Козьма и Демьян (Косма и Дамиан)
Христианские святые, которых почитают 14 июля и 14 ноября. В народном календаре оба праздника называются кузьминки. Летний праздник Козьмы и Демьяна совпадал с днем чествования языческого бога огня Сварога. Поэтому Козьма и Демьян считаются покровителями кузнечного дела. В украинской быличке рассказывается о том, как братья сковали людям первый плуг. В русской традиции Козьма и Демьян тоже чудесные кузнецы, истребившие Змея. В легенде рассказывается, как они защемили язык Змея раскаленными щипцами и убили его. В христианском предании говорится о том, что Козьма и Демьян были врачами, исцелявшими различные болезни. Имена святых часто упоминаются в разговорах о семейном благополучии: Козьма-Козьма, святой Демьян, Вы и скуйте нам свадебку На четыре да на гранюшки, Первая-то гранюшка — на житье, на богачество, Вторая-то гранюшка — на совет, на любовь, Третья-то гранюшка — на долгий век, Четвертая-то гранюшка — на сыновей-пахарей, На дочерей-вышивальниц. В народной традиции святых часто воспринимали как единый персонаж, поэтому дни их поминовения стали называть кузьминками. Летние кузьминки считались женским и девичьим праздником. Вечером устраивались женские братчины, на которых женщины собирались в одной из изб на угощение. Отдельно собирались девушки. Для праздника обязательно готовилось блюдо из курятины, поскольку Козьму и Демьяна считали покровителями домашних кур. Во время праздника в курятниках служили молебны, домашнюю птицу кропили святой водой. Зимние кузьминки считались праздником кузнецов. В этот день также готовились кушанья из курицы. Хозяйкой в доме в этот день становилась старшая незамужняя дочь. В некоторых местах в зимние кузьминки совершали обряд похорон Козьмы и Демьяна. Обычно девушки изготавливали чучело (Кузьку), набивая соломой мужские штаны и рубаху. К ним приделывали голову, которую также набивали соломой. Чучело обували в старые лапти и усаживали посередине избы. Кузьке выбирали невесту и устраивали потешное венчание. После угощения чучело выносили из дома, клали на носилки и несли в лес или за околицу. Там чучело сажали на землю и сжигали. Вокруг костра устраивали пляски. Полагали, что именно со дня Козьмы и Демьяна вступает в свои права зима. В поговорке говорится: «Козьма и Демьян куют лед на земле и на водах».
Михаил Архангел Предводитель ангелов, персонаж народных апокрифических сказаний. «Грозный и страшный небесных сил воевода архистратиг Михаил» Лубок. XVIII в. В Ветхом Завете рассказывается о том, как по поручению Господа Бога Михаил изгоняет из рая Адама и Еву, а также дьявола в образе Змея. Поэтому на иконах Михаил традиционно изображался в виде крылатого воина с копьем, которым он поражает дьявола. В большинстве апокрифических сюжетов Михаил выступает как посредник между людьми и Богом. Он провожает в рай души умерших. Вооружившись огненным мечом, Михаил охраняет райские врата. Собор Архангела Михаила Гравюра из старопечатной книги. XVII в.
После кончины Пресвятой Богородицы Михаил несет ее тело в рай, отсюда представленное в быличках осмысление Михаила как ангела смерти. В народной традиции Михаил Архангел приобрел черты эпического героя. Он научил людей скотоводству и хлебопашеству. Вместе со святыми Фррлом и Лавром Михаил является покровителем домашних животных и ремесел. Видимо, в этом отразились общеевропейские мифы о культурном герое. На Руси Михаила считали предводителем небесного воинства и покровителем князей и воинов. На иконах его изображали в виде крылатого красного всадника с трубой в руках. В преданиях рассказывается о том, как Михаил Архангел приходит на помощь воинам во время Куликовской битвы. Тексты с подобным сюжетом записывались и после сражений периода Великой Отечественной войны.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|