Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ситуация на рынке труда Украины

Реферат

Безработица как глобальная проблема человечества

 

Донецк 2009


План

 

Введение

1.Ситуация на рынке труда Украины

2.Политика на рынке труда: эволюция подходов

3.Эффективная служба занятости: некоторые современные подходы

Выводы

Литература

 

 


Введение

Мировой финансовый кризис, с которым жители бывшего СССР, включая страны Балтии, Украину, Белоруссию, Россию, столкнулись в 2008 году, может стать серьезной угрозой для рынка труда и экономики в целом. Уровень безработицы среди трудоспособного населения начал расти на фоне сокращения персонала и снижения заработных плат сотрудников отдельных компаний и даже целых отраслей. Тенденция, которая наметилась в прошлом году, в 2009 году может получить развитие. В соседних странах, куда финансовый кризис пришел намного раньше, чем в Украину, ситуация с уровнем безработицы выглядит еще печальнее. Например, безработица в Эстонии за два года выросла более чем в два раза, и согласно данным департамента трудовой занятости Эстонской республики на 31.12.2008, безработными числится 4,7% трудоспособного населения (от 16 лет до достижения пенсионного возраста). В соседней Латвии уровень безработицы достиг в 2008 году 7%. В 2009 году некоторые эксперты опасаются, что уровень безработицы в Латвии может превысить 15%, что создаст колоссальное социальное напряжение в обществе. Однако не только страны Балтии, Украина, Белоруссия и Россия ощущают на себе негативное влияние экономического кризиса. В США эксперты не исключают, что уровень безработицы в 2009 году может достигнуть или даже превысить 10-процентную отметку. В декабре 2008 года на бирже труда было зарегистрировано около 7% безработных.

Сейчас сложно сделать точный прогноз, каким будет уровень безработицы по итогам 2009 года. Правительствам всего мира необходимо предпринимать решительные антикризисные меры, чтобы погасить растущую социальную напряженность в обществе.

Занятость безработица рынок труд

 


Ситуация на рынке труда Украины

Ситуация на рынке труда в течение года поменялась кардинально. Так, если I полугодие было вполне оптимистичным, то уже осенью рынок оказался во власти негативных тенденций. В первые шесть месяцев текущего года ситуация на рынке труда выглядела вполне радужно. Специалисты практически любой отрасли могли без проблем найти себе работу с достойной оплатой и хорошими условиями труда. Порталы по трудоустройству пестрели безграничным потоком вакансий от работодателей, а соискатели, в свою очередь, могли себе позволить выбирать лучшее "место под солнцем". Данный период на рынке труда в некоторой степени можно охарактеризовать как "кадровый голод", поскольку компаниям массово не хватало высококвалифицированных специалистов, что заставляло их особо не перебирать персоналом и постоянно мотивировать сотрудников как материально, так и социальным пакетом (оплата мобильной связи, оплачиваемое питание, расходы на оплату бензина). Именно в этот период, по мнению специалистов, фирмы начали раздувать свой штат, набирая "лишних" сотрудников. На протяжении всего 2008 года наиболее "насыщенными" предложениями от работодателей были такие профессиональные направления, как Информационные технологии и телекоммуникации, Продажи, Банки и инвестиции, Бухгалтерия и финансы, Маркетинг, Реклама, PR. Именно этим специалистам в текущем году предлагали самые высокие зарплаты, а вакансии в этих сферах были наиболее востребованными. Второе полугодие 2008 года принесло негативные изменения для многих работающих украинцев. Перед компаниями стояла единственная цель - выжить, устоять в период финансового кризиса. В результате многие украинцы попали под сокращение или вынуждены были идти в неоплачиваемые отпуска. Экономические проблемы в стране начали влиять на рынок труда уже в конце сентября - октябре 2008 года. Именно в этот период рекрутеры начали говорить об увольнениях в компаниях и резком увеличении количества резюме на порталах по трудоустройству.

