Обогащение словаря и закрепление лексико-грамматических категорий
Дидактические, сюжетно-ролевые игры
Изобразительная деятельность и художественное развитие
сентябрь
1-я
Обследование
ДИАГНОСТИКА
2-я
Откуда хлеб пришел?
Экскурсия в хлебный магазин
Знакомство с картиной
И.А. Шишкина «Рожь», Т.Яблонской «Хлеб»
М.М.Пришвин «Лисичкин хлеб»
Л.Кон «Пшеница», «Рожь» (из «Книги о растениях»)
Сказка «Колосок», «Гуси-лебеди»
Пословицы и поговорки о хлебе.
«4-й лишний»
«Куст - дерево»
«1-2-5-9»
«Запомни, повтори»
«Какой лист, какая ветка»
«Узнай дерево по листку»
«Что где растет»
А: «Букет» (из осенних листьев)
Декоративное рисование: «Орнамент из осенних листьев»
октябрь
1-2-я
Осенняя ярмарка. Сад-огород: овощи, фрукты, ягоды
Экскурсия в овощной магазин.
Л.Н.Толстой «Косточка»
Н.Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники».
Ю.Тувим «Овощи»
Р.н.с. «Репка»
Я.Тайц «Про ягоды»
«Вершки и корешки», «Крошечка-Хаврошечка»
Загадки об овощах и фруктах.
Предметный словарь: урожай, овощи, фрукты, ягоды, огород, грядки, сад, экзотические фрукты, садовод.
Словарь признаков: цвета (оттенки), формы, вкус.
«Кто быстрее соберет овощи (фрукты) в корзину»
«4-й лишний»
«В саду или в огороде»
«Определи на вкус»
«Отгадай по описанию»
«Что где растет»
«Чудесный мешочек»
«Овощной магазин»
«1-2-5» (тыква, банан, лимон, дыня)
Л: «Фрукты на блюде»
А: «Корзина с овощами», «Ваза с фруктами»
А: «Ягоды на лесной поляне»
Рисование с натуры «Арбуз», «Спелое яблоко»
3-я
Насекомые
Наблюдение за насекомыми.
Рассматривание картинок, иллюстраций.
Л.Квитко «Жучок»
В.А.Сухомлинский «Пусть будут и соловей и жук»
В.Бианки «Приключение муравьишки»
И.А.Крылов «Стрекоза и муравей»
Эстонская сказка «Три бабочки»
М.Михайлов «Лесные хоромы»
«Улетают-не улетают»
«Что за птица»
«Кто как кричит»
«Узнай по описанию»
«Подбери признак»
«Подбери действие»
Подвижные игры: «Перелет птиц», «Лягушка и цапля».
Настольно-печатная игра «Парочки»
Р: «Лебеди на голубом фоне», иллюстрации к сказкам.
Л: «Утка с утятами»
А: «Лягушка-путешественница» (на фоне озера)
Р.т: «Птицы» (из бумаги, семян, листьев)
Оригами: «Лебедь»
Опыт: «Как летает перышко»
«У медведя во бору грибы, ягоды беру»
«Соберем грибы в корзину»
«4-й лишний»
«Съедобный - несъедобный»
«Запомни, положи»
Р: «Дары осени»
Л: «Грибы в лукошке»
Р.т: «Грибная полянка» (из природного материала)
2-я
Домашние животные
Рассматривание животных на предметных картинках, иллюстрациях в книгах о животных.
Л.Н.Толстой «Котенок», «Лев и собачка», «Пожарные собаки»
Г.Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка»
Р.н.с. «Волк и семеро козлят», «Коза-дереза»
Загадки о животных.
«Отгадай по описанию»
«4-й лишний»
«У кого кто» (детеныши)
«Много-нет»
«Кто в домике живет»
«Кто в лесу живет»
«Чья шуба теплее»
«Поезд для зверей»
«Кому что нужно (кто чем питается)»
«Большой - маленький»
Р: иллюстрации к сказкам «Заяц-хваста», «Заюшкина избушка»
Р: «Белочка»
А: из природного материала «Медведица с медвежатами»
Л: на сюжет сказки Д.Н.Мамина- Сибиряка «Про храброго зайца»
Р.т. «Цирк зверей» из природного материала
4-я
Одежда, обувь, головные уборы
Экскурсия в ателье, магазин одежды.
