. Структура культуры содержит три основных компонента. Доминирующая культура — это культура, распространяющаяся на всех членов данного общества. Доминирующая культура обладает одним важным свойством: она имеет тенденцию привести поведение членов данного общества к некоторому среднему состоянию. Эта культура стремится к усредненности, некоторому общему уровню, вырабатывает общие правила поведения и общие системы ценностей. Субкультура — это культура какой-либо социальной или демографической группы, отличная от доминирующей, но не противоречащая ей в отношении основных социальных норм и ценностей. Каждое общество обладает большим количеством субкультур, которые первоначально возникают на основе социальных структур общества. Большое количество субкультур говорит о разнообразной, сложной и богатой общей культуре данного общества.
В обществе могут возникать также контркультуры, то есть такие культуры, которые отличаются от доминирующей культуры и противоречат ей. В связи с этим, доминирующая культура находится в постоянной оппозиции к контркультурам, наблюдается устойчивое стремление подавить проявления контркультур или снизить их влияние. Выделение контркультур бывает достаточно сложным, так как контркультурные черты могут накапливаться в некоторых субкультурах. Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда. Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью; они живут совместной жизнью, у них появляются танцы, игры, приветствия, разделение труда и т.п. Конкретное сообщество (цивилизация, государство, народность и т.д.) создает на протяжении многих веков собственную культуру, которая сопровождает индивида в течение всей его жизни и передается из поколения в поколение. В результате возникает множество культур. В социологии культура рассматривается как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Американский социолог и этнограф Д. Мердок в 1959 г. выделил более 70 универсалий — общих для всех культур элементов: возрастная градация, спорт, нательные украшения, календарь, соблюдение чистоты, общинная организация, приготовление пищи, кооперация труда, космология, ухаживание, танцы, декоративное искусство, гадание, толкование снов, разделение труда, образование и т.д. Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда. Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью. Люди живут совместной жизнью, у них появляются танцы, игры, приветствия, разделение труда и т.п.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|