Церковь апостола Петра, 1721 г.
В живописной долине между двух высоких кряжей стоит церковь апостола Петра, построенная в 1721 году по проекту и чертежам Петра I. Крестообразный в плане, с колокольней и двумя восьмигранными куполами, завершающимися высокими пирамидальными шпилями. По мнению историков русской архитектуры является одним из первых образцов культового деревянного зодчества, выполненных в новых формах петровского барокко. Здание церкви подвергалось ремонту в 1832 и 1879 годах, реставрационные работы были проведены в 1949 и 1964 годах, но в целом сохранила свой облик. Сейчас оно является единственным в Карелии подобным памятником петровской эпохи и представляет историческую и архитектурную ценность. Архивные и краеведческие материалы 19 века свидетельствуют, что утварь для новой церкви была перевезена из небольшого деревянного храма Апостола Петра, построенного в 1702 году на Лодейнопольской верфи. В свою очередь на верфь многое из утвари поступило по приказу царя из Александро – Свирского монастыря. Кроме утвари на курорт в 1721 году из Лодейнопольской церкви был доставлен иконостас, включая декоративное убранство. Представители царской семьи дарили в церковю изготовленные собственными руками вещи: Екатерина Первая – вышитые поручи, Петр Первый – подсвечники. Перед иконой «Тайная Вечеря» висело костяное паникадило работы царя, вывезенное в 1730 году по приказу Анны Иоанновны в Петербург. В интерьере церкви сохранились двухъярусный иконостас с 14 иконами и резными украшениями начала XVIII века, деревянные подсвечники работы Петра I и две оригинальные чугунные обогревательные печи, отлитые в то же время на Петровском заводе (было три). Большой историко – художественной ценностью обладает иконостас – он небольшой, двухярусный. Часть икон выполнена в традиционной темперной технике, иконы второго ряда написаны на холсте масляными красками. Среди икон местного ряда находится икона Святого Петра. Икона воспринимается как картина с двумя сюжетами – «Христос, передающий ключи от Рая Апостолу Петру» и «Хождение по водам». Трактовка обоих сюжетов подчеркивает связь Петра с темой моря и флота. Тема чудесного исцеления звучит в иконе «Богоматерь Всех скорбящих радости», но была утрачена в годы ВОвойны. Убранство иконостаса отражает традиции барокко, складывающие в то время. Иконостас насыщен резьбой и скульптурными деталями.
5. ПОСЕЛЕНИЯ И ЗАНЯТИЯ МЕСТНОГО НАСЕЛЕНИЯ В 18 – 19 ВЕКЕ.
Для того, чтобы построить избу хозяин поднимал с крохотного поля тысячи камней и складывал их в длинные каменные ограды, за которыми начинались безбрежные леса, богатые охотничьи угодья, кормившие и одевавшие мужика. Маленькие поселения вырастали в основном на местах рыбных и охотничьих промыслов. Была при этом у стариков и забота о будущем своих сыновей. Когда парни вырастут и обзаведутся своими семьями, им тоже потребуется простор для жизни. А с соседями нередко возникали споры из-за промысловых угодий. Кроме того, считали, что с порога дома должна быть слышна глухариная песня. Дома строили добротные. Строительный материал – брёвна толщиной 70-80 сантиметров – поражали воображение. Ещё более внушительными были самые нижние. В Карелии строились дома трех видов: 1. «Брусом», когда жилье, сени и двор сарай поставлены друг за другом и образуют прямоугольный брусок, перекрытый двускатной симметричной крышей. 2. «Кошелем», в которых двор – сарай примыкает к боковой стене жилья и здание перекрыто двускатной несимметричной крышей: скат под сараем более пологий. 3. «Глаголем», когда хозяйственная часть расположена сбоку и позади жилья и здание в плане напоминает букву «Г».
Помочь – бесплатная помощь соседей, применялась при постройке домов лицам духовного звания или семьям, пострадавшим при пожаре. Часто прибегали к услугам артелей плотников. Артель составлялась из 7 человек во главе с мастером. Мастер должен был иметь полный набор инструментов и досконально знать мастерство и магические основы дела. Работу по изготовлению сруба нельзя было начинать в выходной, в среду и в пятницу (постные дни), в понедельник (все затянется надолго), в праздник. Благоприятно было время новолуния.