Знакомство с разнообразными видами тканей и материалов, с профессиями людей.
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Г.-Х.Андерсен «Новый наряд короля»
Ш.Перро «Золушка»
Экскурсия в обувной магазин.
Знакомство с материалами для обуви и головных уборов, с профессиями людей.
Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красная шапочка»
«Телефон» (зимующие птицы)
«Улетают – не улетают»
«4-й лишний»
«Узнай по описанию»
«Назови признаки»
«Назови действия»
«Украсим елку к празднику»
Р: иллюстрация к одному из рассказов о зимующих птицах
А: «Снегири (синицы) на ветках»
Л: «Птицы на кормушке»
Оригами: «Голуби»
Р.т. «Мастерская Деда Мороза» (изготовление совместно с родителями елочных украшений)
3-я
Мебель
Экскурсия в мебельный магазин.
Беседа о профессиях: лесоруб, столяр, пильщик, краснодеревщик, сборщик.
Беседа о видах мебели, назначении.
Р.н.с. «Три медведя»
«Обставим спальню, гостиную, кухню»
«Узнай по контуру»
«1-2-5-9»
«Чей, чья, чье»
Игры со строительным материалом.
Пальчиковые игры
Р: «Моя красивая комната»
А: «Мой стул»
Л: «Сделай сам»
Р.т. «Мебель для кукол» (из бумаги и бросового материала)
4-я
Посуда
Экскурсия в посудо-хозяйственный магазин, на кухню. Рассматривание посуды, определение назначения и классификация (столовая, чайная, кухонная). Знакомство с материалом, из которого изготовлена посуда.
А.Гайдар «Голубая чашка»
К.И.Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокатуха»
Братья Гримм «Горшок каши»
Р.н.с. «Лиса и журавль»
«Эхо»
«Что из чего - какое»
«Подбери предмет к признаку»
«Что изменилось»
«1-2-5-9»
«Много-нет»
«Сервируем стол к обеду»
«4-й лишний»
«Посудо-хозяйственный магазин»
Р: «Горшок каши» (иллюстрация к сказке)
Л: «Кувшин», «Чайный сервиз»
А: «Чайный сервиз» (на голубом фоне росписью в стиле «Гжель»)
К: изготовление из бумаги и бросового материала посуда для сюжетно-ролевых игр.
январь
1-2-я
Новогодний праздник. Зимние забавы
Наблюдение примет зимы в природе.
И.С.Никитин «Встреча зимы»
А.С.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя..»
Г.Скребицкий «Зима»
В.Сутеев «Новогодняя елка»
С.Я.Маршак «12 месяцев»
Н.А.Некрасов «Мороз-воевода»
Р.н.с. «Снегурочка», «В гостях у дедушки Мороза»
А: «Снегурочка», «Елочка-красавица»
Р: «Здравствуй, гостья зима!»
«Снег идет» (на голубом фоне)
«Снежинка» (свечой)
Р.т. «Снежинки из бумаги»
3-я
Животные жарких стран
Посещение зоопарка (с родителями)
Рассматривание картин, иллюстраций.
Д.Р.Киплинг, рассказы из «Книги джунглей»
Б.Житков «Про слона»
К.Чуковский «Айболит»
Басни И.А.Крылова
Д.Нейер «Жизнь в джунглях»
Загадки о животных
«Отгадай по описанию»
«4-й лишний»
«У кого кто» (детеныши)
«Много-нет»
«Поезд для зверей»
«Кому что нужно (кто чем питается)»
«Большой - маленький»
«Зоологическое лото»
«Кто, где живет»
«Птицы и звери»
«Веселые зверята»
Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»
«Узнай, какой ты зверь»
А: «Павлин», «Попугай на пальме»
Р.т. из природного материала «Ослик», «Страус»,«Жираф»
Л: «Черепаха»
Р: «Жизнь в джунглях» (нетрадиционная техника)
4-я
Моя семья
Рассматривание серии сюжетных картин «Семья»
Знакомство с картиной В.М.Васнецова «Аленушка»
В.Осеева «Просто старушка»
П.Воронько «Мальчик Помогай»
А.Барто «Вовка – добрая душа»
Р.н.с. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»
«4-й лишний»
«Чья, чей, чье» (образование притяжательных прилагательных)
Сюжетно-ролевая игра «Моя семья»
Пальчиковые игры
Р: портрет «Я с папой»
Л: «Я и моя семья»
А: «Казанское полотенце»
февраль
1-я
Инструменты, орудия труда
Рассматривание картинок с изображение инструментов.
