Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Распределение земель по формам собственности




Общая характеристика земельного фонда Российской Федерации

Понятие земельного фонда

Совокупность земель в пределах границ Российской Федерации образу­ет земельный фонд. Он делится на несколько категорий земель в соответст­вии с их целевым назначением:

- земли сельскохозяйственного назначения;

- земли населенных пунктов;

- земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевиде­ния, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения;

- земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

- земли лесного фонда;

- земли водного фонда;

- земли запаса.

Каждая из перечисленных категорий земель обладает особенностями правового режима, установленного земельным законодательством.

Основную часть земельного фонда составляют земли сельскохозяйствен­ного назначения, которыми признаются земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей (ст. 56 Земельного кодекса РСФСР). К ним относятся сельскохозяйственные угодья (пашня, се­нокосы и пастбища, земли, занятые многолетними насаждениями и др.), а также земли, которые обслуживают вспомогательные нужды сельскохозяйст­венного производства (занятые постройками, дорогами, сооружениями и др.).

Специфика правового режима этой категории земель в отличие от других определяется, в конечном счете, использованием сельскохозяйственных зе­мель в качестве основного средства производства. С учетом экономичес­кой и экологической значимости данных земель как наиболее ценных и пло­дородных в составе земельного фонда законодательство закрепляет особый порядок их использования и охраны, приоритет сельскохозяйственного зем­лепользования. Это означает, что земли, признанные в установленном по­рядке пригодными для сельского хозяйства, предоставляются, прежде всего, для этих нужд. Для иных несельскохозяйственных целей (строительства предприятий, коммуникаций и т. д.) должны предоставляться земельные участки несельскохозяйственного назначения или непригодные для сель­ского хозяйства либо сельскохозяйственные угодья худшего качества, и лишь в исключительных случаях допускается изъятие плодородных сельско­хозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд. Изъятие особо ценных продуктивных земель законом не разрешается (ст. 24,26,27 Земель­ного кодекса РСФСР).

Земельное законодательство предусматривает также специальные обя­занности землепользователей по рациональному использованию, сохране­нию и улучшению сельскохозяйственных земель.

Земли сельскохозяйственного назначения предоставляются субъектам для различных целей, связанных с ведением сельского хозяйства:

- гражданам - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, лич­ного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества;

- кооперативам граждан - для садоводства, животноводства и огородни­чества;

- сельскохозяйственным предприятиям и организациям различных форм собственности - для сельскохозяйственного производства;

- научно-исследовательским, учебным и другим сельскохозяйственным учреждениям, сельским общеобразовательным школам - для исследователь­ских, учебных целей и для сельскохозяйственного производства;

- несельскохозяйственным предприятиям, учреждениям и организаци­ям, религиозным организациям - для ведения подсобного сельского хо­зяйства.

Все остальные категории земель имеют несельскохозяйственное назна­чение. Особенностью их правового режима является использование земли в качестве пространственного, операционного базиса, то есть места для раз­вертывания хозяйственной деятельности людей. Каждая из этих категорий земель имеет конкретную цель использования, а ее правовой режим опреде­ляется характером и назначением тех объектов, которые на ней находятся: размещением и благоустройством городских и сельских поселений, развити­ем производительных сил, лесного и водного хозяйства и т. д.

Земли населенных пунктов представляют собой все земли в пределах го­родской, поселковой черты или черты сельских населенных пунктов. В свою очередь в состав этих земель входят земли застройки (занятые зданиями, со­оружениями и др.), земли общего пользования (пути сообщения - улицы, площади, скверы, бульвары и др.), земли, занятые лесами, и др.

Земли промышленности, транспорта и другого несельскохозяйственного назначения - это земли, предоставленные предприятиям, учреждениям, ор­ганизациям для осуществления возложенных на них специальных задач -строительства и эксплуатации объектов промышленности, транспорта, свя­зи, энергетики, обороны и т. д. Поэтому такие земли иногда называют зем­лями специального несельскохозяйственного назначения. Особенностью их правового режима является установление зон с особыми условиями земле­пользования в целях нормальной эксплуатации указанных объектов и для обеспечения безопасности населения (санитарно-защитных зон предприя­тий, полос отвода железных и автомобильных дорог, зон охраны линий свя­зи и электропередачи и др.).