Не менее важным и в практическом и в ритуальном отношении был выбор места строительства. Счастливым считалось то место, где животное не просто останавливалось, а легло на землю (чаще всего речь идёт о корове). На месте, выбранного для дома, будущий хозяин мог произвести ряд магических обрядов. Например, мог положить на ночь на землю кусок шерсти под сковороду (роса – к добру), насыпать по углам и в восточный угол сруба из одного или трёх венцов зерно или положить крест- накрест щепки с первого бревна (если не тронуты – к добру). Иногда с места брали землю и клали под подушку, чтобы увидеть какой будет жизнь в новой избе. Выкапывая яму для котлована под сруб, будущие жильцы следили за тем, чтобы в земле не осталось корней деревьев. Считалось, что недосмотр приведёт ко всякого рода несчастьями, и в конечном счёте, к гибели членов семьи. В некоторых домах следили за тем, чтобы под дом не забили осиновый кол, что якобы приводило к таким же последствиям. Под место будущей печи иногда закладывали веточку можжевельника, очистительная магия которого общеизвестна. Плотники перед окончательной сборкой сруба привозили и высушивали мох, за что их полагалось угощать водкой «плотники с мохом, хозяева с полуштофом». Делалось это из опасения, что вместе мохом они привезут болотную кикимору. На сваю или камень под восточный угол венца обязательно клали одну или несколько медных монет как выкуп «хозяину» земли. В угол священного дома хозяин ставил выструганный наскоро крест, где тот и оставался на всё время строительства. Когда дом заселяли. Крест прибивали на лицевую стенку около красного угла, где он и весел, пока не разрушался от времени. Можно предположить, что крест заонежан когда-то заменялся живым деревцем – рябиной. Рябина – святое дерево. В рунах поётся:
Святы во дворах рябины, На рябинах святы ветки, Святы паветки на ветках, Ягодки на тех побегах. Считалась, что рябину нельзя зря обижать. Причём, к этому относились настолько серьёзно, что один из стариков рассказывал: - Есть у меня одна ветка на примете, вот присматриваюсь, когда засыхать начнёт. Она-то, похоже, мой черёд и укажет. Когда у нашей рябины засох один ствол, – умер дед, потом, через много лет, засох другой – умер отец. А теперь, глянь-ка, вон та ветвь, с краю, засыхать начнёт. Вот меня с собой и уведёт. Дом надо было построить за лето, если не успевали поставить крышу, то за зиму там могла поселиться нечистая сила. Такой дом уже не достраивали. Домового приносили из старого дома ночью, сметали мусор, а вместе с ним и домового. На первую ночевку в доме оставляли кошку или петуха. Если утром находили животное, забившимся под лавку, то проводили дополнительные очистительные обряды.
Хозяйство карел исторически сложилось как комплексное, т.е. помимо древнейших занятий – охоты, рыболовства и собирательства – они занимались земледелием, животноводством, домашними промыслами и ремеслами, отхожими промыслами (лесоразработками, извозом, коробейничеством) и пр. Земель, удобных для ведения сельского хозяйства, в Карелии было крайне мало, т. к. основную их часть составляли болота, леса, озера. Климатические условия также были малоблагоприятны для земледелия. Господствующей формой земледелия оставалось трехполье. Полевые угодья крестьян представляли собой небольшие участки земли, разбросанные в разных местах вокруг селений. Широкое распространение у карел издавна получило подсечно – огневое хозяйство, сохранившееся вплоть до начала ХХ века. Разработка подсеки требовала больших усилий – всем членам большой семьи хватало работы, тяжелой, изнурительной, о чем говорят карельские пословицы: «На подсеке всем хватит работы», «Перед хлебом попляшешь, прежде чем на стол положишь». Под ниву (пал) выбирали возвышенное место, преимущественно заросшее лиственным лесом, в начале лета вырубали топором и косарями деревья и кустарник, складывали их в кучи, а через год сжигали. Во избежание распространения пожара округ участка выкапывали неглубокий ров. Золу равномерно распределяли по участку. Вокруг участка делали изгородь, чтобы скот не потравил посевы.