Беседа о видах инструментов и орудий труда. Разговор о технике безопасности при работе с разными инструментами.
А.Шибаев «Лучше дела не найти»
Б.Заходер «Слесарь»
Г.А.Ладонщиков «Самокат»
А: из ниток (передача формы, цвета, объема с помощью аппликации)
Л: «Инструменты, орудия труда»
Р: «Мастерская»
2-я
Рыбы
Наблюдения за рыбками в аквариуме.
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Е.Пермяк «Первая рыбка»
Н.Носов «Карасик»
Р.Н.С. «По щучьему велению», «Лисичка-сестричка и серый волк»
Г.-Х. Андерсен «Русалочка»
Р: «Сказка о рыбаке и рыбке» (иллюстрация к сказке)
А: «Подводное царство» по сказке Г.Х.Андерсена «Русалочка» или по р.н.с. «По щучьему велению»
Л: «Лисичка-сестричка и серый волк»
Р.т: «Аквариум» из природного и брос.материала.
3-я
День защитника Отечества. Военные профессии
Встречи с ветеранами войны
Рассматривание иллюстраций батальных сцен, иллюстрации о прохождении военной службы российских солдат.
Иллюстрация В.М.Васнецова «Богатыри»
Чтение былин.
Г.-Х.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»
А.Твардовский «Рассказ танкиста»
А.Митяев «Мешок овсянки»
«Кто служит в армии?»
«Подбери признак»: Защитник Отечества (какой?) – смелый, храбрый, отважный…
«Сосчитай» (1-2-5-9 танк, автомат)
Р: «Богатыри земли Русской»
Л: «Пограничник с собакой»
А: «Открытка для папы (дедушки)»
4-я
Транспорт
Наблюдение за движением транспорта и пешеходов на переходе. Практическое применение правил дорожного движения.
М.Коршунов «Едет, спешит мальчик»
Б.Житков «Железная дорога» (из «Что я видел»)
М.Ильин, Е.Сегал «Машины на нашей улице»
И.Калинина «Как ребята переходили улицу»
С.Сахарнов «Самый лучший пароход»
И.Туричин «Человек заболел»
«Скажи иначе» (синонимы)
«Узнай по описанию»
«Подбери признаки» (весна -…, вода - …)
Р: «Первоцветы»
Л(коллективная): «Дед Мазай и зайцы» (пластилин и природный материал)
А из ткани на открытке: «Цветы в подарок маме и бабушке»
К. и р.т.: «Тюльпан» из бумаги
2-я
Женские профессии
Беседа в семье о занятиях мамы, бабушки, сестры.
Женские профессии в селе.
«Узнай по описанию»
«Соберем букет»
«4-й лишний»
«Что где растет?»
«Отгадай цветок по звуку, слогу»
Лото «Цветы цветут»
Р: «Цветы» разными способами
А (коллективно): «На зеленой полянке»
Кон. и р.т. «Цветы» (оригами)
Уход за комнатными цветами
апрель
1-я
Дом. Моя улица. Мой город
Беседа по темам «Мой город», «Наша страна»
М.Исаковский «Поезжай за моря, океаны»
А.Прокофьев «Родина»
З.Александрова «Родина»
Р.н.с. «Теремок», «Рукавичка», «Пряничный домик»
Дом, квартира, комната, прихожая, коридор, спальня, гостиная, кухня, кладовка, этаж, подъезд, лестничная площадка, крыша, стены, подвал.
Улица, переулок, проспект, бульвар, перекресток, дорога, тротуар, парк, сад, детская площадка, город, село, деревня, стадион, музей, театр. Родина, страна, Россия,Татарстан
Одноэтажный (много-, двух-), родной, широкая, узкая, длинная, чистый, зеленый, старый.
«Улицы, проспекты нашего города» (со строительным материалом)
«Наш город»
«Дорожная азбука»
«На чем можно ездить по городу»
«Три сигнала»
«Регулировщик»
«Расставь правильно знаки»
«Выбери нужные знаки»
Р: «Перекресток»
А: «Знаки ПДД»
Л: «Светофор»
2-я
Профессии
Беседа о профессиях в городе, в селе; какую пользу приносят те или иные профессии; где обучаются профессиям; чем занимаются люди каждой профессии.