Теперь свои условия стали диктовать работодатели, а наемные работники, поубавив свой пыл, стали соглашаться на менее привлекательные предложения. Кроме того, в сентябре 2008 года практически остановился рост зарплат, что еще раз подтвердило признаки "волны" увольнений. Некоторые организации сократили от 40% до 60% своего персонала. "Массовые увольнения в Украине сейчас происходят и будут происходить в дальнейшем, потому что в большинстве компаний работают "лишние люди". Сегодня многие украинские организации просто-напросто "раздуты" персоналом, при этом некоторые компании увольняют "на всякий случай". Первыми "жертвами" финансового кризиса стали работники металлургической отрасли, инвестиционных компаний и банков, сферы строительства. Следующими, по мнению экспертов, будут ритейлеры. Тем не менее, считает эксперт, рынку труда нужен был кризис, потому что он заставил многих специалистов давать результаты, а не "просиживать" рабочий день в офисах. По данным Госкомстата, средняя заработная плата в Украине в ноябре 2008 года составила 1823 грн., что на 4,9% меньше чем месяцем ранее. Задолженность по выплате заработной платы с начала 2008 года выросла на 56%, или на 374,9 млн.грн. На 1 ноября 2008 года она составила 1 млрд. 43 млн. 622 тыс.грн. С 1 декабря 2008 года в Украине уровень минимальной зарплаты увеличен с 545 грн. до 605 грн., что предусмотрено Законом "О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины". Тем не менее, данное увеличение никак не отразится на "бюджетниках". По словам Министра труда и соцполитики Украины Людмилы Денисовой, для первого разряда тарифной сетки работников бюджетной сферы минимальная зарплата останется на уровне 545 грн. В ноябре 2008 года безработных украинцев стало на 109,8 тыс. больше. В частности, в целом по Украине за данный период зарегистрировано 639,9 тыс. безработных. В этом же месяце украинским предприятиям не хватало 136,8 тыс. работников, что на 40,7 тыс. лиц меньше, нежели в октябре 2008 года. Кроме того, по данным Госкомстата, в декабре 2008 года на одно вакантное место на украинском рынке труда претендовало 5 человек, что является самым высоким показателем за весь 2008 год.

2.Политика на рынке труда: эволюция подходов

Часто осознание проблем отечественного рынка труда сопровождается требованиями к правительству “что-нибудь сделать с безработицей”. Неструктурированная проблема порождает стихийные и неэффективные действия. Для того чтобы определить, чем должна заниматься российская политика на рынке труда, обратимся к “рыночному” мировому опыту. Он будет полезен и в том смысле, что Россия находится в стадии перехода именно к рыночному хозяйству. В первые два десятилетия 20-го века циклические периоды роста безработицы воспринимались как неизбежное экономическое зло. Поэтому и средства от безработицы сводились к исправлению ее следствий и не содержали мер, смягчающих ее рост в ходе циклических колебаний экономики. Облегчение бремени безработицы связывалось с двумя направлениями: во-первых, с посредничеством в трудоустройстве через биржи труда и, во-вторых, с системой страхования от безработицы.

В последующем больше внимания стало уделяться мерам по снижению риска безработицы среди отдельных групп населения. Тем не менее, все разрабатываемые меры основывались на индивидуальной помощи потерявшим работу и не предусматривали активного вмешательства правительств в регулирование рынка труда. Перемены после Второй мировой войны - в первую очередь, экономическая депрессия, конверсия промышленности, массовая демобилизация, репатриация пленных и беженцев - заставили изменить роль государства в регулировании рынка труда. Безработица уже не рассматривалась как индивидуальная проблема работника. Было признано, что основная ее причина кроется в неудовлетворительно функционирующей экономической системе. Постепенно концепция индивидуальной помощи безработным начинает меняться в направлении осознания позитивной роли активных средств влияния государства на равновесие рынка труда и его организацию. Одним из этапных моментов в послевоенной истории политики на рынке труда стало принятие Международной Конференцией Труда документов о политике занятости в 1964г.