Животноводство – неизменный спутник земледелия. Скот разводился для получения не только продуктов питания, но и ценнейшего органического удобрения – навоза. У карел издавна были распространены местные породы скота: низкорослые (до 7 пудов весом), преимущественно комолые коровы, дающие в сутки 2-4 литра молока, лошади – малорослые малосильные, но легкие на ходу, грубошерстные овцы. Свиней карельские крестьяне держали в небольших количествах, и то лишь в южной и средней Карелии, причем мясо в пищу не употребляли, а использовали только щетину на выделку щеток для чесания льна. Кур держали также в небольших количествах В некоторых деревнях Карелии (Сегозерье) до сих пор помнят ряд запретов, связанных со скотом. Например, когда хозяйки утром гонят скот в лес, они никогда не здороваются со встречными и друг с другом, увидев в лесу свою корову, хозяйка не должна признавать ее и тем более ласкать, войдя в дом после дойки коровы, хозяйка здоровается с присутствующими только после того, как вымоет руки, молоко не продают после заката солнца, после отела коровы и т.п.
Огромную роль играло в жизни карел рыболовство. И здесь без многочисленных примет и обрядов не обходилось. Когда выезжали на рыбалку, лодку поворачивали по солнцу, если хотели рыбу поймать. Закинув удочку, поизносили заговор типа: Тронь уду, схвати иголку, Заглотни крючок железный. Моя леска гладкая, Моя наживка сладкая. При этом не успевали закончить свой заговор, как из воды вытаскивали здоровенного «лаптя». Когда варили уху, примечали: если из котелка поднимется рыбий хвост, то от завтрашней рыбалки толку не жди. А если голова высунется, клёв будет хороший. Старики велели: В год дождливый - ловят сетью. Тянут неводом – в сухой. Другая поговорка советует: Не кичись своим уловом, Хвастай доброю коровой. Это значит, что улов следовало всегда преуменьшать, «сетовать». Традиционным ответом на расспросы любопытствующих было: «Да вот – ёухикас наберётся» (ёухикас – рукавица неводчика, связанная из конского волоса, очень удобная: вынул из воды – в тот же миг сухая). На вопрос богатый ли улов, можно было получить и такой ответ: «Если мелко покрошить, понюшка каждому выйдет». Ответ звучал совершенно естественно, – ведь каждому карелу знакома старая истина:
Холод губит жито в поле, Ну а сглаз рыбёшку в ламбе. Во всех рыбацких делах больше всего остерегались завистливого глаза. Улов нельзя было показывать никому. Вокнаволоцкая пенсионерка рассказывала, что, будучи маленькой девочкой, она по недоумию спросила у соседей много ли наловили рыбы. Соседка её ответила: «Да было, кажись, несколько вершковых щурят». А как пошла она на двор, поглядеть, как улов делят, так и рот разинула: щучищи – что кровати, и сложены высоченными поленницами. Если рыбаку изменяла удача – значит, кто-то сглазил снасти. Тут уж без колдовства было не обойтись. Невод заговаривали «на кострах желны носатой». Доя этого мотню, или кошель, невода растягивали на суше, распускали конец мотни и трижды проходили через неё с черпаком, в котором горел ритуальный огонь из принесённого водой сора и бересты с трухлявого пня. Самый простой способ избавиться от сглаза, известен и сейчас. Помогают колдовские слова, которые при спуске снасти в воду надо произнести в экстазе гнева, ожесточённо отплёвываясь: Дым в глаза тебе завистник, Сажу в нос тебе, колдунья! Сгинь, исчезни, сглаз, отсюда! В основном рыбачили неводами, – для плетения сетей не было нитки. Коноплю сеяли в каждом доме, её обрабатывали и пряли пеньковую нитку. Но сетей из такой нитки не сплетешь. По окончании путины сети окуривали дымом в банях и затем вешали на крышу, объясняя это тем, что тогда «сетей мыши не порежут и моль не поест». Так как ряпушка и сиг, не всегда были в своём озере, рыбачили на других озёрах. По берегам этих озёр было построено множество избушек, бань и амбаров. Осенний улов засаливали в ушатах и оставляли в избушках дожидаться санного пути. Здесь же оставляли и ягоды. Во многих местах, где были хорошие уловы, по берегам «карсикко» стоят. Старые люди всегда сосну карзали напротив того места, где хорошая тоня была. Ещё до замета обещали, что если много будет рыбы в неводе, сделают «карсикко». Ремесло шитья лодок веками передавалось в каждой семье от отца к сыну. Причём местные жители намётанным глазом могли определить руку мастера.