Рассматривание сюжетной картины «Город строится», «Строители».
С.Баруздин «Кто построил этот дом»
Дж.Родари “Какого цвета ремесла?»
Я.Аким «Неумейка»
В.Маяковский «Кем быть?»
М.Пожарова «Маляры»
Я.Дягутите «Руки человека»
Р.н.с. «Репка»
Предметный словарь: Сельское хозяйство (доярка, фермер, пастух, телятница, тракторист, комбайнер, хлебороб, агроном, ветеринар)
Строительство: (архитектор чертежник, каменщик, стекольщик, столяр, плотник, маляр, стекольщик, строитель, крановщик) Наука (профессор, химик, ученый, инженер, физик, биолог) Медицина (врач, хирург, педиатр, ортопед, стоматолог) Детский сад (воспитатель, логопед, медсестра, повар, музыкальный руководитель, психолог)
Ателье (закройщик, лекальщик, портной, конструктор, модельер)
Глагольный словарь: шьет, строит, воспитывает, готовит, учит, лечит, красит, ухаживает, растит.
«Кто что делает?»: учит – учитель, лечит - …
«Кто чем работает?»: маляр – кистью, дворник – метлой…
«Почему так названы профессии?»: рыболов – рыбу ловит, пчеловод, землекоп, лесоруб, трубочист.
«Магазин»
Р: «Я в будущей профессии»
А: «Стоим дом»
Л: «Кондитер», «Пекарь»
3-я
Продукты питания
Беседа по темам «Для чего нужны продукты питания», «Из чего они сделаны», «что из них можно приготовить», «Где их продают», «Где хранят»
М.М.Пришвин «Лисичкин хлеб»
Ю.Ермолаев «Два пирожных»
Фольклор
«Отгадай на вкус»
«Из чего что готовят»
«Продуктовый магазин»
«Приготовим обед»
«Маленькая хозяюшка»
Сюжетно-ролевая игра «Хозяюшка»
«Угадай по запаху»
Р: «Пир на весь мир»
Л: «Конфеты для мамы», «Ароматные калачи»
А: «Праздничный пирог»
4-я
Человек. Части тела
Беседа «Я - человек»,
«Об удивительных превращениях пищи»
А.Барто «Вовка – добрая душа»
Сказка «Маша и медведь»
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Пальчиковая гимнастика: «Пальчики здороваются»
Дыхательная гимнастика «Урок дыхания», «Волшебство дыхания носом»
«Путешествие каши» (пищеварение)
«Моя голова»
«Мое тело»
«Я чувствую, ощущаю и познаю мир»
«Я - человек»
«Пищеварение»
Р: «Мой портрет»
«Мой друг», «Я - девочка», «Я - мальчик»
Л: «Человечки»
Р.т.: «Человек» из природного материла
май
1-я
Весна. Труд людей весной
Труд на участке.
Беседа о весне.
О.Донченко «Петрусь и золотое яичко»
Я.Дягутите «Руки человека»
Б.Житков «Что я видел» («Сад», «Баштан»)
Я.Тайц «Послушный дождик»
Ю.Крутогоров «Дождь из семян»
Р.н.с. «Репка», «Вершки и корешки»
Р (коллективное): «Цветущая весна»
А: «Букет»
Л: «Пограничник с собакой»
3-я
Школа, школьные принадлежности
Экскурсия в школу.
Профессии в школе.
С.Я.Маршак «Первый день календаря»
Л.Н.Толстой «Филиппок»
А.Барто «В школу»
В.Берестов «Читалочка»
А.Л.Барто «Первый урок»
З.Н.Александрова «В школу»
Рассматривание серии картин «Времена года».
Экскурсия в музей изобразительных искусств.
К.Ушинский «Четыре желания»
С.Я.Маршак «12 месяцев»
Загадки, пословицы, поговорки о временах года.
Повторение стихов об осени, зиме, весне.
Времена годы, календарь, месяцы. Лето, отдых, поездка
«Что сначала, что потом»
«До – между – за»
«Подбери предметы к признакам» (весенний, летний, зимний, осенний; весенняя, осенняя, летняя, зимняя; весеннее., летнее…)
«Когда это бывает?»
«Бывает – не бывает»
Р: (разными приемами) по выбору детей.
А: по выбору детей.