Во-первых, безработица уже не связывалась только с вопросами организации рынка труда. Политика, направленная на поддержание и развитие занятости, предусматривала меры экономического регулирования в области налоговой политики, регулирования рабочего времени, заработной платы, образования, противодействие социальной изоляции, инвестиционные программы и т.д. Декларировано, что решение проблем занятости населения должно стать основной целью политики правительств. Во-вторых, широкая трактовка мер, направленных на поддержку занятости, изменила и роль службы занятости. Она перестает быть единственным инструментом регулирования рынка труда и становится одним из элементов политики. Несмотря на "потерю" исключительной роли, как функции, так и полномочия служб занятости расширяются. Помимо традиционных посреднических функций и управления системами страхования от безработицы, предусматривались и специальные программы, например, для молодежи.

Постепенно основным направлением перемен становится смещение акцентов с пассивного возмещения потери доходов безработных и индивидуальной помощи через посредничество в трудоустройстве к расширению “активных” мер вмешательства в рынок труда. Наиболее показателен в этом отношении опыт Швеции. Решением, альтернативным контролю над зарплатами и ценами в послевоенной Швеции, стала концепция активной политики на рынке труда. Пакет политических мер в области людских ресурсов стал частью макроэкономической политической стратегии, то есть политика трудовых ресурсов рассматривалась как средство стимулирования спроса, не вызывающее инфляционных последствий. В конце 1950-х - начале 1960-х годов в США на вооружение были взяты три политические предложения: более экспансионистское управление спросом, создание рабочих мест в государственном секторе и меры по обучению с целью помочь неблагополучным слоям населения вернуться на рынок труда. ОЭСР в дополнение к улучшению баланса “инфляция–безработица” и уравновешиванию возможностей выхода с рынка труда третьей целью активной политики в области трудовых ресурсов выдвинула содействие экономическому росту посредством развития людских ресурсов.

Основная идея состояла в том, что любой шаг в сторону экономических ограничений, направленных на снижение инфляции, которые могут привести к появлению безработицы, должны с самого начала сочетаться с подготовкой выборочных контрмер. В центре внимания оказались такие направления политики в области предложения рабочей силы, как меры по подготовке, поиску работы и трудоустройству, способные в наибольшей степени удовлетворять одновременно требованиям эффективности и справедливости.

 

3.Эффективная служба занятости: некоторые современные подходы

 

Потенциальные возможности службы занятости в Украине по ряду причин недоиспользованы. Ее позитивное влияние на рынок труда даже в условиях экономического спада может быть повышено. Помимо таких внешних обстоятельств, как ограниченное число имеющихся вакансий, ухудшающееся финансовое положение Фонда занятости, ведущее к сокращению активных программ, имеются и другие, внутренние факторы, активизация которых позволит мобилизовать дополнительные резервы повышения эффективности ее деятельности.

Интеграция ядра функций службы занятости

Один из наиболее мощных институциональных факторов, влияющий на эффективность пассивной и активной политики, - степень интеграции трех ключевых функций:

1) подбор рабочего места и работника;

2) администрирование выплат пособий по безработице;

3) направление безработных на активные программы.

Так как окончательная цель всех трех функции служб занятости состоит в том, чтобы реинтегрировать безработного в работу настолько быстро, насколько возможно, важно принять во внимание взаимодействия между ними:

· тесная координация между подбором работы и выплатой пособий необходима, чтобы эффективно применить тест на готовность к работе и, следовательно, выполнить одно из ключевых предварительных условий для возникновения права на пособие;

· тесная координация между посредничеством в поиске работы и активными программами необходима, чтобы гарантировать, что безработный может приобретать признаки, необходимые для заполнения доступных вакансий;

· тесная координация между выплатами пособий и активными программами необходима, чтобы избежать долгосрочной зависимости от получения пособия и участия в программах для единственной цели возобновления прав на пособие.

Единство трех основных функций – это преднамеренный отход от представления, что желательно отделить принудительную функцию контроля над пособиями от "положительных" функций - консультирование, помощь в поиске работы и направление на активные программы. Такое изменение парадигмы основано на опыте противодействия безработице, которое стало структурной проблемой, особенно в странах с щедрым денежным пособием.