Карелы издавна занимались добычей лесного зверя и дичи. Каждая семья имела свою территорию для охоты, так называемый «путик», охватывавшую десятки километров и представлявшую в плане замкнутый круг. Эта территория передавалась по наследству из поколения в поколение. Здесь часто крестьянин делал подсеку, ставил избушку для хранения дичи. Территория «путика» определялась по личным клеймам владельца – хозяина, которые ставились на деревья, орудия труда, скот. Орудия охоты у карел отличались многообразием. На дичь и мелкого пушного зверя ставили силки из конского волоса с пеньковыми концами, надетыми на можжевеловую дужку. Осенью каждый охотник ставил по 300 – 400 силков и держал их до первого снега. На медведя, лисицу, куницу, горностая, белку, дикого оленя, лося охотились с собакой. Зверя били из ружья-«малопульки».Карельские стрелки отличались большой меткостью: тот, кто делал 1 промах из 10 выстрелов, считался плохим стрелком. «Малопульки» делались чаще всего самими крестьянами. Не случайно в Олонецкой губернии сложилась такая поговорка: «Ствол от Щукина, ложе с Лыкина, замок с Казани, курок с Рязани, а забойник (шомпол) дядя из полена сделал». Для охоты на медведя использовали рогатину. Около выслеженной берлоги устраивали на деревьях настил из досок, где охотники с ружьями ждали, когда их товарищ, оставшийся у берлоги, потревожит медведя рогатиной. Медведь у карел особо почитался, его в народе очень боялись. Слово «медведь» в семье карела никогда не произносилось, оно имело массу самых различных замен. Старались не вспоминать медведя во время святок, считалось, что тот, кто забывал об этом, «мог поплатиться своим скотом в летнее время». Когти и зуб медведя входили а арсенал оберегов, медвежью лапу использовали в народной медицине. Особенно ценным при лечении нарывов считался жир, взятый с медвежьего сердца.
Охота на пушного зверя была почетным занятием мужчин, а сейчас «пушнину» выращивают в специализированных хозяйствах, одно из которых у нас на пути.
Село Кончезеро Кончезеро – одно из старейших сел Карелии. История Кончезера, как и история Петрозаводска, началась с закладки в начале 18 века одного из четырех Олонецких казенных заводов, построенных в Карелии по указу Петра 1 для ведения Северной войны и обслуживания рождавшегося Балтийского военно-морского флота. Кончезерский завод был построен в 1706-1708. Первоначально завод функционировал только как медеплавильный, а с 1719 года – и как чугуноплавильный. Медная руда для него добывалась на северном конце Пертозера, недалеко от берега. В деревне Мартнаволок сохранилась штольня, дающая представление о способах и условиях добычи медной руды. Железная руда для завода добывалась частично в Укшезере. Добыча ее производилась с плотов черпаками, укрепленными на длинных шестах. На берегу руду сваливали в кучи, обжигали и затем доставляли на завод. К 1719 году в состав предприятия входили: плотина на р.Викше, медеплавильня с двумя печами, домна для выплавки чугуна, молотовая мастерская и др.постройки. Корпус завода представлял собой обширную деревянную постройку. В качестве двигательной силы использовался напор воды Пертозера. Вокруг завода возникла рабочая слобода, послужившая основой для формирования в 18-19 вв. села Кончезеро. С окончанием Северной войны в 30-е годы 18 века остальные Петровские заводы были закрыты, но Кончезерский продолжал действовать. После постройки в 1754 году медеплавильного завода в Петровской слободе выплавка меди на нем была прекращена. Первоначальные постройки завода сгорели в 1793 году. Тогда же был сооружен новый каменный корпус доменного цеха с двумя домнами, в начале 19 века к нему сделали две кирпичные пристройки для формовых отделений. В 60-х годах 19 века вошел в строй второй доменный корпус, после чего производство чугуна достигло 60 тыс.пудов. Продукция в виде болванок отправлялась на Александровский завод. Только в 1905 году в условиях экономического кризиса нач.