К землям природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения относятся земли запо­ведников, заказников, национальных парков, памятников природы, исто­рии и культуры, ботанических и дендрологических садов, курортов, земли для организации массового отдыха и туризма населения и др.

Правовой режим указанных земель отличается тем, что они полностью или частично исключены из хозяйственного использования. Изъятие земель природно-заповедного фонда, историко-культурного назначения и других особо охраняемых территорий не допускается (ст. 24 ЗК РСФСР).

Правовой режим земель лесного фонда регулируется как земельным, так и лесным законодательством. Земли лесного фонда - это земли, покрытые лесом или предназначенные для их восстановления (лесные земли), и не по­крытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства (ст. 94 ЗК РСФСР, ст. 8 Лесного кодекса РФ). Таким образом, правовой режим этой категории земель зависит от правового режима лесного фонда, в состав ко­торого они входят в соответствии с Лесным кодексом РФ.

Землями водного фонда являются земли, занятые водными объектами (реками, озерами, ледниками и т. д.), а также прилегающие к водоемам зем­ли, связанные с использованием и охраной вод (береговые полосы, полосы отвода, земли, занятые водохозяйственными сооружениями и др.). На пра­вовой режим этих земель накладывает отпечаток режим самих водных объектов, поэтому он регулируется актами земельного и водного законодатель­ства (например, ст. 12, 16, 112 Водного кодекса РФ).

Землями запаса являются все земли, не предоставленные каким-либо субъектам или в отношении которых право пользования прекращено (ст. 96 ЗК РСФСР).

Распределение земель по формам собственности

 

В соответствии с Конституцией РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Государственной собственностью являются земли не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

Разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ (федеральную собственность), собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю».

В Федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены РФ по основаниям предусмотренным гражданским законодательством.

В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным законом «О разграничении государственной собственности на землю».

В собственности субъектов РФ находятся земельные участки, которые признаны таковыми в соответствии с федеральным законом; право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены субъектами РФ по основаниям предусмотренным в Конституции РФ.

В собственности субъектов РФ могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки, занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности субъектов РФ; предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов РФ; отнесены к землям особо охраняемых природных территорий регионального значения, землям ленного фонда, находящимся в собственности субъектов РФ в соответствии с федеральными законами, землям водного фонда, занятым водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ, землям занятые приватизированным имуществом, находящимся до его приватизации в собственности субъектов РФ; которые признаны таковыми в соответствии с федеральным законом и приняты ми в соответствии ними законами субъектов РФ; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

В муниципальной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю».

В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований.

В субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - земельные участки в муниципальную собственность при разграничении государственной собственности на землю не передаются.

Право муниципальной собственности на земельные участки в этих субъектах РФ возникает при передаче земельных участков из собственности городов Москвы и Санкт-Петербурга в муниципальную собственность в соответствии с законами этих субъектов РФ.

Земли субъектов РФ - это земли, находящиеся в их административно-территориальных границах, за исключением федеральных, муниципальных и частных земель. В собственности субъекта РФ находятся земли, занимаемые объектами промышленности, транспорта, науки и другими объектами, находящимися в его собственности. В его собственность могут переходить также земли передаваемых объектов федеральной собственности и приобретаемые у частных собственников.

Муниципальные земли не считаются ни государственными, ни частными; они принадлежат органам местного самоуправления.

В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 28 августа 1995г. №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к муниципальным образованиям относятся города, районы, поселки, сельские населенные пункты и другие образования, имеющие органы местного самоуправления. Таким образом, муниципальная собственность на землю - это собственность городских и сельских поселений, других муниципальных образований.

В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - земельные участки в муниципальную собственность при разграничении государственной собственности на землю не передаются.

Право муниципальной собственности на земельные участки в этих субъектах Российской Федерации возникает при передаче земельных участков из собственности городов Москвы и Санкт-Петербурга в муниципальную собственность в соответствии с законами этих субъектов Российской Федерации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...