В Украине служба занятости изначально создавалась как институт, объединяющий все три основные функции. Тем не менее, необходимо еще раз подчеркнуть, что многие страны, ранее следовавшие путем разделения функций, сегодня меняют свои концепции. Данное обстоятельство существенно потому, что в последнее время вновь начинает подниматься вопрос об ограничении политики на российском рынке труда только выплатой пособий по безработице и о передаче функций по управлению выплатами пособий по безработице социальным службам. Услуги, связанные с посредничеством в трудоустройстве, и ряд активных программ принято считать расходами службы занятости “на саму себя”. Поэтому ежегодно предпринимаются попытки сократить как расходы на “содержание службы занятости”, так и урезать активную часть бюджета фонда занятости. Подобные действия являются грубейшей политической и экономической ошибкой.

Политика вмешательства в течение периода безработицы

Характер этого вмешательства должен различаться в начале периода безработицы от мер, требуемых после многих месяцев безработицы. С одной стороны, большая часть безработных способна в короткие сроки найти работу, минуя дорогостоящие программы. С другой стороны, например, неэффективно направлять квалифицированного работника, находящегося в состоянии безработицы, на одну или две недели участия в общественных работах. Аналогично, едва ли после 12 месяцев безработицы курс обучения по подготовке резюме расширит возможности занятости. К сожалению, опыт показывает, что выбор "какое средство в какой момент" является обычно не результатом сознательного выбора политики, а результатом смеси установленных правил и методов, унаследованных из прошлого.

Наиболее результативным было бы предложение интенсивной помощи в поиске работы на индивидуальном уровне уже на ранней стадии безработицы. Но с большими притоками в безработицу такой помощью обеспечивать всех безработных слишком дорого. Следовательно, важно выбрать тех безработных, кто больше всего нуждается в помощи. По этой причине многие страны используют сегодня так называемое "профилирование" искателей работы, чтобы идентифицировать находящихся в опасности стать долгосрочным безработным. Первая регистрация ищущих работу в службе занятости - критический момент в истории периода безработицы. В Украине, где служба занятости рассматривается как универсальный поставщик государственных услуг соискателям работы, всем безработным предлагается широкий диапазон обучения и мер помощи в поиске работы сразу после регистрации в службе занятости. Безработные могут пользоваться этими услугами независимо от того, находятся они в группе риска стать долгосрочными безработными, или нет. Однако раннее вмешательство как универсальную услугу в широком масштабе становится все сложнее реализовывать в условиях высокой и постоянной безработицы и из-за ограничений ресурсов. Следовательно, всегда существует дилемма, в которой необходимо выбрать между меньшим количеством ранних вмешательств, заканчивающихся усилением проблемы долгосрочной безработицы, с одной стороны, и, с другой, - более ранним началом вмешательств и более высоким бюджетом службы занятости. Поэтому необходимо решать, во-первых, кому из безработных нужно предложить такие услуги и, во-вторых, должны ли такие ранние вмешательства быть добровольными или обязательными для членов целевых групп (правом или обязательством). Обычно применяются два метода выбора. Выбор может иметь место или на основе вопросов, раскрывающих специфическую характеристику безработного человека, или на основе более сложного подхода, который принимает во внимание несколько факторов риска через методы профилирования. Может быть применен формальный способ профилирования, основанный на статистических методах, или менее формальный, на основе мнения опытного персонала службы занятости, или комбинация обоих подходов. Например, в Швеции в основном полагаются на профилирование через мнение персонала, в Соединенных Штатах - на формальные методы, в Австралии - на комбинации обоих.