ХХ века Кончезерский завод был закрыт. Историческая часть села сохранила до наших дней масштаб и характер старинной заводской слободы. В центре села находятся сохранившиеся каменные заводские корпуса, построенные по правилам промышленной архитектуры 18 века в стиле классицизма. Корпуса прямоугольной формы, стены сложены из тесаного камня и кирпича с рустованными углами. Проемы с полуциркульным верхом архитектурно оформлены, верхние окна круглые. Расположены корпуса параллельно друг другу, на склоне рельефа от озера Пертозеро к Кончезеру. Оба корпуса в настоящее время окружены поздними пристройками, превратившими все сооружение в единое производственное здание, которое использовалось в качестве производственных мастерских совхоза «Кончезерский». Кроме двух корпусов от первоначального завода сохранились остатки тоннеля (вход и выход), по которому вода из Пертозера подавалась на лопости вододействующего колеса. Рядом сейчас работает форелевое хозяйство. Рядом с заводскими корпусами у дороги расположена заводская часовня-беседка, построенная во П половине 19 века. Она занимает одну из лучших видовых точек на оз.Кончезеро. Часовня представляет деревянный восьмерик на каменном цоколе, увенчанный низким колпаком. Этот небольшой храм построен в стиле эклектики, сочетая в оформлении элементы классицизма и готики. В 1930-е годы было полностью уничтожено культовое оборудование интерьера, сломан крест, зашиты окна. В настоящее время мало кто отожествляет это сооружение с культовой постройкой. Недалеко от строений завода находится упомянутая в начале статьи Троицкая церковь. Она была построена горным ведомством в 1865-1866 годах специально для обслуживания заводского населения. Строительство осуществлялось на казенные средства при участии частных жертвователей по образцу лондонской придворной часовни и по проекту того же архитектора. Церковь отличалась своеобразной архитектурой, не совсем характерной для традиционных православных храмов, и художественным письмом икон. В храме находились несколько старых риз из марциальноводской церкви, сшитых императрицею Екатериной1. Длительное время в церкви хранилось свыше 10 икон, написанных знаменитым русским художником Ильей Репиным, а также другими художниками-передвижниками: Иваном Крамским, Фирсом Журавлевым, Александром Морозовым. Иконами они были только по сюжету и по местоназначению, а по существу представляли выполненные с большим мастерством картины. В Центральном государственном архиве Республики Карелия сохранились чертежи церкви и сведения о ее сооружении. О моменте освещения церкви 2 сентября 1866 года протоиерей Александро-Невской горно-заводской церкви Александр Надежин писал, что освещение храма Святой Живоначальной Троицы было торжественно… Иконостас красивой работы с позолотой, иконы отлично-художественной работы, а по вместимости и украшению Кончезерская церковь могла бы быть пригодна и в городе. В настоящее время церковь мало подходит под описание того времени. Жители Кончезера помнят, что в советское время здание церкви долгое время использовалось под склад. В 1980-е годы склад был закрыт и пустующее здание начало активно разрушаться. И хотя специалисты давно определили историческую и архитектурную ценность этого строения, приостановить процесс разрушения из-за нехватки средств было трудно. Ситуация изменилась с созданием прихода храма Святой Троицы. Здание церкви оказалось востребованным по прямому назначению. По инициативе прихода за счет привлеченных средств были выполнены работы по закрытию кровли от протечек. Начался процесс поиска средств для проведения реставрационных работ. Первый этап – это разработка проекта реставрации церкви, стоимость которого составляет 1,2 млн.рублей. В 2007 году был создан Попечительский Совет храма, сопредседателями которого являются Архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил и глава местного самоуправления Кондопожского района В.П.Бессонов. Из муниципального бюджета в текущем году было выделено 600,0 тыс.рублей для выполнения проектных работ. Глава Республики Карелия С.Л.Катанандов по обращению Министерства культуры и по связям с общественностью РК принял решение о софинансировании работ, выделев на эти цели 300,0 тыс. рублей из республиканского бюджета. Часть проектных работ, в частности инженерно-геологические изыскания, будут оплачиваться за счет благотворительных средств. Заказчиком проекта является Администрация местного самоуправления Кондопожского района в рамках работы, направленной на оздоровление социальной обстановки в районе. Разработчиком проекта на конкурсной основе определено ЗАО «Лад» (автор проекта В.Г.Копнин). После завершения проектных работ в 2008 году будет рассматриваться вопрос о начале реставрации храма. В настоящее время Кончезерский приход во главе с отцом Сергием направляет свои усилия на восстановление еще одного исторического объекта села. Старинный жилой дом, стоящий недалеко от церкви, приход получил в пользование для развития своей деятельности: устройства жилья для настоятеля храма, домовой церкви, небольшой гостиницы для паломников. Дом был построен в 19 веке для семьи лавочника и в свое время представлял значительный по размеру дом-комплекс, до наших дней сохранилась только передняя часть дома, задняя (хозяйственная) утрачена. Здание привлекает внимание нетрадиционным для прионежского села объемным решением в «городском» стиле: сруб двухэтажного дома завершает высокий мезонин с резным балконом, на котором сохранились следы росписи. Восстановление этого дома рядом с церковью украсит историческую часть села. Не остались сегодня без внимания и сохранившиеся корпуса Кончезерского завода. Пустующие ныне исторические постройки приобрел в собственность местный предприниматель Ю.Ю.Михалев. Вопрос об использовании этих объектов, в том числе в культурно-просветительной целях, в настоящее время находятся в стадии обсуждения. Слева от села озеро Пертозеро. Пертозеро. Название расшифровывается как избушка, дом. Длина озера 16 км, ширина – км. Озеро глубокое - до 37 м, на нем 10 островов, водится 14 видов рыб. Через протоку Пертозеро соединяется с Кончезером. Образуется целая Кончезерская система из 3 озер протяженностью 40 км. Озера расположены уступом, продолжая одно другое. Чупа. Переводится как «угол, тупик». 6. МЯГКОЕ ЗОЛОТО КАРЕЛИИ.
Впервые в Карелию звери были завезены в совхоз «Повенецкий» в 1931 году. Это были серебристо – черные лисицы. Несмотря на трудности их разведения новая отрасль быстро развивалась. Во время ВОвойны все зверовофермы Карелии были уничтожены. После войны появляются три звероводческих совхоза: «Таунандский», «Ладожский» и «Повенецкий». В первые годы в них разводили кроликов, с 1950 года стали разводить норок, а затем голубых песцов. Первые попытки разведения цветных норок были предприняты в 1930 – х годах в США. Удалось получить голубых, сапфировых норок. А карельские звероводы из зверосовхоза «Куйтежский» даже вывели норок с пятнистыми шкурками, которых выставили в Лондоне 1 1988 году. Манто из шкурок пятнистой норки получило тогда первый приз. К 1990-м годам в Карелии насчитывалось 20 звероводческих совхозов, с перестройкой налаженная система стала разваливаться и сейчас еще переживает резкий спад производственной и финансово-экономической деятельности. Так, условное поголовье зверя уменьшилось почти в 10 раз. Стадо норки с 270 тыс.голов сократилось до 11 тыс. Реализация всех видов шкурок, кроме серебристо-черной лисицы, стала убыточной. Более, чем в 4 раза уменьшилась среднегодовая численность работающих в этой отрасли. С учетом названных и других факторов, Правительство РК своим постановлением "О программе развития отрасли звероводства в Республике Карелия на 2000-2003 годы" утвердило одноименную программу. Подчеркнем, что подобного рода документов нет пока ни в соседних северо-западных регионах, ни в целом по России. Названная программа позволит сохранить рабочие места в 8 зверохозяйствах, восстановить поголовье самок норки и производство молодняка, повысить качество пушнины и увеличить выручку от ее реализации. По последним данным поголовье зверей укомплектовано следующим образом: норка – 12 тысяч самок (плюс молодняк 22 тысячи), песец – почти 7 тысяч(плюс молодняк 36 тысяч), лисица – 1400 самок (плюс молодняк 4 тысячи), енот - 135 (плюс молодняк 400). Положительные результаты стали возможны благодаря реализации программы Правительства РК по восстановлению звероводческой отрасли на 2000-2003 годы. Ее дальнейшее осуществление позволит увеличить производство пушнины, сохранить и одновременно увеличить рабочие места в хозяйствах. Деревня Вороново. Пересекает река Суна, здесь еще Александр Второй пересаживался на лодку, чтобы доплыть до Кивача. В Вороново было первоклассное молочное хозяйство с единственной в Карелии бригадой дояров – мужчин. Деревня Березовка. Название объясняет симпатичная березовая роща на подъезде к деревне. Когда – то здесь был большой зверосовхоз, выращивающий четыре вида норки. 7. ОХРАНА ПРИРОДЫ – ВАЖНЕЙШАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА.