Индивидуальная работа становится более важной и срочной с возрастающей продолжительностью периода безработицы. Продолжительность безработицы может рассматриваться как процесс самовыбора, который, в конечном счете, делает профилирование избыточным. Те, кто имеют трудовые проблемы, дрейфует в долгосрочную безработицу, в то время как другие будут выходить из безработицы и приобретать работу. Когда существует риск самовыбора безработицы, важно установить диагноз фактических проблем, с которыми сталкивается долгосрочный безработный и сделать оценку восстановления его потенциала конкурентоспособности на рынке труда. Это может быть установлено глубокими интервью, а если необходимо, то несколькими из них, и действиями, соответствующими потребностям и возможностям безработных.

Рассмотрим классификацию ищущих работу, состоящую из трех групп (в ее основании - техника профилирования):

· Группа (1) готовые к работе и не находятся в опасности стать долгосрочным безработным;

· Группа (2) те, кто в опасности, но оценены как готовые к работе;

· Группа (3) те, кто в опасности и оценены как не готовые к работе.

Группа (1) не требует целевой помощи. Сокращению периода поиска работы мог бы способствовать доступ к информации о вакансиях. Группе (2) требуется немедленная поддержка в виде помощи поиска работы (подготовки резюме, доступ к телефону и факсу, клубы ищущих работу и т.д.). Такие действия могли бы быть оправданы из-за относительно низких затрат и положительных результатов этих мер, даже если некоторые работники могли бы найти работу в любом случае. Только группа (3) могла бы рассматриваться для немедленного направления на программы занятости и обучения.

Правда, степень точности прогнозирования риска долгосрочной безработицы в начале периода безработицы в настоящее время не достаточно высока. Тем не менее, учитывая дороговизну обучения и программ занятости, вероятностное определение групп повышенного риска кажется более оправданным, чем ожидание момента, когда не станет известно достоверно, что потенциальные участники этих программ имеют серьезные проблемы. В какой момент времени (немедленно, после 3 месяцев, после 6 месяцев) может быть применено первое глубокое интервью для безработных, находящихся в группах (1) и (2)? Это - вопрос имеющихся ресурсов и персонала, а также - объема “входов” в безработицу, размера “запаса” существующей безработицы, особенно долгосрочной. Если ресурсы персонала ограничены, первое углубленное интервью может быть применено только после 3 месяцев безработицы при условии, что большинство ищущих работу, которые относятся к “легко трудоустраиваемым”, выйдут из числа безработных. С удлинением периода безработицы (период в 6 месяцев является эталонным во многих странах) интенсивность давления службы занятости на безработного принимать рабочие места ниже их порога ожидания и (или) участвовать в программах обучения должна повыситься. В этот момент им могут быть предоставлены возможности участия в программах “Клуб ищущих работу”, разрабатываться “планы поиска работы” и применяться более строгие критерии “подходящей работы”. После 12-месячного периода безработицы все три группы сливаются в одну. Необходимой становится переоценка возможностей трудоустройства и обновления планов “поиска работы”. Право на пособия по безработице должно устанавливаться в зависимости от участия в любой программе. При этом участие в обучении и программах временной занятости не должно служить простым средством повторной квалификации участников для получения пособий по безработице.

 

 


Выводы

Пути преодоления роста безработицы:

· С точки зрения влияния на занятость, эффективность макроэкономической политики должна определяться ее позитивным влиянием на способность экономики поддерживать баланс между повышением производительности на стадии подъема и созданием новых рабочих мест для безработных граждан, а также тех, кто впервые или повторно вступает на рынок труда. Повышение и поддержание высокой способности экономики к безинфляционной “генерации занятости” в целом составляет задачу экономической политики.

· Наличие многочисленных факторов, не связанных с макроэкономическими возможностями для занятости, может сделать бессмысленными попытки стабилизации положения на рынке труда за счет “чистых” экономических мер. Результаты макроэкономических усилий будут находиться в ощутимой зависимости от эффективности трудовой политики. Повышение и поддержание “высокой способности к занятости” рабочей силы, а также поддержка благоприятной “рабочей среды”, позволяющей реализовать эту способность и сохранить уже имеющуюся занятость, в целом должно составлять ключевую задачу трудовой политики и политики развития рабочей силы.