Карелию называют "легкими Европы", на её территории находятся обширные участки первозданных лесов, незатронутых хозяйственной деятельностью человека. В силу своего разнообразия она обладает многими природными территориями и объектами, представляющими повышенный научный, природоохранный, рекреационно-туристский интерес и требующими поэтому особой охраны. К настоящему времени в республике официально выделено 170 особо охраняемых территорий разного статуса, включая 2 заповедника – Кивач и Костомукшский, 2 национальных парк – Паанаярви и Водлозерский, 1 природный пар – Валаамский архипелагк, 47 заказников, 107 памятников природы, 1 ботанический сад.
Заповедник – это природоохранная территория, имеющая цель- сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. На территории заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования, особо охраняемые природные комплексы и объекты, имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.
Заповедник «Кивач» - первая охраняемая территория Карелии. Он создан в 1931 году с тем, чтобы оставить в неприкосновенности один из красивейших кусочков карельской тайги, защитить от рубок леса, прилегающие к водопаду, именем которого он и назван. Вначале это был небольшой лесной массив, площадью 2 тыс. га, впоследствии, в 1947 году, площадь заповедника была увеличена и составляет сейчас около 10 тыс. га, или примерно 100 км2. Наибольшая протяженность территории с севера на юг равна 12 км, с запада на восток – 14 км. Государственный природный заповедник «Кивач» является некоммерческой бюджетной организацией и находится в ведении отдела ООПТ Управления охраны окружающей среды и экологической безопасности при Министерстве природных ресурсов Российской Федерации. По административному делению расположен в Кондопожском районе Республики Карелия, занимая лишь около 2 % его территории, примерно в 20 км от г. Кондопога и в 80 км от г. Петрозаводска.
На территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном заповеднике. Никаких хозяйственных работ здесь не ведётся. Здесь разрешается работать только учёным, которые занимаются: осуществлением экологического мониторинга, выполняют научно-исследовательские задачи, включая ведение Летописи природы; ведут эколого-просветительскую работу.
Кивач" - типичный лесной заповедник, в котором охраняются природные комплексы средней тайги. На его сравнительно небольшой территории представлены почти все формы карельского рельефа, что предопределяет богатство растительного покрова. Большая часть заповедника (81,7 %) покрыта лесами. Преобладают 200 - 250- летние сосняки, значительными массивами представлены и разновозрастные ельники. Встречаются также лиственные насаждения и небольшие болота. Всего во флоре "Кивача" насчитывается свыше 600 видов сосудистых растений. Из деревьев больше всего сосен 42%, елей 32%. Среди лиственных пород на первом месте берёза 18,7%, осины меньше 6,7%. Есть немного чёрной и серой ольхи. Единично встречается липа мелколистная. Средний возраст лесов – 120 лет. В Сопохском бору встречаются деревья которым по 350 лет! Эти сосны - великаны выстой до 30м. и диаметром ствола до 1м. Возраст ельников – от 40 до 220 лет, березняков – от 60 до 220 лет. С древнейших времен сосна считается лучшим строительным материалом. Ель используется для изготовления бумаги и дек для музыкальных инструментов. Из березы делают лыжи и мебель. Лес и здоровье – неразрывные вещи. Деревья выделяют в воздух фитонциды, которые убивают в воздухе болезнетворных микробов. Богаты леса лекарственными растениями. Леса оказывают огромное влияние на состояние водоемов и почв: корневая система деревьев препятствует смыванию почв водой и образованию оврагов. За счет медленного таяния снега в лесу почвы увлажняются и держат влагу. Летом леса охлаждают воздух окружающей территории и оказывает смягчающее влияние на климат.
Разнообразна растительность болот. Украшают болота цветущие яртышники, «раковые шейки», пушица. В более сырых местах – вахта трёхлистная. По окраинам болот цветёт крушанка. Из травянистых растений можно встретить ландыш, седмичник, сочевичник.
Карелия богата пищевыми растениями: ягодами и грибами. Из ягод отметим бруснику, чернику, морошку, голубику. Близ жилых и заброшенных деревень можно встретить заросли малины. В Южной Карелии местами обильна земляника, смородина. Средние даты начала созревания черники в Северной Карелии колеблются в пределах 20-30 июля, в бассейнах Сегежи, Онды, Выга — 15-20 июля, в южной Карелии — 5-15 июля. Малина поспевает позже на 20 дней, а брусника — на месяц.
Разнообразен и животный мир, включающий 48 видов млекопитающих, 202 - птиц, 3 - пресмыкающихся, 4 - земноводных, 20 рыб и тысячи видов беспозвоночных. Все они - и растения, и животные - являются типичными таежными видами. Наряду с типичными среднетаёжными видами (белка, заяц-беляк, медведь, лось, рябчик, глухарь) здесь обитают представители лесной и лесостепной зоны (полёвка, козодой, пустельга, чечевица) и северо-таёжные (землеройка, красная полёвка, трёхпалый дятел). Всего – 48 видов млекопитающих, 185 видов птиц, 5 видов земноводных, 3 вида рептилий и 18 видов рыб. Самый крупный зверь заповедника - лось. Самое крупное животное – лось (крупные самцы достигают 500 кг веса). Интерес представляет образ жизни лося. Рацион питания его включает 360 видов трав, поэтому лосей очень трудно содержать на фермах – невозможно обеспечить полноценное питание, поэтому лосей не содержат более 3 лет. Очень часто лоси бегут с ферм, ломая изгороди, т.к. не получают необходимого питания. Лоси очень любят хлеб, но накормить их хлебом невозможно, т.к. желудок даже маленького лосенка размером с ведро. После угощения лоси часто просят добавки, «теребя» кормящего копытом (представьте себе силу такого прикосновения). Лоси охотно едят грибы, причем не только съедобные с точки зрения человека, но и галюциногены, от которых впадают в транс. Лоси хорошо плавают и ныряют, особенно за водорослями, которые необходимы им для полноценного питания. Зимой лоси питаются корой осины и ивы, сгрызая ее со стволов нижними зубами, т.к. верхних зубов у них просто нет. Во время гона (в августе – сентябре) лес оглашается трубным ревом, самцы лося очень агрессивны, ведут борьбу за самку, но после спаривания быстро покидают ее и не принимают участия в воспитании лосят. Встречаются с самкой они через год, и охотники часто шутят, что во время отсутствия с самкой происходят различные события и ей есть что порассказать самцу, от чего у него отрастают рога. Считают, что по веточкам рогов лося можно определить его возраст, но они образуются не каждый год из-за сложных погодных условий, поэтому подсчет бывает неточным. В ельниках можно встретить медведя. На зиму медведи залегают в берлогу, но если не набирают вес, остаются шатунами. Волк и енотовидная собака заходят в заповедник редко, а вот лиса живёт здесь постоянно. Нередко встречаются следы рыси. Среди хищников наиболее многочисленны представители семейства куньих: лесная куница, горностай, ласка, американская норка, выдра и барсук. Многочисленны белки, зайцы – беляки.
Богато и разнообразно «птичье население» заповедника, среди которого доминируют воробьиные. Много вьюрковых, синицевых, трясогузковых, пёстрого дятла, рябчика. В тёмном ельнике и сосняке можно встретить самую крупную таёжную птицу – глухаря. Весной на лесных полянах и болотах проходят жаркие бои тетеревов – тетеревиный ток. Самая крупная таежная птица, очень древняя по происхождению – глухарь, вес взрослого самца до 6 кг. Тетерев размером примерно с курицу. Петухи их очень красивы – черные, краснобровые, бородатые у глухарей и с лировидными хвостами у тетеревов. Самки куда скромнее – пестрые, зато их трудно заметить, когда они плотно сидят на гнездах, высиживая птенцов. Гнезда устраиваются на земле. В апреле птицы собираются на токовища – это места брачных игр, любовных песен, демонстрации силы и красоты. Если тетерева всегда токуют на земле, то глухари в начале токования поют, расхаживая по ветке дерева. Песня глухаря тихая, своеобразная, и в экстазе пения несколько секунд он ничего не слышит. Места токов постоянны, и уничтожить их, кроме стихии, может только человек, вырубив на их месте лес или перестреляв всех птиц. Численность тетеревиных колеблется по годам. Самый маленький из
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|