· По мере расширения открытой безработицы, в том числе в связи с оптимизацией фонда рабочего времени, приведения численности работающих к величине “экономически заданного спроса”, будет усиливаться значение преодоления открытой безработицы как ключевой составляющей политики на рынке труда. Ее базовая задача - повышение “способности к занятости” безработных граждан. Под повышением “способности к занятости” безработных понимается снятие объективных препятствий (информационных, квалификационных, социальных, психологических и т.д.), мешающих им занять имеющиеся вакансии или генерируемые экономикой новые рабочие места. Основная цель политики противодействия безработице – скорейшее возвращение искателей работы к активному труду, предотвращение их дрейфа в длительную безработицу и социальное исключение.

· Расширение спроса на рабочую силу, вызванное экономическим оздоровлением, позитивно скажется на тех, кто оставался безработным относительно более короткий период времени. Как правило, данная группа работников, обладающая высокой способностью к занятости, не требует интенсивной помощи со стороны государства. Часто достоверной и обширной информации о наличии в экономике вакансий оказывается достаточным для сокращения периода поиска работы. Однако длительно безработные и те, для кого риск дрейфа в эту группу велик, едва ли смогут воспользоваться плодами экономического роста и самостоятельно найдут новую работу. Именно на эту группу безработных преимущественно и должна быть нацелена политика на рынке труда.

· Любой шаг в сторону экономических ограничений, направленных на снижение инфляции, которые могут привести к появлению безработицы, должны с самого начала сочетаться с подготовкой выборочных контрмер. Наиболее эффективны такие направления политики в области предложения рабочей силы, как меры по подготовке, поиску работы и трудоустройству, способные в наибольшей степени удовлетворять одновременно требованиям эффективности и справедливости.

· Один из наиболее мощных институциональных факторов, влияющий на эффективность пассивной и активной политики, - интеграция трех ключевых функций: а) подбор рабочего места и работника; б) администрирование выплат пособий по безработице, и в) направление безработных на активные программы. В России служба занятости изначально создавалась на основе единства этих трех функций. В дальнейшем это единство следует сохранить.

· Делая, доступными услуги и программы службы занятости для всех безработных вне зависимости от риска перехода в длительную безработицу, такой подход сегодня не оправдан, особенно в условиях нарастающих финансовых ограничений. Необходимо перейти к системе подключения программ, особенно дорогостоящих, в зависимости от продолжительности периода безработицы и риска длительной безработицы.

· Некоторые активные программы, такие как создание рабочих мест или обучение, могут интерпретироваться как пассивные меры, если они используются или как “временное убежище” для безработных, или как средство повторной квалификации для возобновления права на получение пособия по безработице. Для устранения вероятности подобных ситуаций требуется надежная система внутренней оценки эффективности программ.

· Каждая из реализуемых программ должна быть результативна в трех ракурсах. Во-первых, программы должны быть полезны на индивидуальном уровне, возвращая конкретного безработного к занятости или сохраняя его контакт с рынком труда. Во-вторых, эффект от программ должен сказываться на целевой группе и на рабочей силе в целом. В-третьих, любые действия должны быть оправданы с точки зрения общественных затрат на них. Предварительная оценка эффективности программ подтверждает, что программы оказывают различное воздействие на индивидуальном, групповом уровне, а также на рынок труда в целом. Один и тот же результат действительно может быть достигнут за счет привлечения разных объемов ресурсов. Необходима более тщательная ориентация программ на целевые группы работников или проблемы рынка труда. Эти группы должны быть максимально четко выделены, а программы ориентированы на те проблемы целевой группы, которые можно решить с помощью реализуемых мер.

 

 


Литература

1.Архангельский Ю. Бідність, податки та економічне зростання [Текст] / Архангельский Ю. // Економіка України. – 2006. – №5 – с.63-71

2.Либанова Е.М., Палий О.// Рынок труда. /- К: Основы, 2004.-491 с

3.Махсма М.Б. // Экономика труда и социально-трудовые отношения. / - К: Аттика, 2005.-304с

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...